Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 25 февраля 2022 г. N 142-р
"Бюджетный прогноз
Удмуртской Республики на долгосрочный период
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20 февраля 2017 г. N 159-р)
1. Введение
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (с 2017 по 2028 год) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указы Президента Российской Федерации N 204, N 474), Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ, Указа Главы Удмуртской Республики от 26 августа 2021 года N 148 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", положений государственных программ Удмуртской Республики, на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
В условиях продолжающейся санкционной политики западных стран по отношению к России, складывающейся конъюнктуры цен на сырьевых и валютных рынках, а также эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики приобретает особое значение, позволяя путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить сбалансированность бюджета и достижение стратегических целей социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Основной целью Бюджетного прогноза является определение финансовых возможностей консолидированного бюджета Удмуртской Республики для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики региона для потенциальных инвесторов и повышению эффективности действий органов управления в целом.
2. Основные итоги реализации бюджетной политики, условия формирования Бюджетного прогноза в текущем периоде
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики за предыдущие годы.
Анализ показателей исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2017 - 2019 годы отражает:
1) обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
2) положительную динамику налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
3) увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики за счет увеличения объема поступлений дотаций из федерального бюджета и целевых межбюджетных трансфертов;
4) социально ориентированный подход в бюджетной политике Удмуртской Республики. Доля средств консолидированного бюджета, ежегодно направляемых на социальную сферу, составляет более 70% от общего объема расходов бюджета;
5) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона;
6) достижение и сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в регионе;
7) обеспечение реализации региональной составляющей федеральных проектов, ориентированных на достижение целей, задач и целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации N 204;
8) снижение объема государственного долга Удмуртской Республики и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, долговой нагрузки и процентных расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, корректировка системы планирования, расходования и контроля за использованием бюджетных средств, так и реализуемая политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
В целях увеличения имущественных налогов актуализирована кадастровая стоимость помещений и объектов незавершенного строительства, в том числе помещений в крупных торговых центрах. Внесены изменения в Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" в части отмены неэффективных налоговых льгот и расширения перечня объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. С 1 января 2019 года налоговая база по налогу на имущество организаций расширена за счет отмены ограничений общей площади (свыше 1 000 кв. м) административно-деловых и торговых центров, облагаемых по кадастровой стоимости, а также включения товарных квартир и нежилых помещений в перечень объектов налогообложения от кадастровой стоимости. Пересмотрены ставки по транспортному налогу, реализованы мероприятия по приватизации государственного имущества, а также по легализации теневой занятости.
В рамках финансового оздоровления региональных финансов проведены оптимизационные мероприятия, направленные на укрупнение сети учреждений, сокращение административно-управленческого персонала, повышение эффективности функционирования государственных учреждений.
С 2017 года с 36 до 30 единиц сокращено количество органов государственной власти Удмуртской Республики. При этом численность работников государственных органов Удмуртской Республики снизилась на 547 штатных единиц или на 17%.
Ежегодная экономия от централизации информационных систем и функций по их обслуживанию составляет 46,9 млн. рублей.
В 2019 году начата работа по консолидации информационных систем и переводу бюджетных организаций, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и муниципальных образований на единую централизованную бухгалтерию. В 2019 - 2021 годах централизован бухгалтерский (бюджетный) учет 11 государственных органов Удмуртской Республики и 170 учреждений, подведомственных государственным органам Удмуртской Республики (охват централизованным учетом составил 55%, до начала проекта - 6%). В рамках реализации проекта сокращено 227,2 штатных единиц бухгалтерских служб (годовой эффект 60 млн. рублей). В резерв Министерства финансов Удмуртской Республики за счет сокращения ставок направлено 26,2 млн. рублей, средства использованы на покрытие дефицита бюджета. В муниципальных образованиях в Удмуртской Республике количество централизованных бухгалтерий уменьшилось на 30 учреждений (составило 38), при централизации учета сокращено 154 штатные единицы (годовой эффект 51 млн. рублей).
Утверждены и реализуются планы мероприятий ("дорожные карты") по совершенствованию управлением расходами 21 органа государственной власти Удмуртской Республики. За период с 2017 по 2021 годы количество государственных и муниципальных учреждений сокращено на 320 единиц.
