Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 февраля 2022 г. N 12
"О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", письмом Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" от 06 июля 2021 г. N 2163 "О методических рекомендациях" для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области.
2. Ректору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" С.В. Куликовой определить локальным актом должностное лицо, ответственное за работу в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования, в том числе за формирование и ведение паспорта региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Е.Г. Логойдо.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета |
Л.М. Савина |
Утверждено
приказом
комитета образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 28.02.2022 N 12
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области (далее именуется - РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Волгоградской области.
1.2. Нормативно-правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 20 мая 2021 г."
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации" от 08 ноября 2021 г. N АЗ-872/08 "О направлении методических рекомендаций";
Закон Волгоградской области от 04 октября 2013 г. N 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области";
постановление Администрации Волгоградской области от 30 октября 2017 г. N 574-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования в Волгоградской области";
постановление Администрации Волгоградской области от 31 августа 2020 г. N 518-п "Об утверждении Паспорта региональной системы общего образования Волгоградской области, включающий региональный план мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональной системы общего образования";
постановление Администрации Волгоградской области от 15 октября 2020 г. N 627-п "О концепции мероприятия по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников регионального проекта "Учитель будущего", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 26 января 2021 г. N 52 "Об утверждении медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 24 февраля 2022 г. N 10 "Об утверждении типового положения о Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области и перечня показателей эффективности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 29 марта 2021 г. N 223 "Об утверждении проекта зонирования Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 01 апреля 2021 г. N 241 "О создании в 2021 году в Волгоградской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
1.3. В целях настоящего Положения применяются следующие понятия:
"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика профессиональных компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее именуется - программа ДПП).
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогический и управленческий контекст образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней.
Методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.
Методическая работа - специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров.
Непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических работников - система целенаправленных действий педагогических работников, направленных на совершенствование своих профессиональных компетенций в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов, составленных на основе диагностики профессиональных дефицитов.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личных кабинетов региона, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах ДПО, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ, региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и так далее), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования).
Профессиональная ассоциация - добровольное объединение педагогических работников с целью создания условий для профессионального общения в процессе обсуждения актуальных профессиональных проблем.
Профессиональное сообщество - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогических работников и управленческих кадров - совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной (педагогической и управленческой) деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательной организации) уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации (профессиональной переподготовке) и профессиональном развитии, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Сетевое сообщество педагогов - организационная форма социальной структуры, обеспечивающая при помощи компьютерных сетевых средств коммуникацию группы педагогов, ведущих совместную инновационную деятельность. Деятельность сетевых сообществ педагогов направлена на обмен информацией об инновациях, взаимопомощь в преодолении рисков и затруднений при освоении новшества, организацию коллективной интеллектуальной деятельности при разработке или модернизации новшества.
Субъект научно-методической деятельности - организация, лицо, уполномоченная (ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) и научно-методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. В целях настоящего Положения к управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта Волгоградской области в этой области.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников и управленческих кадров в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; специализированная обучающая среда, федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством.
2. Цель, задачи и принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Целью РСНМС является создание в Волгоградской области единого научно-методического пространства, являющегося компонентом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
В Волгоградской области 1438 образовательных организаций, реализующих программы разных уровней и направленностей. Из них 1350 образовательных организаций являются потенциальными потребителями педагогических кадров (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования). Общая численность педагогических работников системы образования Волгоградской области составляет более 25 тысяч человек (всего 25041 человек, в том числе 20264 педагогических работника общеобразовательных организаций, 1371 педагог дополнительного образования, 3406 педагогических работников профессиональных образовательных организаций).
В общеобразовательных организациях региона работают 17213 учителей. Профессиональный уровень учителей достаточно высок: 14886 человек (86,5 процента) имеют высшее образование, 3672 человека (21,3 процента) - высшую категорию, 3887 человек (19,7 процента) - первую категорию. Наиболее массовые группы представляют учителя в возрасте 35-59 лет (11537 человек, 67,0 процента) и учителя со стажем работы более 20 лет (10924 человек, 63,5 процента).
Подготовку и переподготовку педагогических кадров осуществляют профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования.
Ведущими организациями педагогической направленности на различных уровнях профессионального образования являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский социально-педагогический колледж", государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
В Волгоградской области на практике реализуется идея интеграции образовательных учреждений педагогической направленности различных уровней. С 2007 года взаимодействие образовательных организаций осуществляется в форме университетского комплекса непрерывного педагогического образования, в состав которого входят государственные, муниципальные и негосударственные учреждения различного уровня (общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования).
Одной из ключевых организаций в Волгоградской области, вносящих существенный вклад в кадровое обеспечение региональной системы образования, является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО"). ГАУ ДПО "ВГАПО" реализует более 400 образовательных программ дополнительного профессионального образования для работников образовательных организаций (учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, педагогов-психологов, школьных библиотекарей и других) по приоритетным направлениям государственной образовательной политики, обозначенным в документах стратегического планирования в сфере образования. Ежегодно на базе ГАУ ДПО "ВГАПО" проходят обучение на бюджетной основе 9,5 тысячи работников системы образования региона. Реализация программ дополнительного профессионального образования учителей организуется в соответствии с их предметной специализацией и запросами.
