Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля (надзора)) является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица) в процессе осуществления ими на территории Республики Татарстан регулируемых видов деятельности, в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
а) соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых Госкомитетом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
б) соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых Госкомитетом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации;
в) соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых Госкомитетом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики;
г) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых Госкомитетом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации;
д) соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых Госкомитетом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
е) соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых Госкомитетом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации;
ж) соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в Республике Татарстан;
з) соблюдение операторами технического осмотра установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе;
и) соблюдение требований к установлению и (или) применению регулируемых цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги), предусмотренные перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
к) соблюдение требований к установлению и (или) применению регулируемых цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги), предусмотренные перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, на которые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Контрольно-надзорная деятельность Госкомитета осуществляется посредством проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, анализа поступивших в Госкомитет обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
По итогам проведенных Госкомитетом контрольных мероприятий в 2020 году в отношении юридических и должностных лиц регулируемых организаций возбуждено 155 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде административного штрафа, предупреждения либо о прекращении производства по делу в связи с признанием правонарушения малозначительным. Взыскано в 2020 году штрафов на общую сумму 2733,00 тыс. руб.
Типичными нарушениями, совершенными организациями, осуществляющими регулируемую Госкомитетом деятельность на территории Республики Татарстан, в 2020 году явились нарушения порядка ценообразования (завышение регулируемых цен (тарифов), осуществление регулируемой деятельности без утвержденного в установленном законодательством порядке тарифа), нарушения стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности, непредставление сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами.
По результатам проведенных Госкомитетом в 2021 году мероприятий по контролю по фактам выявленных нарушений обязательных требований в отношении юридических и должностных лиц возбуждено 199 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде административного штрафа, предупреждения либо о прекращении производства по делу в связи с признанием правонарушения малозначительным. Взыскано за 2021 год штрафов на общую сумму 5684,00 тыс. руб.
Типичными нарушениями явились нарушение порядка ценообразования (завышение регулируемых цен (тарифов), осуществление регулируемой деятельности без утвержденного в установленном законодательством порядке тарифа), нарушение стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности, непредставление сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами (в частности, документов в целях тарифного регулирования и отчетов о фактическом исполнении установленных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности).
Наименование сведений |
2020 |
2021 |
Количество зарегистрированных и фактически осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых является объектом регионального государственного контроля (надзора) |
1009 |
861 |
Перечень типовых и массовых нарушений
N п/п |
Наименование статьи КоАП РФ |
Количество выявленных нарушений, ед. |
|
2020 год |
2021 год |
||
|
КоАП РФ |
||
1. |
Статья 9.15 - Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии |
4 |
6 |
2. |
Часть 10 статьи 9.16 - Несоблюдение организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
1 |
0 |
3. |
Статья 14.6 - Нарушение порядка ценообразования |
30 |
25 |
4. |
Статья 19.6 - Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения |
0 |
0 |
5. |
Статья 19.7 - Непредставление сведений (информации) |
0 |
0 |
6. |
Статья 19.7.1 - Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) |
25 |
28 |
7. |
Часть 1 статьи 19.8.1 - Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями |
27 |
21 |
КоАП РТ | |||
1. |
- |
- |
- |
С 2019 года региональный государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2017 N 555 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)" определены критерии отнесения деятельности субъектов контроля к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). Согласно указанному закону региональный государственный контроль с 2022 года осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Требования к профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определены разделом IV Федерального закона N 248-ФЗ.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2021 N 921 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - Положение о контроле N 921), предусматривающее порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора), в том числе критерии отнесения деятельности субъектов контроля к определенной категории риска при осуществлении контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.