Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2. Направления и мероприятия территориального планирования города Челябинска
2.1. В части функционально-планировочной структуры
Основные принципы территориального развития Генерального плана г. Челябинска.
Агломерационный принцип. Связан с тем, что город развивается не автономно, а является основным ядром Челябинской агломерации, развивается совместно с городами и поселками, окружающими его. "Схема территориального планирования Челябинской агломерации" является первым шагом в исследовании тенденций агломерационного развития на территории Челябинской области. Генеральный план г. Челябинска продолжает и развивает тему применительно к территории города с учетом территориального развития окружения.
Принцип построения городского пространства - формирование общественно-транспортного каркаса как комплексной общегородской структуры, объединяющей общественный, транспортный и природно-экологический каркасы.
Под общественно-транспортным каркасом города подразумевается комплекс, состоящий из коммуникационных (транспортный каркас) и прилегающих к ним общественных пространств. Общественные пространства - это территории, активно используемые для осуществления деловой и иной жизнедеятельности, свойственной городскому образу жизни, - центральные пространства, притягивающие к себе население.
Принцип многофункциональной городской среды. Связан с переходом от жесткого функционального зонирования территории города (где каждая функция жестко транслируется на территорию) к интегрированной многофункциональной городской среде.
Движение в сторону интеграции - это мировая тенденция в развитии городов. Именно в таких зонах последовательно создается единая "композиция интересов" городского общества. Регулированию и интеграции должны подвергнуться только градообразующие зоны и направления устойчивого развития города.
Перспективную пространственную организацию города предлагается рассматривать в виде каркасной системы, которая состоит из следующих видов:
1) транспортный каркас;
2) центрально-городской каркас;
3) селитебный каркас;
4) природно-рекреационный каркас;
5) промышленный каркас.
Вышеуказанный подход позволяет комплексно подойти к рассмотрению территориального развития города с учетом общих тенденций развития городского пространства.
Основными задачами территориального планирования в части функционально-планировочной структуры города Челябинска являются:
1) обеспечение эффективного использования городских территорий за счет приведения их функционального назначения и параметров использования в соответствие с градостроительной ценностью территории;
2) комплексное развитие территорий города, в том числе предполагающее создание районов смешанного функционального использования;
3) формирование компактного городского образования;
4) усиление взаимосвязи частей муниципального образования, обеспечение транспортной связности и доступности отдаленных районов города;
5) улучшение среды обитания в целом, регенерация (реорганизация), повышение качества городской среды;
6) сохранение и обновление исторического ансамбля общегородского центра с приоритетностью охраны культурного наследия;
7) обеспечение стабильных границ функциональных зон, не предусматривающих значительного разрастания площади территорий под новое освоение и застройку;
8) обеспечение максимального разнообразия городской среды, роста ее качества, создание условий для различных типов жилой застройки (много-, средне- и малоэтажной) с учетом ограничений по экологическим и иным условиям проживания населения;
9) обеспечение качественного уровня услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, досуга и спорта;
10) реализация принципов опережающего развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур на незастроенных территориях;
11) максимально возможный учет природно-экологических и санитарно-гигиенических ограничений;
12) формирование природно-рекреационного каркаса города с сохранением рекреационной роли природных территорий, бережным и эффективным использованием экологического потенциала в интересах жителей;
13) обеспечение безопасности территории и окружающей среды.
Предлагаемый формат организации городского пространства, ориентированный на формирование многофункциональных жилых зон (зон смешанной и общественно-деловой застройки), позволит "связать" территорию, консолидировать и повысить привлекательность городского пространства, особенно центральной его части, обеспечить комфортность проживания, приблизить необходимое количество и качество услуг к потребностям жителей города Челябинска.
2.2. В части жилищного строительства
Предлагается ряд площадок под жилищное строительство, обеспеченных инфраструктурой в рамках комплексного развития территорий и создания качественной среды жизнедеятельности.
Предлагаемый принцип "укомплектовывания" городского пространства за счет формирования многофункциональных зон, повышения плотности застройки на площадках современного размещения ветхого жилищного фонда, состоящего в основном из многоквартирных малоэтажных домов, низкоплотной индивидуальной застройки, позволит повысить привлекательность территории как для жителей города, так и для инвесторов, придаст динамику развития этим частям города.
