В соответствии с Законом Хабаровского края от 10 ноября 2021 г. N 247 "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 119-пр, следующие изменения:
1) в паспорте:
а) в позиции "Ответственный исполнитель Программы" слова "развитию топливно-энергетического комплекса (далее - комитет Правительства края по развитию ТЭК)" заменить словами "топливно-энергетическому комплексу (далее - комитет Правительства края по ТЭК)";
б) позицию "Соисполнители, участники Программы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители, участники Программы |
- |
министерство жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство ЖКХ края); министерство строительства края; министерство культуры края; министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство социальной защиты края; министерство имущества края; министерство транспорта и дорожного хозяйства края; министерство спорта края; министерство лесного хозяйства и лесопереработки края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства края; управление ветеринарии Правительства края; краевые государственные учреждения, краевые государственные унитарные предприятия, юридические лица, в уставных капиталах которых доля края составляет более чем 50 процентов (далее - краевые организации); администрации муниципальных образований края (по согласованию); энергетические компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории края (далее - энергетические компании края) (по согласованию)"; |
в) в позиции "Основные показатели (индикаторы) Программы":
- в абзаце четвертом слово "отпущенной" заменить словом "произведенной";
- дополнить абзацами следующего содержания:
"уровень газификации населения (процентов);
рост тарифа на тепловую энергию на территории края, отнесенной к свободному порту Владивосток (процентов)";
г) в позиции "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств":
- в абзаце первом цифры "42 041 262,40" заменить цифрами "39 087 024,11";
- в абзаце третьем цифры "5 338 220,08" заменить цифрами "5 511 741,06";
- в абзаце пятнадцатом цифры "114 499,35" заменить цифрами "103 027,81";
- в абзаце шестнадцатом цифры "134 045,74" заменить цифрами "121 941,76";
- в абзаце семнадцатом цифры "134 045,74" заменить цифрами "331 142,24";
- в абзаце двадцать шестом цифры "520 808,27" заменить цифрами "523 759,00";
- в абзаце тридцать восьмом цифры "46 938,62" заменить цифрами "48 060,77";
- в абзацах тридцать девятом, сороковом цифры "55 323,11" заменить цифрами "56 237,40";
- в абзаце сорок первом цифры "36 182 234,05" заменить цифрами "33 051 524,05";
- в абзаце пятьдесят третьем цифры "5 398 500,00" заменить цифрами "4 253 610,00";
- в абзацах пятьдесят четвертом, пятьдесят пятом цифры "4 798 800,00" заменить цифрами "3 805 890,00";
д) позицию "Ожидаемый результат реализации Программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"увеличение уровня газификации населения до 42,6 процента;
сдерживание роста тарифа на тепловую энергию на территории края, отнесенной к свободному порту Владивосток, не более 4,0 процентов";
е) дополнить позицией "Объем налоговых расходов края в рамках реализации Программы" следующего содержания:
"Объем налоговых расходов края в рамках реализации Программы |
- |
215,58 млн. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 75,00 млн. рублей, 2023 год - 71,86 млн. рублей, 2024 год - 68,72 млн. рублей"; |
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
1.1. Анализ текущего состояния энергетического комплекса. Основные проблемы и направления перспективного развития
Энергосистема Хабаровского края (далее - энергосистема края) является крупнейшим производителем энергии на Дальнем Востоке, на ее долю приходится более 20,0 процентов вырабатываемой электрической и около 30,0 процентов тепловой энергии.
Структуру энергосистемы края составляют генерирующие мощности, электросетевое и теплосетевое хозяйство, а также организации по оперативно-диспетчерскому управлению энергетическими объектами и сбыту энергии.
Хозяйственную деятельность на территории края осуществляют следующие региональные энергетические компании:
1) АО "ДГК" - производство тепловой и электрической энергии, транспортировка и реализация тепловой энергии;
2) филиал "Хабаровские электрические сети" акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - филиал "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК") - передача и распределение электрической энергии, оперативное управление, эксплуатация и услуги по присоединению к электрическим сетям напряжением 110/35/10 кВ;
3) филиал "Хабаровскэнергосбыт" публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - филиал "Хабаровскэнергосбыт" ПАО "ДЭК") - сбыт электрической энергии потребителям края;
4) филиал публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Магистральные электрические сети Востока (далее - филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока) - передача электрической энергии, оперативное управление, эксплуатация и услуги по присоединению к электрическим сетям напряжением 220/500 кВ;
5) филиалы акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") - "Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Востока" (далее - ОДУ Востока) и "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Хабаровского края и Еврейской автономной области" (далее - Хабаровское РДУ) - оперативно-диспетчерское управление объектами электроэнергетики.
В 2021 году удельный вес предприятий энергетики края в валовом региональном продукте по предварительной оценке составил 2,6 процента. Отгружено продукции и оказано услуг на сумму 60,1 млрд. рублей, или 5,2 процента в общем объеме отгруженной продукции по краю (оценочно по состоянию на 1 февраля 2022 г.). В консолидированный бюджет края энергетическими компаниями и предприятиями перечислено 3,7 млрд. рублей. Численность работающих на предприятиях энергетики края по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 11,9 тыс. человек.