Общий бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики по итогам 2017 года составил 3,03 млрд. рублей, по итогам 2018 года - 3,09 млрд. рублей, 2019 года - 1,96 млрд. рублей, 2020 года - 2,21 млрд. рублей, 2021 года - 3,28 млрд. рублей.
В 2019 году в Удмуртской Республике завершены мероприятия по централизации закупок регионального и муниципального уровней в государственном казенном учреждении Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики". Создана эффективно функционирующая Единая система закупок Удмуртской Республики, которая позволяет управлять расходами и осуществлять предупреждающий контроль. Общая экономия по результатам централизации закупок за 2018 год составила 1,18 млрд. рублей, 2019 год - 3,1 млрд. рублей, 2020 год - 3,8 млрд. рублей, 2021 год - 3,3 млрд. рублей.
По результатам рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов Российской Федерации, проводимого Общероссийской общественной организацией "Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам" (далее - Гильдия), Удмуртская Республика три года подряд признавалась лидером Рейтинга по показателю "Исполнение требований законодательства о закупках для муниципальных нужд", в 2019 году - лидером Рейтинга по показателю "Исполнение требований законодательства" на уровне региона.
По итогам 2020 года республика сохранила лидерство в двух номинациях, а также признана лидером еще в трех номинациях: "Нормативная база закупок региона", "Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе закупок" и "Оценка информационной инфраструктуры закупок региона". Показатели деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок получили высокую оценку еще в десяти номинациях.
В сентябре 2021 года решением Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы Гильдии практика Удмуртской Республики "Централизация закупок на региональном уровне по принципу "одного окна" включена в Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок.
Республикой реализуется проект "Эффективный Муниципалитет". За 2018 - 2021 годы количество работников органов местного самоуправления сократилось на 1909 штатных единиц (из них переведено в муниципальные учреждения 900 штатных единиц). По данным муниципальных образований в Удмуртской Республике, бюджетный эффект за 3 года реализации проекта "Эффективный Муниципалитет" составил 431,9 млн. рублей.
В 2021 году проведена работа по изменению территориального устройства местного самоуправления в Удмуртской Республике посредством укрупнения (объединения) сельских поселений и создания муниципальных округов в Удмуртской Республике. В результате штатная численность администраций муниципальных образований уменьшилась на 644 штатные единицы. Бюджетный эффект от реализации проекта "Эффективный Муниципалитет" за 2021 год составил, по оценке, 52,1 млн. рублей. Процесс объединения поселений позволит обеспечить повышение финансовой и экономической самодостаточности поселений за счет мультипликативного эффекта путем сложения ресурсных потенциалов территорий.
В 2018 году Удмуртская Республика стала участником федерального проекта "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 201 - 2020 годах". Являясь одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств, проект инициативного бюджетирования "Наша инициатива" позволяет вовлечь граждан в процессы решения вопросов и проблем местного значения, повысить финансовую грамотность граждан и обеспечить высокий уровень общественного контроля за расходованием бюджетных средств.
В целом реализованные за 2017 - 2019 годы меры по обеспечению сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики, а также по ограничению уровня долговой нагрузки принесли положительные результаты.
По итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, за 2017 - 2019 годы фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики не превышают расчетный объем расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ("модельный бюджет").
В 2020 году бюджет исполнялся в условиях экономического кризиса, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Объем поступивших в 2020 году налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики составил 61,9 млрд. рублей, что на 9,2 млрд. рублей ниже уровня "докризисного" 2019 года.
На фоне снижения доходных источников произошел объективный рост расходов бюджета, связанный с выполнением целевых показателей "дорожных карт" по повышению фонда оплаты "указных" категорий работников, индексацией заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы, повышением МРОТ, с устранением последствий, а также с профилактикой и лечением новой коронавирусной инфекции, увеличением мер социальной поддержки населения.
В сложившихся условиях Удмуртской Республике была оказана финансовая поддержка из федерального бюджета, которая частично позволила обеспечить исполнение первоочередных расходов. В результате для выполнения социальных обязательств перед жителями республики в полном объеме были привлечены кредитные заимствования, государственный долг Удмуртии за 2020 год увеличился на 18,2 млрд. рублей и составил на 1 января 2021 года 64,2 млрд. рублей, в том числе задолженность по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам составила 39,9 млрд. рублей. Увеличение объема коммерческих кредитов привело к существенной нагрузке на бюджет республики в части роста расходов на выплату процентов.
