Постановление местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
от 8 декабря 2021 г. N 1461
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2022 - 2024 годы"
3 марта 2022 г.
Местная администрация Урванского муниципального района КБР постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2022 - 2024 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы местной администрации Урванского муниципального района КБР Цавкилова А.А.
Глава местной администрации Урванского муниципального района КБР |
В.Х. Ажиев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением местной администрации
Урванского муниципального района КБР
от 8 декабря 2021 года N 1461
Районная целевая программа
"Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2022 - 2024 годы"
3 марта 2022 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Районная целевая программа "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2022 - 2024 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) |
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 августа 2001 года N 80-РЗ "О культуре" с изменениями от 07.03.2018 г. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2024 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 Республиканская целевая программа "Развитие культуры в Кабардино-Балкарской Республике" на 2021 - 2025 годы. |
Государственный заказчик |
Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик Программы |
МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР" |
Цели и задачи Программы |
- поддержка и развитие традиционных культур, народных промыслов и ремесел; - создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей района; - удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной деятельности населения; - развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения; - предоставление услуг социально-культурного, просветительного, развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; - обеспечение доступности и эффективности услуг кинопоказа жителям муниципального района; - концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры; - повышение профессионального уровня кадров отрасли; - обеспечение культурного обмена обеспечение охраны и реставрации памятников истории и культуры; обеспечение сохранности и безопасности библиотечных фондов; компьютеризация и информатизация отрасли; развитие и модернизация инфраструктуры сферы культуры; проведение необходимы мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений культуры; |
Важнейшие целевые индикаторы реализации Программы |
- активное участие населения района в культурной жизни, повышение интеллектуального и культурного уровня населения; - повышение творческой активности работников культуры и востребованности результатов их труда; - поддержка новых творческих проектов, культурных программ самодеятельных коллективов и формирований; - увеличение количества проводимых мероприятий, концертов, фестивалей, конкурсов; - увеличение количества участников культурно-массовых мероприятий; - сохранение и увеличение численности самодеятельных коллективов и количества участников в них; |
Срок реализации Программы |
2022 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансирования Программы составляет 1350,0 тыс. рублей, в том числе: 2022 г. - 450,0 тыс. руб. 2023 г. - 450,0 тыс. руб. 2024 г. - 450,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам; повышение эффективности использования культурного наследия; создание новых форм приобщения населения к культурным традициям; сохранение памятников истории и культуры, привлечение внебюджетных средств на их восстановление и реставрацию; укрепление единого культурного пространства, культурных связей с другими районами; модернизация системы информационно-библиотечного обеспечения населения; укрепление материальной базы, реконструкция и капитальный ремонт, компьютеризация и технологическая модернизация учреждений культуры; |
Система организации контроля за исполнением Программы |
ответственный исполнитель Программы МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР", учреждения культуры района; контроль за исполнением Программы осуществляет местная администрация Урванского муниципального района КБР; отчет о реализации мероприятий Программы ежегодно представляется в местную администрацию Урванского муниципального района КБР. |
I. Общие положения
В основу районной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2022 - 2024 годы" (далее - Программа) заложена идея, согласно которой культурная деятельность является одним из базовых факторов социально-экономического развития Урванского муниципального района КБР.
Программа направлена на централизацию возможностей всех учреждений культуры Урванского муниципального района, жителей Урванского района, как основных потребителей услуг, общественных организаций и творческих объединений. На территории Урванского муниципального района находятся 8 учреждений культуры, в том числе - 3 библиотеки (районная библиотека с филиалами во всех 11 сельских поселениях, библиотека семейного чтения, детская библиотека) Районный Дом культуры (с филиалами в 9 сельских поселениях) и 4 детских учебных заведений искусств.
Дома культуры г.п. Нарткала, с.п. Псынабо, с.п. Псыгансу и с.п. Шитхала, Нижний Черек, с.п. Герменчик отвечают современным требованиям, а остальным (Кахун, Черная Речка и Урвань) требуется капитальный ремонт.