Потребности экономики и населения края в электрической и тепловой энергии в полном объеме обеспечиваются тепловыми электростанциями АО "ДГК", перетягами электроэнергии из объединенной энергосистемы Востока (далее - ОЭС Востока), а также локальными энергоисточниками.
Энергосистема края производит 97,0 процентов электрической энергии и более 70,0 процентов тепловой энергии от всей потребности в крае.
Централизованным электроснабжением охвачены населенные пункты, в которых проживает около 95,0 процентов населения края. Только населенные пункты, расположенные в отдаленных северных районах и имеющие незначительные объемы электропотребления, обеспечиваются электроэнергией от автономных дизельных и газопоршневых электростанций.
Энергоисточниками АО "ДГК" в 2021 году выработано 8 658,4 млн. кВт-ч электрической энергии, отпущено тепловой энергии с коллекторов в объеме 11 213,5 тыс. Гкал, что к уровню 2020 года составило соответственно 101,3 и 102,9 процента.
Полезный отпуск электрической энергии в сеть АО "ДГК" за 2021 год составил 5 479,2 млн. кВт-ч, что составляет 102,2 процента к уровню 2020 года. Отпущено тепловой энергии потребителям края 11 213,5 тыс. Гкал.
Общая установленная мощность тепловых электростанций (далее также - ТЭЦ) АО "ДГК" по состоянию на 1 января 2021 г. составляет:
- по выработке электрической энергии - 2 309,3 МВт, в том числе резерв электрических мощностей около 802 МВт;
- по выработке тепловой энергии - 7 181,6 Гкал/ч.
Основные показатели энергосистемы края за 2012 - 2021 годы представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные показатели энергосистемы Хабаровского края
N |
Наименование показателя |
Годы |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Электропотребление (млн. кВт-ч) |
8 256,4 |
8 250,4 |
8 490,0 |
8 572,4 |
8 295,8 |
2. |
Производство электроэнергии (млн. кВт-ч) |
7 716,1 |
7 734,0 |
8 345,6 |
9 226,8 |
8 361,8 |
3. |
Покупка электрической энергии (млн. кВт-ч) |
366,3 |
245,4 |
-40,8 |
-830,9 |
36,9 |
4. |
Производство тепловой энергии (тыс. Гкал) |
11 495,5 |
11 500,6 |
11 348,5 |
11 079,3 |
11 538,0 |
5. |
Годовой максимум потребления электрической энергии (МВт) |
1 511,0 |
1 455,0 |
1 488,8 |
1 437,0 |
1 411,0 |
N |
Наименование показателя |
Годы |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
1 |
2 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Электропотребление (млн. кВт-ч) |
8 246,5 |
8 528,5 |
8 775,3 |
8 777,6 |
9 237,2 |
2. |
Производство электроэнергии (млн. кВт-ч) |
8 710,9 |
9 192,3 |
8 631,2 |
8 550,9 |
8 658,4 |
3. |
Покупка электрической энергии (млн. кВт-ч) |
-9,9 |
-233,1 |
428,0 |
468,6 |
858,3 |
4. |
Производство тепловой энергии (тыс. Гкал) |
10 913,3 |
11 122,4 |
11 054,0 |
10 892,8 |
11 213,5 |
5. |
Годовой максимум потребления электрической энергии (МВт) |
1 457,0 |
1 461,4 |
1 452,9 |
1 453,0 |
1 953,6 |
Энергосистема края имеет прямые электрические связи с ОЭС Востока, что значительно повышает надежность электроснабжения и позволяет приобретать электроэнергию, вырабатываемую гидроэлектростанциями Дальневосточного региона, по цене, ниже произведенной тепловыми электростанциями на территории края.
Изолированно от ОЭС Востока в энергосистеме края функционирует только Николаевский энергорайон.
Системообразующие электрические сети на территории края сформированы на напряжении 500 - 220 кВ общей протяженностью 5,13 тыс. км и находятся на эксплуатационном обслуживании филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока.
Распределительные электрические сети напряжением 110 кВ, 35 кВ, 6 - 10 кВ и 0,4 кВ общей протяженностью 8,1 тыс. километров и 1 527 подстанций общей установленной мощностью 3 600 МВА находятся в эксплуатационном обслуживании у филиала "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК".
Техническое состояние линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ, 220 кВ, 110 кВ и 35 кВ поддерживается в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем на подстанциях эксплуатируется оборудование, которое выработало свой ресурс и морально устарело, нуждается в замене.
Сведения о техническом состоянии линий электропередачи и подстанций напряжением 500 кВ, 220 кВ, 110 кВ приведены в таблицах 1.2, 1.3.