2021 год являлся годом адаптации бюджетной системы к преодолению последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
За 2021 год поступление доходов в консолидированный бюджет Удмуртской Республики составило 117 721,8 млн. рублей с ростом на 20,6% к уровню 2020 года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в сумме 80 909,5 млн. рублей, темп роста к 2020 году - 130,7%.
Расходы консолидированного бюджета республики исполнены в сумме 121 804,8 млн. рублей, темп роста к 2020 году - 107,8%.
В июне 2021 года была проведена реструктуризация бюджетного кредита, полученного в декабре 2020 года в размере 4,8 млрд. рублей. Срок погашения кредита перенесен с 1 июля 2021 года на 30 ноября 2029 года. Экономия бюджетных средств в 2021 году составит 156 млн. рублей.
В августе 2021 года Удмуртская Республика получила из федерального бюджета кредит на замещение коммерческих кредитов в размере 30,9 млрд. рублей по ставке 0,1% со сроком погашения в 2025 - 2029 годах. Экономия средств бюджета по выплате процентов составила в 2021 году 754,2 млн. рублей, в 2022 году составит 1,4 млрд. рублей.
В результате принимаемых Правительством Удмуртской Республики мер объем государственного долга за 2021 год сократился на 1,2 млрд. рублей и составил на 1 января 2022 года 63,05 млрд. рублей. Изменилась структура государственного долга республики. По состоянию на 1 января 2021 года в структуре госдолга кредиты из федерального бюджета составляют 84,2%, рыночные заимствования - 15,8%.
В июне 2021 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне "ВВВ-". Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.
В сентябре 2021 года внесены изменения в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 11 декабря 2019 года N 314-РГ "Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2024 года". Проведена актуализация комплекса мер, направленных на создание условий для оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики, обеспечения сбалансированности бюджета и повышения эффективности использования бюджетных средств до 2024 года с учетом результатов анализа финансового состояния бюджета Удмуртской Республики.
Текущее состояние бюджетной системы характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, направленной на обеспечение сбалансированности в условиях постковидного кризиса и восстановлением экономики. В 2021 году наблюдалась положительная динамика по поступлению доходов в консолидированный бюджет республики в сравнении с "кризисным" 2020 годом. Вместе с тем проблема сбалансированности бюджета сохраняется, так как требуется дополнительное финансирование на выполнение установленных федеральным законодательством требований к объему и качеству предоставляемых государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период" прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики и бюджета Удмуртской Республики на 2022 - 2024 годы приведен в соответствие с Законом Удмуртской Республики от 27 декабря 2021 года N 140-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
В планируемом трехлетнем периоде ожидается, что по мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции, темпы роста экономики ускорятся, что благоприятно отразится на наполняемости доходной базы бюджета.
3. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой и долговой политики на долгосрочный период
Бюджетная политика, реализуемая Правительством Удмуртской Республики, сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущих лет и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года.
Основные направления бюджетной политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости бюджета Удмуртской Республики, в том числе за счет мер бюджетной консолидации, в условиях восстановления экономической активности после преодоления негативных последствий для экономики, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции;
стратегическая приоритизация расходов, гарантированное исполнение социальных обязательств бюджета Удмуртской Республики;
обеспечение достижения целей и показателей региональных проектов, разработанных в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации N 204, N 474;
недопущение необоснованного роста государственного долга и неисполнения долговых обязательств;
привлечение объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач по развитию республики;
проведение мероприятий, направленных на снижение расходов по обслуживанию государственного долга Удмуртской Республики;
соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством в отношении объемов государственного долга и расходов на его обслуживание;
формирование основных характеристик бюджета Удмуртской Республики с учетом:
приоритетов, направлений и механизмов развития экономики и социальной сферы, определенных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года;
ожидаемого исполнения бюджета за 2021 год и прогноза показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
сохранения достигнутого соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
ежегодной индексации фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, которые не подпадают под действие региональных "дорожных карт" по заработной плате работников бюджетной сферы в отраслях образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, утвержденных Правительством Удмуртской Республики;
повышения с 1 января очередного финансового года минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом в текущем году и исчисляемого исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Федеральной службой государственной статистики за предыдущий год;
предоставления социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, установленным нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, с учетом адресности, критериев нуждаемости и имущественной обеспеченности;
обеспечения требуемого уровня софинансирования мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов;
объема целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;
повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, в том числе за счет:
расширения применения проектных принципов управления;
оптимизации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики за счет системного применения ценностей, принципов и инструментов бережливого управления (проект "Бережливая республика");
цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления;
реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию управления расходами исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики;
совершенствования системы формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями Удмуртской Республики;
оперативного освоения средств федерального бюджета, в том числе поступивших в рамках реализации национальных проектов;
недопущения принятия новых расходных обязательств;
дальнейшего развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Удмуртской Республики посредством:
использования заказчиками регионального каталога товаров, работ, услуг Удмуртской Республики и типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 марта 2018 года N 80 "Об установлении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, заключаемых для обеспечения нужд Удмуртской Республики, а также случаев и условий их применения";
автоматизации процесса осуществления малых закупок с использованием функционала подсистемы "Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики" государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики";
централизации закупок муниципальных образований в Удмуртской Республике в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
увеличения доли конкурентных процедур в общем объеме проводимых автономными и бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями закупок за счет применения типового положения о закупке, принятого в порядке, предусмотренном частью 2.1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики;
обеспечение открытости бюджетного процесса в Удмуртской Республике и вовлечение в него граждан;
формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики, работа с инвесторами, содействие в организации финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов, повышение их социальной и бюджетной эффективности;
укрепление конкурентоспособности Удмуртской Республики, вовлечение в глобальную торговлю;
ориентация бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на решение следующих задач:
повышение качества формирования и обоснованность прогноза доходов и расходов местных бюджетов;
контроль за эффективностью выполнения утвержденных органами местного самоуправления в Удмуртской Республике планов мероприятий по росту доходов местных бюджетов, оптимизации расходов местных бюджетов и сокращению муниципального долга в целях оздоровления муниципальных финансов (программ оздоровления финансов муниципальных образований);
соблюдение муниципальными образованиями в Удмуртской Республике требований бюджетного законодательства и повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
повышение предсказуемости предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике за счет максимального распределения субсидий между муниципальными образованиями в Удмуртской Республике законом о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами посредством развития механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан;
реализация проактивного подхода по выявлению и минимизации рисков финансовых нарушений. Мониторинг состояния процессов без фактического выхода на объект контроля;
создание вертикально-интегрированной системы бухгалтерского и кадрового учета;
автоматизация бюджетного процесса на основе развития государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики".
Основные направления налоговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Удмуртской Республике;
укрепление доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
повышение качества администрирования доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на основе межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике;
расширение налоговой базы на основе повышения инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики, обеспечение роста объемов налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
повышение уровня собираемости налогов, снижение доли теневого сектора экономики;
регламентация процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов", развития механизма и методики оценки их эффективности;
эффективное использование и управление имущественными и земельными ресурсами;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход.
Основные направления долговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
повышение эффективности государственных заимствований Удмуртской Республики и муниципальных заимствований;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике в привлечении заемных средств;
оптимизация структуры государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга;
развитие финансовых инструментов заимствований и инструментов управления государственным долгом Удмуртской Республики и муниципальным долгом;
поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга Удмуртской Республики;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Удмуртской Республики и обязательств муниципальных образований;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга.
4. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики и бюджета Удмуртской Республики, показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики на долгосрочный период
В процессе разработки Бюджетного прогноза использованы основные показатели Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
Прогноз поступлений по налоговым и неналоговым доходам на долгосрочный период до 2028 года основывается на данных о базе налогообложения по отдельным источникам доходов, оценки поступлений доходов в текущем году с учетом основных показателей Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочную перспективу.
В прогнозируемом периоде ожидается поступательный рост налоговых и неналоговых доходов. В целом структура налоговых и неналоговых доходов сохраняется.
Прогнозирование безвозмездных поступлений из федерального бюджета осуществляется с учетом проводимой на федеральном уровне политики поэтапного снижения зависимости бюджетов субъектов Российской Федерации от финансовой помощи из федерального бюджета и определения ее объемов в зависимости от расчетного размера расходных обязательств субъектов Российской Федерации по итогам инвентаризации расходных полномочий, проводимой ежегодно Министерством финансов Российской Федерации ("модельного бюджета").
