В целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем, привлечения инвестиций в инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства, улучшения качества и доступности услуг, снижения бюджетной нагрузки:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее - Концепция).
2. Ответственным исполнителям обеспечить реализацию плана мероприятий, предусмотренного Концепцией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при осуществлении своих полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства руководствоваться положениями Концепции.
4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Емельянов В.П.) ежегодно до 1 февраля обеспечить представление информации о ходе реализации Концепции в Правительство Республики Саха (Якутия).
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2017 г. N 1053-р "Об утверждении Концепции преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы";
пункт 8 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2019 г. N 178 "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия)".
6. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 17 января 2022 г. N 14-р
Концепция
развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года
1. Общие положения Концепции
Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", целями и задачами, определенными в Указе Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. N 145 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)", Указе Главы Республики Саха (Якутия) от 27.09.2018 N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)".
Концепция учитывает положения Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2020 г. N 1639 "Об утверждении Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2030 годы" в части формирования единого системного подхода к комплексному цифровому развитию Республики Саха (Якутия) в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Концепция разработана с учетом результатов реализации Концепции преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2017 г. N 1053-р.
На момент разработки и принятия Концепции реализуется ряд национальных проектов и программ, которые оказывают влияние на формирование направлений развития сферы жилищно-коммунального хозяйства, в связи с этим при разработке Концепции учтены реализуемые мероприятия по следующим проектам и программам:
национальный проект "Жилье и городская среда";
национальный проект "Экология";
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
2. Вызовы Концепции
Основными вызовами (проблемами) в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
1) низкий уровень благоустройства жилищного фонда, отсутствие инфраструктуры централизованного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах. По данным статистики за ряд лет уровень полностью благоустроенного жилья практически не изменился и составил 47,5 процента;
2) высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры наравне с высокой стоимостью строительства объектов, капитальные вложения на которые не окупаются тарифными источниками. В среднем, износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 50-60 процентов;
3) наличие значительного количества технологических нарушений на объектах коммунальной инфраструктуры. По итогам 2020 года технологические нарушения на объектах коммунальной инфраструктуры составили 35 единиц. С учетом климатических особенностей Республики Саха (Якутия) ключевой задачей является устранение последствий технологических нарушений в максимально короткие сроки;
4) низкая энергетическая эффективность и недостаточность механизмов стимулирования энерго- и ресурсосбережения. На объектах жилищного фонда с учетом мер государственной поддержки уровень оснащенности общедомовыми приборами учета тепловой энергии составляет 57,7 процента, на объектах генерации тепловой энергии (на котельных) - 38,0 процента;
5) дефицит инвестиций в развитие системы по обращению с твердыми коммунальными отходами и, как следствие, отсутствие объектов размещения твердых коммунальных отходов, соответствующих нормативным требованиям, объектов утилизации и обработки отходов. Несмотря на переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, ввиду необеспеченности капитальных вложений наблюдается отсутствие инфраструктуры. На сегодняшний день более 96 процентов твердых коммунальных отходов направляется на полигоны;
6) высокие нерегулируемые затраты на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами. Это одна из главных проблем отрасли, так как в валовой выручке организаций коммунального комплекса затраты на закуп, доставку и хранение топливно-энергетических ресурсов занимают значительную долю, в среднем 44 процента;
7) значительные затраты бюджета на субсидирование организаций коммунального комплекса. Объем бюджетного финансирования организаций коммунального комплекса на межтарифную разницу достиг 25 млрд. рублей в год с долей 9 процентов от годового бюджета республики;
8) большой объем накопленной дебиторской и кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса, в том числе накопление и рост задолженности населения из-за низкого уровня платежной дисциплины. За последние годы задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги возросла на 30 процентов и составила почти 7 млрд. рублей;
9) отсутствие достоверных и прозрачных данных по начислениям за жилищно-коммунальные услуги и взносов за капитальный ремонт многоквартирных домов для потребителей и исполнителей услуг. Имеет место разрозненность и неоднородность сведений исполнителей жилищно-коммунальных услуг в рамках одного домохозяйства;
10) повышенный уровень физического износа многоквартирных домов. В республике 20 процентов многоквартирного жилищного фонда имеют износ от 66 процентов и выше, при этом сохраняется высокая доля деревянного жилищного фонда;
11) низкое исполнение региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) вследствие недостаточного выделения мер государственной поддержки и установления социально ориентированного минимального размера взноса на капитальный ремонт. Ежегодно наблюдается низкий процент исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
3. Цель, задачи и направления Концепции
Основной целью Концепции является обеспечение надежности, доступности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Республики Саха (Якутия) путем формирования эффективной, конкурентной, открытой отрасли с использованием современных технологий.
