Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(обязательное)
Автоматические выключатели со встроенными защитными устройствами, управляемыми током утечки
В.1 Общие требования
В.1.1 Введение
Устройства, управляемые током утечки, применяют для защиты от поражения электрическим током.
Такие устройства часто применяют в сочетании или в качестве неотъемлемой части автоматического выключателя, выполняя при этом двойную функцию, а именно:
- обеспечение защиты установок от перегрузок и токов короткого замыкания;
- обеспечение защиты персонала от косвенного прикосновения, т.е. при опасном увеличении потенциала земли вследствие повреждения изоляции.
Устройства, управляемые током утечки, могут также обеспечивать дополнительную защиту от пожаров или поражения электрическим током, возникающих вследствие длительного протекания тока повреждения без срабатывания устройства защиты от сверхтоков.
Устройства, срабатывающие при протекании тока утечки, имеющие номинальный отключающий ток утечки не более 30 мА, могут быть также использованы в качестве средства дополнительной защиты при прямом контакте в случае выхода из строя соответствующих защитных средств.
Требования к установке таких устройств определены в разных разделах серии стандартов IEC 60364.
Настоящее приложение базируется в основном на наиболее значимых требованиях IEC 60755, IEC 61008-1 и IEC 61009-1.
В.1.2 Область применения и цель
Настоящее приложение распространяется на автоматические выключатели, обеспечивающие защиту от тока утечки (АВОТ). Оно учитывает требования к тем аппаратам, которые одновременно выполняют функцию обнаружения тока утечки, сравнения его величины с заданной величиной и отключения защищаемой цепи, когда ток утечки превосходит эту величину.
Настоящее приложение распространяется:
- на автоматические выключатели, соответствующие настоящему стандарту, неотъемлемым признаком которых является выполнение функции отключения тока утечки (далее - встроенные автоматические выключатели защиты от тока утечки);
- АВОТ, состоящие из комбинации устройства защиты от тока утечки автоматического выключателя, соответствующего настоящему стандарту; их соединение, как механическое, так и электрическое, может быть выполнено либо в заводских условиях, либо в условиях эксплуатации потребителем по инструкциям изготовителя.
Настоящее приложение учитывает требования к АВОТ, относящиеся к электромагнитной совместимости (ЭМС).
Примечание - Устройство обнаружения тока в нулевом проводнике, при его наличии, может быть расположено вне автоматического выключателя или комбинации в зависимости от условий.
Настоящее приложение распространяется только на АВОТ, предназначенные для использования в цепях переменного тока.
Функция отключения тока утечки АВОТ с учетом требований настоящего приложения может быть как зависимой, так и независимой от напряжения сети. На АВОТ, зависящие от вспомогательного источника питания переменного тока, положения настоящего приложения не распространяются.
Данное приложение включает в свою область применения оборудование, в котором токочувствительные устройства (за исключением устройств обнаружения тока в нулевом проводнике) или устройства программирования установлены отдельно от автоматического выключателя.
Требования к таким устройствам приведены в приложении М.
Целью настоящего приложения является установление:
a) специфических характеристик тока утечки;
b) специфических требований, которым должны соответствовать АВОТ:
- в нормальных и аварийных условиях эксплуатации (при появлении тока утечки в цепи),
- аномальных условиях цепи по причине тока утечки или иной;
c) тех испытаний, которые следует проводить для проверки соответствия требованиям перечисления b) по определенным методикам испытаний;
d) необходимого перечня данных об аппаратах.
В.2 Определения
В дополнение к разделу 2 используют нижеприведенные определения.
В.2.1 Определения, относящиеся к токам, стекающим с токоведущих частей, находящихся под напряжением, в землю
В.2.1.1 ток замыкания на землю (earth fault current): Ток, уходящий в землю вследствие повреждения изоляции.
[IЕС 60050-442:1993, 442-01-23]
В.2.1.2 ток утечки (earth leakage current): Ток, проходящий в землю или на сторонние проводящие части в электрически неповрежденной цепи.
[IЕС 60050-442:1993, 442-01-24]
В.2.2 Определения, относящиеся к питанию АВОТ
В.2.2.1 подводимая величина (energizing quantity): Электрическая величина, которая сама по себе или совместно с другими электрическими величинами должна быть приложена к АВОТ, чтобы он мог выполнять свои функции в заданных условиях.
В.2.2.2 входная подводимая величина (energizing input-quantity): Электрическая величина, вызывающая отключение АВОТ в заданных условиях.
Примечание - К таким условиям может относиться, например, обеспечение электропитания некоторых вспомогательных элементов.
[IEC 60050-442:1998, 442-05-53]
В.2.2.3 ток утечки (residual current): Действующее значение векторной суммы токов, протекающих в первичной цепи АВОТ.
[IЕС 60050-442:1998, 442-05-19]
В.2.2.4 отключающий ток утечки (residual operating current): Значение тока утечки, вызывающего отключение АВОТ в заданных условиях эксплуатации.
[IEC 60050-442:1998, 442-05-20]
В.2.2.5 неотключающий ток утечки (residual non-operating current): Значение тока утечки, при котором и ниже которого АВОТ в заданных условиях не отключается.
[IEC 60050-442:1998, 442-05-21]
В.2.3 Определения, относящиеся к работе с различными функциями АВОТ
В.2.3.1 автоматический выключатель со встроенной защитой, управляемой током утечки; АВОТ (circuit-breaker incorporating residual current protection): Выключатель (см. 2.1), предназначенный для размыкания контактов в том случае, когда значение тока утечки достигает заданной величины в определенных условиях.
В.2.3.2 АВОТ, функционально не зависящие от напряжения источника питания (CBR functionally independent of line voltage): АВОТ, для которых функции обнаружения, сравнения и отключения (см. В.2.3.6) не зависят от напряжения источника питания.
В.2.3.3 АВОТ, функционально зависящие от напряжения источника питания (GBR functionally dependent of line voltage): АВОТ. для которых функции обнаружения, сравнения и отключения (см. В.2.3.6) зависят от напряжения источника питания.
Примечание - Подразумевается, что напряжение источника питания прикладывается к АВОТ для обнаружения, сравнения или отключения.
В.2.3.4 обнаружение (detection): Функция, состоящая в обнаружении тока утечки.
Примечание - Данная функция может выполнена, например, трансформатором и интегрирует векторное суммирование токов.
[IEC 60050-442:1998, 442-05-24]
В.2.3.5 сравнение (evaluation): Функция, обеспечивающая возможность срабатывания АВОТ в том случае, когда обнаруженный ток утечки превышает заранее установленное значение в определенных заданных условиях.
[IЕС 60050-442:1998, 442-05-25]
В.2.3.6 отключение (interruption): Функция, состоящая из автоматического приведения главных контактов АВОТ из замкнутого положения в разомкнутое, при этом прерывая ток, проходящий через них.
[IЕС 60050-442:1998, 442-05-26]
В.2.3.7 предельное время неотключения (limiting non-actuating time): Максимальный промежуток времени, в течение которого через АВОТ можно пропускать ток утечки, превышающий номинальный неотключающий ток утечки, не вызывая отключения АВОТ.
[IEC 60050-442:1998, 442-05-23]
В.2.3.8 АВОТ с задержкой времени (time-delay CBR): АВОТ, специально предназначенные для обеспечения заранее заданного предельного времени неотключения, соответствующего данному значению тока утечки.
Примечание - АВОТ с задержкой времени может быть или не быть с обратнозависимой характеристикой по времени/току.
[IEC 60050-442:1998, 442-05-05]
В.2.3.9 АВОТ с возвращаемым в исходное положение устройством тока утечки (reset-GBR): АВОТ с устройством тока утечки, которое для восстановления способности оперирования при возникновении дифференциального тока должно быть преднамеренно возвращено в исходное положение средствами, отличающимися от органов управления.
