Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Расчет вагона на устойчивость от опрокидывания при разгрузке
А.1 При оценке устойчивости вагона от опрокидывания при разгрузке принимают следующие допущения:
- ось опрокидывания вагона принимают в плоскости головок рельсов на расстоянии от оси пути, равном половине ширины колеи. Плоскость головок рельсов считают горизонтальной (рисунки А.1 и А.2);
- кузов находится в своем конечном положении под максимальным углом наклона к нижней раме (обычно не менее 45°). Открытый боковой борт имеет перелом по отношению к плоскости пола кузова на конструктивный угол (для вагонов с двусторонней разгрузкой - рисунок А.1);
- деформации пути не учитывают;
- рассматривают случай разгрузки, когда груз движется единой массой с максимальной силой трения о пол и борта кузова. При этом принимают, что поперечное сечение призмы груза имеет форму треугольника с передней стороной (плоскостью сползания груза), составляющей с горизонталью угол = 75°, а задней - перпендикулярной к плоскости пола (для вагонов с односторонней разгрузкой) или откинутого борта (для вагона с двусторонней разгрузкой). Коэффициент трения груза о кузов принимают равным f = 0,65.
А.2 Оценку поперечной устойчивости вагона от опрокидывания при разгрузке проводят по коэффициенту устойчивости, определяемому по формуле
,
(А.1)
где - суммарный восстанавливающий момент сил тяжестей элементов конструкции вагона (при суммировании учитывают знак момента), , определяют по формуле (А.2);
- опрокидывающий момент от ветровой нагрузки, , определяют по формуле (А.3);
- суммарный опрокидывающий момент, создаваемый грузом, , определяют по формуле (А.4);
- допустимое значение коэффициента поперечной устойчивости при разгрузке согласно таблице 9.
Q хч - сила тяжести ходовых частей, Н;
Q нр - сила тяжести нижней рамы, Н;
О цр - сила тяжести цилиндров разгрузки, Н;
Q об - сила тяжести механизма открывания бортов, Н;
Q к - сила тяжести кузова, Н;
Q тс - сила тяжести торцевых стен, Н;
Q вб - сила тяжести верхнего борта, Н;
Q нб - сила тяжести нижнего (открытого) борта, Н;
h в - плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м;
l i - соответствующие плечи вышеперечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м;
Р в - расчетное удельное давление ветра, Па;
- угол наклона кузова, градусы;
- угол перелома открытого борта относительно пола кузова, градус;
- угол откоса груза, градус
Рисунок А.1 - Схема сил, действующих на вагон при разгрузке (вагон с двусторонней разгрузкой)
Q хч - сила тяжести ходовых частей, Н;
Q нр - сила тяжести нижней рамы, Н;
Q цр - сила тяжести цилиндров разгрузки, Н;
Q к - сила тяжести кузова, Н;
Q тс - сила тяжести торцевых стен, Н;
Q вб - сила тяжести верхнего борта, Н;
Q кб - сила тяжести консоли борта, Н;
Q б - сила тяжести борта, Н;
l i - соответствующие плечи вышеперечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м;
Р в - расчетное удельное давление ветра, Па;
h в - плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м;
- угол откоса груза, градус
Рисунок А.2 - Схема сил, действующих на вагон при разгрузке (вагон с односторонней разгрузкой)
Суммарный восстанавливающий момент сил тяжестей элементов конструкции вагона , , определяют по формуле
,
(А.2)
где - сила тяжести отдельных конструкций вагона, Н, ходовых частей Q хч, нижней рамы Q нр, цилиндров разгрузки О цр, механизма открывания бортов Q об, кузова Q к, торцевых стен Q тс, верхнего и нижнего (открытого) бортов Q вб и Q нб (для вагона с односторонней разгрузкой вместо Q вб и Q нб следует учитывать боковую стенку Q бс, борт Q б и консоль борта Q кб;
- соответствующие плечи перечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м.