Исходя из основных вызовов (проблем) приоритетными задачами до 2030 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) определены:
1) обеспечение надежности, бесперебойности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
2) привлечение инвестиций в строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
3) стимулирование энергоресурсосбережения, переход к автоматизированным системам учета энергоресурсов;
4) изменение схемы завоза грузов в арктические и северные улусы (районы) республики при условии вовлечения добычи, переработки и использования местных месторождений угля;
5) улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания, в том числе повышение уровня благоустройства индивидуального жилищного фонда в сельской местности;
6) увеличение объемов капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе проведение энергоэффективного капитального ремонта;
7) создание экологически безопасной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях населенных пунктов Республики Саха (Якутия);
8) повышение прозрачности расчетов потребителей и исполнителей по жилищно-коммунальным услугам за счет внедрения информационных технологий.
Ключевыми направлениями реализации Концепции будут являться:
1) развитие систем коммунальной инфраструктуры;
2) энергоресурсосбережение и оптимизация затрат;
3) обеспечение качества жилищного фонда;
4) обращение с твердыми коммунальными отходами;
5) цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие систем коммунальной инфраструктуры
В современных условиях обеспечение высокого уровня коммуникаций между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг является первостепенной задачей с точки зрения обеспечения должного качества оказания услуг. Для реализации данной задачи будут проведены следующие мероприятия:
подключение 100 процентов единых диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
создание в муниципальных районах специализированных учреждений, ориентированных на решение задач по централизации эксплуатационно-хозяйственной деятельности (ЭХО) муниципальных учреждений с использованием систем диспетчеризации инженерных систем;
внедрение типовых систем управления снабжения ресурсами по принципу "Умный водоканал", "Умное теплоснабжение" - интеллектуальное управление коммунальной инфраструктурой.
В целях обеспечения стабильности, эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры будут проведены мероприятия по привлечению инвестиций в строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с учетом:
мониторинга технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечения контроля и координации работы муниципальных образований по разработке схем коммунальной инфраструктуры, их постоянной актуализации;
определения перечня приоритетных объектов капитального строительства коммунальной инфраструктуры, с учетом экономического эффекта и влияния на показатели национальных проектов;
применения комплексного подхода при строительстве объектов водоснабжения и водоотведения в целях обеспечения уровня благоустройства жилищного фонда, постепенного исключения услуг вывозной канализации;
обеспечения строительства не менее 30 котельных ежегодно;
обеспечения строительства не менее 15 объектов водоснабжения и не менее 10 канализационных очистных станций к 2030 году;
приоритетного развития систем коммунальной инфраструктуры пилотных центров арктических и северных районов.
Будут приняты меры по обеспечению финансовой устойчивости основных стратегических предприятий отрасли с учетом:
утверждения стратегий развития ключевых предприятий отрасли с расширением рынка сбыта объемов предоставляемых услуг;
финансового оздоровления государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" с дальнейшей оптимизацией кредитного портфеля предприятия;
повышения эффективности деятельности, оптимизации затрат, повышения производительности труда, постоянного улучшения производственных процессов за счет внедрения бережливых технологий.