Все предыдущие года объекты культуры финансировались недостаточно. Материально-техническая база учреждений культуры и искусства отстает от требований современности и остро нуждается в укреплении и совершенствовании. Возможность получения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.
В настоящее время в отрасли существует достаточно широкий круг проблем, требующих решения. Особое внимание должно быть уделено укреплению традиций культурного сообщества, путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий: районных конкурсов-фестивалей, государственных, календарных и местных праздников.
Необходимо также активно участвовать в межрегиональных конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных коллективов Урванского муниципального района.
Целью Программы является сохранение и развитие культурных ценностей, пропаганда культурных традиций народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, содействие социальному прогрессу и повышение качества жизни населения. Целесообразность разработки Программы определяется рядом факторов экономического, юридического и социокультурного характера, в том числе слабой материально-технической базой учреждений культуры, недостатком финансирования.
Реализация Программы будет способствовать устойчивому развитию культуры, сохранению культурного наследия, укреплению материально-технической базы учреждений культуры, государственной поддержке развития театрально-концертной деятельности, культурно-досуговой сферы, народного творчества, образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере культуры и искусства, библиотечного дела, народных художественных промыслов, внедрению информационных технологий в деятельность учреждений культуры.
Одним из важных направлений сохранения и поддержания культурной жизни общества является библиотечная система. В настоящее время в районе 3 общедоступных библиотек с 11 филиалами в сельских поселениях, обслуживающих ежегодно более 19 тысяч читателей, которым выдается около 340,0 тысяч экземпляров печатных источников. Библиотеки становятся более востребованы, их важные социально-культурные функции увеличиваются.
Именно библиотеки образуют инфраструктуру современной системы научной, технической и культурной информации.
Однако в этой сфере имеется ряд серьезных проблем - материально-техническая база, устаревший и изношенный библиотечный фонд.
Для наиболее полного оказания муниципальных услуг, вхождения в республиканскую и общероссийскую информационную библиотечную компьютерную сеть требуется компьютеризация и телефонизация библиотек. В настоящее время все библиотеки района оснащены компьютерной техникой.
В Урванском муниципальном районе 4 дополнительные образовательные учреждения культуры: детская школа искусств "Радуга", музыкальная школа, школы искусств в сельских поселениях Старый Черек и Урвань, в которых обучается более 1200 детей. В них действуют следующие отделения: хореография, скрипка, фортепиано, национальная гармоника, гитара, живописи, скульптуре, декоративно-прикладное искусство, дизайн и 12 кружков по разным направлениям.
Школы являются основой начального и профессионального образования в сфере культуры и искусства. В целях творческого развития и профессионального самоопределения детей и подростков организуются конкурсы, выставки, творческие школы, наиболее одаренные представители творческой молодежи поступают и обучаются в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства.
Происходят определенные позитивные процессы в системе дополнительного образования. Расширяется перечень специальностей и специализаций, по которым осуществляется подготовка. В детской школе искусств вводится новые востребованные отделения - художественное фотографирование и дизайн.
Вместе с тем развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, в том числе:
недостаточное количество учреждений дополнительного образования;
недостаточное обновление материально-технической базы учреждений образования;
В связи с изложенным основными целями Программы в этом направлении являются:
организация систематической работы по выявлению и поддержке талантов и молодых дарований;
сохранение и дальнейшее развитие системы начального и профессионального художественного образования, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли, создание условий для творческого развития одаренных детей и молодежи.
Также имеются проблемы по кадровому составу учреждений культуры. Непрестижность, низкий уровень заработной платы, устаревшая и изношенная материально-техническая база препятствуют укреплению кадрового состава учреждений культуры. По этой и многим другим причинам практически прекратился приток молодых специалистов в Дома культуры. В результате в сфере культуры наблюдается неуклонное старение кадров. Работники до 30 лет составляют 15 процентов, от 31 до 50 лет - 60 процентов, от 50 до 60 лет и выше - 25 процентов. Потребность в обновлении кадров в клубных учреждениях культуры остается высокой.