[IЕС 60050-442:1998, 442-05-10]
В.2.3.10 устройство эксплуатационного контроля (test device): Устройство, имитирующее аварийный ток утечки для проверки работоспособности АВОТ.
В.2.4 Определения, относящиеся к значениям и диапазонам подводимых величин
В.2.4.1 предельное значение тока неотключения в случае однофазной нагрузки (limiting value of the non-operating over-current in the case of single-phase load): Максимальное значение тока, который в отсутствие тока утечки может протекать через АВОТ (независимо от количества полюсов), не вызывая его отключения.
Примечание - См. В.7.2.7.
В.2.4.2 предельное значение тока неотключения в случае симметричной нагрузки (limiting value of the non-operating current in the case of a balanced load): Максимальное значение тока, который при отсутствии повреждения корпуса или заземления может проходить в цепи контролируемого АВОТ с симметричной нагрузкой (с любым количеством полюсов), не вызывая его срабатывания.
В.2.4.3 способность включения и отключения тока утечки в условиях короткого замыкания (residual short-circuit making and breaking capacity): Значение переменной составляющей ожидаемого тока утечки в условиях короткого замыкания, который АВОТ способен включать, пропускать в течение своего времени отключения и отключать при заданных условиях эксплуатации и поведения.
В.3 Классификация
В.3.1 По методу управления функцией тока утечки
В.3.1.1 АВОТ, функционально не зависящие от напряжения источника питания (см. В.2.3.2).
В.3.1.2 АВОТ, функционально зависящие от напряжения источника питания (см. В.2.3.3 и В.7.2.11).
В.3.1.2.1 Отключающиеся автоматически при отказе источника питания с задержкой времени или без нее.
В.3.1.2.2 Не отключающиеся автоматически при отказе источника питания.
Примечание - Классификация в этом подпункте включает АВОТ, которые не могут срабатывать автоматически, когда не существует опасной ситуации.
В.3.2 Классификация по возможности регулирования тока утечки
В.3.2.1 АВОТ нерегулируемые
В.3.2.2 АВОТ, регулируемые с несколькими уставками рабочего тока утечки (см. примечание В.4.1.1.1)
АВОТ может иметь несколько уставок либо уставки с дискретным регулированием или с плавным регулированием уставки.
В.3.3 Классификация по задержке времени отключения тока утечки
В.3.3.1 АВОТ без задержки времени
В.3.3.2 АВОТ с задержкой времени (см. В.2.3.8)
В.3.3.2.1 АВОТ с нерегулируемой задержкой времени
В.3.3.2.2 АВОТ с регулируемой задержкой времени
АВОТ может иметь несколько настроек рабочего тока утечки либо уставки с дискретным регулированием или с плавным регулированием.
В.4 Характеристики АВОТ в части функции тока утечки
В.4.1 Номинальные значения
В.4.1.1 Номинальный отключающий ток утечки
Действующее значение синусоидального отключающего тока утечки (см. В.2.2.4), указанное для АВОТ изготовителем, при котором АВОТ должен отключаться в заданных условиях.
Примечание - Для регулируемых АВОТ отключающий ток утечки наибольшей уставки служит для обозначения его номинала. Несмотря на это следует руководствоваться положениями раздела В.5, касающимися маркировки.
В.4.1.2 Номинальный неотключающий ток утечки
Действующее значение синусоидального неотключающего тока утечки (см. В.2.2.5), указанное для АВОТ изготовителем, при котором АВОТ не должен отключаться в заданных условиях.
В.4.1.3 Номинальная включающая и отключающая способности при токе утечки в условиях короткого замыкания
Действующее значение переменной составляющей ожидаемого тока утечки (см. В.2.4.3), указанное для АВОТ изготовителем, которое АВОТ может включать, проводить и отключать в заданных условиях.
В.4.2 Предпочтительные и предельные значения
В.4.2.1 Предпочтительные значения номинального отключающего тока утечки
Предпочтительными значениями номинального отключающего тока утечки являются: 0,006; 0,01; 0,03; 0,1; 0,3; 0,5; 1; 3; 10; 30 А.
Могут потребоваться более высокие значения.
Значение может быть выражено в процентах от номинального тока.
В.4.2.2 Минимальное значение номинального неотключающего тока утечки
Минимальным значением номинального неотключающего тока утечки является 0,5 .
В.4.2.3 Предельное значение неотключающего тока при однофазной нагрузке
Предельное значение неотключающего тока при однофазной нагрузке должно соответствовать требованиям В.7.2.7.
В.4.2.4 Рабочие характеристики
В.4.2.4.1 АВОТ без задержки времени
Работая характеристика АВОТ без задержки времени приведена в таблице В.1.
Таблица В.1 - Рабочая характеристика АВОТ без задержки времени
Ток утечки |
2 |
5 а) |
10 b) |
|
Максимальное время отключения, с |
0,30 |
0,15 |
0,04 |
0,04 |
а) Для АВОТ с 30 мА в качестве альтернативы к 5 можно применять ток 0,25 мА. b) 0,5 А, если ток 0,25 А использован по сноске a). |
АВОТ, имеющие < 30 мА, должны быть без задержки времени.
В.4.2.4.2 АВОТ с задержкой времени
В.4.2.4.2.1 Предельное время неотключения (см. В.2.3.7)
Для АВОТ с задержкой времени предельное время неотключения отнесено к 2 и должно быть указано изготовителем.
Минимальное предельное время неотключения при 2 составляет 0,06 с.
Предпочтительными значениями предельного времени неотключения при 2 являются: 0,06; 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 1 с.
В.4.2.4.2.2 Рабочая характеристика
Для АВОТ, имеющих предельное время неотключения более 0,06 с, изготовитель должен указать максимальное время отключения при , 2 , 5 и 10 .
Для АВОТ. предельное время неотключения которых составляет 0,06 с, рабочая характеристика приведена в таблице В.2.
Таблица В.2 - Рабочая характеристика АВОТ с задержкой времени, имеющего предельное время неотключения 0,06 с
Ток утечки |
2 |
5 |
10 |
|
Максимальное время отключения, с |
0,50 |
0,20 |
0,15 |
0,15 |
Если АВОТ имеет обратнозависимую характеристику по времени/току, то изготовитель должен указать характеристику по току утечки/времени отключения.
В.4.3 Значение номинальной отключающей способности тока утечки в условиях короткого замыкания
Минимальное значение составляет 25 % от .
Более высокие значения могут быть проверены и указаны изготовителем.
В.4.4 Рабочие характеристики в случае замыкания на землю при наличии или отсутствии постоянной составляющей
В.4.4.1 АВОТ типа АС
АВОТ, который обеспечивает отключение при синусоидальных переменных токах утечки в отсутствие постоянной составляющей, внезапно появляющихся или медленно нарастающих.
В.4.4.2 АВОТ типа А
АВОТ, который обеспечивает отключение при синусоидальных переменных токах утечки в присутствии заданных пульсирующих постоянных составляющих, внезапно появляющихся или медленно нарастающих.