Энергоресурсосбережение и оптимизация затрат
Особое внимание будет уделено вопросам топливообеспечения для нужд организаций коммунального комплекса в условиях нерегулируемых цен, на решение которых будут направлены следующие мероприятия:
определение механизмов государственной поддержки завоза топливно-энергетических ресурсов;
апробирование и использование альтернативных видов топлива путем реализации пилотных проектов на основе применения сжиженного природного газа, пеллета, щепы, прочих отходов и других видов топлива;
переход на автономное теплоснабжение с применением энергоэффективных технологий преимущественно в населенных пунктах, где отсутствуют внешние источники теплоснабжения;
переход на использование местных месторождений угля.
В целях обеспечения фактического учета энергоресурсов по данным приборов учета на объектах генерации, бюджетной сферы и жилищного фонда будут реализованы следующие мероприятия:
разработка и утверждение концепции диспетчеризации и автоматизации системы расчетов производства и потребления энергетических ресурсов и воды;
применение "умных" приборов учета энергоресурсов, оснащенных системами автоматической передачи данных;
реализация комплексных энергосервисных договоров по принципу "потребитель - сети - генерация";
государственная поддержка внедрения энергосервисных договоров в жилищном фонде.
Обеспечение качества жилищного фонда
По данному направлению будут реализованы следующие мероприятия:
исключение из региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) домов, ремонт которых экономически нецелесообразен;
предоставление государственной поддержки на реализацию региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов в размере не менее 500 млн рублей ежегодно;
проведение энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов;
обеспечение синхронизации реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья с вовлечением глав муниципальных образований в целях ликвидации "пустующего" жилья;
контроль и координация работы муниципальных образований по утверждению тарифов на жилищные услуги, их постоянный мониторинг в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов;
проведение разъяснительной, методологической работы среди населения по формированию культуры добросовестного собственника жилого помещения в многоквартирном доме;
внедрение механизмов улучшения благоустройства индивидуального жилья;
подключение индивидуальных жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения.
Обращение с твердыми коммунальными отходами
В данном направлении будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование подходов при тарифном регулировании региональных операторов с учетом исключения выпадающих доходов;
развитие инфраструктуры раздельного сбора твердых коммунальных отходов;
обеспечение строительства удовлетворяющих современным экологическим стандартам объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов с учетом:
определения перечня приоритетных объектов капитального строительства, с точки зрения максимального влияния на показатели национальных проектов;
строительство не менее 6 полигонов размещения твердых коммунальных отходов, не менее 6 мусороперегрузочных станций обработки и утилизации твердых коммунальных отходов;
установка не менее 13 объектов термической обработки твердых коммунальных отходов в районных центрах арктических и северных районов;
предоставление мер государственной поддержки на обновление парка специализированной коммунальной техники.
Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства
Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства будет реализована в рамках принятой Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия) на период с 2021 и по 2024 годы с учетом проведения следующих мероприятий:
создание и внедрение сервиса "Объединенный платежный документ" в Республике Саха (Якутия);
централизация мер социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
обеспечение интеграции данных действующих информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
перевод в электронный вид всех государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
обучение работников подведомственных учреждений, организаций коммунального комплекса по программам цифровой трансформации;
внедрение проектов цифровой инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства по принципу "Умный водоканал", "Умное теплоснабжение".
4. Основные результаты Концепции
Формирование эффективной, конкурентной, открытой отрасли жилищно-коммунального хозяйства с достижением следующих ключевых показателей (приложение N 1 к Концепции):
100 процентов единых диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства к 2024 году;
100%-ное оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии объектов жилищного фонда, источников теплоснабжения, бюджетных учреждений к 2030 году;
100%-ная автоматизация и (или) диспетчеризация системы расчетов потребления по данным приборов учета на объектах коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда и бюджетной сферы к 2030 году;
снижение доли затрат на закуп, доставку и хранение топливно-энергетических ресурсов в валовой выручке организаций коммунального комплекса до 42 процентов к 2024 году, до 35 процентов к 2030 году;
обеспечено новое строительство и реконструировано не менее 270 котельных к 2030 году;
ежегодное подключение не менее 1 000 домов к централизованным источникам теплоснабжения;
обеспечено строительство не менее 15 объектов водоснабжения, не менее 10 канализационных очистных станций к 2030 году с доведением доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 75,8 процента к 2030 году;
увеличение доли жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, до 60 процентов к 2030 году;
создана инфраструктура обращения с твердыми коммунальными отходами в крупных городах: построено не менее 6 полигонов и не менее 6 мусороперегрузочных станций обработки и утилизации отходов;
100%-ное выполнение ежегодных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия);
ликвидирован "пустующий" жилищный фонд к 2030 году;
достижение доли исполнителей жилищно-коммунальных услуг, участвующих в формировании объединенного платежного документа, в Республике Саха (Якутия) до 60 процентов к 2024 году, до 90 процентов к 2030 году;
достижение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в онлайн-формате до 50 процентов от всех платежей к 2024 году; до 85 процентов к 2030 году;
обеспечен перевод в электронный вид всех государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства к 2024 году.
5. Организационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года (приложение N 2 к Концепции).
Организация исполнения и контроль за ходом реализации Концепции возлагается на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), которое осуществляет общую координацию исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных образований и иных ответственных исполнителей Концепции.
Ответственные исполнители ежегодно не позднее 20 января, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) отчеты о ходе реализации плана мероприятий по реализации Концепции.
По итогам ежегодного исполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года мероприятия могут быть скорректированы (актуализированы).
Финансирование реализации Концепции планируется осуществлять в рамках:
государственных программ Республики Саха (Якутия) исполнительных органов государственной власти, заинтересованных в развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы";
государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации;
инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и привлекаемых внебюджетных средств, в том числе средств поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктурных займов.
Приложение N 1
к Концепции развития
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Саха (Якутия)
на период до 2030 года
Показатели
Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года
N |
Наименование |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||||||||
2020 (базовое значение) |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
Доля диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов, подключенных к системам мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства |
% |
- |
- |
80,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2 |
Уровень оснащенности общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов |
% |
52,7 |
56,4 |
60,3 |
64,6 |
69,1 |
73,9 |
79,1 |
84,6 |
90,5 |
96,9 |
100,0 |
3 |
Уровень оснащенности объектов бюджетной сферы приборами учета тепловой энергии |
% |
61,0 |
64,1 |
67,3 |
70,6 |
74,1 |
77,9 |
81,7 |
85,8 |
90,1 |
94,6 |
100,0 |
4 |
Уровень оснащенности котельных приборами учета тепловой энергии |
% |
38,0 |
41,8 |
46,0 |
50,6 |
55,6 |
61,2 |
67,3 |
74,1 |
81,5 |
89,6 |
100,0 |
5 |
Доля затрат на закуп, доставку и хранение топливно-энергетических ресурсов в валовой выручке организаций коммунального комплекса |
% |
45,0 |
45,0 |
44,2 |
43,3 |
42,0 |
40,8 |
39,5 |
38,3 |
37,2 |
36,1 |
35,0 |
6 |
Количество построенных и реконструированных котельных |
ед. |
20 |
18 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
7 |
Количество подключенных жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения |
ед. |
1293 |
1300 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
8 |
Количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения |
ед. |
- |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
Количество построенных и реконструированных объектов водоотведения |
ед. |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Доля населения Республики Саха (Якутия), обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
% |
60,3 |
55,8 |
56,9 |
58,6 |
61,0 |
62,8 |
65,3 |
67,9 |
70,6 |
73,5 |
75,8 |
11 |
Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Саха (Якутия) |
% |
47,5 |
48,6 |
49,6 |
50,6 |
51,6 |
52,6 |
53,7 |
54,8 |
55,9 |
57,0 |
60,0 |
12 |
Доля жилищного фонда в сельской местности, обеспеченного всеми видами благоустройства |
% |
3,2 |
4,5 |
4,9 |
5,5 |
6,2 |
6,5 |
6,8 |
7,2 |
7,5 |
7,9 |
8,3 |
13 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов |
% |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
23,3 |
24,1 |
24,8 |
25,6 |
26,3 |
27,1 |
27,9 |
28,8 |
14 |
Количество построенных полигонов обращения с твердыми коммунальными отходами |
ед. |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
15 |
Количество построенных мусороперегрузочных станций обработки и утилизации отходов |
ед. |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
16 |
Количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества |
ед. |
150 |
150 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
17 |
Процент выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах |
% |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
18 |
Доля исполнителей жилищно-коммунальных услуг, участвующих в формировании объединенного платежного документа, в Республике Саха (Якутия) |
% |
- |
- |
45,0 |
55,0 |
60,0 |
64,0 |
68,0 |
72,5 |
77,0 |
82,0 |
90,0 |
19 |
Доля жилищно-коммунальных услуг, оплаченных онлайн |
% |
- |
- |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
55,0 |
60,5 |
65,5 |
75,0 |
80,5 |
85,0 |
20 |
Доля организаций водоснабжения, внедривших системы диспетчеризации и АСУТП |
% |
- |
- |
50,0 |
60,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
21 |
Доля организаций водоснабжения, внедривших системы диспетчеризации и АСУТП |
% |
- |
- |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
22 |
Доля населения Республики Саха (Якутия), обеспеченного горячей водой из открытой системы отопления |
