Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Главы Республики Крым
от 11 сентября 2014 года N 272-У
(в редакции Указа
Главы Республики Крым
от 25 февраля 2022 года N 34-У)
Инвестиционная декларация Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инвестиционная декларация Республики Крым (далее - Декларация) разработана в целях:
1.1.1. создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Крым;
1.1.2. достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с инвестиционной деятельностью на территории Республики Крым, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
1.3. Республика Крым создает благоприятные условия для субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Крым в соответствии с действующим законодательством, а также оказывает государственную поддержку при реализации инвестиционных проектов.
2. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Крым
2.1. Перспективами развития Республики Крым, которые помогают инвестору принять решение о вложении инвестиций в инвестиционные проекты, планируемые к реализации на территории Республики Крым, являются: действие на территории Республики Крым свободной экономической зоны; развитие общественной инфраструктуры за счет средств федеральных целевых программ, государственных программ; развитие промышленной инфраструктуры путем создания индустриальных парков широкого профиля специализации; оказание финансовой поддержки путем предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов; реализация мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (программа "Стимул") в рамках регионального проекта Республики Крым "Жилье".
2.2. Главной целью инвестиционного развития Республики Крым является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития не менее 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
2.3. Инструментами для достижения главной цели инвестиционного развития Республики Крым является:
- привлечение инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет средств федерального бюджета) в Республику Крым в размере не менее 800 млрд рублей во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 апреля 2021 года N Пр-536;
- увеличение объема экспорта Республики Крым;
- внедрение системы поддержки новых инвестиционных проектов в Республике Крым ("Региональный инвестиционный стандарт");
- развитие инновационных отраслей экономики Республики Крым;
- увеличение объема частных инвестиций;
- создание и развитие индустриальных парков на территории Республики Крым;
- повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым;
- повышение уровня жизни населения;
- повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Крым;
- содействие увеличению общего объема профессиональной подготовки кадров.
3. Ключевые характеристики Республики Крым
3.1. Республика Крым является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов Российской Федерации, что обусловлено рядом конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития субъекта.
Так, с помощью анализа социально-экономического развития Республики Крым и Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 можно выделить следующие сильные стороны Республики Крым:
- выгодное экономико-географическое положение региона;
- действие льготного режима Свободной экономической зоны в пределах всей территории Республики Крым;
- благоприятные агроклиматические ресурсы (теплообеспеченность, плодородные почвенные ресурсы);
- разнообразные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные ресурсы (субтропический тип климата, высокое количество солнечных дней, протяженная пляжная линия, наличие и использование ресурсов лечебных грязей и минеральных вод, различные природные и культурные ландшафты, благоприятная экологическая ситуация на большей части полуострова, большое количество объектов культурного, исторического (в т. ч. военно-исторического) и архитектурного наследия, сохранение языка, культуры и традиций коренных народов Республики, широкий спектр санаторно-курортных и туристских организаций);
- наличие компетенций (высокий уровень образования населения, а также широкий спектр квалифицированных специалистов в разных сферах позволяет осуществлять деятельность практически во всех областях экономического развития);
- наличие запасов горно-химического сырья, природного газа, сырья для производства строительных материалов, ресурсов для развития возобновляемой энергетики.
Республика Крым является уникальным и стратегически важным регионом Российской Федерации за счет наличия промышленного, сельскохозяйственного, туристического и рекреационного потенциала.
Таким образом, наличие соответствующего потенциала, целого ряда конкурентных преимуществ и благоприятного инвестиционного климата создают необходимые условия для эффективной реализации в Республике Крым крупных инвестиционных проектов.
3.2. В Республике Крым создана развитая инженерная и транспортная инфраструктура.
Территория региона обеспечена сетями инженерной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить энергоресурсами не только местное население, но и свободными мощностями для реализации проектов в перспективных отраслях экономики.
В свою очередь территория Республики Крым позволяет развивать такое перспективное направление как "зеленая энергетика" за счет климатической зоны региона и большим количеством солнечных дней в году.
Важно отметить, что регион обладает неисчерпаемым потенциалом альтернативных (солнечная энергетика, ветроэнергетика, пр.) источников энергии, и на сегодня данное направление входит как в республиканскую, так и во всероссийскую повестку, приобрело характер глобального экологического и экономического тренда.