В.5 Маркировка
Каждый АВОТ должен иметь стойкую маркировку.
a) В дополнение к маркировке, приведенной в 5.2, на встроенных АВОТ (см. В.1.1) должны быть маркированы и четко видимы в установленном положении аппарата следующие данные:
- номинальный отключающий ток утечки ;
- уставки отключающего тока утечки, при их наличии;
- предельное время неотключения при 2 для АВОТ с задержкой времени - символом t, за которым следует значение предельного времени неотключения, выраженное в миллисекундах, или, если предельное время неотключения составляет 0,06 с, - символом ;
- орган управления устройства эксплуатационного контроля, где необходимо, буквой "Т" (см. также В.7.2.6);
- рабочая характеристика в случае токов утечки в присутствии или в отсутствие постоянной составляющей:
- для АВОТ типа АС - символом ;
- для АВОТ типа А - символом .
b) Должны быть маркированы на устройстве тока утечки и четко видимы в установленном положении следующие данные:
- номинальное напряжение, если оно отличается от номинального напряжения автоматического выключателя;
- значение (или диапазон значений) номинальной частоты, если отличается от указанной для автоматического выключателя;
- указание о том, что I n ... А (где - максимальный номинальный ток автоматического выключателя, с которым может соединяться устройство тока утечки);
- номинальный отключающий ток утечки ;
- уставки отключающего тока утечки, где имеются:
- предельное время неотключения, как указано в перечислении а);
- орган управления устройством эксплуатационного контроля, как указано в перечислении а);
- рабочая характеристика в случае токов утечки в присутствии или отсутствие постоянной составляющей, как указано в перечислении а);
- рабочая характеристика в случае токов утечки при наличии или отсутствие составляющей постоянного тока:
- для АВОТ типа А - символом ;
- для АВОТ типа АС - символом .
с) Должны быть маркированы на устройстве тока утечки и четко видимы после сборки с автоматическим выключателем следующие данные:
- наименование изготовителя или торговая марка;
- обозначение типа или серийный номер;
- обозначение автоматического(их) выключателя(ей), с которым(и) может быть соединено устройство тока утечки, если неправильная сборка (которая могла бы сделать защиту неэффективной) не исключена конструктивно;
- IEC 60947-2;
- соответствие при использовании только с трехфазным источником питания, которая обозначена символом .
d) Должны быть маркированы на едином АВОТ или устройстве тока утечки, в зависимости от применения, или представлены в документации изготовителя следующие данные:
- номинальная включающая и отключающая способности при токе утечки в условиях короткого замыкания , если она более 25 % от I cu (см. В.4.3);
- схема соединений, включая соединения испытательной цепи, и, если необходимо, соединения сети для АВОТ, зависящих от напряжения источника питания;
- значение номинального неотключающего тока утечки , если более чем 0,5 .
е) Следующие данные должны быть представлены в документации изготовителя:
- соответствие для применения;
- только в трехфазных системах;
- в трехфазных и однофазных системах.
В.6 Нормальные условия эксплуатации, монтажа и транспортирования
В соответствии с разделом 6.
В.7 Требования к конструкции и работоспособности
В.7.1 Требования к конструкции
Должна быть исключена возможность изменения рабочей характеристики АВОТ, кроме способа, специально предназначенного для регулировки номинального отключающего тока утечки или уставки задержки времени.
АВОТ, состоящий из автоматического выключателя, должен иметь такую конструкцию, чтобы:
- в соединительную систему устройства тока утечки с автоматическим выключателем не были включены механические и/или электрические соединения, которые могут оказать отрицательное воздействие на монтаж или нанести вред потребителю.
- присоединение устройства тока утечки не оказало отрицательного воздействия на нормальную работу и характеристики автоматического выключателя;
- устройство тока утечки не поддерживало длительного повреждения, обусловленного токами короткого замыкания во время испытательных циклов.
В.7.2 Требования к работоспособности
В.7.2.1 Действие при токе утечки
АВОТ должен автоматически отключиться под действием любого тока утечки на землю или тока замыкания на землю, равного или превышающего номинальный отключающий ток утечки в течение времени, превышающем время неотключения.
Срабатывание АВОТ должно удовлетворять требованиям по времени, указанным в В.4.2.4. Соответствие проверяют испытанием по В.8.1.1.
В.7.2.2 Номинальная включающая и отключающая способности при токе утечки в условиях короткого замыкания
АВОТ должен соответствовать требованиям к испытанию, приведенным в В.8.10.
В.7.2.3 Работоспособность
АВОТ должен удовлетворять испытаниям по В.8.1.1.1.
В.7.2.4 Воздействие условий окружающей среды
АВОТ должен работать удовлетворительно, принимая во внимание воздействие условий окружающей среды. Соответствие проверяют путем проведения испытания по В.8.11.
В.7.2.5 Электрическая прочность изоляции
АВОТ должны выдерживать испытания по В.8.3.
В.7.2.6 Устройство эксплуатационного контроля
АВОТ, предназначенные для защиты от поражения электрическим током, должны быть снабжены устройством эксплуатационного контроля, имитирующим прохождение тока утечки через устройство его обнаружения для обеспечения периодического контроля работоспособности АВОТ.
Устройство эксплуатационного контроля должно удовлетворять испытаниям по В.8.4.
На защитный проводник, при его наличии, не должно подаваться напряжение при работе устройства эксплуатационного контроля.
Не должно быть возможным питание в защищаемой цепи при использовании устройства эксплуатационного контроля, когда АВОТ находится в отключенном положении.
Устройство эксплуатационного контроля не должно быть единственным средством, осуществляющим операцию отключения, и не предназначено для использования в этой функции.
Орган управления устройством эксплуатационного контроля должен быть маркирован буквой "Т". Он должен быть предпочтительно светлого цвета, но не красного и не зеленого.
Примечание - Устройство эксплуатационного контроля предназначено только для проверки функции отключения, но не значений, при которых осуществляется эта функция, т.е. номинального отключения тока утечки и времени отключения.
В.7.2.7 Предельное значение неотключающего тока при однофазной нагрузке
АВОТ должны выдерживать без отключения наименьшее из двух значений сверхтока:
- 6 ;
- 80 % максимальной уставки расцепителя тока короткого замыкания.
Соответствие проверяют путем проведения испытания по В.8.5.
Однако это испытание не является обязательным для АВОТ категории селективности В, так как соответствие требованиям данного подпункта проверяют во время цикла испытаний IV (или комбинированного цикла испытаний).
Примечание - Испытания при многофазных уравновешенных нагрузках не являются обязательными, так как считают, что на них распространяются требования настоящего пункта.
В.7.2.8 Устойчивость АВОТ к нежелательному отключению вследствие импульсов токов, вызванных импульсными напряжениями
В.7.2.8.1 Устойчивость к нежелательному отключению при возникновении емкостной сетевой нагрузки
АВОТ должны выдерживать испытание по В.8.6.2.
В.7.2.8.2 Устойчивость к нежелательному отключению в случае искрения без последующего тока
АВОТ должны выдерживать испытание по В.8.6.3.
В.7.2.9 Поведение АВОТ типа А в случае тока замыкания на землю, содержащего постоянную составляющую
В случае тока замыкания на землю, содержащего постоянную составляющую, АВОТ должен быть работоспособным при значениях максимального времени отключения, указанных в таблицах В.1 и В.2, что более соответствует, однако указанные значения испытательного тока должны быть увеличены на коэффициент:
- 1,4 - для АВОТ, имеющих > 0,015 А;
- 2 - для АВОТ, имеющих 0,015 А (или 0,03 А, берут большее значение).
Соответствие проверяют испытанием по В.8.7.
В.7.2.10 Условия работы АВОТ с возвращаемым в рабочее положение устройством тока утечки
Не должно быть возможным повторное включение АВОТ, имеющих устройство тока утечки с возвращением в рабочее положение (см. В.2.3.9), после отключения под действием тока утечки, если они не были возвращены в исходное положение.
Соответствие проверяют в процессе испытания по 8.3.3.4.4 согласно В.8.1.1.1.