% |
14,8 |
15,1 |
15,4 |
15,7 |
16,0 |
15,7 |
14,9 |
11,9 |
8,3 |
5,0 |
0,0 |
23 |
Доля населения Республики Саха (Якутия), не имеющая связи с централизованной системой водоотведения (канализации), не имеющая комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, обеспеченная услугами вывозной канализации |
% |
47,0 |
47,0 |
46,0 |
45,0 |
43,0 |
41,0 |
39,0 |
36,0 |
33,0 |
30,0 |
25,0 |
Приложение N 2
к Концепции развития
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Саха (Якутия)
на период до 2030 года
План
мероприятий по реализации Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
Развитие систем коммунальной инфраструктуры | |||||
1. |
Подключение единых диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства |
До конца 2024 года, промежуточный доклад ежегодно до 1 мая |
- |
100 процентов единых диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства; повышение эффективности управления инженерной инфраструктурой, повышение объективного контроля за состоянием инженерных систем |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
2. |
Проведение консультаций с администрациями муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по созданию в муниципальных районах специализированных учреждений, ориентированных на решение задач по централизации эксплуатационно-хозяйственной деятельности (ЭХО) муниципальных учреждений с использованием систем диспетчеризации инженерных систем |
До 1 сентября 2022 года |
Протоколы совещаний |
Снижение эксплуатационных затрат, в том числе по коммунальным услугам муниципальных учреждений |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
3. |
Разработка и внедрение типовых систем управления снабжения ресурсами ("Умный водоканал", "Умное теплоснабжение") на основе открытых цифровых платформ |
2024 - 2025 годы, промежуточный доклад ежегодно до 1 июня |
Программы цифровой трансформации организаций коммунального комплекса |
Повышение качества предоставляемых услуг с параллельным снижением их себестоимости. Снижение аварийности и простоя за счет внедрения систем диспетчеризации и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) |
Организации коммунального комплекса (по согласованию) |
4. |
Проведение мониторинга технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры |
Ежегодно до 1 октября |
Решение уполномоченного органа |
Обеспечение соответствия технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры параметрам тарифного регулирования |
Госкомцен РС (Я), Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) |
5. |
Направление предложений в ФАС России, Минстрой России по внесению изменений в законодательство в части наделения полномочиями по согласованию схем коммунальной инфраструктуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
До 1 марта 2022 года |
Обращение в федеральные органы исполнительной власти |
Соответствие схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требованиям по их утверждению и срокам актуализации |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Госкомцен РС (Я) |
6. |
Определение перечня приоритетных объектов капитального строительства коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения) |
До 1 марта 2022 года |
Приказ Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) |
Планомерное привлечение инвестиций в строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с финансово-экономическим обоснованием. Сопровождение планируемых инвестиционных проектов с расчетами по оценке влияния на тарифы и на субсидию на межтарифную разницу. Комплексный подход при строительстве объектов водоснабжения и водоотведения |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
7. |
Включение в инвестиционную программу ГУП "ЖКХ РС (Я)" мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры пилотных центров арктических районов (п. Тикси, с. Оленек, п. Чокурдах) |
До 1 июля 2022 года |
Приказ Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) |
Обеспечение населения арктических районов качественными коммунальными услугами |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), ГУП "ЖКХ РС (Я)" (по согласованию) |
8. |
Обеспечение строительства не менее 30 котельных ежегодно |
Ежегодно до 30 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Обеспечение надежности и качества теплоснабжения населенных пунктов |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
9. |
Обеспечение строительства не менее 15 объектов водоснабжения и не менее 10 канализационных очистных станций к 2030 году |
До 2030 года, ежегодно доклад до 30 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Повышение уровня благоустройства жилищного фонда, качества оказания коммунальных услуг |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
10. |
Утверждение стратегий развития ключевых предприятий отрасли с расширением рынка сбыта объемов предоставляемых услуг |
До 1 декабря 2022 года |
Протокол Стратегического совета |
Повышение эффективности деятельности предприятий с пересмотром ключевых показателей эффективности на основе новых стратегий |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
