Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города
от 02.03.2022 N 403-ПА
Положение
о системе управления охраной труда в Администрации города Нижний Тагил
Статья 1. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в Администрации города Нижний Тагил (далее - Положение) разработано в целях соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в Администрации города Нижний Тагил (далее - Администрация города), в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы Администрации города и представляет собой единство:
1) организационной структуры управления Администрации города (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
2) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
3) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
3. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) Администрации города в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
1) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
2) соблюдение законодательных и иных норм;
3) достижение целей в области охраны труда.
4. СУОТ разработана в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением представителей нанимателя (работодателей), к которым относятся Глава города Нижний Тагил, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города, наделенных правами юридического лица, (далее - работодатель), с учетом потребностей и ожиданий всех муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации города (далее - муниципальный служащий), и работников, должности которых не относятся к должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации города, а также работников отдельных профессий рабочих, занятых обслуживанием деятельности Администрации города, (далее - работники), а также других заинтересованных сторон.
5. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих в Администрации города в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах на всей территории и во всех зданиях (помещениях), где размещаются отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города (далее - орган Администрации города).
6. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам Администрации города, распространяются также на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях Администрации города, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах Администрации города в соответствии с требованиями применяемых в Администрации города нормативных правовых актов.
Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, разрабатывается и утверждается правовым актом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории Администрации города, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.
Статья 2. Политика (стратегия) в области охраны труда
1. Политика (стратегия) Администрации города в области охраны труда (далее - Политика в области охраны труда) является публичной декларацией Администрации города о намерении и гарантированном выполнении государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
Политика в области охраны труда:
1) направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
2) направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) соответствует специфике экономической деятельности и организации работ в Администрации города, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
4) отражает цели в области охраны труда;
5) включает обязательства Администрации города по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
6) включает обязательство Администрации города совершенствовать СУОТ;
7) учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
2. В начале каждого года Политика в области охраны труда ежегодно оценивается на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривается в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
3. Политика в области охраны труда обеспечивает:
1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
3) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
4) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
5) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
6) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
7) выполнение иных обязанностей в области охраны труда, исходя из специфики деятельности Администрации города.
4. Сохранение жизни и здоровья работников, их безопасность являются основными приоритетами и важнейшими условиями деятельности Администрации города в области охраны труда.
5. Администрация города гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
6. Основными принципами в области охраны труда являются:
1) обеспечение безопасности жизни и охраны здоровья, создание безопасных условий труда работников;
2) гарантия прав работников на охрану труда;
3) деятельность, направленная на профилактику и предупреждение травматизма, сохранение здоровья и работоспособности работников;
4) соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области в области охраны труда, а также программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и иных требований;
5) планирование мероприятий по охране труда;
6) неукоснительное исполнение требований охраны труда работниками, ответственность за их нарушение;
7) обязательства по проведению консультаций для работников и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;
8) непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.
7. Основные цели в области охраны труда:
1) реализация основных направлений Политики в области охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
2) разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
3) создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
4) формирование безопасных условий труда;
5) контроль по соблюдению требований охраны труда;
6) обучение и проверка знаний по охране труда;
7) организация профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний и несчастных случаев с работниками, осуществляющими свою деятельность в Администрации города;
8) создание оптимального режимов труда, производственного процесса, отдыха.
8. Для достижения целей Политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
1) проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
2) обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
3) обучение в области охраны труда;
4) внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
5) организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
6) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
7) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
Статья 3. Разработка и внедрение СУОТ
1. Распределение обязанностей в области охраны труда в Администрации города осуществляется в соответствии со структурой Администрации города.
2. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
Организация работ по охране труда в Администрации города возлагается на работодателя, а также на специалиста по охране труда, а в случае его отсутствия - лицо, прошедшее в установленном порядке специальное обучение и проверку знаний требований охраны труда, назначенное распоряжением (приказом) работодателя (далее - специалист по охране труда).
3. Работодатель является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации города (органе Администрации города), а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
4. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
5. Обязанности в рамках функционирования СУОТ, распределяемые по уровням управления, закрепляются в должностной инструкции ответственного работника соответствующего уровня управления.
6. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) работодатель, заместитель работодателя - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, организация работ по охране труда;
2) руководитель органа (структурного подразделения органа) Администрации города, его заместитель:
- обеспечение функционирования СУОТ на уровне органа (структурного подразделения органа) Администрации города;
- организация подготовки по охране труда;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечение участия работников органа (структурного подразделения органа) Администрации города (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в органе (структурном подразделении органа) Администрации города;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в органе (структурном подразделении органа) Администрации города;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление работ в органе (структурном подразделении органа) Администрации города в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечение размещения в общедоступных местах органа (структурном подразделении органа) Администрации города документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного органа (подразделения органа) и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в органе (структурном подразделении органа) Администрации города;
3) специалист по охране труда:
- координация всех направлений функционирования СУОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда. Перечень утверждает работодатель;
- обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
- участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
4) иные работники:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и других;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
Статья 4. Планирование СУОТ
1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
2. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации города рассматриваются следующие:
- психоэмоциональная перегрузка;
- перенапряжение зрительного анализатора.
3. В Администрации города обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
4. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации города.
5. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в Политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
6. План мероприятий утверждается работодателем.
7. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
8. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
1) нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
2) условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (далее - ОПР);
3) бизнес-процессов.
9. Целями в области охраны труда в Администрации города в соответствии с Политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
10. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных Политикой в области охраны труда.
11. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
1) устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
2) отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
3) достижению показателей улучшения условий труда.
12. Достижение целей по охране труда планируется. При планировании определяются ресурсы, ответственные лица, сроки достижения, способы и показатели оценки уровня достижения этих целей, влияние результатов на бизнес-процессы.
Статья 5. Обеспечение функционирования СУОТ
1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
1) подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
2) непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
4. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый работодателем.
5. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
1) о политике и целях Администрации города в области охраны труда;
2) системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
3) ответственности за нарушение указанных требований;
4) результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
5) опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
6. Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается в установленном порядке. Конкретный формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
В Администрации города могут быть организованы уголки охраны труда, порядок организации которых утверждается правовым актом работодателя.
Статья 6. Функционирование СУОТ
1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации города, являются:
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
9) обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
10) обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов;
11) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
12) санитарно-бытовое обеспечение работников;
13) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
14) обеспечение социального страхования работников;
15) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
16) реагирование на аварийные ситуации;
17) реагирование на несчастные случаи;
18) реагирование на профессиональные заболевания.
2. В соответствии с результатами СОУТ и ОПР, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Администрации города устанавливается следующий перечень процессов:
1) процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (3-5 пункта 1 настоящей статьи Положения);
2) процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (подпункты 6-11 пункта 1 настоящей статьи Положения);
3) группа сопутствующих процессов по охране труда (подпункты 12-15 пункта 1 настоящей статьи Положения);
4) процессы реагирования на ситуации (подпункты 16-18 пункта 1 настоящей статьи Положения).
3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование работников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
4. В Администрации города проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
5. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется инструкцией, утвержденной правовым актом работодателя.
Статья 7. Оценка результатов деятельности
1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
5. Специалист по охране труда составляет ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в Политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
7. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
8. С учетом данных ежегодного отчета работодателем оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
Статья 8. Улучшение функционирования СУОТ
1. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ при необходимости реализуются корректирующие меры по совершенствованию ее функционирования.
2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов:
1) разработка;
2) формирование;
3) планирование;
4) внедрение;
5) контроль.
3. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются работодателем.
4. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
5. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 2 марта 2022 г. N 403-ПА "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.