А.3 Момент, создаваемый давлением ветра, , , вычисляют по формуле
,
(А.3)
где - расчетное удельное давление ветра, принимают Р в = 360 Н/м 2;
- площадь проекции вагона с наклонным кузовом на вертикальную к плоскости головок рельсов плоскость, м 2;
- плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м.
Рекомендуется определять опрокидывающие моменты от давления ветра отдельно для тележек и кузова с нижней рамой.
А.4 Опрокидывающий момент, , , создаваемый движущимся грузом, определяют по формуле (рисунки А.3 и А.4)
,
(А.4)
где N - равнодействующая давления груза на пол и откинутый борт (откинутый борт для вагонов с двусторонней разгрузкой), Н, определяют по формуле (А.5);
а, b, с - плечи соответствующих усилий N, F n и F б, м;
- равнодействующая сил трения груза о пол и откинутый борт, Н, определяют по формуле (А.6);
- равнодействующая сил трения груза о торцевые стены, Н, принимают по А.5.
Q - сила тяжести груза, Н;
h, х - размеры сечения груза, м;
N - равнодействующая давления груза на пол и откинутый борт, Н;
F n - равнодействующая сил трения груза о пол и откинутый борт, Н;
F б - равнодействующая сил трения груза о борт и торцевые стены, Н;
а, b, с - плечи усилий, приведенных выше, м;
- угол наклона кузова, градус;
- угол перелома открытого борта относительно пола кузова, градус;
- угол откоса груза, градус
Рисунок А.3 - Схема сил, действующих на кузов вагона от груза (вагон с двусторонней разгрузкой)
Q - сила тяжести груза, Н;
h, х - размеры сечения груза, м;
N - равнодействующая давления груза на пол и откинутый борт, Н;
F n - равнодействующая сил трения груза о пол и откинутый борт, Н;
F б - равнодействующая сил трения груза о борт и торцевые стены, Н;
а, b, с - плечи усилий, приведенных выше, м;
- угол наклона кузова, градус;
- угол откоса груза, градус
Рисунок А.4 - Схема сил, действующих на кузов вагона от груза (вагон с односторонней разгрузкой)
Усилия определяют по формулам:
,
(А.5)
,
(А.6)
где - расчетная насыпная плотность груза, кг/м 3;
g - ускорение свободного падения, м/с 2;
- внутренняя длина кузова, м;
h, х - размеры сечения груза, м;
f - коэффициент трения груза о пол, стенки и борта кузова;
- угол наклона кузова, градус;
- угол перелома открытого борта относительно пола кузова, градус. Для вагонов с односторонней разгрузкой в формуле (А.5) принимают = 0.
А.5 Усилие F б принимают в размере 10 % от усилия F n, а линию его действия - на расстоянии от пола или откинутого борта, равном 1/3 высоты груза (для упрощения расчетной устойчивости вагона с двусторонней разгрузкой часть груза с заштрихованным сечением (рисунок А.3) не учитывают.
А.6 Минимальную величину коэффициента устойчивости K ур, характеризующую устойчивость вагона от опрокидывания, определяют максимальной величиной момента , поскольку моменты и имеют постоянную величину (определена конструкцией вагона).
Для определения положения движущегося груза, при котором максимален, следует исследовать на максимум выражение (А.4), использовав в качестве текущей координаты ширину X призмы движущегося груза. При этом переменная высота призмы груза будет равна
,
(А.7)
а плечи усилий
,
(А.8)
где
,
(А.9)
- координата конца борта (пола) относительно оси опрокидывания вагона 0 (рисунки А.1 и А.2).
Размер , также b определены конструкцией вагона
.
(А.10)
После подстановки в (А.4) значений усилий и плеч и дифференцирования
,
(А.11)
где
,
(А.12)
.
(А.13)
Для вагона с односторонней разгрузкой = 0.
По найденному значению X проводят оценку устойчивости вагона по вышеприведенной методике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.