11. |
Реализация мероприятий по финансовому оздоровлению ГУП "ЖКХ РС (Я)" в соответствии с решениями Правительства Республики Саха (Якутия) |
В течение 2022 - 2023 годов, доклад ежегодно до 1 декабря |
Закон о государственном бюджете РС (Я) |
Стабилизация финансового состояния ГУП "ЖКХ РС (Я)" |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Минфин РС (Я), Минэкономики РС (Я), Госкомцен РС (Я), ГУП "ЖКХ РС (Я)" |
12. |
Реализация дорожной карты по достижению темпов роста производительности труда, постоянного улучшения производственных процессов за счет внедрения бережливых технологий |
До 2030 года, доклад ежегодно до 1 сентября |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Достижение показателя роста производительности труда не менее чем на 10 процентов по отношению к отчетному периоду |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Минэкономики РС (Я), ГУП "ЖКХ РС (Я)" (по согласованию), АО "Водоканал" (по согласованию) |
13. |
Согласование и утверждение Отраслевого тарифного соглашения между Региональным объединением работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства РС (Я) и Якутской республиканской организацией профсоюза жизнеобеспечения на 2022 - 2024 годы |
До 1 марта 2022 года |
Отраслевое тарифное соглашение |
Повышение уровня заработной платы работников |
Якутская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения (по согласованию), Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) |
14. |
Мониторинг заключения соглашений (договоров) между ресурсоснабжающими и угледобывающими предприятиями РС (Я) на поставку угольной продукции в период отопительного сезона с учетом качественных характеристик угля |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Обеспечение надежности теплоснабжения |
Минпромгеологии РС (Я), Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
15. |
Определение основных поставщиков угольной продукции для теплоснабжающих предприятий РС (Я) (с учетом качественных характеристик угля) |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Обеспечение надежности теплоснабжения |
Минпромгеологии РС (Я), Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
16. |
Разработка ежегодной программы по использованию местных углей при строительстве новых котельных на территории РС (Я) совместно с угледобывающими компаниями |
До 1 декабря 2022 года |
Решение Правительства РС (Я) |
Снижение доли затрат на закуп, доставку и хранение топливно-энергетических ресурсов в валовой выручке организаций коммунального комплекса |
Минпромгеологии РС (Я), Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
Энергоресурсосбережение и оптимизация затрат | |||||
17. |
Направление предложений в федеральные органы исполнительной власти в целях снижения затрат организаций коммунального комплекса на завоз топливно-энергетических ресурсов |
До 1 июня 2022 года, далее - ежегодно |
Обращение в федеральные органы исполнительной власти |
Определение механизмов государственной поддержки завоза топливно-энергетических ресурсов |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Госкомобеспечения РС (Я), Минэкономики РС (Я) |
18. |
Апробирование и использование альтернативных видов топлива путем реализации пилотных проектов на основе применения сжиженного природного газа, пеллета, щепы, прочих отходов и других видов топлива |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 ноября |
Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса |
Снижение доли затрат на закуп, доставку и хранение топливно-энергетических ресурсов в валовой выручке организаций коммунального комплекса |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
19. |
Распространение применения твердотопливных энергоэффективных котлов длительного горения преимущественно в населенных пунктах, где отсутствуют внешние источники теплоснабжения |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 ноября |
Решение Правительства РС (Я) |
Обеспечение комфортных условий проживания населения |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
20. |
Использование местных видов топлива на объектах теплоснабжения |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 ноября |
Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса |
Использование местных месторождений угля в качестве котельного топлива, снижение экономически обоснованного тарифа |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Минпромгеологии РС (Я), ГУП "ЖКХ РС (Я)" (по согласованию) |
21. |
Перевод котельных на газовое топливо с внедрением автоматизированного контроля и диспетчеризации систем теплоснабжения |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 ноября |
Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса |
Переход на более экономичный и экологичный вид топлива |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
22. |
Разработка дорожной карты по переходу от открытой к закрытой системе отопления в целях обеспечения потребителей услугой горячего водоснабжения |
До 1 сентября 2022 года |
Решение Правительства РС (Я) |