В.7.2.11 Дополнительные требования к АВОТ, функционально зависящим от напряжения источника питания
АВОТ, функционально зависящие от напряжения источника питания, должны отключаться при любом значении напряжения источника питания между 0,85 и 1,1 его номинального значения.
Соответствие проверяют путем проведения испытания по В.8.2.3.
Если АВОТ рассчитан более чем на одну номинальную частоту или диапазон номинальных частот, то он должен срабатывать в соответствии с данным подпунктом при всех частотах. Соответствие проверяют проведением испытаний по В.8.2 и В.8.4.
Согласно классификации АВОТ, функционально зависящие от напряжения источника питания, должны соответствовать требованиям, указанным в таблице В.3.
Таблица В.3 - Требования к АВОТ, функционально зависящим от напряжения источника питания
Классификация АВОТ по 8.3.1 |
Поведение при отказе источника питания |
|
Автоматически отключающиеся при отказе источника питания (B.3.1.2.1) |
Без задержки времени |
Отключение без задержки времени по В.8.8.3, перечисление а) |
С задержкой времени |
Отключение с задержкой времени по В.8.8.3, перечисление b) |
|
Не отключающиеся автоматически при отказе источника питания, но способные к отключению в случае возникновения опасной ситуации (В.3.1.2.2) |
Отключение по В.8.9 |
В.7.3 Электромагнитная совместимость
В соответствии с требованиями приложения J.
Спецификации дополнительных испытаний приведены в В.8.12.
Устойчивость изменений напряжений относится к требованиям по В.7.2.11.
В.8 Испытания
Настоящий раздел содержит испытания для АВОТ с номинальным отключающим током утечки до 30 А включ.
Вопрос пригодности испытаний, содержащихся в настоящем пункте, когда > 30, должен быть согласован между изготовителем и потребителем.
Приборы для измерения тока утечки должны иметь класс точности не ниже 0,5 (см. IEC 60051) и показывать (или позволять определять) достоверное действующее значение.
Приборы для измерения времени должны иметь относительную погрешность не более 10 % от измеряемой величины.
В.8.1 Общие положения
Испытания, указанные в настоящем приложении, являются дополнительными к испытаниям раздела 8.
а) Испытания типа
АВОТ должны быть подвергнуты всем соответствующим циклам испытаний раздела 8. При проверке электрической прочности изоляции во время этих циклов испытаний цепь управления устройством тока утечки, функционально зависящего от напряжения источника питания, может быть отсоединена от главной цепи (см. 8.3.3.6).
Испытания следует проводить при токах практически синусоидальной формы.
Для АВОТ, содержащих отдельное устройство тока утечки и автоматический выключатель, сборка должна быть выполнена по инструкциям изготовителя.
Для АВОТ с несколькими уставками отключающего тока утечки испытания следует проводить на наименьшей уставке, если не установлено иное.
Для АВОТ с регулируемой задержкой времени (см. В.3.3.2.2) должна быть установлена максимальная выдержка времени, если не указано иное.
b) Приемо-сдаточные испытания
Проводят в соответствии с 8.4.5.
В.8.1.1 Испытания, проводимые во время испытательных циклов раздела 8
В.8.1.1.1 Работоспособность в условиях эксплуатации
Во время рабочих циклов с током (см. 8.3.3.4.4), указанных в таблице 8 (см. 7.2.4.2), одна треть операций отключения должна быть выполнена устройством эксплуатационного контроля, другая треть - посредством тока утечки величиной (или, если применимо, величиной наименьшей уставки отключающего тока утечки) в одном из полюсов.
Не допускаются отказы при отключении.
Для АВОТ с возвращаемым в исходное положение устройством тока утечки необходимо проверить невозможность повторного включения АВОТ после расцепления без намеренного возвращения в исходное положение. Данная проверка должна быть проведена с током в начале и в конце испытания на работоспособность (8.3.3.4.4).
В.8.1.1.2 Проверка устойчивости к токам короткого замыкания
В.8.1.1.2.1 Номинальная рабочая отключающая способность при коротком замыкании (цикл испытаний II)
По испытаниям по 8.3.4 проверку правильности срабатывания АВОТ в случае тока утечки следует проводить по В.8.2.4.2.
В.8.1.1.2.2 Номинальная предельная отключающая способность при коротком замыкании (цикл испытаний III)
С целью проверки правильности срабатывания расцепителей токов перегрузки испытания для единичного полюса по 8.3.5.2 и 8.3.5.5 следует заменить испытаниями для двух полюсов во всех возможных комбинациях фазовых полюсов по очереди; условия испытаний такие же, как в 8.3.5.2 и 8.3.5.5, но применительно к двум полюсам.
После испытания по 8.3.5 следует проводить проверку правильности отключения АВОТ в соответствии с В.3.2.4.4.
В.8.1.1.2.3 Номинальный кратковременно допустимый ток (цикл испытаний IV или комбинированный цикл испытаний)
Применяются нижеприведенные требования.
a) Поведение во время испытания на номинальный кратковременно допустимый ток
В процессе испытания по 8.3.6.3 или 8.3.8.3 (в зависимости от применения) не должно произойти отключение.
b) Проверка расцепителей токов перегрузки:
- для проведения цикла испытаний IV
При проверке правильности срабатывания расцепителей токов перегрузки по 8.3.6.2 и 8.3.6.7 испытания для единичного полюса по 8.3.5.2 должны быть заменены испытаниями для двух полюсов, выполняемыми во всех возможных комбинациях фазовых полюсов поочередно;
- для комбинированного цикла испытаний
Для проверки правильности срабатывания расцепителей токов перегрузки по 8.3.8.2 испытания для единичного полюса по 8.3.5.2 должны быть заменены испытаниями для двух полюсов, выполняемыми во всех комбинациях фазовых полюсов поочередно.
Для проверки правильности срабатывания расцепителей токов перегрузки по 8.3.8.7 испытание по 8.3.3.8 следует проводить с использованием трехфазного источника питания.
В.8.1.1.2.4 Выключатели со встроенными предохранителями (цикл испытаний V)
После проверки правильности срабатывания расцепителей токов перегрузки испытания для единичного полюса, указанные в 8.3.7.5 и 8.3.7.9, должны быть заменены испытаниями для двух полюсов во всех комбинациях фазных полюсов поочередно: условия испытаний, как указано в 8.3.7.5 и 8.3.7.9, но для двух полюсов.
После испытания по 8.3.7 проверка правильности отключения АВОТ должна быть проведена в соответствии с В.8.2.4.4.
В.8.1.2 Дополнительные циклы испытаний
Дополнительные циклы испытаний следует проводить на АВОТ по таблице В.4.
Таблица В.4 - Дополнительные циклы испытаний
Цикл |
Испытание |
Пункт |
В I |
Рабочая характеристика |
|
Электроизоляционные свойства |
||
Действие устройства эксплуатационного контроля при пределах номинального напряжения |
||
Предельное значение неотключающего тока в условиях сверхтока |
||
Устойчивость к нежелательному отключению вследствие импульсов токов, вызванных импульсными напряжениями |
||
Поведение в случае тока замыкания на землю при наличии постоянной составляющей |
||
Поведение в случае отказа источника питания для АВОТ, классифицируемых по В.3.1.2.1 |
||
Поведение в случае отказа источника питания для АВОТ, классифицируемых по В.3.1.2.2 |
||
В II |
Наибольшая включающая и отключающая способности тока утечки в условиях короткого замыкания |
|
В III |
Воздействие условий окружающей среды |
|
В IV |
Проверка электромагнитной совместимости |
|
Испытания на излучение |
Для АВОТ, имеющих варианты с различным количеством полюсов, испытания должны быть проведены на варианте с наибольшим количеством полюсов. Для варианта, который не имеет конструктивных различий от испытуемого варианта, проведение дополнительных испытаний не требуется. Если конструкция вариантов не идентична испытуемому варианту, то такие конструкции также подлежат испытаниям.