Таблица 1.2
Возрастная структура ЛЭП 110 - 500 кВ энергосистемы края
Возраст ЛЭП |
2021 год |
2024 год |
||||
номинальное напряжение | ||||||
500 кВ |
220 кВ |
110 кВ |
500 кВ |
220 кВ |
110 кВ |
|
50 лет и более |
0% |
0% |
24,4% |
0% |
14,7% |
32,2% |
40 - 49 лет |
0% |
40,2% |
26,9% |
52,4% |
41,6% |
49,6% |
35 - 39 лет |
52,4% |
34,1% |
30,5% |
0% |
24,3% |
8,7% |
Менее 35 лет |
47,6% |
25,7% |
18,2% |
47,6% |
19,4% |
9,6% |
Таблица 1.3
Возрастная структура Т/АТ 110 - 500 кВ энергосистемы края
Возраст Т/АТ |
2021 год |
2024 год |
||||
номинальное напряжение | ||||||
500 кВ |
220 кВ |
110 кВ |
500 кВ |
220 кВ |
110 кВ |
|
30 лет и более |
47,4% |
54,5% |
82,5% |
47,4% |
59,3% |
83,1% |
25 - 29 лет |
0% |
4,8% |
0,6% |
0% |
7,3% |
0% |
Менее 25 лет |
52,6% |
40,7% |
16,9% |
52,6% |
33,4% |
16,9% |
В период 2012 - 2021 годов на развитие региональных энергетических компаний и предприятий, реконструкцию и строительство новых объектов энергетики края направлено более 65,0 млрд. рублей с НДС (объемы финансирования капитальных вложений АО "ДГК", АО "ДРСК", публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (далее - ПАО "РусГидро"), МЭС "Востока").
За указанный период электросетевыми организациями в рамках утвержденных Правительством края инвестиционных программ введено в эксплуатацию более 700 километров линий электропередачи и 400 МВА трансформаторной мощности.
В полном объеме выполнены запланированные работы по модернизации и реконструкции генерирующих мощностей и сетевых объектов энергосистемы края. На ряде подстанций (далее также - ПС) 110 кВ осуществлена замена выработавшего ресурс электротехнического оборудования на современное, с улучшенными техническими характеристиками.
В сентябре 2020 г. ПАО "РусГидро" завершено строительство и введена в эксплуатацию ТЭЦ в г. Советская Гавань стоимостью 33,5 млрд. рублей в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1564 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" для обеспечения растущих потребностей в электрической и тепловой энергии Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла (далее - ВСГТПУ), что позволило обеспечить:
- надежное энергоснабжение резидентов Ванинского и Советско-Гаванского морских портов, включенных в зону свободного порта Владивосток;
- перевод на централизованное теплоснабжение г. Советская Гавань;
- вывод из эксплуатации котельных, в том числе использующих в качестве топлива дорогостоящий мазут.
Во исполнение решений Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока по обеспечению энергетической инфраструктурой площадок территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в г. Комсомольске-на-Амуре, г. Хабаровске и Николаевском муниципальном районе края филиалом "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК" ведется строительство двухцепной ВЛ 110 кВ до планируемой к строительству ПС 110/35/10 кВ в пос. Чныррах, а также строительство двухцепной ВЛ 35 кВ от пос. Чныррах до пос. Оремиф и ПС 35/10 кВ в пос. Оремиф Николаевского муниципального района края - для обеспечения централизованным электроснабжением резидентов ТОСЭР "Николаевск". Данные объекты энергетической инфраструктуры, помимо удовлетворения существующих потребностей резидентов в электрической энергии, обеспечат резервную мощность для развития потенциала ТОСЭР на долгосрочную перспективу.
Анализ текущего состояния энергосистемы края позволил выделить следующие существующие проблемы:
1) старение действующих генерирующих мощностей, распределительных электрических и тепловых сетей, ограниченные технические возможности действующих централизованных систем теплоснабжения в городах края.
Износ основного оборудования АО "ДГК", рассчитанный по методике комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1401, исходя из общего индекса технического состояния ТЭЦ составляет от 4,0 до 50,0 процентов. Средний коэффициент использования установленной мощности - около 40,0 процентов.
Более 38,0 процентов (271 километр) магистральных тепловых сетей, находящихся на балансе АО "ДГК" по Хабаровскому краю, имеют срок эксплуатации свыше 25 лет с общим уровнем износа более 60,0 процентов.
В распределительных электрических сетях, эксплуатируемых филиалом "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК", значительная часть электротехнического оборудования находится в работе со сроками эксплуатации, на 30,0 - 80,0 процентов превышающими нормативные.
Приоритетными задачами на ближайшую перспективу являются поэтапное замещение на электростанциях выработавшего парковый ресурс генерирующего оборудования с последующим техническим перевооружением, с использованием передовых парогазовых и газотурбинных технологий, а также модернизация, реконструкция и строительство новых электросетевых объектов;
2) существующие ограничения на технологическое присоединение нагрузок новых потребителей электрической энергии к шинам ряда подстанций энергосистемы края.