На территории региона создан новый международный аэропорт "Симферополь", который позволил увеличить пассажиропоток, что благоприятно влияет на все сферы экономики республики.
Республика Крым имеет разветвленную транспортную сеть, которая включает в себя автомобильные пути федерального, регионального и местного значения, железнодорожные пути.
Так, в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" построена трасса федерального значения "Таврида", которая позволила сократить расходы на логистику предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предприятиям в рамках реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе.
Также трасса "Таврида" дала толчок в развитии придорожной инфраструктуры Республики Крым.
В свою очередь стоит отметить, что в Республике Крым широко развита сеть железнодорожного транспорта и появилась возможность проезда железнодорожного транспорта через Крымский мост, что также положительно влияет на экономику региона.
На территории Республики Крым функционируют 4 морских порта - Керченский, Евпаторийский, Феодосийский и Ялтинский, которые обеспечены необходимыми объектами инженерной инфраструктуры.
Указанные порты располагают инфраструктурой, необходимой техникой для перевалки грузов и оказания сопутствующих услуг, что дает возможность оказания широкого спектра погрузочно-разгрузочных работ с грузами, следующими в экспортно-импортном и каботажном направлениях.
Кроме того, два морских порта - "Феодосийский торговый порт" и "Керченский торговый порт" располагают подъездными железнодорожными путями и готовы осуществлять перевалку как с автомобильного транспорта, так и с железнодорожных вагонов.
В Республике Крым осуществляются мероприятия, направленные на создание готовых промышленных площадок с уже существующей обеспечивающей инфраструктурой, что существенно сокращает сроки строительства объектов, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и поступление налоговых отчислений в бюджет региона.
Уже сегодня в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63, в регионе ведется строительство двух индустриальных парков "Бахчисарай" и "Феодосия".
Индустриальный парк "Бахчисарай" общей площадью 97,25 га расположен в северной части городского округа Бахчисарай, вдоль автомобильной дороги федерального значения "Таврида". Расстояние до железнодорожной станции - 4 км, тип парка - greenfield.
Специализация индустриального парка - строительная промышленность, склады.
Индустриальный парк "Феодосия" общей площадью 122,37 га расположен в западной части территории городского округа Феодосия, на границе с Кировским районом вдоль автомобильной дороги регионального значения "Симферополь-Феодосия". Расстояние до железнодорожной станции - 14 км, тип парка - greenfield.
Специализация индустриального парка - производство, логистика.
При поддержке Совета министров Республики Крым создан первый государственный индустриальный парк "Джанкой".
Целью создания индустриального парка "Джанкой" на базе существующего имущественного комплекса является размещение предприятий малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности, создание условий для их эффективной работы по организации новых высокотехнологичных производств, создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, привлечения инвестиций, формирования условий для устойчивого долговременного социально-экономического развития территории, увеличения налоговых поступлений в бюджет региона.
Индустриальный парк "Джанкой" общей площадью 25,9 га расположен в южной части городского округа Джанкой, в промышленной зоне. Расстояние до железнодорожной станции - 0,45 км.
Тип парка - brownfield. Специализация индустриального парка - универсальная.
На территории парка расположены объекты недвижимости производственного, складского и административного назначения. Также на территории Индустриального парка "Джанкой" расположены железнодорожные пути.
С целью создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций в Республике Крым в республике реализуются мероприятия по созданию базы инвестиционных площадок государственной, муниципальной и частной форм собственности, находящихся на территории Республики Крым.
Ознакомиться с реестром инвестиционных площадок Республики Крым можно на "Инвестиционном портале Республики Крым" (далее - Инвестпортал), перейдя по ссылке https://invest-in-crimea.ru в разделе "Предложения".
3.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Крым. Наличие на территории Республики Крым преференциальных режимов.
Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с Законом Республики Крым от 2 июля 2019 года N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 624-ЗРК/2019), постановлением Совета министров Республики Крым от 07 октября 2014 года N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" (далее - Постановление N 368).
Закон N 624-ЗРК/2019 устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, в частности финансовая имущественная, организационная поддержка инвестиционной деятельности.