Одним из приоритетных направлений культуры является сохранение историко-культурного наследия - памятников истории и культуры, культурных и исторических ценностей. На территории Урванского муниципального района расположены 119 объектов культурного наследия. В том числе:
- памятники археологии федерального значения - 14 (Псыгансуевские городища - 3 городища и Псыгансуевская курганная группа - 11 насыпей);
- памятников археологии республиканского значения - 84 (Урванские курганы - 44 насыпей, курганная группа "Докшукино" - 33 насыпей, Нижне-черекские курганы - 6 насыпей);
- памятников истории (памятники погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.) - 14
- памятников культуры (В.И. Ленину - 2, А.А. Хавпачеву - 1, Х.Т. Иванову - 1) - 4
Разрушение памятников археологии происходит под влиянием трех факторов: естественного разрушения, уничтожения в результате хозяйственной деятельности и целенаправленных грабительских раскопок.
Реализация мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия будет решаться в рамках настоящей Программы и направлена на реализацию следующих задач:
анализ данных о состоянии объектов культурного наследия федерального, республиканского и районного значения;
подготовка проектно-сметной документации к намеченным для реставрации объектам;
ремонт и реставрация памятников истории и культуры, благоустройство их территорий;
осуществление контроля за качеством и проведением реставрационных и реконструктивных работ.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
На современном этапе развитие культуры занимает особое место в социально-духовном формировании общества. Важным составляющим стало принятие целевых программ, реализация которых помогла в основном остановить спад развития культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры превышают возможности района по их решению. В течение многих лет сфера культуры финансировалась по остаточному принципу. Защищенными статьями расходов в бюджетном планировании оставались лишь расходы на оплату труда и возмещение расходов на коммунальные услуги. Темпы износа объектов культуры продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация и с библиотечными фондами.
Реализация районной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе на 2022 - 2024 годы", позволит систематизировать решение стоящих перед отраслью задач по сохранению и развитию муниципальных учреждений культуры района, решению задач развития культуры и сохранения культурного наследия района.
Решение задач по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений культуры, искусства, художественного образования сопряжено с целым рядом правовых, организационных и финансовых проблем. Сегодня жизненно важно дать сфере культуры стимул к движению вперед, выявить возможные направления дальнейшего роста, определить ключевые ориентиры и мероприятия, влияющие на деятельность данной сферы в целом.
Дополнительного приложения усилий требует дальнейшее обеспечение материально-технической базы образовательных учреждений, переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусства. Наиболее значимыми проблемами в деятельности учреждений культуры, расположенных в сельской местности, являются крайне слабая материально-техническая база (отсутствие необходимого светового и звукоусиливающего оборудования, музыкальных инструментов, специального оборудования и оргтехники, транспортных средств). Реализация Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обострила проблемы содержания специалистов и самих учреждений культуры поселений, организации их деятельности.
Также проблемными и актуальными остаются на сегодня вопросы обеспечения сохранности памятников истории и культуры.
Одной из основных проблем в информационном обеспечении сферы культуры и искусства является низкий уровень технической оснащенности учреждений культуры и информатизации основных технологических процессов, отсутствие единого информационного пространства, доступного как организациям и отдельным представителям сферы культуры и искусства, так и в целом потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных ресурсов и, в частности, сети Интернет становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания.
Эти и другие проблемы требуют продолжения применения программно-целевого метода в их решении с использованием опыта последних лет по сохранению, возрождению и популяризации культурного наследия, проведению конкурсов, фестивалей, традиционных национальных праздников, способствующих развитию различных жанров народного творчества, национальных культур, совершенствованию культурно-досуговой деятельности учреждений культуры.
