Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Администрации
Смоленской области
от 13.03.2006 N 68
(в редакции постановлений
Администрации Смоленской области
от 09.09.2008 N 477,
от 11.09.2012 N 617,
от 28.09.2016 N 581,
от 25.02.2022 N 93)
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Смоленской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2010 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - приказ от 31.07.2020 N 578/365), областными законами "О защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере гражданской обороны".
1.2. В настоящем Положении определяются назначение, задачи, порядок задействования, поддержания в постоянной готовности и совершенствования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Смоленской области (далее - РАСЦО).
1.3. В настоящем Положении понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом от 31.07.2020 N 578/365.
1.4. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения Смоленской области.
1.5. На территории Смоленской области действующая РАСЦО создана и функционирует на региональном уровне функционирования Смоленской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС Смоленской области).
РАСЦО включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и ТП РСЧС Смоленской области, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС Смоленской области сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
РАСЦО взаимодействует с муниципальными автоматизированными системами централизованного оповещения населения (далее - муниципальные системы оповещения) и локальными системами оповещения, создаваемыми на объектовом уровне функционирования ТП РСЧС Смоленской области (далее - локальные системы оповещения), на основе принципа взаимодействия и должна технически и программно сопрягаться с ними.
РАСЦО должна соответствовать требованиям к системам оповещения населения, утвержденным приказом от 31.07.2020 N 578/365.
На РАСЦО оформляется паспорт по форме, определенной приложением N 2 к приказу от 31.07.2020 N 578/365.
Границами зон действия РАСЦО являются административные границы Смоленской области.
1.6. РАСЦО состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из:
- специальных программно-технических средств оповещения;
- средств комплексной системы экстренного оповещения (далее - КСЭОН);
- средств областного сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) в местах массового пребывания людей на территории Смоленской области;
- громкоговорящих средств на подвижных объектах;
- мобильных и носимых средств оповещения;
- обеспечивающих функционирование РАСЦО каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.7. В ОКСИОН используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
1.8. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, перечень которых утвержден нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
2. Назначение и основные задачи РАСЦО
2.1. РАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до населения Смоленской области, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС Смоленской области.
2.2. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до:
руководящего состава ГО и органов управления ТП РСЧС Смоленской области;
территориального органа федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, - "Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области";
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Смоленской области;
сил ГО и ТП РСЧС Смоленской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
населения, находящегося на территории Смоленской области.
3. Порядок задействования РАСЦО
3.1. Задействование по предназначению РАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Смоленской области и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Смоленской области.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС Смоленской области, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС Смоленской области сигнал оповещения и (или) экстренную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, подтверждают получение и немедленно доводят их установленным порядком до Губернатора Смоленской области, а также до органов управления и сил ГО и ТП РСЧС Смоленской области.
3.3. Решение на задействование РАСЦО принимается Губернатором Смоленской области или лицом, исполняющим обязанности Губернатора Смоленской области.
3.4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера Губернатором Смоленской области или лицом, исполняющим обязанности Губернатора Смоленской области, могут приниматься следующие решения:
об оповещении населения и задействовании сетей связи операторов связи для обеспечения передачи сигнала оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - сигнал оповещения и (или) экстренная информация), а также об определении зоны (территории) оповещения населения;
о выпуске в эфир (публикации) сигнала оповещения и (или) экстренной информации и задействовании редакций телеканалов, радиоканалов, печатных средств массовой информации и сетевых изданий, продукция средств массовой информации которых предназначена для распространения на территории Смоленской области, а также об определении зоны (территории) оповещения населения.
3.5. Передача сигналов оповещения и (или) экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах функционирования.
В автоматическом режиме функционирования РАСЦО включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РАСЦО осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС Смоленской области оповещают уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС муниципального и объектового уровней о необходимости проведения оповещения в ручном режиме, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС муниципального и объектового уровней осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.6. Приоритетным (основным) режимом функционирования РАСЦО является автоматизированный режим.
3.7. Передача сигнала оповещения и (или) экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее окончания передачи предыдущего сообщения).
3.8. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и (или) экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные сети связи;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
4. Поддержание в готовности РАСЦО
4.1. Поддержание в состоянии постоянной готовности РАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти Смоленской области, по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Готовность РАСЦО достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования РАСЦО;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) РАСЦО, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на РАСЦО технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности РАСЦО;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, РАСЦО.
Эксплуатационно-техническое обслуживание РАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом от 31.07.2020 N 579/366.
Организация и обеспечение эксплуатационно-технического обслуживания РАСЦО осуществляются смоленским областным государственным бюджетным учреждением "Пожарно-спасательный центр" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. С целью контроля за поддержанием в готовности РАСЦО организуются и проводятся следующие виды проверок:
технические проверки готовности к задействованию РАСЦО, в том числе КСЭОН, без включения оконечных средств оповещения населения;
комплексные проверки готовности РАСЦО, в том числе КСЭОН, с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
4.3. Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО и комплексные проверки готовности РАСЦО проводятся в соответствии с требованиями приказа от 31.07.2020 N 578/365.
4.4. По решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Смоленской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РАСЦО, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
4.5. Решение о совершенствовании (модернизации, реконструкции) РАСЦО принимается Администрацией Смоленской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Смоленской области от 25 февраля 2022 г. N 93 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.