Постановлением N 368 предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в собственности Республики Крым, а также имущества, находящегося в собственности Республики Крым, для реализации проектов на территории региона в аренду без проведения конкурсных процедур.
Действенным механизмом государственной поддержки инвесторов на территории Республики Крым является свободная экономическая зона (далее - СЭЗ). Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривает ряд налоговых льгот и преференций, в частности:
- снижение ставки налога на прибыль организаций: федеральный бюджет - 0% на 10 лет; бюджет Крыма 6% или 13,5% (в зависимости от вида деятельности в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 61-ЗРК/2014 "Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым");
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;
- освобождение от уплаты земельного налога организациями-участниками СЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- сниженные взносы на социальное и пенсионное обязательное страхование работников в совокупном размере 7,6%;
- возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств;
- применение процедуры свободной таможенной зоны;
- возможность получения льготного кредитования для реализации инвестиционного проекта в приоритетных сферах развития Республики Крым;
- предоставление земельных участков без проведения торгов.
В целях повышения эффективности работы с инвесторами на территории Республики Крым внедряются эффективные механизмы поддержки бизнеса, что является существенными стимулами для инвесторов.
С целью внедрения новых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Крым планируется изменение нормативной правовой базы Республики Крым путем внедрения понятий масштабных и приоритетных инвестиционных проектов, и установления критериев таких проектов.
3.4. В Республике Крым соблюдаются сроки согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
В целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с исполнительными органами государственной власти Республики Крым, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов в Республике Крым планируется разработка и внедрение Свода инвестиционных правил, который будет включать в себя пошаговые алгоритмы ("клиентские пути") инвестора для решения типовых задач. В их числе - получение доступа к ключевым элементам инфраструктуры, получение земельных участков в аренду, получение разрешения на строительство, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект.
3.5. По итогам проведенного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" исследования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Республика Крым в 2021 году значительно улучшила свои показатели и заняла одиннадцатое место.
С целью максимально качественного предоставления инвесторам механизмов поддержки в Республике Крым осуществляет деятельность специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым.
В соответствии с Постановлением N 368 функции специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым осуществляет Акционерное общество "Корпорация развития Республики Крым" (далее - Корпорация развития Республики Крым), официальный сайт - https://kr82.ru.
Корпорация развития Республики Крым:
взаимодействует с исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, организациями и инвесторами по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
формирует и ведет реестр инвестиционных площадок, инвестиционных предложений;
сопровождает инвестиционные проекты, реализуемые или планируемые к реализации на территории Республики Крым, на безвозмездной основе согласно регламенту, определенному Советом министров Республики Крым;
обеспечивает информационное сопровождение и наполнение Инвестиционного портала Республики Крым.
3.6. Основными приоритетами инвестиционного развития Республики Крым являются:
3.6.1. определение базовых точек роста в муниципальных образованиях Республики Крым по отраслевому признаку;
3.6.2. цифровизация экономики Республики Крым;
3.6.3. повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым и уровня жизни населения;
3.6.4. увеличение доли перерабатывающих производств;
3.6.5. повышение доступности и качества социальной инфраструктуры;
3.6.6. развитие на территории Республики Крым передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017, для Республики Крым наиболее важными приоритетными и перспективными проектами являются проекты, направленные на:
- развитие человеческого потенциала;
- кластеризацию и диверсификацию местной экономики;
- создание инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие санаторно-курортного и туристического комплекса;
- решение инфраструктурных ограничений.
Также с целью обеспечения привлечения инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет средств федерального бюджета) в Республику Крым и г. Севастополь до 1 трлн рублей, во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 апреля 2021 года N Пр-536 специализированная организация в соответствии с Постановлением N 368 осуществляет сопровождение крупных инвестиционных проектов, влияющих на показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, определенных пунктом 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 23 июля 2021 года N 2 ММ-П16-18пр, отобранных заместителями Председателя Правительства Российской Федерации - кураторами федеральных округов и одобренных Председателем Правительства Российской Федерации.
К числу таких проектов относятся:
- "Строительство Курортного комплекса в границах городского округа Саки Республики Крым";
- "Многофункциональная комплексная жилищно-рекреационная застройка "Комплекс Прибрежный", расположенный в г. Саки";
- "Первый этап строительства нового микрорайона "Заводское".
