Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Управления архитектуры и
градостроительства при
Главе Республики Саха (Якутия)
от 2 марта 2022 г. N 16
Концепция
создания государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Саха (Якутия)
I. Сокращения, термины и определения
В настоящей Концепции создания государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) используются сокращения, термины с соответствующими определениями, приведенные в таблице ниже (Таблица 1).
Таблица 1. Сокращения, термины и определения
Сокращение, термин |
Значение сокращения, определение термина |
API |
(англ. applicationprogramminginterface) - программный интерфейс приложения, интерфейс прикладного программирования - описание способов (набор классов, процедур, функций, структур или констант), которыми одна компьютерная программа может взаимодействовать с другой программой |
База данных |
Целостная совокупность структурированной и взаимосвязанной информации из какой-либо предметной области, организованной по определенным правилам на материальных носителях и отображающая состояние объектов и их отношение в данной предметной области |
Банк данных |
Совокупность массивов информации длительного хранения, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование |
ГИС |
Государственная информационная система |
ЕПГУ |
Единый портал государственных (муниципальных) услуг и функций |
ЕСИА |
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме |
Информационная система |
Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств |
Информационный ресурс |
Информация, содержащаяся в информационных системах органов и организаций, а также иные имеющиеся в их распоряжении сведения и документы |
ИС |
Информационная система |
Модель данных |
Стандартизованное машиночитаемое описание способа представления структурированных данных об определенной разновидности объектов (субъектов) и отношений между ними в определенной предметной области, устанавливающее формализованные требования к взаимному расположению и иерархии элементов данных, их кодировке, обозначениям, допустимым типам и значениям |
НСИ |
Нормативно-справочная информация |
СМЭВ |
Единая система межведомственного электронного взаимодействия |
СУБД |
Система управления базами данных |
Цифровая трансформация |
Цифровая трансформация - управляемый процесс изменения подходов и методов работы, служебных процессов Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (далее - УАиГ РС (Я)) для достижения соответствия тенденциям времени, требованиям общества и вызовам окружающего мира посредством: - изменения восприятия и широкого применения сотрудниками УАиГ РС (Я) инструментов, предоставляемых цифровыми технологиями; - проактивного насыщения информационных систем данными, средствами их сбора и обработки; - взаимодействия с гражданами и внешней средой |
ГИСОГД РС (Я)
|
Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Республики Саха (Якутия) |
II. Основания разработки Концепции
В соответствии с п. 8 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов. В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 644-3 N 181-IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" обеспечение финансирования создания и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Республике Саха (Якутия) относится к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области градостроительной деятельности. В соответствии с п. 14.3 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 644-3 N 181-IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов относится к полномочиям УАиГ РС (Я).
ГИСОГД РС (Я) создается в рамках реализации подпрограммы N 3 "Реализация градостроительной политики" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 360.
ГИСОГД РС (Я) создается с учетом следующих нормативных правовых актов:
- Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
- постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 279 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности";
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р "Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде";
- приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
- приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06 августа 2020 г. N 433/пр "Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, справочников и классификаторов, необходимых для обработки указанных сведений, документов, материалов, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности";
- методического документа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 5 февраля 2021 года "Методика оценки угроз безопасности информации";
- федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 4 июня 2019 г. N 7;
- Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2020 г. N 1355 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
III. Общие положения Концепции
Настоящая Концепция создания ГИСОГД РС (Я) разработана в целях реализации положений ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 14.3 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 644-З N 181-IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)".
Настоящая Концепция устанавливает назначение, цели, задачи, основные принципы создания ГИСОГД РС (Я).
IV. Предпосылки создания ГИСОГД РС (Я)
Предполагается, что в Российской Федерации единая ГИС в сфере градостроительства будет интегрировать аналогичные платформы регионов и федеральных органов власти, включать классификатор строительной информации, реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. Платформа будет связана с ЕПГУ.
Благодаря электронной системе градостроительства, в частности, можно будет получить аналитические сведения о выданных градостроительных планах земельных участков, заключениях экспертизы проектной документации, предоставленных разрешениях на строительство, об объектах капитального строительства.
Согласно постановлению правительства, государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации включает в себя пять функциональных компонентов:
1. подсистему "классификатор строительной информации", обеспечивающую формирование и ведение классификатора строительной информации;
2. подсистему "реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса", обеспечивающую формирование и ведение реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса;
3. информационно-аналитическую подсистему, обеспечивающую:
- формирование и ведение реестра объектов капитального строительства;
- обработку сведений, документов, материалов и подготовку на их основе аналитических сведений;
4. подсистему "реестры государственных и муниципальных услуг", обеспечивающую формирование и ведение реестров базовых государственных и муниципальных услуг, включенных в исчерпывающие перечни в сфере строительства;
5. подсистему "функционирование официального сайта", обеспечивающую предоставление доступа пользователей к сведениям, документам, материалам, включенным в информационную систему.