Перегруженность действующих электрических сетей и подстанций в г. Хабаровске и Ванино-Советско-Гаванском энергоузле (далее - ВСГЭУ) препятствует возможности технологического присоединения объектов нового строительства.
По состоянию на 1 января 2021 г. около 50 центров питания 35 - 110 кВ (36,0 процентов от общего числа ПС 35 - 110 кВ филиала "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК", расположенных на территории края) перегружены.
Кроме того, ВЛ 110 кВ краевого центра имеют значительный физический износ, так как срок их эксплуатации превышает нормативный.
Значительная часть трансформаторов на ПС 35 - 110 кВ г. Хабаровска и прилегающих муниципальных районов эксплуатируется также свыше нормативного срока (25 и более лет). В первую очередь требуют замены трансформаторы, которые эксплуатируются более 35 лет на подстанциях 110 кВ - "АК", "Ц", "ЮМР".
Не обладает достаточной надежностью схема электроснабжения потребителей, питающихся от однотрансформаторных и имеющих одностороннее питание подстанций. Аварийное или ремонтное отключение тупиковых ВЛ или единственного трансформатора на этих ПС ведет к полному их погашению.
В период летнего максимума недостаточно надежна схема выдачи мощности Хабаровской ТЭЦ-1, что вызвано тем, что исчерпан нормативный срок службы трансформаторов связи 110/35/6 кВ 2 х 63 МВА, в связи с этим не обеспечивается работа регулирования под нагрузкой;
3) резкое сокращение бюджетного финансирования строительства энергетических объектов, недостаточность собственных инвестиционных ресурсов региональных энергетических компаний и сложность привлечения средств из внешних источников.
Одной из основных причин недостатка собственных оборотных средств являются неплатежи за потребленные энергоресурсы и газ.
По состоянию на 1 января 2022 г. задолженность за электрическую и тепловую энергию, отпущенную ПАО "ДЭК" и АО "ДГК" потребителям края, составляет почти 8 161,7 млн. рублей, в том числе:
- за электрическую энергию - 2 183,2 млн. рублей;
- за тепловую энергию и ГВС - 5 978,5 млн. рублей.
Основными должниками являются:
- население - 5 883,7 млн. рублей;
- исполнители коммунальных услуг и предприятия жилищно-коммунального хозяйства - 799,9 млн. рублей;
- промышленные предприятия - 190,8 млн. рублей;
- бюджетные потребители - 264,7 млн. рублей;
- сельскохозяйственные потребители - 125,3 млн. рублей;
- прочие потребители - 897,3 млн. рублей.
1.2. Анализ текущего состояния энергосбережения и эффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов в крае
Хабаровский край является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов (далее также - ТЭР). Основными видами ТЭР, потребляемыми в крае, являются природный и сжиженный газ, электрическая и тепловая энергия, нефтепродукты и уголь.
Проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования ТЭР, а также координация работы в этом направлении являются одними из приоритетных направлений деятельности Правительства края.
В целях реализации государственной политики энергосбережения, в рамках Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в муниципальных образованиях края разработаны программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Анализ потребления электрической и тепловой энергии в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности, производства энергии на локальных энергоисточниках выявил ряд проблем, которые могут быть решены в результате реализации мероприятий по энергосбережению и эффективности:
- значительные расходы на оплату потребленной электрической и тепловой энергии учреждениями и организациями, финансируемыми из краевого бюджета;
- высокая стоимость электрической и тепловой энергии в зонах децентрализованного энергоснабжения в связи с использованием дорогостоящего нефтяного топлива (после газификации котельных, работающих на мазуте, тариф на тепловую энергию снизится на 30,0 - 35,0 процентов, при переводе на газ котельных, использующих дизельное топливо, - порядка 50,0 процентов);
- значительный уровень износа оборудования энергоисточников в зонах децентрализованного энергоснабжения, работающих на угле, с высокими удельными расходами топлива на производство электрической и тепловой энергии;
- существенный объем субвенций из краевого бюджета, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и на снижение тарифов на тепловую энергию для населения;
- увеличение доли затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг;
- недостаток финансовых средств на проведение мероприятий по энергосбережению в бюджетном секторе.
1.3. Анализ текущего состояния газотранспортной системы края. Основные задачи и перспективы развития
Газификация природным газом населенных пунктов края начата в 1987 году с вводом в эксплуатацию магистрального газопровода "Оха - Комсомольск-на-Амуре" протяженностью 557 километров и производительностью 1,5 млрд. куб. метров в год.
С развитием нефтегазовых месторождений шельфа о. Сахалин по инициативе Правительства края была разработана и постановлением Правительства Российской от 24 июля 1999 г. N 852 одобрена Программа "Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев", в рамках которой в крае построен и введен в эксплуатацию в 2006 году магистральный газопровод "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск" протяженностью 445 километров и пропускной способностью 4,5 млрд. куб. метров в год. Построенный газопровод позволил начать перевод на природный газ теплоэлектроцентралей г. Хабаровска и коммунальных энергоисточников, в том числе в Хабаровском муниципальном районе края.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации 3 сентября 2007 г. N 340 утверждена Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (далее - Восточная газовая программа), оператором которой определено публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
В рамках реализации Восточной газовой программы в сентябре 2011 г. ПАО "Газпром" введена в эксплуатацию первая очередь магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" диаметром 1 000 - 1 200 мм (протяженностью 1 350 километров, в том числе на территории края - 611,1 километра). Производительность газопровода - 6 млрд. куб. метров газа в год.