В каждом из циклов испытаний В I-B III испытывают по одному образцу.
В цикле испытаний В IV для каждого испытания может быть использован новый образец или один образец может быть применен для нескольких испытаний по указанию изготовителя.
Цикл испытаний В I
В.8.2 Проверка рабочей характеристики
В.8.2.1 Последовательность испытаний
АВОТ должен быть установлен так же, как и при нормальной эксплуатации. Испытательная цепь должна соответствовать рисунку В.1.
В.8.2.2 Испытательное напряжение для АВОТ, функционально не зависящего от напряжения источника питания
Испытание может быть проведено при любом установленном напряжении.
В.8.2.3 Испытательное напряжение для АВОТ, функционально зависящего от напряжения источника питания
Испытания следует проводить при следующих значениях напряжения, прикладываемого к соответствующим зажимам:
- 0,85-кратном минимальном номинальном напряжении для испытаний, указанных в В.8.2.4 и В.8.2.5.2;
- 1,1-кратном максимальном номинальном напряжении для испытаний, указанных в В.8.2.5.3.
Испытания АВОТ, рассчитанных более чем на одну номинальную частоту или диапазон номинальных частот, следует проводить в каждом случае при наибольшей и наименьшей номинальных частотах. Однако для АВОТ, рассчитанных на номинальную частоту 50 и 60 Гц, испытания при 50 или 60 Гц считают отвечающими требованиям.
В.8.2.4 Испытание без нагрузки при температуре (20 5) °С
В.8.2.4.1 Общие положения
Соединения показаны на рисунке В.1. АВОТ должен выдержать испытания по В.8.2.4.2 - В.8.2.4.4, а также, где подходит, по В.8.2.4.5.
Все испытания проводят только на одном полюсе, выбранном произвольно. Каждое испытание должно содержать три измерения или проверки, в зависимости от применения.
Если не указано иное, то для АВОТ с уставкой рабочего тока утечки по непрерывному изменению или по дискретным значениям испытания следует проводить с меньшей и большей уставками и одной промежуточной уставкой.
В.8.2.4.2 Проверка правильности срабатывания в случае постепенного нарастания тока утечки
Выключатели S 1, S 2 и АВОТ устанавливают в замкнутое положение, ток утечки постепенно увеличивают, начиная от величины не более 0,2, до достижения величины в течение приблизительно 30 с, при этом ток отключения измеряют каждый раз. Каждое из трех результатов измеренных значений должно быть больше чем меньше или равно .
В.8.2.4.3 Проверка правильности отключения при наличии тока утечки
При откалиброванной на номинальное значение отключающего тока утечки цепи (или специальные уставки отключающего тока утечки, при их наличии, см. В.8.2.4) и при включенных S 1 и S 2, АВОТ включают в цепь так, чтобы наиболее точно имитировались рабочие условия. Время отключения измеряют три раза.
Результат измерения не должен быть более предельного значения, указанного для в В.4.2.4.1 или В.4.2.4.2.2, в зависимости от применения.
В.8.2.4.4 Проверка правильности срабатывания в случае внезапного появления тока утечки
Испытательную цепь калибруют на каждое из значений отключающего тока утечки , указанных в В.4.2.4.1 или В.4.2.4.2, что применимо. Выключатель S 1 и АВОТ находятся в замкнутом положении, а ток утечки внезапно подают включением выключателя S 2.
АВОТ должен отключаться при каждой проверке.
При каждом значении проводят три измерения времени отключения. Ни одно из значений времени отключения не должно превысить соответствующего предельного значения.
В.8.2.4.5 Проверка предельного времени неотключения АВОТ с задержкой времени
Испытательную цепь калибруют на 2, испытательный выключатель S 1 и АВОТ находятся в замкнутом положении, ток утечки подают замыканием выключателя S 2 и прикладывают в течение времени, равного предельному времени неотключения, указанному изготовителем по В.4.2.4.2.1.
Во время каждой из трех проверок АВОТ не должен отключаться. Если АВОТ имеет регулируемую уставку отключаемого тока утечки и/или регулируемую задержку времени, испытание проводят, как применимо, при низшей уставке отключающего дифференциального тока и максимальной уставке задержки времени.
В.8.2.5 Испытания при предельных температурах
В.8.2.5.1 Общие положения
Примечание - Верхний предел температуры может быть контрольной температурой.
Пределы температуры по данному пункту могут быть, по согласованию между изготовителем и потребителем, расширены. В этом случае испытания должны быть проведены при согласованных пределах температуры.
В.8.2.5.2 Испытания без нагрузки при температуре минус 5 °С
АВОТ помещают в камеру при стабильной температуре окружающей среды от минус 7 °С до минус 5 °С. После достижения установившегося теплового режима АВОТ подвергают испытаниям в соответствии с В.8.2.4.4 и, если применимо, В.8.2.4.5.
В.8.2.5.3 Испытания под нагрузкой при контрольной температуре или при температуре плюс 40 °С
АВОТ с соединениями, выполненными по рисунку В.1, помещают в камеру с установившейся температурой среды, равной контрольной температуре (см. 4.7.3), или при отсутствии контрольной температуры, равной (40 2) °С. Ток нагрузки, равный I n (не указан на рисунке В.1), пропускают через все фазовые полюса.
После достижения установившихся температурных условий АВОТ подвергают испытаниям по В.8.2.4.4 и, при необходимости, по В.8.2.4.5.
В.8.3 Проверка электроизоляционных свойств
Испытание проводят по 8.3.3.3.
В.8.4 Проверка срабатывания устройства эксплуатационного контроля при пределах номинального напряжения
Проверка состоит из нижеприведенных испытаний.
a) На АВОТ подают напряжение, равное 1,1-кратному наибольшему номинальному напряжению, устройство эксплуатационного контроля кратковременно приводят в действие 25 раз с интервалом 5 с, при этом АВОТ включают повторно перед каждой операцией.
b) Затем испытание по перечислению а) повторяют при 0,85-кратном наименьшем номинальном напряжении; устройство эксплуатационного контроля приводят в действие три раза.
c) Далее испытание по перечислению а) повторяют только один раз, при этом орган управления контрольного устройства удерживают во включенном положении в течение 5 с.
Для проведения данных испытаний в АВОТ:
- с обозначенными зажимами питания и нагрузки соединения со стороны питания должны соответствовать маркировке;
- с необозначенными зажимами питания и нагрузки питание должно быть присоединено к каждому набору зажимов по очереди или, альтернативно, к обоим наборам зажимов одновременно.
При проведении каждого испытания АВОТ должен сработать.
Для АВОТ, имеющих регулируемый отключающий ток утечки:
- наименьшая уставка должна быть использована при испытаниях по перечислениям а) и с);
- наибольшая уставка должна быть применена для испытания по перечислению b).
Для АВОТ, имеющих регулируемую задержку времени, испытание проводят при максимальной уставке задержки времени.
Примечание - Проверку работоспособности контрольного устройства проводят путем испытания по В.8.1.1.1.
В.8.5 Проверка предельного значения неотключающего тока в условиях сверхтока
Соединения АВОТ должны соответствовать рисунку В.2.
Полное сопротивление Z отрегулировано таким образом, чтобы в цепи создавался ток, равный меньшему из двух значений:
- 6;
- 80 % максимальной уставки расцепителя тока короткого замыкания.
Примечание - С целью регулирования тока АВОТ D (см. рисунок В.2) может быть заменен перемычками с незначительным сопротивлением.