Результатом реализации предложений в области жилищного строительства является повышение комфортности городской среды:
1) увеличение жилищного фонда города в 1,5 раза (с 29,8 млн. кв. м (2017 г.) до 45,4 млн. кв. м общей площади);
2) увеличение средней обеспеченности общей площадью жилья в 1,4 раза (с 24,9 до 34,5 кв. м на одного чел.);
3) увеличение доли комплексной застройки;
4) постепенное расселение жителей города из ветхого, в основном малоэтажного фонда;
5) как следствие, постепенное перераспределение населения города по внутригородским районам на площадки нового строительства.
2.3. В части социальной инфраструктуры
Генеральным планом г. Челябинска предусматривается повышение качества жизни населения по основным сферам: образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и бытовое обслуживание, доведение уровня обеспеченности социальными объектами обслуживания до норм, установленных местными нормативами градостроительного проектирования (утверждены решением Челябинской городской Думы), с учетом реализации мероприятий целевых программ по развитию объектов социальной инфраструктуры.
Цель - достижение нормативной обеспеченности учреждениями социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания во всех внутригородских районах города Челябинска как на застроенных, так и на вновь осваиваемых жилых территориях с учетом ликвидации существующего дефицита, плотности застройки и радиусов доступности.
Территориальные ресурсы для развития объектов социальной инфраструктуры предусмотрены во всех функциональных зонах:
1) размещение общеобразовательных школ и дошкольных учреждений с учетом нормативных радиусов доступности во всех планировочных районах города;
2) формирование культурно-досуговых центров в существующей застройке и на площадках нового строительства;
3) строительство и реконструкция спортивных объектов, развитие и насыщение сложившихся спортивных зон.
К концу расчетного срока предусмотрено строительство:
1) дошкольных образовательных учреждений общей вместимостью 23,1 тыс. мест, общеобразовательных школ - 98,5 тыс. мест;
2) 42 спортивных объектов (физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивные комплексы, бассейны и прочее);
3) 15 учреждений культуры, с увеличением емкости культурно-досуговых центров в 8 раз.
Размещение ряда объектов предполагается как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенно-пристроенных помещениях.
В перспективный период потребность в новом строительстве учреждений обслуживания сохраняется и должна определяться в рамках разрабатываемых социальных программ муниципального, областного и федерального уровней. Конкретные объемы отдельных учреждений, их специализация и дислокация должны рассматриваться на последующих стадиях проектирования.
2.4. В части транспортной инфраструктуры
Развитие транспортной инфраструктуры города Челябинска направлено на формирование единого транспортного комплекса, способного выполнить задачи по обслуживанию возрастающих потребностей города в комфортных передвижениях как в пределах городской черты, так и в пределах Челябинской агломерации с учетом запланированного развития территории.
Основные предлагаемые мероприятия:
1) формирование магистральных автомобильных дорог скоростного и регулируемого движения на территории города, что обеспечит прямой выход автотранспорта на магистральную сеть федерального значения и пропуск транзитного и грузового автотранспорта, минуя жилую застройку города;
2) строительство дополнительных магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения с целью создания непрерывной сети магистралей и предоставления общественному городскому транспорту при обслуживании населения максимальной транспортной доступности;
3) строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали "Челябинск - Екатеринбург" (УВСМ), что обеспечит прямое железнодорожное сообщение Челябинской области с федеральным центром и развитие международным транспортным коридорам;
4) строительство скоростных железных дорог "Екатеринбург - Челябинск", "Челябинск - Магнитогорск" и создание на базе железнодорожных станций транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ);
5) строительство и объединение объектов общественного транспорта в единый комплекс ТПУ регионального и городского значения на базе существующих и проектируемых объектов. Транспортно-пересадочные узлы обеспечивают пассажирам мультимодальность в передвижении на общественном пассажирском транспорте по территории города и территориям муниципальных районов Челябинской области;
6) развитие магистральных улиц городского значения регулируемого движения путем строительства недостающих участков существующих и проектируемых дорог для создания непрерывной магистральной сети улиц;
7) строительство искусственных сооружений в виде транспортных развязок, мостов и путепроводов в местах пересечения магистральных улиц и дорог и в местах пересечения с транспортными путями и естественными преградами в границах города Челябинска.