В Волгоградской области созданы и функционируют общественно-профессиональные объединения и сообщества. В числе значимых - "Совет молодых педагогов Волгоградской области", региональный клуб "Наставник", клуб участников конкурсов профессионального мастерства "Серебристый пеликан", региональный клуб классных руководителей, региональное отделение общероссийской общественной организации "Ассоциации учителей литературы и русского языка". Профессиональные сообщества играют важную роль в обеспечении методической поддержки педагогических работников на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, а также принимают участие в программах наставничества.
Таким образом, в Волгоградской области созданы условия для формирования единого научно-методического образовательного пространства региона, основанного на принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников.
2.2. Задачи РСНМС:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе результатов диагностики профессиональных компетенций, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее именуется - ЦНППМ);
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее именуется - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной системе образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования РСНМС являются:
соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ сферы "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
соответствие реализуемых в Волгоградской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. РСНМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях образования.
3.2. Региональный уровень РСНМС представляют субъекты: комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ЦНППМ, ГАУ ДПО "ВГАПО", региональные общественно-профессиональные объединения и сообщества педагогических работников Волгоградской области.
3.2.1. Функции комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее именуется - паспорт ДППО) и направляет на согласование Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный оператор) в сроки, определяемые Федеральным оператором;
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области и ГАУ ДПО "ВГАПО", на базе которой создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
обеспечивает финансирование РСНМС.
3.2.2. Функции ЦНППМ:
обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой системе дополнительного профессионального образования (далее именуется - цифровая экосистема ДПО);
определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
обеспечивает ведением реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ дополнительного профессионального образования (в том числе из федерального реестра);
организует адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. Функции ГАУ ДПО "ВГАПО":
обеспечивает разработку дополнительных профессиональных программ (далее именуется - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
обеспечивает ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в РСНМС;
выполняет иные задачи и функции, возложенные комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
3.2.4. Функции региональных общественно-профессиональных объединений и сообществ педагогических работников Волгоградской области:
обеспечивают условия для профессионального развития педагогов и управленческих кадров на региональном уровне;
подготавливают и проводят обучающие мероприятия в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования;
участвуют в экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
участвуют в качестве экспертов конкурсов профессионального мастерства;
реализуют программы наставничества на региональном уровне;
осуществляют "горизонтальное обучение" педагогических работников на основе обмена эффективными педагогическими практиками.
3.3. Муниципальный уровень РСНМС представляют субъекты: муниципальные методические службы (в 38 муниципальных образованиях Волгоградской области), муниципальные методические объединения, муниципальные отделения общественно-профессиональных объединений и сообществ Волгоградской области.
3.3.1. Функции муниципальных методических служб (далее именуется - ММС):
обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляют в ЦНППМ информацию о муниципальной системе дополнительного профессионального образования (далее именуется - ДПО) для паспорта ДППО;
обеспечивают изучение запросов и оказывают практическую помощь педагогическим работникам;
координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Функции муниципальных методических объединений:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.3.3. Функции муниципальных отделений общественно-профессиональных объединений и сообществ:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников в муниципальном районе (городском округе) Волгоградской области;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества на муниципальном уровне.
3.4. Институциональный уровень РСНМС представляют субъекты: методический (научно-методический) совет образовательной организации, методические объединения образовательной организации, профессиональные объединения педагогических работников, "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях.
3.4.1. Функции методического (научно-методического) совета образовательной организации:
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Функции методических объединений, профессиональных объединений педагогических работников образовательной организации.
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное обучение" педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях (по предметному принципу, "наставник-молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и другое), осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, утверждающий положение о создании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию РСНМС; назначение ответственного от комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Волгоградской области на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение регионального ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Волгоградской области ресурсах для профессионального развития системы образования, формированию паспорта ДПП.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.8. Использование цифровой экосистемы ДПО для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования в Волгоградской области.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождение педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и другое);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области.
Показатели:
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ;
доля педагогических работников и управленческих кадров для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных компетенций в ЦНППМ;
доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций в ЦНППМ;
доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования;
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы;
доля дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых ГАУ ДПО "ВГАПО".
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официальных сайтов комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ГАУ ДПО "ВГАПО", муниципальных методических служб, образовательных организаций;
изучение нормативных правовых документов комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ГАУ ДПО "ВГАПО", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета |
М.С. Бейтуганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены цели и задачи, принципы формирования, структура и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Волгоградской области.
Целью РСНМС является создание в Волгоградской области единого научно-методического пространства, являющегося компонентом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 февраля 2022 г. N 12 "О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области"
Вступает в силу с 28 февраля 2022 г.
Текст приказа опубликован в сетевом издании "Волгоград.Ру" (www.pravo.volgograd.ru) 2 марта 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 марта 2022 г. N 3401202203020007, в газете "Волгоградская правда" от 18 марта 2022 г. N 30
Приказом Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 5 июня 2023 г. N 58 настоящий документ признан утратившим силу с 5 июня 2023 г.