3.7. В настоящее время в Республике Крым возникла необходимость развития инновационной деятельности, в том числе создание условий для развития инновационных структур, накопления и распространения инновационной информации, внедрения инновационных разработок.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Крым, Губернатора города Севастополя от 21 мая 2021 года N 695-рг/163-рг "О создании межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "МореАгроБиоТех" создана Автономная некоммерческая организация "Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "МореАгроБиоТех" (далее - АНО "НОЦ "МореАгроБиоТех"), направленная на создание экосистемы опережающего инновационного развития, обеспечивающей разработку, производство и вывод на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана и агробиотехнологий.
АНО "НОЦ "МореАгроБиоТех" создана для достижения следующих целей:
- предоставление услуг, направленных на организационно-техническое, методологическое обеспечение и кооперацию научного сообщества и бизнес-структур в реализации научных разработок в области развития продуктов и технологий в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации;
- создание условий для содействия развитию на территории Республики Крым передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности в области развития продуктов и технологий в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана, робототехнических комплексов, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации, включая создание и развитие сети уникальных научных установок и привлечение инвестиций в эту сферу;
- создание целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок, создания на территории Республики Крым научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов в области новейших достижений в морской сфере деятельности, освоении ресурсов мирового океана, робототехнических комплексов, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации;
- содействие повышению конкурентоспособности и созданию привлекательного для потенциальных инвесторов социально-экономического имиджа Республики Крым в сфере морской деятельности, освоении ресурсов мирового океана, робототехнических комплексов, агробиотехнологий и санаторно-курортной реабилитации;
- содействие активизации инновационной деятельности ВУЗов, научных организаций и предприятий Республики Крым, обеспечению их кооперации с бизнес-структурами (увеличение объема инновационной продукции, увеличение прибыли, повышение производительности труда, выходы на новые и формируемые мировые рынки).
3.8. На территории Республики Крым в традиционных отраслях экономики реализуется 1596 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 317 505,8 млн рублей, в рамках реализации которых планируется создание 69 744 рабочих мест.
В том числе в соответствии с Постановлением N 368 реализуются 227 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 210 017,9 млн рублей. По указанным проектам планируется создание 11 167 рабочих мест, в том числе по отраслям:
1) жилищно-коммунальное хозяйство: количество проектов: 4, общий объем инвестиций: 748,9 млн рублей; общее количество создаваемых рабочих мест: 266.
2) курорты и туризм: количество проектов: 40, объем инвестиций: 48 225,9 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 1 742;
3) образование: количество проектов: 2, общий объем инвестиций: 11.4 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 51;
4) промышленность: количество проектов: 30, общий объем инвестиций: 1 956,4 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 1 127;
5) связь: количество проектов: 1, общий объем инвестиций: 84,1 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 7;
6) сельское хозяйство: количество проектов: 54, общий объем инвестиций: 23 894,1 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 3 794;
7) спорт: количество проектов: 6, общий объем инвестиций: 716,9 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 187;
8) строительство: количество проектов: 39, общий объем инвестиций: 95 164,7 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 740;
9) топливо и энергетика: количество проектов: 2, общий объем инвестиций: 6 128,3 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 49;
10) торговля и услуги: количество проектов: 38, общий объем инвестиций: 5 574,3 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 1 305;
11) транспорт и логистика: количество проектов: 11; общий объем инвестиций: 27 512,4 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 1 899.
В рамках свободной экономической зоны на территории региона реализуются 1369 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 107 487,9 млн рублей. По указанным проектам планируется создание 58 577 рабочих мест, в том числе по отраслям:
1) жилищно-коммунальное хозяйство: количество проектов: 5, общий объем инвестиций: 117,9 млн рублей; общее количество создаваемых рабочих мест: 132.