Ликвидация открытых систем теплоснабжения и обеспечение потребителей услугами горячего водоснабжения |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Госкомцен РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
23. |
Разработка и утверждение концепции диспетчеризации и автоматизации системы расчетов производства и потребления энергетических ресурсов и воды |
До 1 февраля 2022 года |
Приказ Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) |
Полный переход предоставления субсидий организациям коммунального комплекса по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии. Автоматизация и (или) диспетчеризация системы расчетов потребления по данным приборов учета на объектах коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда и бюджетной сферы |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), ГАУ РС (Я) "Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности" |
24. |
Оказание мер государственной поддержки на реализацию энергосервисных договоров в жилищном фонде с обеспечением синхронизации мероприятий с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов РС (Я) |
Ежегодно до 1 декабря |
Закон о государственном бюджете РС (Я) |
Повышение энергоэффективности жилищного фонда путем снижения объемов потребления коммунальных услуг |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), ГАУ РС (Я) "Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности", ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий", НКО "Фонд капитального ремонта МКД РС (Я)" (по согласованию) |
Обеспечение качества жилищного фонда | |||||
25. |
Совершенствование порядка формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов РС (Я) |
До конца 2022 года |
Указ Главы РС (Я) |
Обеспечение сбалансированности региональной программы по мероприятиям и источникам |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), НКО "Фонд капитального ремонта МКД РС (Я)" (по согласованию) |
26. |
Обеспечение качества и полноты выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов РС (Я) |
Ежегодно до 30 декабря |
Приказ Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) |
100%-ное выполнение ежегодных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов РС (Я) |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), НКО "Фонд капитального ремонта МКД РС (Я)" (по согласованию) |
27. |
Проведение консультаций с администрациями муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по синхронизации реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья |
До 1 августа 2022 года |
Протоколы совещаний |
Ликвидирован "пустующий" жилищный фонд |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Минстрой РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
28. |
Проведение консультаций с администрациями муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по утверждению тарифов на жилищные услуги, их постоянный мониторинг в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 ноября |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Сохранность и надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, снижение темпов износа жилищного фонда |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
29. |
Проведение разъяснительной, методологической работы среди населения по формированию культуры добросовестного собственника жилого помещения в многоквартирном доме |
Постоянно, доклад ежегодно до 1 ноября |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Сохранность и надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, снижение темпов износа жилищного фонда |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
30. |
Подключение индивидуальных жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения |
Постоянно, доклад ежегодно до 30 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Ежегодное подключение не менее 1 000 домов к централизованным источникам теплоснабжения |
Организации коммунального комплекса (по согласованию) |
Обращение с твердыми коммунальными отходами | |||||
31. |
Развитие рынка вторичного сырья в городе Якутске |
До 2024 года, промежуточный доклад ежегодно до 25 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Открытие пункта приема вторичного сырья в городе Якутске, создание организации на основе государственно-частного партнерства, организующего рынок вторичного сырья |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), ГО "город Якутск" (по согласованию) |
32. |
Создание производств по утилизации твердых коммунальных отходов |
До 2024 года, промежуточный доклад ежегодно до 25 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Строительство заводов по утилизации твердых коммунальных отходов |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию), региональные операторы (по согласованию) |
33. |
Переход на размещение твердых коммунальных отходов в контейнерах закрытого типа |
До 2024 года, промежуточный доклад ежегодно до 25 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Внесение изменений в Правила благоустройства муниципальных образований |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию), региональные операторы (по согласованию) |