В связи с ростом количества потребителей (в том числе с учетом Приморского края) и объемов транспортируемого газа, в целях увеличения производительности газотранспортной системы "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" до 20 млрд. куб. метров в год ПАО "Газпром" в 2021 году построен второй пусковой комплекс магистрального газопровода (на участке от пос. Октябрьский до г. Хабаровска).
Учитывая принятое ПАО "НК "Роснефть" решение о выводе из эксплуатации в 2025 году магистрального газопровода "Оха - Комсомольск-на-Амуре" потребители Хабаровского края, подключенные к нему, будут переподключены к магистральному газопроводу ПАО "Газпром" - "Сахалин - Хабаровск - Владивосток".
Газификация Хабаровского края осуществляется поэтапно в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Хабаровского края, утвержденной Правительством Хабаровского края и ПАО "Газпром" в 2009 году (далее - Генеральная Схема) (корректировка Генеральной Схемы выполнена акционерным обществом "Газпром промгаз" в 2020 году).
Созданные в крае газотранспортная и газораспределительная сети общей протяженностью более 2,5 тыс. километров обеспечивают природным газом энергосистему, промышленность, коммунальную энергетику и население.
По состоянию на 1 января 2022 г. природным газом обеспечены 36 населенных пунктов, в том числе 5 городов и 31 поселок (село).
В 2021 году пуск газа осуществлен в шести населенных пунктах, в том числе в Вяземском муниципальном районе края (г. Вяземский, с. Отрадное, с. Садовое и с. Аван), с. Ильинка Хабаровского муниципального района края, с. Новый Мир Комсомольского муниципального района края.
Потребителями природного газа являются 90 промышленных объектов (в том числе 10 теплоэлектроцентралей и 37 котельных), 195 коммунально-бытовых и жилищно-коммунальных объектов, более 107 тыс. квартир (частных домовладений).
Мероприятия по развитию газотранспортных и газораспределительных сетей реализуются совместно с ПАО "Газпром" в рамках программ развития газоснабжения и газификации Хабаровского края.
В сентябре 2020 г. временно исполняющим обязанности Губернатора Хабаровского края и председателем правления ПАО "Газпром" утверждена Программа развития газоснабжения и газификации Хабаровского края на период 2021 - 2025 годы (далее - Программа газификации).
Программа газификации предусматривает строительство шести газопроводов-отводов и газораспределительных станций, около 170 километров межпоселковых и более 270 километров внутрипоселковых газопроводов (в г. Хабаровске, Амурском, Бикинском, Комсомольском, Нанайском, Ульчском, Хабаровском муниципальных районах края) для обеспечения потребителей 20 населенных пунктов края, в которых планируется осуществить перевод на газ 23 котельных и более 20 тыс. квартир (домовладений). Построенные в рамках Программы газификации объекты позволят также обеспечить подключение к системе газоснабжения строящейся ТЭЦ-4 в г. Хабаровске, Малмыжского горно-обогатительного комбината и других перспективных потребителей.
В период с 2011 по 2021 год в рамках реализации программ развития газоснабжения и газификации Хабаровского края:
- ПАО "Газпром" построены газопроводы-отводы (6,3 километра), две газораспределительные станции (ГРС Хор и ГРС Вяземский), межпоселковые газопроводы общей протяженностью около 200 километров (в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, Вяземском, Комсомольском, имени Лазо, Николаевском, Солнечном, Хабаровском муниципальных районах края,). Инвестиции компании в строительство объектов газоснабжения составили около 7,0 млрд. рублей;
- Правительством края совместно с муниципальными образованиями края синхронно со строительством межпоселковых газопроводов построены и введены в эксплуатацию 24 единицы (ведомственных и муниципальных) модульных газовых котельных, построено более 180 километров распределительных газопроводов, переведено на природный газ более 23 тыс. квартир (домовладений) жилого фонда.
Всего на газификацию потребителей в населенных пунктах из краевого и местного бюджетов направлено более 2,3 млрд. рублей.
Для обеспечения ТОСЭР в крае природным газом построены распределительные газопроводы до площадки ТОСЭР "Авангард" протяженностью 11,5 километра (2015 год), до площадки ТОСЭР "Ракитное" с подключением котельной Хабаровского трубного завода протяженностью 0,6 километра (2019 год), до площадки ТОСЭР "Парус" в г. Комсомольске-на-Амуре протяженностью 8,6 километра (2021 год), до площадки ТОСЭР "Холдоми" в Солнечном муниципальном районе края для подключения газовой модульной котельной горнолыжного комплекса (2021 год).