2) санаторно-курортная деятельность: количество проектов: 135, объем инвестиций: 30 268,0 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 7 676;
3) рекреационно-туристическая деятельность: количество проектов: 12, общий объем инвестиций: 1 223,2 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 306;
4) промышленность: количество проектов: 213, общий объем инвестиций: 7 537,6 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 14 055;
5) связь: количество проектов: 2, общий объем инвестиций: 82.5 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 23;
6) сельское хозяйство: количество проектов: 180, общий объем инвестиций: 23 835,1 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 11 477;
7) спорт: количество проектов: 1, общий объем инвестиций: 25,0 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 5;
8) строительство: количество проектов: 274, общий объем инвестиций: 7 663,0 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 7 658;
9) топливо и энергетика: количество проектов: 15, общий объем инвестиций: 9 770,6 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 890;
10) торговля и услуги: количество проектов: 392, общий объем инвестиций: 6 526,6 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 11 753;
11) транспорт и логистика: количество проектов: 49; общий объем инвестиций: 18 912,4 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 2 386;
12) культура: количество проектов: 46; общий объем инвестиций: 709,9 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 812;
13) здравоохранение: количество проектов: 7; общий объем инвестиций: 206,9 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 196;
14) прочие отрасли: количество проектов: 38; общий объем инвестиций: 609,2 млн рублей, общее количество создаваемых рабочих мест: 1 208.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики, Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов промышленный комплекс формирует не менее 1/3 части консолидированного бюджета Республики Крым и стабильно демонстрирует прирост объёмов производства (ООО "Профильдрев-Крым", АО "ГАМП", ООО "Климат Контроль", ООО "Орион", ООО "Черноморец"). По отношению к базовому 2013 году прирост в 2014 году составил 4,3%, в 2021 году - 106,3%.
Ускорению темпов роста в 2022 - 2024 годах будет способствовать постепенное ослабление ограничительных мероприятий, эффективная реализация мер поддержки, а также реализация ряда инвестиционных проектов.
Прогнозируемая динамика промышленного роста показывает, что наибольшие резервы промышленного развития связаны с ростом инвестиций в основной капитал, а также с повышением производительности труда, достигаемым за счет реализации на территории Республики Крым региональных проектов национального проекта "Производительность труда".
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2020 году составил 181 361,4 млн руб., в 2021 году - 197 947,4 млн руб. Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Крым в 2022 году указанный показатель составит - 204 739,1 млн руб., 2023 году - 221 238,5 млн руб., 2024 году - 235 962,0 млн руб.
Наибольшую долю в промышленном производстве занимают обрабатывающие производства.
Индекс производства обрабатывающей промышленности в 2021 году составил 104,7%. В 2022 году значение показателя ожидается на уровне 101,4% к уровню 2021 года, в 2023 году - 102,3% к уровню 2022 года, в 2024 году - 102,8% к уровню 2023 года по базовому варианту.
Рост показателей обрабатывающей промышленности в первую очередь связан с успешной работой предприятий отраслей пищевой промышленности, крупных предприятий отрасли производства химических веществ и химических продуктов (Армянский филиал ООО "Титановые Инвестиции", АО "Крымский содовый завод", ПАО "Бром"), а также предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) республики, являющегося лидером высокотехнологичных производств в промышленной отрасли. Восемь крымских предприятий ОПК внесены в Сводный реестр оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. По итогам проделанной совместно с этими предприятиями работы были заключены контракты на общую сумму порядка 33,7 млрд руб. (без учета контрактов по строительству универсальных десантных кораблей - информации ограниченного доступа).
Ожидается значительный рост объема валовой продукции сельского хозяйства на 15,2%.
Объём продукции сельского хозяйства в 2021 году оставил 65 872,0 млн руб. В 2022 году значение показателя ожидается на уровне - 70 119,0 млн руб., в 2023 - 75 094,9 млн руб., в 2024 году - 79 443,7 млн руб.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2021 году составил 115,2%, к уровню 2020 года, в 2022 году значение показателя ожидается на уровне 102,1% к уровню 2021 года, в 2023 году значение показателя ожидается на уровне 102,5% к уровню 2022 года, в 2024 году значение показателя ожидается на уровне 101,2% к уровню 2023 года.