Для АВОТ с регулируемой уставкой тока утечки испытание проводят при наименьшей уставке.
Испытания АВОТ, функционально не зависящих от напряжения источника питания, проводят при любом удобном напряжении.
АВОТ, функционально зависящие от напряжения источника питания, испытывают при своем номинальном напряжении (или, если уместно, при напряжении любого значения из диапазона номинальных напряжений).
Испытание проводят при коэффициенте мощности 0,5.
Выключатель S 1, будучи разомкнутым, замыкают и снова размыкают через 2 с. Испытание повторяют три раза для каждой возможной комбинации токопроводящих путей с интервалом между последовательными операциями замыкания 1 мин.
АВОТ при этом не должен сработать.
Примечание - Время 2 с можно уменьшить (но не менее минимального времени отключения) во избежание риска отключения под действием расцепителя(ей) тока перегрузки АВОТ.
В.8.6 Проверка устойчивости к нежелательному отключению вследствие импульсных токов, вызванных импульсным напряжением
В.8.6.1 Общие положения
Для АВОТ с регулируемой задержкой времени (см. В.3.3.2.2) выдержка времени должна быть установлена на минимум.
В.8.6.2 Проверка устойчивости к нежелательному отключению в случае емкостной нагрузки сети
Испытания АВОТ проводят с применением генератора импульсного тока, способного подавать затухающий колебательный ток, как показано на рисунке В.4.
Пример схемы цепи для подсоединения АВОТ показан на рисунке В.5.
Один полюс АВОТ, выбранный произвольно, должен быть подвергнут 10 импульсам тока. Полярность волны импульсного тока следует менять после каждых двух воздействий. Интервал между двумя последовательными воздействиями должен быть приблизительно 30 с. Ток импульса должен быть измерен соответствующим способом и калиброван с использованием дополнительного образца АВОТ такого же типа (см. В.3.4), отвечая следующим требованиям:
- пиковое значение - 200 А +10; %;
- фактическая длительность фронта - 0,5 мкс 30 %;
- период следующей волны колебания - 10 мкс 20 %;
- каждый последующий пик импульса - около 60 % предыдущего пика.
В процессе испытаний АВОТ не должен отключаться.
В.8.6.3 Проверка устойчивости к нежелательному отключению в случае искрения без последующего тока
Испытания АВОТ проводят с применением генератора импульсного тока, способного подавать волну импульсного тока 8/20 мкс без изменения полярности, как показано на рисунке В.6.
Пример схемы цепи для подсоединения АВОТ показан на рисунке В.7.
Один полюс АВОТ, выбранный произвольным образом, должен быть подвергнут 10 импульсам тока. Полярность волны импульсного тока следует менять после каждых двух воздействий. Интервал между двумя последовательными операциями должен составлять приблизительно 30 с.
Импульс тока следует измерять соответствующим способом и калибровать с использованием дополнительного образца АВОТ аналогичного типа (см. В.3.4) в соответствии с установленными требованиями:
- пиковым значением - 250А +10; %;
- фактической длительностью фронта Т 1 - 8 мкс 10 %;
- фактическим временем достижения половинного значения Т 2 - 20 мкс 10 %.
В процессе испытаний АВОТ не должен отключиться.
В.8.7 Проверка поведения АВОТ типа А в случае тока замыкания на землю при наличии постоянной составляющей
В.8.7.1 Условия испытаний
Условия испытаний по В.8 и В.8.2.1, В.8.2.2, В.8.2.3, за исключением того, что испытательные цепи должны соответствовать рисункам В.8 и В.9 в зависимости от применения.
В.8.7.2 Проверки
В.8.7.2.1 Проверка правильности отключения в случае постепенного нарастания пульсирующего постоянного тока утечки
Испытание должно быть выполнено по схеме рисунка В.8. Для АВОТ с регулируемой временной задержкой (см. В.8.3.2.2) временная выдержка должна быть установлена на минимум.
Вспомогательные выключатели S 1, S 2 и АВОТ D должны быть замкнуты. Соответствующий тиристор должен быть настроен таким образом, чтобы получить угол задержки тока , равный 0°, 90°, 135°.
Испытания каждого полюса АВОТ следует проводить при каждом значении угла задержки тока: дважды - в положении I и дважды - в положении II вспомогательного выключателя S 3.
При каждом испытании ток, начиная с нуля, должен постепенно возрастать с приблизительной скоростью:
- 1,4/30 А/с - для АВОТ с > 0,015 А;
- 2,0/30 А/с - для АВОТ с 0,015 А.
Ток отключения должен соответствовать значениям, приведенным в таблице В.5.
Таблица В.5 - Диапазон отключающих токов для АВОТ, содержащих постоянную составляющую, в случае замыкания на землю
Угол |
Отключающий ток |
|
Значение нижнего предела |
Значение верхнего предела |
|
0° |
0,35 |
|
90° |
0,25 |
|
135° |
0,11 |
В.8.7.2.2 Проверка правильности отключения в случае внезапного появления пульсирующего постоянного тока утечки
Испытание должно быть выполнено по схеме рисунка В.8.
Цепь последовательно калибруют на нижеуказанные значения; вспомогательный выключатель S 1 и АВОТ находятся в замкнутом положении, ток утечки внезапно создается замыканием выключателя S 2.
Примечание - В случае АВОТ, функционально зависящих от напряжения источника питания, классифицируемых по В.3.1.2.2, цепь управления которых питается со стороны главной цепи, данная проверка не учитывает время, необходимое для активизации АВОТ. В этом случае проверку выполняют созданием тока утечки путем замыкания S 1; испытуемый АВОТ и S 2 предварительно замкнуты.
Для каждого значения испытательного тока при угле задержки тока = 0° проводят четыре измерения: два - при вспомогательном выключателе в положении I и два - в положении II.
Для АВОТ с > 0,015 А испытание проводят при каждом значении , указанном в таблице В.1, умноженном на коэффициент 1,4.
Для АВОТ с 0,015 А испытание проводят при каждом значении , указанном в таблице В.1, умноженном на коэффициент 2 (или при 0,03 А выбирают большее).
Ни одно из значений не должно превысить заданные предельные значения (см. 7.2.9).
В.8.7.2.3 Проверка правильности отключения под нагрузкой при контрольной температуре
Испытания по В.8.7.2.1 и В.8.7.2.2 повторяют с подачей в испытуемый полюс и один из остальных полюсов АВОТ номинального тока, включаемого непосредственно перед испытанием.
Примечание - Подача номинального тока на рисунке В.8 не показана.
В.8.7.2.4 Проверка правильности отключения в случае пульсирующих постоянных токов утечки, на которые накладывается стабилизированный постоянный ток 0,006 А.
Испытания АВОТ проводят по схеме рисунка В.9 с наложением на полуволну выпрямленного тока утечки (угол задержки тока = 0°) стабилизированного постоянного тока 0,006 А.
Каждый полюс АВОТ испытывают по очереди, дважды в каждом из положений I и II.
Для АВОТ с > 0,015 А ток полуволны, начиная с нуля, равномерно возрастает с приблизительной скоростью 1,4/30 А/с; при этом отключение должно произойти до того, как ток достигнет значения не более 1,4 + 0,006 А.
Для АВОТ с 0,015 А ток полуволны, начиная с нуля, равномерно возрастает с приблизительной скоростью 2/30 А/с; при этом отключение должно произойти до того, как ток достигнет значения не более 0,03 А + 0,006 А.
В.8.8 Проверю поведения АВОТ, функционально зависящих от напряжения источника питания, классифицируемых по В.3.1.2.1
В.8.8.1 Общие положения
Для АВОТ, имеющих регулируемый отключающий ток утечки, испытание проводят при наименьшей уставке.