Система обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации должна быть предназначена для:
- консолидации и обработки данных, содержащихся в государственных и иных информационных системах;
- повышения качества государственного управления;
- поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления градостроительной деятельностью;
- информационно-аналитического обеспечения реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также достижения целей их подведомственных учреждений и обмена информацией между такими организациями.
Основными целями системы в техническом задании обозначены:
- модернизация строительной отрасли и повышение качества строительства;
- повышение эффективности процессов управления объектами капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла;
- формирование сервисов бесшовного управления объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла;
- обеспечение прозрачности и непротиворечивости информации о ходе реализации инвестиционно-строительных проектов, сведений, содержащихся в градостроительной документации и иной информации об осуществлении процессов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- создание единой точки доступа к достоверной информации о состоянии группы отраслей градостроительной деятельности.
Одними из основных задач системы являются:
- интеграция государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регионов Российской Федерации, федеральных ГИС, предусмотренных Градостроительным кодексом и иных федеральных ГИС, включая ЕПГУ, а также систем юридических лиц;
- организация накопления и обработки сведений о документах, материалах о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и об иной необходимой для осуществления градостроительной деятельности информации;
- построение единого хранилища аналитической информации о состоянии сфер строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- уникальная, единообразная идентификация объектов капитального строительства, инвестиционно-строительных проектов, в рамках которых осуществляется их строительство, а также с ними связанных сведений, хранящихся в государственных и иных информационных системах;
- обеспечение формирования, ведения, автоматического обновления цифровой нормативно-технической документации, а также доступа к ней пользователей;
- организация сбора, консолидации сведений об осуществлении процессов в градостроительной сфере, их обработка и анализ.
Система должна автоматизировать процессы анализа и контроля деятельности участников процессов градостроительной деятельности, в том числе территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, благоустройство территории. Также система должна автоматизировать процессы взаимодействия участников процессов градостроительной деятельности, а также инженерные изыскания, подготовку проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В качестве обязательных характеристик системы указаны следующие показатели:
- 100 обращений в секунду в среднем, максимально - 1 тыс.;
- 50 тыс. гигабайт накапливаемой информации за год в среднем;
- 2 тыс. одновременно работающих с системой пользователей в среднем, 10 тыс. - максимально.
Система должна состоять из открытой части, в которой размещается информация, доступная неавторизованным пользователям, и закрытой части, функции которой доступны только зарегистрированным пользователям Системы. Закрытая часть системы включает функциональные и обеспечивающие подсистемы. В состав функциональных подсистем включаются:
- портал системы;
- подсистема формирования и ведения классификатора строительной информации;
- информационно-аналитическая подсистема;
- подсистема ведения реестра документов, необходимых для экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, а также документов по стандартизации, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, сооружения, реконструкции, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;
- подсистема обработки данных для оказания государственных и муниципальных услуг;
- подсистема администрирования;
- подсистема информационной безопасности;
- подсистема взаимодействия с внешними информационными системами;
- подсистема нормативно-справочной информации;
- подсистема авторизации пользователей.
В разработке системы должна быть использован принцип построения платформенно-сервисной (микросервисной) архитектуры. Компоненты системы должны базироваться на едином функциональном ядре, преимущественно с открытым программным кодом, поддерживаемым сообществом разработчиков.
При создании и развитии системы должны быть использованы программные средства, включенные в единый реестр отечественного программного обеспечения (ПО), либо разработанные в рамках ее создания, которые должны требованиям правил формирования и ведения реестра российского ПО.
В мае 2020 года стало известно о создании в Российской Федерации облачного решения для Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД РФ), которую разрабатывает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эта система призвана объединить на единой платформе всю градостроительную информацию в Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации интегрирует градостроительные данные на территории всей страны для дальнейшего анализа в национальной системе управления данными, а также производит перевод административных процедур в сфере градостроительной деятельности в цифровой формат. Предполагается, что такой проект повысит открытость градостроительной деятельности для общества, в том числе за счет снижения издержек при получении информации, формируемой на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
V. Цели и задачи ГИСОГД РС (Я)
Целью создания ГИСОГД РС (Я) является обеспечение градостроительной деятельности путем систематизации сведений, документов, материалов о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления такой деятельности сведений.