Комплексное развитие пассажирского транспорта общего пользования направлено на:
1) сокращение средних затрат времени на поездки;
2) достижение наполнения подвижного состава в часы пик не выше 3 чел./кв. м свободной площади пола в наземном транспорте;
3) обеспечение скорости сообщения на наземном пассажирском транспорте не менее 22 км/ч;
4) сокращение интервалов движения наземного пассажирского транспорта в часы пик;
5) снижение спроса на места временного хранения транспорта за счет переключения спроса на пассажирский транспорт общего пользования.
Проектная автобусная сеть маршрутов будет обслуживаться общественными автобусами разной вместимости - большой, средней и малой, включая и маршрутное такси. Маршрутная сеть при этом увеличится на 102,55 км, общая протяженность составит к 2041 году - 669 км.
2.5. В части охраны окружающей среды и природно-рекреационного комплекса
Мероприятия по охране окружающей среды города Челябинска направлены на охрану и улучшение свойств компонентов окружающей среды, сохранение экологического равновесия и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения города Челябинска.
Предполагаются следующие мероприятия:
1. Стабилизация и сокращение загрязнений компонентов окружающей среды путем:
1) сокращения загрязнений атмосферного воздуха посредством внедрения передовых инженерно-технических решений, а также мероприятий планировочного характера по соблюдению и организации санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) (нормативное озеленение, разработка и утверждение проектов СЗЗ);
2) сокращения шумового воздействия автотранспорта, железной дороги в результате проведения планировочных и шумозащитных мероприятий;
3) снижения загрязнений водных объектов за счет очистки водных объектов, строительства ливневой канализации с очистными сооружениями; соблюдения режима водоохранных зон;
4) рационального использования земельных ресурсов и почвенного покрова путем проведения мероприятий по инженерной подготовке и защите территории, восстановления нарушенных территорий, вовлечения их в градостроительное освоение.
2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения путем соблюдения требований зон с особыми условиями использования территорий; благоустройство рекреационных зон, мест массового отдыха, в том числе вдоль берегов водных объектов.
3. Сохранение и развитие природно-рекреационного каркаса.
4. Развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
2.6. В части инженерной защиты территории от опасных природных процессов
Инженерной защитой предусматривается проведение мероприятий для создания оптимальных условий для строительства и благоустройства новых и реконструируемых жилых образований. Природные условия планируемой территории предопределили следующий комплекс мероприятий по инженерной защите:
1) организация стока поверхностных вод;
2) защита городских территорий от затопления;
3) благоустройство реки Миасс, озер Первое, Смолино, Синеглазово;
4) защита городских территорий от подтопления;
5) мероприятия, связанные со строительством на просадочных грунтах.
Организация поверхностного стока. Основными направлениями по развитию системы дождевой канализации являются проектирование и строительство системы дождевой канализации на территории существующей застройки и новых площадках градостроительного освоения в составе:
1) строительство закрытых самотечных коллекторов общей протяженностью 234,3 км;
2) строительство напорных коллекторов - 34,6 км;
3) реконструкция закрытых самотечных коллекторов - 59,0 км;
4) строительство насосных станций - 8 шт.;
5) строительство шнековых установок - 9 шт.;
6) строительство очистных сооружений - 15 шт.;
7) строительство локальных очистных сооружений - 3 шт.
Защита городских территорий от затопления. Для обеспечения надежности эксплуатации и застройки городских территорий от возможного затопления паводками 1-процентной обеспеченности предлагаются:
1. Мероприятия по защите затапливаемых территорий в пойменной части реки Миасс:
1) подсыпка пойменных территорий вдоль левого и правого берегов реки Миасс при проведении берегоукрепительных работ. Общий объем подсыпки составляет 580,0 тыс. куб. м. Общая протяженность берегоукрепления по берегам реки Миасс составляет 23,8 км;
2) ограждающие и струенаправляющие дамбы на подходах к застроенной территории;
3) строительство дамбы протяженностью 1,6 км на левом берегу реки Миасс в Центральном районе для защиты недавно возведенного коттеджного микрорайона.