Для АВОТ с регулируемой задержкой времени испытание проводят при любой из уставок задержки времени.
В.8.8.2 Определение предельной величины напряжения источника питания
Напряжение, равное номинальному напряжению, прикладывают к зажимам питания АВОТ, а затем постепенно понижают до нуля в течение периода времени, соответствующего наибольшему из двух значений, указанных ниже, до тех пор, пока не произойдет автоматическое отключение:
- около 30 с;
- период, достаточно продолжительный относительно отключения АВОТ с задержкой времени, при ее наличии (см. В.7.2.11).
Соответствующее напряжение измеряют.
Проводят три измерения. Все результаты должны быть менее 0,85-кратного минимального номинального напряжения АВОТ.
В результате этих измерений должно быть выявлено, что АВОТ отключается, когда пропускается ток утечки, равный , а прикладываемое напряжение незначительно выше наибольшей измеренной величины. Затем должно быть проверено, что при любой величине напряжения, меньшей, чем минимальная измеренная величина, невозможно включить АВОТ органом ручного управления.
В.8.8.3 Проверка автоматического отключения в случае отказа источника питания
При включенном АВОТ напряжение, равное его номинальному напряжению, или, при наличии диапазона напряжений, одно из номинальных напряжений прикладывают к его сетевым зажимам.
Затем напряжение отключают. АВОТ должен отключиться. Интервал времени между отключением напряжения и размыканием главных контактов измеряют.
Проводят три измерения для АВОТ, отключающихся:
a) без задержки времени (см. В.7.2.11), ни одно значение не должно превышать 0,2 с;
b) с задержкой времени, максимальное и минимальное значения должны входить в диапазон, указанный изготовителем.
В.8.9 Проверка поведения АВОТ, функционально зависящих от напряжения источника питания, по классификации В.3.1.2.2 в случае отказа источника питания
В.8.9.1 Общие положения
Для АВОТ, имеющих регулируемый отключающий ток утечки, испытание проводят при наименьшей уставке.
Для АВОТ, имеющих регулируемую задержку времени, испытание проводят при любой из уставок задержки времени.
В.8.9.2 Обрыв одной фазы в трехфазной системе (для трех- и четырехполюсных АВОТ)
АВОТ подсоединяют по схеме рисунка В.3 и со стороны сети подают 0,85-кратное номинальное напряжение или, при наличии диапазона номинальных напряжений, 0,85-кратное наименьшее номинальное напряжение.
Затем одну фазу отключают размыканием выключателя S 4, после чего АВОТ подвергают испытанию по В.8.2.4.4. Выключатель S 4 замыкают повторно, далее испытание выполняют размыканием выключателя S 5. Далее АВОТ подвергают испытанию по В.8.2.4.4.
Эту методику испытания повторяют при подсоединении регулируемого резистора R к каждой из двух оставшихся фаз поочередно.
В.8.9.3 Случай падения напряжения в результате перегрузки по току при частичном замыкании на землю
АВОТ подсоединяют по схеме рисунка В.3 и со стороны сети подают номинальное напряжение или, при наличии диапазона номинальных напряжений, наименьшее номинальное напряжение.
Затем питание отключают размыканием S 1. АВОТ не должен сработать. Затем S 1 повторно замыкают и напряжение снижают следующим образом:
a) для АВОТ, используемых с трехфазными источниками питания, - до 70 % меньшего номинального напряжения;
b) для АВОТ от тока утечки, используемых с однофазными источниками питания, - ниже 85 В, применяющихся следующим образом:
- для одно- и двухполюсных АВОТ - между полюсами;
- для трех- и четырехполюсных АВОТ, заявленных как соответствующие для использования с однофазными источниками питания [см. В.5. перечисление е)], - между каждым соединением двух полюсов, выполненных в соответствии со спецификацией изготовителя.
Примечание - Для данного приложения однополюсный АВОТ от тока утечки представляет собой устройство с полюсом, защищенным от перегрузки по току и с непрерываемым нейтралем (два пути тока).
Для случаев по перечислениям а) и/или b) применяется ток со значением . АВОТ должен сработать.
Цикл испытаний В II
В.8.10 Проверка включающей и отключающей способностей при токе утечки в условиях короткого замыкания
В.8.10.1 Общие положения
Настоящее испытание предназначено для проверки способности АВОТ включать, пропускать в течение заданного времени и отключать ток утечки в условиях короткого замыкания.
В.8.10.2 Условия испытаний
Испытания АВОТ должно быть проведено согласно общим условиям испытаний, указанным в 8.3.2.6, используя IEC 60947-1:2007/Изм. 1:2010 (рисунок 9), но при таком соединении, чтобы током короткого замыкания являлся ток утечки.
Испытание проводят при напряжении "фаза-нейтраль" только на одном полюсе, который не должен быть нейтральным. Токопроводящие пути, которые не должны проводить ток утечки в условиях короткого замыкания, подсоединяют к питающему напряжению со стороны зажимов питания.
При необходимости, АВОТ регулируют на наименьшую уставку отключающего тока утечки и на максимальную уставку задержки времени.
Если АВОТ имеет более одного значения I cu, у каждого из которых соответствующее значение , испытание проводят при максимальном значении и указанном напряжении между фазами.
В.8.10.3 Методика испытания
Цикл выполняемых операций: О - t - СО.
В.8.10.4 Состояние АВОТ после испытания
В.8.10.4.1 После испытания по В.8.10.3 АВОТ не должен иметь повреждения, влияющие на его дальнейшую эксплуатацию, и должен без обслуживания:
- выдерживать напряжение, равное двум его максимальным рабочим напряжениям в условиях по IEC 60947-1:2007 [пункт 8.3.3.4.1, перечисление 4)]. Для условий настоящего стандарта цепи, включающие в себя полупроводниковые устройства, во время испытания должны быть отсоединены;
- включать и отключать номинальный ток при максимальном номинальном рабочем напряжении.
В.8.10.4.2 АВОТ должен удовлетворительно выдержать испытания, указанные в В.8.2.4.4, но при значении 1,25 и без измерения времени отключения. Испытание проводят на одном, выбранном произвольно полюсе.
Если АВОТ имеет регулируемый рабочий ток утечки, испытание проводят на наименьшей уставке при значении тока, равном 1,25-кратному току уставки.
В.8.10.4.3 При необходимости, АВОТ должен быть также подвергнут испытанию по В.8.2.4.5.
В.8.11 Проверка воздействия условий окружающей среды
Испытание выполняют в соответствии с требованиями IEC 60068-2-30.
Значение верхней температуры должно быть (55 2) °С, количество циклов должно быть:
- 6 - для > 1 А;
- 28 - для 1 А.
Для АВОТ с регулированием тока утечки проводят 28-цикловое испытание тогда, когда одна из возможных уставок менее или равна 1 А.
В конце циклов испытаний АВОТ должен удовлетворять испытаниям В.8.2.4.4, но при отключающем токе утечки 1,25 и без измерения времени отключения. Необходимо провести только одну проверку.
При необходимости АВОТ также должен удовлетворять испытанию по В.8.2.4.5. Необходимо провести только одну проверку.
В.8.12 Проверка электромагнитной совместимости
В.8.12.1 Испытания на устойчивость (к высокочастотным электромагнитным импульсным помехам)
В.8.12.1.1 Общие положения
В соответствии с приложением J со следующими дополнительными требованиями.
Для АВОТ с регулируемыми уставками рабочего тока утечки и/или задержки времени испытания следует проводить с меньшим значением из этих уставок.
Питание АВОТ должно подаваться с номинальным рабочим напряжением или, в случае диапазона номинальных рабочих напряжений, с любым удобным напряжением в пределах этого диапазона.