Задачами создания ГИСОГД РС (Я) являются:
а) размещение, регистрацию и учет сведений, документов, материалов в электронной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
б) многопользовательский режим доступа к сведениям, документам, материалам;
в) установление информационных ссылок (связей) между сведениями, документами, материалами;
г) разграничение прав доступа оператора информационной системы и пользователей с использованием ролевой модели разграничения прав доступа к функциям информационной системы, сведениям, документам, материалам;
д) автоматическое ведение электронного журнала учета действий оператора информационной системы, пользователей в отношении сведений, документов, материалов, в котором фиксируется время совершения действий, успешность вносимых изменений, информация об учетных записях таких лиц;
е) использование средств усиленной квалифицированной электронной подписи;
ж) криптографическую защиту передачи сведений, документов, материалов по сетям связи, в том числе по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
з) резервное копирование, хранение (без ограничения срока) и восстановление сведений, документов, материалов, а также программных средств в течение не более 24 часов после нарушения работоспособности информационной системы;
и) функции поиска сведений, документов, материалов в информационной системе по их характеристикам (реквизиты, адрес, координаты, кадастровый номер, наименование и др.);
к) автоматический сбор сведений о наличии сведений, документов, материалов в информационной системе, в том числе по одному или нескольким земельным участкам или по заданной территории;
л) обмен сведениями, документами, материалами между информационной системой и информационными системами в структурированном виде в формате XML;
м) направление запроса в информационные системы и внесение полученных сведений, документов, материалов в информационную систему.
VI. Основные принципы создания ГИСОГД РС (Я)
Создание и обеспечение функционирования ГИСОГД РС (Я) должно основываться на следующих общих принципах:
- реализация однократного предоставления данных в систему для их дальнейшего многократного использования;
- отсутствие необходимости вносить данные, которые уже есть в государственных органах;
- единство описания данных сферы градостроительства и использование единых справочников, классификаторов, реестров для взаимодействия с пользователями системы;
использование единого механизма для аутентификации и идентификации пользователей на базе ЕСИА;
- единство механизмов взаимодействия системы с иными поставщиками данных посредством СМЭВ;
- полнота, актуальность, непротиворечивость, юридическая значимость и связанность государственных данных, участвующих в информационном обмене;
- непрерывность, своевременность и полнота поступления данных, их адекватность измеряемому процессу, доступность их получения;
- контроль качества данных в части внедрения эффективных автоматических механизмов мониторинга изменений и непрерывной сверки данных из различных источников;
- интерактивный доступ к системе всех пользователей вне зависимости от их территориального размещения;
обеспечение конфиденциальности, целостности, доступности информации, содержащейся в ГИСОГД РС (Я), и разграничение прав субъектов информации и пользователей, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по защите данных;
- снижение дублирования деятельности других систем, участвующих в градостроительной деятельности, реализация принципа максимальной интеграции;
- в случае необходимости применения стороннего программного обеспечения - применение свободно распространяемого программного обеспечения либо программного обеспечения, происходящего из Российской Федерации и внесенного в соответствующий перечень, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо программного обеспечения со свободными лицензиями.
VII. Участники ГИСОГД РС (Я)
Участниками ГИСОГД РС (Я) являются:
оператор ГИСОГД РС (Я);
уполномоченная организация по обеспечению бесперебойного функционирования и информационной безопасности программно-аппаратного комплекса ГИСОГД РС (Я) в части Центра обработки данных электронного правительства Республики Саха (Якутия) (далее - ЦОД ЭП РС (Я);
орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение ГИСОГД РС (Я);
органы государственной власти Республики Саха (Якутия), подведомственные им государственные учреждения, органы местного самоуправления, обеспечивающие ведение информационных ресурсов ГИСОГД РС (Я) и использующие их в пределах своих полномочий и компетенций (пользователи ГИСОГД РС (Я)).
Неопределенный круг лиц без регистрации в ГИСОГД РС (Я) имеет доступ к системе исключительно в части размещенных в ней ограниченных публичных данных.
Участники ГИСОГД РС (Я) несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Идентификация и аутентификации зарегистрированных пользователей системы осуществляется с использованием ЕСИА.
VIII. Функциональные требования к ГИСОГД РС (Я)
Структура ГИСОГД РС (Я) содержит компоненты, включая модули и сервисы, и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, а также иными ресурсами, необходимыми для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
В целях экономии бюджетных средств и сокращения времени создания ГИСОГД РС (Я) необходимо в рамках проектирования рассмотреть возможность переиспользования ранее созданной Региональной геоинформационной системы территориального планирования Республики Саха (Якутия).
Пользователям ГИСОГД РС (Я) должна предоставляться возможность работать с системой в онлайн-режиме посредством использования распространенных браузеров и поддерживать адаптивную верстку, позволяющую пользоваться всеми функциями системы, в том числе на мобильных устройствах.