В 2021 году ПАО "Газпром" завершено строительство межпоселкового газопровода (14,1 километра) до с. Новый Мир Комсомольского муниципального района края.
В 2020 году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации взят курс на газификацию регионов. В связи с этим Правительством Российской Федерации в июне 2021 г. внесены существенные изменения в Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в том числе в части передачи функций по развитию газификации в регионах Российской Федерации Единому оператору газификации (обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газификация").
В 2022 году в крае продолжится поэтапное строительство объектов газоснабжения для газификации микрорайонов в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, г. Вяземском, пос. Эльбан Амурского муниципального района края, с. Матвеевка и с. Ильинка Хабаровского муниципального района края.
В рамках развития рынка газомоторного топлива с использованием компримированного природного газа в 2021 году частным инвестором завершено строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (далее - АГНКС) в г. Хабаровске по ул. Карла Маркса, в 2022 году планируется ввести в эксплуатацию АГНКС по ул. Трехгорной в г. Хабаровске. Кроме того, в рамках инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Газпром газомоторное топливо" в 2023 году намечено строительство двух АГНКС в г. Хабаровске (ул. Малиновского) и г. Комсомольске-на-Амуре.";
3) раздел 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"- увеличение уровня газификации населения до 42,6 процента;
- сдерживание роста тарифа на тепловую энергию на территории края, отнесенной к свободному порту Владивосток, не более 4,0 процентов.";
4) раздел 10 изложить в следующей редакции:
"10. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения Подпрограммы, основных мероприятий, координацию действий соисполнителей участников Программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, мониторинг состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - комитетом Правительства края по ТЭК в пределах установленной ему компетенции.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель Программы осуществляет следующие полномочия:
- организует реализацию Программы, вносит по согласованию с соисполнителями и участниками Программы изменения и предложения в Программу;
- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также ожидаемых результатов ее реализации;
- ежеквартально в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития края результаты мониторинга и пояснительную записку о ходе реализации Программы за I квартал, первое полугодие, девять месяцев текущего финансового года соответственно;
- проводит интегральную оценку эффективности реализации Программы;
- запрашивает у соисполнителей и участников Программы сведения, необходимые для мониторинга, интегральной оценки эффективности реализации Программы и подготовки годового отчета;
- готовит годовой отчет и представляет его в министерство экономического развития края до 15 апреля года, следующего за отчетным;
- размещает на официальном сайте комитета Правительства Хабаровского края по топливно-энергетическому комплексу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Соисполнители Программы осуществляют следующие полномочия:
- участвуют в разработке проекта Программы и осуществляют реализацию Подпрограммы и мероприятий, в отношении которых они являются соисполнителями;
- в срок до 1 июня текущего года представляют ответственному исполнителю Программы сведения о предполагаемых объемах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год для финансирования программных мероприятий, ответственными за которые они являются;
- вносят ответственному исполнителю Программы предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
- представляют ответственному исполнителю Программы сведения, необходимые для мониторинга реализации Программы (в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета (в срок до 15 марта года, следующего за отчетным);
- представляют информацию, необходимую для проведения интегральной оценки эффективности реализации Программы.
По результатам оценки эффективности реализации Программы Правительством края может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию Программы и внесении изменений в Программу.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель Программы вправе по согласованию с соисполнителями готовить предложения о внесении изменений в Программу в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края".
Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности реализации Программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации Программы.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы с расшифровкой плановых значений по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств краевого бюджета с указанием ответственных исполнителей, соисполнителей и участников, а также по годам реализации Программы приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края и внебюджетных средств на реализацию Программы приведена в приложении N 4 к настоящей Программе.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по проектированию, строительству, реконструкции или техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности приведен в приложении N 6 к настоящей Программе.
Информация об инвестиционных проектах, планируемых к реализации в рамках Программы, приведена в приложении N 9 к настоящей Программе.
Методика сбора информации и расчета показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 10 к настоящей Программе.