2. Мероприятия по защите затапливаемых территорий в пойменной части водных объектов (озер):
1) по пойме озера Первое - новая береговая полоса, отсыпаемая песчано-гравийным материалом, берегоукрепление. Протяженность берегоукрепления на озере Первое составляет 5,6 км. Общий объем подсыпки составляет 28,0 тыс. куб. м;
2) по пойме озера Смолино - новая береговая полоса, отсыпаемая песчано-гравийным материалом, по северо-северо-восточной и юго-западной частям озера, укрепление берега путем строительства подпорных стенок или откосного крепления. Протяженность берегоукрепления на озере Смолино составляет 14,0 км. Общий объем подсыпки составляет 70,0 тыс. куб. м;
3) по пойме озера Синеглазово - отвод поверхностного стока за его пределы (до существующего канала от шахты "Октябрьская", далее в реку Чумляк).
Затапливаемые пойменные части водных объектов предлагается использовать, в основном, для устройства зон отдыха населения - парков, спортивных сооружений, пляжей, а также для озеленения природоохранного характера.
Благоустройство реки Миасс. Для оздоровления русла реки Миасс предлагаются мероприятия, целью которых является обводнение реки Миасс, создание градостроительно завершенного облика реки и прибрежных территорий, улучшение экологической среды в городе:
1) организация каскада прудов за счет реконструкции существующих плотин Коммунар, ЧГРЭС и у мельзавода "Победа";
2) расчистка и дноуглубление русла реки от Шершневского водохранилища до пруда Коммунар, от пруда Коммунар до плотины ЧГРЭС, ниже по течению от плотины ЧГРЭС до плотины мельзавода "Победа";
3) очистка прибрежной зоны реки, намыв грунта и подсыпка пониженных территорий, вертикальная планировка территории и организация поверхностного стока, понижение уровня грунтовых вод, благоустройство береговой полосы, рекультивация нарушенных земель, озеленение. Общий объем вынутого грунта из русла реки составляет порядка 1080 тыс. куб. м. Общий объем подсыпки составит порядка 960 тыс. куб. м;
4) устройство набережной реки Миасс в двух уровнях, в том числе: откосная набережная общей протяженностью 7,0 км, вертикальная железобетонная набережная - 16,6 км, укрепления нижнего уровня - 23,8 км.
Для защиты городских территорий от подтопления предлагается:
1) строительство систематического горизонтального дренажа на подтопленных территориях города при глубине залегания грунтовых вод - 2,0 м и менее;
2) прокладка трасс дренажных коллекторов вдоль набережной в северо-западной части города, по улицам Чичерина, Университетской Набережной (Заречье), Братьев Кашириных, Калинина;
3) строительство линейного дренажа на застроенных территориях между улицей Кирова и проспектом Победы;
4) строительство систематического дренажа на прибрежных территориях озера Смолино;
5) на территориях с грунтами, обладающими высокой несущей способностью, вследствие затруднительности устройства дренажа рекомендуется защита фундаментов зданий и сооружений гидроизоляцией, обратив особое внимание на организацию поверхностного стока.
Общая площадь осушения составляет 7500 га.
Мероприятия, связанные со строительством на просадочных грунтах. Для придания устойчивости сооружениям, возводимым на слабых техногенных и просадочных лессовидных грунтах, рекомендуется применение соответствующих фундаментов, тип и конструкция которых определяются на детальной стадии проектирования по результатам изучения несущей способности грунтов применительно к типу застройки. На данной стадии рекомендовано применение свайных фундаментов, прорезающих толщу слабых грунтов на полную мощность, либо использование в качестве фундамента монолитных железобетонных плит.
2.7. В части инженерной инфраструктуры
Размещение твердых коммунальных отходов. Предлагается строительство восьми мусороперегрузочных станций. Мероприятия по сбору и размещению ТКО города Челябинска направлены на:
- улучшение экологической ситуации в городе путем введения системы раздельного сбора ТКО и закрытия городской свалки;
- улучшение качества жизни населения путем внедрения новой системы обращения с ТКО.
Материалы Положения о территориальном планировании (разделы: электроснабжение, связь, газоснабжение, теплоснабжение, водоотведение) содержат сведения, составляющие государственную тайну, со степенью секретности "Секретно". Текстовые и графические материалы не приводятся.
Материалы Положения о территориальном планировании (раздел: водоснабжение) содержат сведения, составляющие государственную тайну, со степенью секретности "Совершенно секретно". Текстовые и графические материалы не приводятся.