III. Основные цели и задачи Программы
Настоящая программа сформирована с учетом стратегических целей и задач политики государства в сфере культуры, а также концепции федеральной целевой программы "Культура России" и Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма". Целями и задачами Программы являются:
сохранение культурной самобытности и приумножение культурного потенциала населения района, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития района;
совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;
создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, поддержка развития музыкально-исполнительского, изобразительного искусства;
сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных художественных промыслов;
модернизация работы учреждений культуры, поддержка культурных инноваций и инициатив, реализация единой государственной культурной и национальной политики, формирование духовных и нравственных качеств личности и общества;
обеспечение охраны и реставрации памятников истории и культуры; обеспечение сохранности и безопасности библиотечных фондов;
предоставление качественного библиотечного обслуживания с использованием инновационных технологий;
создание условий для расширения возможностей равного и свободного доступа граждан к информации;
укрепление материально-технической базы и улучшение технического оснащения районной библиотеки;
увеличение количественного состава фонда библиотеки при систематическом поступлении новой литературы на различных носителях;
развитие непрерывного профессионального образования кадрового состава работников культуры;
обеспечение учреждений культуры современными системами безопасности, средствами противопожарной защиты позволит решить проблему сохранности библиотечных фондов;
компьютеризация и информатизация отрасли; развитие и модернизация инфраструктуры сферы культуры;
осуществление капитального ремонта и реконструкции учреждений культуры.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется полномочиями местной администрации Урванского муниципального района в сфере культуры и предусматривает следующий комплекс мер экономического и организационного характера, обеспечивающих "баланс интересов" и скоординированные действия участников реализации Программы:
совершенствование программно-целевого метода управления сферой культуры района;
разработка новых долгосрочных целевых программ;
разработка и реализация годовых и среднесрочных прогнозов развития в сфере культуры;
концентрация бюджетных средств на решение приоритетных задач;
разработка стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры;
привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, налаживание политики постоянного взаимодействия между культурой и бизнесом;
создание системы качественного мониторинга и контроля за реализацией Программы;
ежегодное подведение итогов реализации основных направлений Программы и внесение соответствующих корректив;
информирование населения о ходе и результатах реализации Программы с использованием Интернет-портала администрации района;
Использование этих механизмов позволит администрации Урванского муниципального района в рамках каждого из направлений Программы решить поставленные задачи и достичь намеченных целей.
V. Срок реализации Программы
Мероприятия Программы планируется реализовать в 2022 - 2024 годах.
VI. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы, предусматривающие собой комплекс работ, взаимосвязанных по срокам выполнения, объемам финансирования, направлениям расходов и ожидаемым результатам и направленных на развитие культуры в Урванском муниципальном районе, сгруппированы в приложении N 1 настоящей Программы.
В ходе реализации Программы мероприятия будут конкретизироваться, корректироваться и наполняться определенным содержанием в зависимости от реальных обстоятельств, сформулированной цели и решаемых задач.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы определяется администрацией Урванского муниципального района в период ее действия.
Основным источником финансирования являются средства районного бюджета. Предположительный объем средств Программы составляет 1350,0 тыс. руб., в том числе:
2022 год - 450,0 тыс. руб.
2023 год - 450,0 тыс. руб.
2024 год - 450,0 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения районного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
VIII. Контроль за ходом реализации Программы
Исполнителями мероприятий Программы являются МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР" совместно с учреждениями культуры района, организациями и учреждениями культуры района, органами местного самоуправления района.
МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР" осуществляет:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
определение форм и методов оказания поддержки в развитии системы художественного образования, народного творчества, национальной культуры, народных художественных промыслов;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль и составление отчетов о расходовании средств, направляемых на реализацию Программы.
Порядок бюджетного финансирования мероприятий Программы определяется исходя из возможностей соответствующего бюджета.
Исполнитель Программы обобщает информацию и в установленные сроки представляет заказчику сводный отчет о проделанной работе.