Сведения о налоговых расходах в рамках реализации Программы приведены в приложении N 11 к настоящей Программе.";
5) в разделе 11:
а) в паспорте:
- в позиции "Ответственный исполнитель Подпрограммы" слово "развитию" исключить;
- позицию "Соисполнители, участники Подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители, участники Подпрограммы |
- |
министерство ЖКХ края; министерство культуры края; министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство социальной защиты края; министерство имущества края; министерство транспорта и дорожного хозяйства края; министерство спорта края; министерство лесного хозяйства и лесопереработки края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства края; управление ветеринарии Правительства края; краевые организации; администрации муниципальных образований края (по согласованию); энергетические компании края (по согласованию)"; |
- абзац первый позиции "Показатели (индикаторы) Подпрограммы" признать утратившим силу;
- в позиции "Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств":
в абзаце первом цифры "11 230 580,90" заменить цифрами "10 291 911,17";
в абзаце третьем цифры "1 406 974,78" заменить цифрами "1 407 635,05";
в абзаце пятнадцатом цифры "4 975,90" заменить цифрами "5 637,69";
в абзаце шестнадцатом цифры "4 958,48" заменить цифрами "4 987,83";
в абзаце семнадцатом цифры "4 958,48" заменить цифрами "4 694,06";
в абзаце двадцать восьмом цифры "9 650 553,60" заменить цифрами "8 711 223,60";
в абзаце сороковом цифры "1 144 890,00" заменить цифрами "648 850,00";
в абзацах сорок первом, сорок втором цифры "992 910,00" заменить цифрами "771 265,00";
- в позиции "Ожидаемый результат реализации Подпрограммы":
в абзаце втором цифры "20" заменить цифрами "11";
дополнить абзацем следующего содержания:
"количество аварий на источниках тепловой энергии, повлекших прекращение подачи на период более 8 часов, не более";
б) подраздел 11.1 изложить в следующей редакции:
"11.1. Оптимизация структуры топливно-энергетического баланса, повышение эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения в бюджетных организациях края
Приоритетными для Правительства края являются задачи оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, повышения эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения в бюджетных организациях.
На предприятиях различных отраслей экономики края устанавливается новое энергоэффективное оборудование, применяются современные технологии, позволяющие сократить энергопотребление, повысить производительность, такие как:
- установка систем вентиляции и насосного оборудования с частотным регулированием;
- монтаж нового компрессорного и насосного оборудования с автоматическим регулированием мощности;
- приобретение транспортных средств с энергоэффективными системами управления;
- восстановление тепловой изоляции на участках теплотрасс с использованием современных высокоэффективных изолирующих материалов (пенополиуретановая изоляция; гибкие полимерные теплоизолированные трубы повышенной надежности типа КАСАФЛЕКС со сроком эксплуатации более 50 лет, а также с повышенным коэффициентом теплоизоляции типа "труба в трубе");
- перевод котельного оборудования на природный газ;
- модернизация оборудования в угледобывающем комплексе;
- регулирование систем теплоснабжения;
- замена ртутных светильников на светодиодные светильники в системах внутреннего и наружного освещения;
- создание автоматизированных систем коммерческого и технического учета топливно-энергетических ресурсов.
В 2020 году продолжена работа по внедрению энергосберегающих мероприятий на предприятиях и в учреждениях различных отраслей экономики края, бюджетном секторе. Затраты на их реализацию составили более 2,3 млрд. рублей.
В результате сэкономлено 19,9 млн. кВт-ч электрической энергии, 27,0 тыс. Гкал тепловой энергии, 8,9 тыс. тонн условного топлива на сумму более 185,0 млн. рублей.
Перевод в 2021 году на экономичный вид топлива (в том числе на природный газ) котельных в Вяземском, имени Лазо и Ульчском муниципальных районах края позволит сократить централизованный завоз топлива на 4,5 тыс. тонн.
Экономия бюджетных средств для краевого и местных бюджетов после реализации Программы составит около 200,0 млн. рублей в год.
В рамках Подпрограммы предусмотрены мероприятия, направленные на модернизацию бюджетного сектора. За период с 2012 по 2020 год в краевых бюджетных учреждениях:
- произведена модернизация 209 систем электроснабжения наружного и внутреннего освещения, 198 систем теплоснабжения и теплового контура, 30 систем горячего и холодного водоснабжения;
- заменено и установлено более 340 приборов учета энергетических ресурсов, что позволило довести показатель оснащенности бюджетных учреждений приборами учета электрической энергии до 100,0 процентов, тепловой энергии - до 85,5 процента, горячей воды - до 86,5 процента и холодной воды - до 90,0 процентов;
- прошли обучение 650 специалистов, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий в бюджетном секторе за 2012 - 2020 годы составили около 2,5 млрд. рублей.
В целом за 2012 - 2020 годы бюджетными учреждениями края сэкономлено (в сопоставимых условиях) электрической энергии 63,9 млн. кВт-ч, тепловой энергии 205,4 тыс. Гкал, воды 2,2 млн. куб. метров. Это позволило оптимизировать бюджетные расходы бюджетов всех уровней по оплате за фактическое потребление энергетических ресурсов.
В целях снижения затрат на приобретение топлива применяются альтернативные источники электрической энергии. Акционерным обществом "Полиметалл" на территории Охотского муниципального района края установлена солнечная электростанция мощностью 1 МВт, что позволило снизить ежегодные затраты на приобретение дизельного топлива в размере 17,0 млн. рублей.
В целях экономии бюджетных средств в 2020 году заключено два энергосервисных контракта по модернизации систем теплоснабжения на объектах бюджетной сферы края. Реализация мероприятий позволит ежегодно экономить 76,4 Гкал тепловой энергии и сократить ежегодные затраты на ее оплату в размере 169,0 тыс. рублей.