Достижение показателей в 2022 - 2024 годах планируется как за счет повышения эффективности сельскохозяйственного производства, так и за счет реализации крупных инвестиционных проектов: по заготовке, хранению и переработке зерна (ООО "Русский мельник"); по выращиванию винограда для производства элитных вин (ООО "ИМЕНИЕ "АЛЬМИНСКИЕ ХОЛМЫ"); по закладке орехового сада (ООО "Крымский орех"); производственная площадка для получения эфирных масел из полыни (ООО "Збруч"); по разведению осетровых пород рыб (КФХ Дацюк Дмитрий Вадимович); по возделыванию орехоплодного сада фундука (ООО "Воронцовский"); по закладке яблоневого сада (ООО "Менгир"), по закладке виноградников (ООО "ВПС плюс"); по модернизации молочного комплекса по выращиванию нетелей (ООО "Крым - Фарминг") и пр.
Основными направлениями развития животноводства остаются сохранение и восстановление поголовья скота, совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, развитие мясного и молочного скотоводства, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы.
Рост производства продукции растениеводства будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, поддержки экспортно ориентированных организаций агропромышленного комплекса.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за 2021 год составил 97 025,6 млн рублей.
На формирование показателя оказали влияние завершение строительства крупных объектов (таких как многопрофильный республиканский медицинский центр и др.), а также объектов дорожного (мостового) строительства. В связи с завершением основных этапов строительства масштабных проектов в текущем году в 2021 году отмечено незначительное сокращение объемов выполненных работ по сравнению с уровнем 2020 года.
Индекс физического объема работ, выполненных по виду, в 2022 году ожидается на уровне 101,0% к уровню 2021 года, в 2023 году значение показателя ожидается на уровне 101,0% к уровню 2022 года, в 2024 году значение показателя ожидается на уровне 101,0% к уровню 2023 года.
В прогнозном периоде до 2024 года ожидается реализация наиболее крупных объектов, направленных на модернизацию инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры Республики Крым, такие как:
2022 год - "Противооползневые сооружения берегового склона в районе Аршинцево, г. Керчь, Республика Крым (строительство)" и "Строительство канализационных очистных сооружений с применением новых технологий обработки, Республика Крым, г. Саки".
2023 год - "Строительство и реконструкция канализационного коллектора, г. Симферополь, Республика Крым" и "Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)";
2024 год - "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Евпатория - Мирный (на участке Скворцово - Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш)" и "Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское - Перевальное";
2025 год - "Строительство и реконструкция автомобильной дороги 35 ОП РЗ 35А-002 (Е-105) Граница с Украиной - Симферополь - Алушта - Ялта на участке км 155 - км 180" и "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Льговское - Грушевка - Судак".
В случае развития экономики по базовому сценарию - в 2024 году запланировано сдать в эксплуатацию 994 тыс. кв. метров жилья, а за весь период с 2022 по 2024 годы - 2664 тыс. кв. метров.
Вместе с тем достижение данных показателей напрямую зависит от изменений покупательного спроса; федерального законодательства в вопросе финансирования жилищного строительства; отсутствия (недостаточности) финансирования объектов коммунальной, социальной и дорожной инфраструктур, а также от санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации и Республике Крым.
3.9. Среди планируемых к реализации инвестиционных проектов, оказывающих влияние на инвестиционный климат Республики Крым, можно выделить:
3.9.1. проекты, направленные на создание кластеров Республики Крым, в частности:
3.9.1.1. туристско-рекреационного кластера "Восточный Крым". Планируется строительство гостиничных комплексов разного уровня комфортности общей емкость 15 тыс. мест: отели 3*, отели 4*, апартаменты гостиничного типа, а также кемпинга, аквапарка, развлекательного центра, спортивного комплекса, обустройство парковой зоны с озером, причала, создание современной пляжной инфраструктуры.
Предполагаемый объем бюджетных ассигнований - порядка 5 млрд руб.
Предполагаемый объем привлеченных инвестиций - до 50 млрд руб.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание дополнительных 15 тыс. мест для размещения туристов;
- создание 20-25 тыс. дополнительных рабочих мест;
- дополнительные налоговые поступления в объеме 2 - 2,2 млрд руб. в год;
- ежегодное посещение более 550 тыс. туристов на территории кластера.
3.9.1.2. туристско-рекреационный кластер в районе с. Оленевка Черноморского района Республики Крым. Предполагаемый объем привлеченных инвестиций, исходя из площади территории, может составить до 120 млрд руб.