Испытания проводят без тока нагрузки, но с током утечки, если задано.
Результаты испытаний на устойчивость следует оценивать на основе критериев эффективности функционирования, определенных в J.2.1 (приложение J), с нижеприведенными спецификациями.
Критерий эффективности функционирования А:
- для этапа 1 АВОТ не должен сработать при нагрузке 0,3 на одном полюсе, выбранном произвольно; функции контроля, при наличии, должны правильно показывать текущее состояние;
- для этапа 2 АВОТ должен сработать на каждой испытательной частоте при нагрузке 1,25; время задержки срабатывания на каждой частоте должно быть не меньше максимального времени отключения, установленного для в В.4.2.4.1 или В.4.2.4.2, в зависимости от применения.
После этих испытаний необходимо подтвердить правильное функционирование АВОТ в случае внезапного возникновения тока утечки в соответствии с В.8.2.4.4, но только при .
Критерий эффективности функционирования В:
- во время испытания АВОТ не должен сработать при нагрузке 0,3 на одном полюсе, выбранном произвольно; функции контроля (при наличии) могут временно выходить из строя. После испытания необходимо подтвердить правильное функционирование АВОТ в случае внезапного возникновения тока утечки в соответствии с В.8.2.4.4, но только при .
В.8.12.1.2 Электростатические разряды
В соответствии с J.2.2 (приложение J).
Схема испытания должна соответствовать рисункам J.1 и J.3 (приложение J).
Критерий эффективности функционирования соответствует В.8.12.1.1, за исключением того, что во время испытания АВОТ может сработать. Если АВОТ сработал, то необходимо провести дополнительные испытания с промежуточным более низким уровнем, при этом АВОТ не должен сработать.
В.8.12.1.3 Электромагнитные поля излучения высокой частоты
В соответствии с J.2.3 (приложение J).
Схема испытаний должна соответствовать рисунку J.4 (приложение J).
Испытательные соединения должны быть выполнены согласно IEC 61000-4-3:2006 (рисунок 5 или рисунок 6) в зависимости от применения с учетом инструкций изготовителя по монтажу. Тип используемого кабеля должен быть указан в отчете об испытаниях.
Критерий эффективности функционирования А определен в В.8.12.1.1.
В.8.12.1.4 Импульсные электрические помехи (всплески)
В соответствии с J.2.4 (приложение J).
Испытательные соединения должны быть выполнены по IEC 61000-4-4:2012 (рисунок 4).
Схема испытания должна соответствовать рисунку J.5 (приложение J) для испытания питающих линий и рисунку J.6 (приложение J) для испытания сигнальных линий и с учетом инструкций изготовителя по монтажу.
Критерии эффективности функционирования В по В.8.12.1.1.
В.8.12.1.5 Скачки (напряжения/тока)
В соответствии с J.2.5 (приложение J).
Согласно условиям испытаний IEC 61000-4-5:2014 (пункт 7.2).
Для удобства можно выполнять монтаж в соответствии с указаниями В.8.12.1.4, но применение заземленного контрольного экрана необязательно.
Условия испытаний должны соответствовать IEC 61000-4-5:2014 (рисунки 6, 7, 8 или 9) с учетом инструкций изготовителя по монтажу.
Критерий эффективности функционирования В определен в В.8.12.1.1.
В.8.12.1.6 Кондуктивные помехи, вызываемые полями высокой частоты (помехи общего вида). Кондуктивные электромагнитные помехи, наведенные радиочастотными полями (общий тип)
В соответствии с J.2.6 (приложение J).
Критерий эффективности функционирования А приведен в В.8.12.1.1.
В.8.12.2 Испытание на помехоэмиссию
В.8.12.2.1 Общие положения
В соответствии с приложением J со следующими дополнительными требованиями.
Питание АВОТ должно быть обеспечено номинальным рабочим напряжением или, в случае диапазона номинальных рабочих напряжений, любым указанным напряжением в пределах этого диапазона.
Испытание следует проводить без тока нагрузки и тока утечки.
В.8.12.2.2 Кондуктивные помехи высокой частоты (150 кГц - 30 МГц)
В соответствии с J.3.2 (приложение J).
В.8.12.2.3 Излучаемые помехи высокой частоты (30-1000 МГц)
В соответствии с J.3.3 (приложение J).
В.8.13 Испытания на изменения или прерывания напряжения или на просадки напряжения
Примечание - Определение посадок напряжения - в соответствии с IEC 61000-4-11.
Испытания, определенные в В.8.8 и В.8.9, считают соответствующими требованиям по электромагнитной совместимости.
Проведение дополнительных испытаний не требуется.
S 1 - многополюсный выключатель; S 2 - однополюсный выключатель; D - испытуемый АВОТ; V - вольтметр; А - амперметр: R - регулируемый резистор
Рисунок В.1 - Испытательная цепь для проверки рабочей характеристики (см. В.8.2)
А - амперметр; V - вольтметр; D - испытуемый АВОТ; S 1 - двухполюсный выключатель; Z - регулируемое полное сопротивление
Рисунок В.2 - Испытательная цепь для проверки предельной величины тока неотключения в условиях сверхтока (см. В.8.5)
V - вольтметр; А - амперметр; D - испытуемый АВОТ; S 1 - многополюсный выключатель; S 2 - однополюсный выключатель; S 3, S 4, S 5 - однополюсные выключатели, размыкающие одну фазу (поочередно); R - регулируемый резистор
Рисунок В.3 - Испытательная цепь для проверки поведения АВОТ, классифицируемого по В.3.1.2.2 (см. В.8.9)
Рисунок В.4 - Волна тока 0,5 мкс/100 кГц
1 - фильтр; 2 - источник питания; L = 5 мкГн; R 1 = R 2 = 25 Ом; С 1 = 0,5 мкФ; С 2 = 5 нФ; X - зажим заземления, при наличии, подсоединенный к нейтральному зажиму, если он маркирован, или, в отсутствие такой маркировки, к любому фазовому зажиму
Примечание - Значения компонентов цепи приведены исключительно ориентировочно, и может потребоваться регулировка для приведения формы волны в соответствие требованиям рисунка В.4.
Рисунок В.5 - Пример испытательной цепи для проверки устойчивости к нежелательному расцеплению
Рисунок В.6 - Волна импульсного тока 8/20 мкс
1 - фильтр; 2 - источник питания; X - зажим заземления, при наличии, подсоединяемый к нейтральному зажиму, если он маркирован, или, в отсутствие такой маркировки, к любому фазовому зажиму
Рисунок В.7 - Пример испытательной цепи для проверки устойчивости к нежелательному отключению в случае искрения без последующего тока (см. В.8.6.3)
D - испытуемый АВОТ; S - источник питания; V - вольтметр; А - амперметр (измерение действующего значения); SCR - тиристор; R - регулируемый резистор; S 1 - многополюсный выключатель; S 2 - однополюсный выключатель; S 3 - выключатель на два направления
Рисунок В.8 - Испытательная цепь для проверки правильности функционирования АВОТ в случае пульсирующих постоянных токов утечки (см. В.8.7.2.1 - В.8.7.2.3) |
D - испытуемый АВОТ; V - вольтметр; А - амперметр (измерение действующего значения); R 1, R 2 - регулируемые резисторы; S 1 - многополюсный выключатель; S 2 - однополюсный выключатель; S 3 - выключатель на два направления; SCR - тиристоры
Рисунок В.9 - Испытательная цепь для проверки правильности отключения АВОТ в случае пульсирующего постоянного тока утечки, на который накладывается сглаженный постоянный ток утечки (см. В.8.7.2.4) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.