Для пропаганды политики энергосбережения, энергосберегающих технологий и повышения энергоэффективности производства ежегодно в крае проводятся:
- региональный этап Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития энергетики ENES;
- краевой этап Всероссийского конкурса средств массовой информации, пресс-служб компаний топливно-энергетического комплекса "МедиаТЭК";
- Хабаровский этап Всероссийского Фестиваля энергосбережения "Вместе Ярче", главной целью которого является популяризация среди населения энергосберегающего образа жизни;
- региональные выставки "Энергетика. Энергосбережение" в рамках международной выставки "Энергетика ДВ региона".
С 2004 года ежемесячно издается региональный журнал "Дальневосточный энергопотребитель", на страницах которого освещаются вопросы и технологии энергосбережения, рекламируются современное энергосберегающее оборудование и материалы, публикуются материалы, посвященные рынку энергосберегающих и энергосервисных услуг.";
в) в подразделе 11.3:
- в абзаце третьем цифры "20" заменить цифрами "11";
- дополнить абзацем следующего содержания:
"- количество аварий на источниках тепловой энергии, повлекших прекращение подачи на период более 8 часов, не более.";
г) подраздел 11.8 признать утратившим силу;
6) приложение N 1 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
7) в приложении N 2:
а) в разделе 1:
- в подразделе 1.2:
в пункте 1.2.3:
в графе 4 подпункта 1.2.3.4 цифры "2022" заменить цифрами "2024";
в графе 4 подпункта 1.2.3.5 цифры "2021" заменить цифрами "2024";
в графе 4 подпункта 1.2.3.10 цифры "2021" заменить цифрами "2023";
подпункты 1.2.3.12 - 1.2.3.19 признать утратившими силу;
в графе 4 подпункта 1.2.3.20 цифры "2021" заменить цифрами "2022";
подпункт 1.2.3.21 признать утратившим силу;
в графе 4 подпункта 1.2.3.22 цифры "2019 - 2021" заменить цифрами "2020 - 2022";
подпункты 1.2.3.26 - 1.2.3.28 признать утратившими силу;
в графе 3 пункта 1.2.5 слова "защиты населения" заменить словом "защиты";
в графе 3 пункта 1.2.6 слово "развитию" исключить;
в графе 3 пункта 1.2.7 слова "имущественных отношений" заменить словом "имущества";
- в подразделе 1.3:
в графе 3 пунктов 1.3.1, 1.3.2:
слова "защиты населения" заменить словом "защиты";
слова "комитет лесного хозяйства Правительства края" заменить словами "министерство лесного хозяйства и лесопереработки края";
в графе 3 пункта 1.3.3 слова "защиты населения" заменить словом "защиты";
в графе 3 пункта 1.3.4 слова "комитет лесного хозяйства Правительства края" заменить словами "министерство лесного хозяйства и лесопереработки края";
в графе 3 пунктов 1.3.5, 1.3.7, 1.3.8, 1.3.11, 1.3.12:
слова "защиты населения" заменить словом "защиты";
слова "комитет лесного хозяйства Правительства края" заменить словами "министерство лесного хозяйства и лесопереработки края";
в графе 3 пункта 1.3.13 слова "комитет лесного хозяйства Правительства края" заменить словами "министерство лесного хозяйства и лесопереработки края,";
- в графе 3 пункта 1.4.1 подраздела 1.4, пунктов 1.5.1 - 1.5.4 подраздела 1.5 слово "развитию" исключить;
б) в разделе 2:
- в подразделе 2.1:
в графе 3 пунктов 2.1.10, 2.1.13 - 2.1.16 слово "развитию" исключить;
в графе 2 слова "на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа" заменить словами "в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
в графе 3 слово "развитию" исключить;
в графе 3 пунктов 2.1.18, 2.1.19 слово "развитию" исключить;
в графе 3 слово "развитию" исключить;
в графе 4 цифры "2020" заменить цифрами "2022";
- в подразделе 2.3:
в графе 3 пункта 2.3.14:
слова "имущественных отношений" заменить словом "имущества";
слово "развитию" исключить;
в графе 3 пунктов 2.3.15, 2.3.16, 2.3.18 - 2.3.20 слово "развитию" исключить;
8) приложение N 3 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
9) приложение N 4 изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
10) приложение N 5 признать утратившим силу;
11) приложение N 6 изложить в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению;
12) приложения N 7, 8 признать утратившими силу;
13) приложение N 10 дополнить пунктами 19, 20 следующего содержания:
1 |
2 |
3 |
4 |
"19. |
Уровень газификации населения |
процентов |
рассчитывается комитетом Правительства края по ТЭК ежегодно в соответствии с Методикой расчета показателей газификации, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 308 |
20. |
Рост тарифа на тепловую энергию на территории края, отнесенной к свободному порту Владивосток |
процентов |
рассчитывается комитетом Правительства края по ТЭК ежегодно на основании фактического тарифа в процентах к предыдущему году. Увеличение тарифа не превышает индекс потребительских цен в Российской Федерации"; |
14) дополнить приложением N 11 согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 1 марта 2022 г. N 86-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 119-пр"
Вступает в силу с 3 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 2 марта 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 марта 2022 г. N 2700202203020002