3.9.1.3. туристический кластер на западном побережье Сакского района между селами Штормовое и Витино. Ожидаемые результаты реализации проекта: создание дополнительных 40 - 44 тыс. мест для размещения туристов и 35 тыс. постоянно проживающих лиц; создание порядка 30,8 тыс. дополнительных рабочих мест; дополнительные налоговые поступления в объеме 6,2 млрд руб. в год, ежегодное посещение 1,2 - 1,5 млн туристов на территории кластера.
3.9.2. проект "Золотые пески России", г. Евпатория, Республика Крым. Ожидаемые результаты реализации проекта: 1163 новых рабочих места, 20 млрд руб. частных инвестиций, 700 млн руб. - сумма налоговых отчислений ежегодно, увеличение турпотока на 485 тыс. человек ежегодно.
3.9.3. проект "Строительство оптово-распределительного центра на территории Чистенского сельского поселения Симферопольского района". Планируемый объём инвестиций - 6 084 000 тыс. руб., количество рабочих мест - 992.
3.9.4. проект "Строительство Первого тематического парка развлечений Ялта Парк и курортно-гостиничного комплекса в районе города Ялта". Планируемый объём инвестиций - 16 000 000 тыс. руб., планируемое количество рабочих мест - 840.
3.9.5. проект "Первый этап реализации нового микрорайона "Заводское". Планируемый объем инвестиций - 27 000 000 тыс. руб., планируемое количество рабочих мест - 105.
3.9.6. проект "Горный Крым". Планируемый объем инвестиций - 6 637 300,00 тыс. руб., планируемое количество рабочих мест - 188.
Механизмом, обеспечивающим экономический рост и привлечение инвесторов в Республику Крым, является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП).
Государственно-частное партнерство - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации.
Развитие ГЧП в Республике Крым предусматривается в следующих сферах: социальная, транспортная, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, информационно-телекоммуникационные технологии, спорт.
Для бизнеса, заинтересованного в реализации проектов с применением механизма ГЧП, сформирован перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП на территории Республики Крым в 2022 году (далее - Перечень).
Перечень размещен на сайте Министерства экономического развития Республики Крым в разделе "Государственно-частное партнерство (ГЧП)" по адресу: https://minek.rk.gov.ru/ru/document/show/639.
Преобладающим большинством в Перечень включены объекты (более 500) сферы жилищно-коммунального хозяйства, что предоставляет инвестору данного направления государственно-частного партнёрства широкий спектр инвестиционных площадок с учетом масштабности проекта и степени собственной готовности к реализации проекта в сфере ГЧП.
Также с целью привлечения инвесторов в Республику Крым создаются новые инвестиционные площадки.
Ознакомиться с реестром инвестиционных площадок Республики Крым можно на Инвестиционном портале Республики Крым (далее - Инвестпортал), перейдя по ссылке https://invest-in-crimea.ru в разделе "Предложения".
На Инвестпортале размещено 28 инвестиционных площадок (земельные участки и объекты капитального строительства) муниципальной и частной форм собственности, в том числе со следующими видами разрешенного использования: предпринимательство, спорт, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка, пищевая промышленность, сельскохозяйственное использование, нефтехимическая промышленность, тяжелая промышленность, отдых (рекреация), производственная деятельность, туристическое обслуживание, развлекательные мероприятия, склады.
В настоящее время инвестиционные площадки расположены на территории следующих муниципальных образований городской округ Джанкой, Бахчисарайский район, Симферопольский район, городской округ Саки, Советский район, городской округ Красноперекопск, городской округ Симферополь, городской округ Евпатория, Кировский район, городской округ Алушта, городской округ Керчь, Джанкойский район.
В Республике Крым разработаны Бизнес-кейсы. Информация в отношении актуальных Бизнес-кейсов размещена на Инвестиционном портале Республики Крым (https://invest-in-crimea.ru/content/predlozheniya-biznes-keysy).