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики в долгосрочной перспективе размер финансовой помощи из федерального бюджета с 2024 до 2028 года сохранен на уровне объема 2023 года с учетом объемов, предусматриваемых в федеральных программах, соглашениях, договорах, паспортах региональных проектов либо других документах.
Расходная часть Бюджетного прогноза сформирована исходя из планируемого объема поступлений доходов, соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений и условий реструктуризации бюджетных кредитов на период до 2029 года.
Прогнозирование расходов на период до 2028 года осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Приоритетные расходы бюджета планируется сосредоточить на следующих направлениях: развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение социальной поддержки населения. Будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
Для достижения целей и целевых показателей, определенных в Указах Президента Российской Федерации N 204, N 474, при формировании бюджета в приоритетном порядке будут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ).
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме. При этом в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан будет продолжено применение принципа нуждаемости и адресности.
Система межбюджетного регулирования в Удмуртской Республике будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности полномочий регионального и муниципального уровней. Сохранится предоставление бюджетам муниципальных образований дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, дотаций для стимулирования развития муниципальных образований, субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий.
Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности расходов местных бюджетов. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться (их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства) и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Объем государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга спрогнозирован методом прямого счета с учетом сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики и графиков погашения принятых долговых обязательств.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики, бюджета Удмуртской Республики и показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики на долгосрочный период приведены в приложении к настоящему Бюджетному прогнозу.
5. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Одной из ключевых задач Бюджетного прогноза на долгосрочный период является возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Риски реализации Бюджетного прогноза обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Удмуртской Республики.
Профилактика бюджетных рисков обеспечивается заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков. Основные механизмы профилактики рисков приведены в следующей таблице.
Основные риски реализации Бюджетного прогноза и механизмы их профилактики
N |
Описание риска |
Источник риска по отношению к бюджету (внешний/ внутренний) |
Негативные последствия воздействия |
Механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза |
1 |
Геополитическая напряженность |
внешний |
ослабление рубля; рост потребительских цен; снижение деловой и потребительской активности; нарушение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
применение консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития при бюджетном планировании; проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
2 |
Невозможность привлечения заемных средств на финансовом рынке |
внешний |
неисполнение принятых расходных обязательств; снижение реальных доходов населения и покупательской способности |
реализация комплекса мер по увеличению доходов бюджета; поддержание достаточного уровня ликвидности на случай негативной ситуации на финансовом рынке; проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
3 |
Превышение прогнозируемого уровня инфляции |
внешний |
повышение цен на товары; снижение реальных доходов населения и покупательской способности; рост социальной напряженности; снижение экономической активности; снижение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
умеренное сдерживание индексации объемов финансового обеспечения расходных обязательств |
4 |
Рост процентных ставок по привлекаемым займам (кредитам) |
внешний |
увеличение расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
снижение уровня долговой нагрузки как фактора, позволяющего минимизировать зависимость от заемных средств; отказ от заимствований в неблагоприятный период за счет сохранения достаточного уровня ликвидности |
5 |
Изменения (принятие) федерального законодательства по налогам и сборам и в части разграничения полномочий между уровнями власти |
внешний |
нарушение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
мониторинг изменений федерального законодательства; оценка последствий влияния изменений законодательства |
6 |
Риск высокой степени неопределенности объемов безвозмездных поступлений |
внешний |
снижение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики; замедление темпов экономического роста |