2.8. В части охраны историко-культурного наследия
Мероприятия по углублению и расширению исследований историко-культурного наследия города:
1) проведение дальнейших работ по выявлению, изучению и учету объектов города Челябинска, представляющих собой историко-культурную ценность, рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации;
2) проведение работ по совершенствованию перечней объектов культурного наследия города Челябинска, как входящих в Единый государственный реестр, так и выявленных на предмет уточнения названий, датировки, адресов, категории охраны, исключение из перечней утраченных объектов;
3) проведение исследований нематериального культурного наследия как потенциала историко-культурного наследия города;
4) привлечение населения к участию в обсуждении и решении проблем сохранения историко-культурного наследия.
Мероприятия, связанные с изучением и сохранением археологического наследия города:
1) проведение дальнейших археологических исследований на территории города;
2) включение выявленных объектов археологического наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации;
3) разработка и утверждение границ территорий объектов археологического наследия;
4) обеспечение сохранности объектов археологического наследия при любой хозяйственной деятельности;
5) проведение опережающих раскопок на участках предполагаемого строительства в местах расположения объектов археологического наследия.
Мероприятия по совершенствованию учета и охранного зонирования историко-культурного наследия:
1) активизация работы по определению границ территорий и предмета охраны для каждого из объектов культурного наследия города как условие их регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации;
2) разработка и утверждение проектов границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия города.
Мероприятия по охране объектов культурного наследия города:
1) оформление охранных обязательств с собственниками и пользователями зданий, являющихся объектами культурного наследия;
2) организация мониторинга для контроля над состоянием и использованием объектов культурного наследия;
3) проведение противоаварийных и консервационных работ по объектам;
4) разработка проектов реставрации объектов культурного наследия, приспособления их для современного использования;
5) разработка и продвижение инвестиционных проектов реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
6) подготовка документации для включения выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия;
7) соблюдение режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Мероприятия по устойчивому развитию территории исторического центра города Челябинска, ограниченного улицами Васенко, Коммуны, Российская, Миасская и берегом реки Миасс. Для наиболее эффективного сохранения исторической среды центральной части города, ее индивидуального характера, сохранения не только объектов культурного наследия, но и объектов, представляющих историко-культурную ценность в качестве градоформирующих, исключения строительства на данной территории чужеродных диссонирующих зданий необходимо проведение работы по разработке и утверждению проекта комплексной регенерации исторической среды в историческом центре города. Запрет на строительство новых зданий выше пяти этажей (а в некоторых кварталах - выше двух этажей) для сохранения исторической среды города.
Мероприятия по использованию историко-культурного наследия:
1) функциональное использование объектов культурного наследия в качестве музеев, выставочных залов, гостиниц, офисов, магазинов и тому подобное, с частичным расселением существующего жилищного фонда;
2) разработка и продвижение инвестиционных проектов реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
3) при решении вопросов о выборе пользователей отдавать предпочтение использованию объектов культурного наследия по их основному функциональному назначению.
Предложения по развитию туристической инфраструктуры, использованию объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов для развития туризма и рекреации:
1) организация пунктов прибытия, автостоянок туристического транспорта;
2) создание пешеходных зон и расширение тротуаров в пределах улиц Труда, Васенко, Елькина, Коммуны, Маркса, Советская, Пушкина;
3) организация маршрутов показа достопримечательностей города: пешеходных и автотранспортом;
4) организация частных или государственных гостиниц в объектах культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектах;
5) организация частных гостиниц в жилищном фонде как частное предпринимательство;
6) развитие сети питания и магазинов по торговле сувенирами, другими товарами по обслуживанию туристов;
7) строительство парковок на границах исторического центра. В пределах исторического центра необходимо оставить только муниципальное трамвайное и автобусное движение и маршрутные автобусы (подобно тем, что используются в аэропортах) для перевозки пассажиров от парковок к центру зоны;
8) создание сети велодорожек и проката велосипедов.
Прочие мероприятия:
1) разработка и осуществление мер по развитию ремонтно-реставрационной базы, подготовке высококвалифицированных мастеров-реставраторов;
2) разработка и применение экономических и иных стимуляторов деятельности по участию населения в реставрации и реконструкции исторической застройки и сохранении памятников истории и культуры, дальнейшему развитию художественных ремесел, народных промыслов, иных традиционных видов хозяйственной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.