В частности, разработаны следующие Бизнес-кейсы:
- "Стеклотарный завод на территории Джанкойского машиностроительного завода, Республика Крым", объем инвестиций 234,9 млн рублей, в том числе капитальных инвестиций 213,7 млн рублей;
- "Завод по производству строительных смесей в г. Джанкой", объем инвестиций 73,6 млн рублей, в том числе капитальных инвестиций 34 млн рублей:
- "Создание площадки по ремонту грузовой и сельскохозяйственной техники на базе ООО "Джанкойский машиностроительный завод", объем инвестиций 25,5 млн рублей, в том числе капитальных инвестиций 24,3 млн рублей:
- "Развитие садоводства в с. Новозуевка Красногвардейского района", объем инвестиций 26,3 млн рублей в том числе капитальных инвестиций 6,9 млн рублей:
- "Производство макаронных изделий из твердых сортов пшеницы на территории города Саки Республики Крым", объем инвестиций 84,3 млн рублей;
- "Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения "Дом Ф.М. Шлее", объем инвестиций 31,4 млн рублей, в том числе капитальных инвестиций 30,7 млн рублей:
- "Создание сельскохозяйственного предприятия по выращиванию зерновых", объем инвестиций 112,5 млн рублей.
4. Инвестиционные обязательства Республики Крым
4.1. Республика Крым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым гарантирует защиту прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
4.1.1. неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в соответствии со статьей 17 Закона Республики Крым от 2 июля 2019 года N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" и статьей 16 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
4.1.2. соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил Республики Крым;
4.1.3. защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, а также оперативное разрешение Инвестиционным комитетом Республики Крым разногласий и споров инвестора с исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым в досудебном порядке;
4.1.4. общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов, путем размещения информации на официальном Портале Правительства Республики Крым и Инвестиционном портале Республики Крым;
4.1.5. неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Крым;
4.1.6. обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым;
4.1.7. повышение уровня доходов населения Республики Крым путем привлечения инвестиций в экономику региона.
5. Инвестиционная команда Республики Крым
5.1. С целью формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, а также реализации целей инвестиционного развития Республики Крым создается Инвестиционная команда Республики Крым (далее - Инвестиционная команда).
5.2. Инвестиционная команда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
5.3. Состав Инвестиционной команды:
N |
Должность |
Ответственность в части взаимодействия с инвесторами |
1 |
Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, обеспечивающий реализацию полномочий Совета министров Республики Крым в сферах экономики и финансов, государственной ценовой и бюджетной политики на территории Республики Крым |
Осуществляет координацию инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, продвижение и привлечение инвестиций на территорию Республики Крым. |
2 |
Министр экономического развития Республики Крым |
Создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Крым и привлечения инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, развития инновационной деятельности и государственно-частного партнерства |
3 |
Руководитель специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Республике Крым |
Оказывает поддержку инвесторам и осуществляет организацию взаимодействия специализированной организации с инвесторами по принципу "одного окна" при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым. Организовывает работу по привлечению инвестиций путем продвижения инвестиционного потенциала Республики Крым. Осуществляет необходимые мероприятия по подготовке и выполнению решений Инвестиционной команды |
4 |
Президент Союза "Торгово-промышленная палата Республики Крым" |
Осуществляет мероприятия по защите интересов предпринимателей |
5 |
Председатель Крымского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Объединения работодателей Республики Крым |
Повышение статуса российского бизнеса, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса |
6 |
Председатель Крымского республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" |
Осуществляет мероприятия, направленные на налаживание деловых контактов внутри предпринимательского сообщества |
7 |
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым |
Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности |
8 |
Председатель Регионального отделения "Деловая Россия Крым" |
Осуществляет мероприятия, направленные на взаимодействие между органами государственной власти и деловым сообществом |
9 |
Вице-президент - директор Департамента корпоративного бизнеса РНКБ Банк (ПАО); |
Осуществляют мероприятия по централизации денежных средств в качестве финансового ресурса, направлению их на развитие экономики в целом, вложению их в инвестиции. |
начальник Управления крупного бизнеса РНКБ Банк (ПАО); | ||
заместитель Председателя Правления АО "ГЕНБАНК"; | ||
начальник Управления корпоративного кредитования Департамента корпоративного бизнеса АО "ГЕНБАНК" |
5.4. При формировании состава Инвестиционный команды учитывается область компетенции членов Инвестиционной команды в соответствии с рассматриваемыми вопросами.
5.5. По решению руководителя Инвестиционной команды и членов Инвестиционной команды в ее состав могут быть включены другие представители исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Республике Крым.
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Крым от 25 февраля 2022 г. N 34-У "О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 11 сентября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.