34. |
Развитие инфраструктуры раздельного сбора твердых коммунальных отходов |
В течение 2022 - 2023 годов, ежегодно доклад до 1 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
- |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
35. |
Определение перечня приоритетных объектов капитального строительства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами |
До 1 марта 2022 года |
Приказ Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) |
Планомерное привлечение инвестиций в строительство и модернизацию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами с финансово-экономическим обоснованием |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), региональные операторы (по согласованию) |
36. |
Строительство не менее 6 полигонов размещения твердых коммунальных отходов, не менее 6 мусороперегрузочных станций обработки и утилизации твердых коммунальных отходов |
Ежегодно доклад до 25 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Планомерное привлечение инвестиций в строительство и модернизацию объектов обращения с твердыми коммунальными отходами с финансово-экономическим обоснованием |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), региональные операторы (по согласованию) |
37. |
Установка не менее 13 объектов термической обработки твердых коммунальных отходов в районных центрах арктических и северных районов |
До 2030 года, ежегодно доклад до 25 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Создание экологически безопасной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях арктических и северных районов |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), региональные операторы (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
38. |
Разработка программ государственно-частного партнерства по обустройству на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) мест утилизации твердых коммунальных отходов с учетом минимальных экологических рисков |
До 2024 года, ежегодно доклад до 1 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Организация мест размещения твердых коммунальных отходов на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) с учетом климатических условий и плотности населения |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Министерство экономики РС (Я), органы местного самоуправления Арктической зоны РС (Я) (по согласованию), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
39. |
Предоставление мер государственной поддержки на обновление парка специализированной коммунальной техники |
В течение 2022 - 2026 годов |
Закон о государственном бюджете РС (Я) |
Обновление парка специализированной коммунальной техники, расширение охвата населения услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Министерство финансов РС (Я) |
Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства | |||||
40. |
Создание и внедрение сервиса "Объединенный платежный документ" в Республике Саха (Якутия) |
До 2024 года, ежегодно доклад до 30 декабря |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Достижение доли исполнителей жилищно-коммунальных услуг, участвующих в формировании объединенного платежного документа, в Республике Саха (Якутия) до 60 процентов к 2024 году, до 80 процентов к 2030 году |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), Мининноваций РС (Я) |
41. |
Перевод в электронный вид услуг по заключению договоров подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения), включая получение технических условий, акта о подключении к сетям |
До 2024 года, ежегодно доклад до 30 декабря |
Соглашение |
- |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), организации коммунального комплекса (по согласованию) |
42. |
Перевод мониторинга актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения в электронный вид |
До 1 февраля 2022 года |
- |
Размещение районными администрациями схем тепло-, водоснабжения и водоотведения в реализованном функционале |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), органы местного самоуправления (по согласованию) |
43. |
Обучение работников подведомственных учреждений, организаций коммунального комплекса по программам цифровой трансформации |
В течение 2022 года |
Заявка |
Повышение уровня компетенций в области цифровой трансформации |
Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я), подведомственные учреждения, организации коммунального комплекса (по согласованию) |
44. |
Разработка стратегий цифровой трансформации ключевых предприятий отрасли с внедрением проектов развития цифровой инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства по принципу "Умный водоканал", "Умное теплоснабжение" |
В течение 2022 - 2024 годов |
Доклад в Правительство РС (Я) |
Внедрение диспетчеризации и автоматизации систем управления технологическими процессами (АСУТП) |
ГУП "ЖКХ РС (Я)" (по согласованию), АО "Водоканал" (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 14-р "Об утверждении Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года"
Текст распоряжения опубликован не был