активизация работы по привлечению федеральных средств; обеспечение максимального участия Удмуртской Республики в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, национальных проектах (программах), федеральных проектах и непрограммных мероприятиях |
7 |
Снижение спроса на товары, работы и услуги основных налогоплательщиков региона |
внутренний |
уменьшение объемов производства; ухудшение качества продукции; снижение производительности труда, отчислений налога на прибыль организаций |
мониторинг поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям; анализ достижения целевых индикаторов по доходам |
8 |
Снижение рентабельности основных видов экономической деятельности, сокращение инвестиций в основной капитал |
внутренний |
снижение финансовых результатов, отчислений налога на прибыль организаций |
увеличение объемов инвестиций в основной капитал; мониторинг поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям; анализ достижения целевых индикаторов по доходам |
9 |
Сокращение численности населения трудоспособного возраста |
внутренний |
сокращение платежей в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и внебюджетные фонды; рост социальной напряженности |
реализация мероприятий в области содействия занятости населения |
10 |
Снижение занятости экономически активного населения |
внутренний |
рост безработицы; сокращение платежей в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и внебюджетные фонды; рост социальной напряженности |
реализация мероприятий в области содействия занятости населения |
11 |
Невыполнение контрагентом (концессионером) своих обязательств в рамках инвестиционного проекта (концессионного соглашения) |
внутренний |
срыв срока ввода объектов и риск неполучения услуг населением |
страхование ответственности концессионера и обеспечение исполнения обязательств концессионера |
12 |
Низкое качество бюджетного планирования главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств, выраженное в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проектов бюджетов |
внутренний |
нарушение порядка и сроков бюджетного процесса |
повышение профессиональной квалификации специалистов; развитие системы автоматизации процесса бюджетного планирования; повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления |
13 |
Риск недостижения основных параметров регионального проекта в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации N 204, N 474: целей, целевых и дополнительных показателей, результатов, задач проекта, эффективности использования средств проекта бюджета |
внутренний |
региональный проект не реализован в полном объеме |
повышение профессиональной квалификации специалистов; корректное формирование проекта бюджета; планирование финансового резерва; повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Приложение
к Бюджетному прогнозу
Удмуртской Республики
на долгосрочный период
Прогноз
основных характеристик бюджета Удмуртской Республики на долгосрочный период
Консолидированный бюджет Удмуртской Республики
тыс. рублей
Наименование характеристики |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Общий объем доходов бюджета |
78 505 848 |
85 440 620 |
94 416 267 |
97 609 987 |
117 721 813 |
110 238 266 |
112 581 858 |
114 368 188 |
117 982 891 |
121 742 183 |
125 651 846 |
129 717 896 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
63 123 507 |
67 136 549 |
71 138 971 |
61 910 556 |
80 909 530 |
82 240 701 |
86 528 468 |
90 367 587 |
93 982 290 |
97 741 582 |
101 651 245 |
105 717 295 |
безвозмездные поступления |
15 382 341 |
18 304 071 |
23 277 296 |
35 699 430 |
36 812 282 |
27 997 565 |
26 053 390 |
24 000 601 |
24 000 601 |
24 000 601 |
24 000 601 |
24 000 601 |
Общий объем расходов бюджета |
78 316 991 |
83 726 398 |
96 047 203 |
112 939 939 |
121 804 814 |
111 052 332 |
112 581 858 |
114 368 188 |
108 047 210 |
111 806 503 |
115 716 166 |
119 782 216 |
Дефицит (профицит) |
188 857 |
1 714 222 |
-1 630 936 |
-15 329 952 |
-4 083 001 |
-814 066 |
0 |
0 |
9 935 681 |
9 935 680 |
9 935 680 |
9 935 680 |
Бюджет Удмуртской Республики
тыс. рублей
Наименование характеристики |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Общий объем доходов бюджета |
67 688 011 |
73 196 942 |
80 650 615 |
85 262 660 |
103 338 663 |
94 968 453 |
97 077 572 |
98 214 658 |
101 183 220 |
104 270 525 |
107 481 322 |
110 820 551 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
52 097 258 |
54 874 398 |
57 430 715 |
49 404 310 |
66 568 441 |
66 970 888 |
71 024 182 |
74 214 057 |
77 182 619 |
80 269 924 |
83 480 721 |
86 819 950 |
безвозмездные поступления |
15 590 753 |
18 322 544 |
23 219 901 |
35 858 350 |
36 770 222 |
27 997 565 |
26 053 390 |
24 000 601 |
24 000 601 |
24 000 601 |
24 000 601 |
24 000 601 |
Общий объем расходов бюджета |
67 256 805 |
71 438 585 |
82 948 883 |
100 125 325 |
107 688 290 |
95 782 519 |
97 077 572 |
98 214 658 |
91 247 539 |
94 334 845 |
97 545 642 |
100 884 871 |
Дефицит (профицит) |
431 206 |
1 758 357 |
-2 298 268 |
-14 862 665 |
-4 349 627 |
-814 066 |
0 |
0 |
9 935 681 |
9 935 680 |
9 935 680 |
9 935 680 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики
тыс. рублей
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 г. N 142-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.