IX. Ожидаемые результаты
За период действия Программы в сфере культуры района будет достигнуто качественное улучшение и количественное увеличение предоставляемых населению услуг, модернизация материально-технической базы, преобразование учреждений культуры будут способствовать повышению доступности и качества услуг в сфере культуры.
Увеличится количество участников культурно-досуговых мероприятий, количество клубных формирований и их участников, число любительских объединений, групп, клубов по интересам.
Будут разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия района, отреставрированы существующие объекты культурного наследия.
Получат дальнейшее развитие механизмы содействия региональным культурным инициативам, межрегиональной и международной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности.
Достижение поставленной цели в рамках реализации Программы означает выравнивание возможностей доступа различных групп населения района к ценностям культуры района и республики.
Реализация Программы на основе приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры позволит создать условия для повышения культурного уровня жизни граждан, оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал жителей района, активизировать дальнейшую интеграцию молодых дарований района в республиканский и общероссийский культурный процесс.
(процентов)
N п/п |
Показатели |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
1 |
Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий |
15 |
20 |
25 |
2 |
Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях в общем числе детей |
15 |
20 |
25 |
3 |
Повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг |
90 |
95 |
100 |
4 |
Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия муниципального значения |
50 |
70 |
70 |
X. Оценка эффективности реализации Программы
При оценке эффективности реализации Программы следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного программой объема средств.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования объектов муниципальной собственности в культуре.
Реализация мероприятий Программы позволит:
укрепить материально-техническую базу муниципальных учреждений культуры;
оказать поддержку в развитии системы художественного образования, театрального искусства и народного творчества, национальной культуры народных художественных промыслов;
повысить уровень предоставляемых образовательных услуг;
повысить художественный уровень спектаклей, концертов, массовых представлений и праздников, привлекать большее число зрителей;
обеспечить условия для творческой деятельности;
внедрить современные технологии и организационные формы в деятельность учреждений культуры района;
провести работу, способствующую обеспечению сохранности историко-культурного наследия.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании предпосылок и условий для решения проблемы сохранения и развития культурного пространства, сохранения историко-культурного наследия, роста объема и повышения качества услуг, оказываемых населению района в сфере культуры, обеспечения доступности культурных благ и ценностей всем жителям района.
Приложение 1 изменено. - Постановление местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 3 марта 2022 г. N 204
Приложение N 1
к РЦП "Развитие культуры
в Урванском муниципальном
районе КБР на 2022 - 2024 годы"
Перечень
мероприятий районной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе на 2022 - 2024 годы"
3 марта 2022 г.
Приложение N 2
к Районной целевой программе "Развитие
культуры в Урванском муниципальном
районе КБР на 2022 - 2024 годы"
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
Оснащение учреждений дополнительного образования учебно-методическими комплектами по приобщению детей к народным художественным промыслам. |
ежегодно |
Местная администрация Урванского муниципального района |
2 |
Проведение фестиваля детского творчества "Палитра ремесел" |
ежегодно |
Местная администрация Урванского муниципального района |
3 |
Организация тематических выставок-ярмарок мастеров народных художественных промыслов района |
ежегодно |
Местная администрация Урванского муниципального района |
4 |
Проведение конкурсов профессионального мастерства среди мастеров народных художественных промыслов района |
ежегодно |
Местная администрация Урванского муниципального района |
5 |
Организация выставок и мастер-классов мастеров народных художественных промыслов ГКУ "Республиканский центр народных художественных промыслов и ремесел" |
ежегодно |
Местная администрация Урванского муниципального района |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 8 декабря 2021 г. N 1461 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2022 - 2024 годы"
Текст постановления опубликован на сайте Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ur.adm-kbr.ru) 16 декабря 2021 г.
Постановлением Местной администрации Урванского муниципального района от 30 мая 2023 г. N 514 настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 3 марта 2022 г. N 204