Ведение ГИСОГД РС (Я) осуществляется в электронном виде путем:
а) интеграции ГИСОГД РС (Я), федеральных государственных информационных систем, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, информационных систем заинтересованных юридических лиц с информационной системой посредством подключения через технологические интерфейсы;
б) формирования и ведения классификатора строительной информации;
в) формирования и ведения реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса;
г) формирования и ведения реестров государственных и муниципальных услуг, включенных в исчерпывающие перечни в сфере строительства;
д) обмена и управления сведениями, документами, материалами;
е) размещения сведений, документов, материалов на официальном сайте УАиГ РС (Я);
ж) обеспечения доступа в электронной форме к сведениям, документам, материалам посредством официального сайта и инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
з) взаимодействия информационной системы с информационными системами иных органов и организаций с учетом выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".
ГИСОГД РС (Я) состоит из следующих подсистем:
а) подсистема "классификатор строительной информации", обеспечивающая формирование и ведение классификатора строительной информации;
б) подсистема "реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса", обеспечивающая формирование и ведение реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса;
в) информационно-аналитическая подсистема, обеспечивающая:
формирование и ведение реестра объектов капитального строительства;
обработку сведений, документов, материалов и подготовку на их основе аналитических сведений:
о выданных градостроительных планах земельных участков с учетом видов разрешенного использования земельных участков;
о выданных заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе о количестве выданных заключений, общей площади объектов капитального строительства (для объектов жилищного строительства) и функциональном назначении объектов капитального строительства;
о предоставленных разрешениях на строительство объектов капитального строительства, в том числе о количестве предоставленных разрешений, общей площади (мощности) объектов капитального строительства и функциональном назначении объектов капитального строительства;
о предоставленных разрешениях на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе о количестве предоставленных разрешений, общей площади (мощности) объектов капитального строительства, функциональному назначению объектов капитального строительства;
о направленных уведомлениях о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в том числе о количестве направленных уведомлений и общей площади объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов;
о направленных уведомлениях о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе о количестве направленных уведомлений и общей площади объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов;
об объектах капитального строительства;
Подсистема "реестры государственных и муниципальных услуг", обеспечивающая формирование и ведение следующих реестров государственных и муниципальных услуг, включенных в исчерпывающие перечни в сфере строительства, должна содержать в себе:
реестр выданных градостроительных планов земельных участков; реестр предоставленных разрешений на строительство объектов капитального строительства и внесенных в них изменений;
реестр предоставленных разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
реестр уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
реестр уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Ведение подсистемы "классификатор строительной информации" осуществляется с соблюдением порядка формирования и ведения классификатора строительной информации, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 57.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ведение подсистемы "реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса" осуществляется с соблюдением порядка формирования и ведения реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 57.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Информационная система должна обеспечивать:
а) размещение, регистрацию и учет сведений, документов, материалов в электронной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
б) многопользовательский режим доступа к сведениям, документам, материалам;
в) установление информационных ссылок (связей) между сведениями, документами, материалами;
г) разграничение прав доступа оператора информационной системы и пользователей с использованием ролевой модели разграничения прав доступа к функциям информационной системы, сведениям, документам, материалам;
д) автоматическое ведение электронного журнала учета действий оператора информационной системы, пользователей в отношении сведений, документов, материалов, в котором фиксируется время совершения действий, успешность вносимых изменений, информация об учетных записях таких лиц;
е) использование средств усиленной квалифицированной электронной подписи;
ж) криптографическую защиту передачи сведений, документов, материалов по сетям связи, в том числе по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
з) резервное копирование, хранение (без ограничения срока) и восстановление сведений, документов, материалов, а также программных средств в течение не более 24 часов после нарушения работоспособности информационной системы;
и) функции поиска сведений, документов, материалов в информационной системе по их характеристикам (реквизиты, адрес, координаты, кадастровый номер, наименование и др.);
к) автоматический сбор сведений о наличии сведений, документов, материалов в информационной системе, в том числе по одному или нескольким земельным участкам или по заданной территории;
л) обмен сведениями, документами, материалами между информационной системой и информационными системами в структурированном виде в формате XML;
м) направление запроса в информационные системы и внесение полученных сведений, документов, материалов в информационную систему.
IX. Требования к техническим и программным средствам ГИСОГД РС (Я)
Целевая техническая архитектура Системы должна обладать возможностью установки в виртуальной среде с поддержкой контейнеризации.
При проектировании архитектуры системы необходимо учитывать наработки компонентов архитектуры электронного правительства.
Технологическое, программно-техническое и иное обеспечение ГИСОГД РС (Я) должно обеспечивать надежную непрерывную работу серверной, информационно-коммуникационной инфраструктуры системы.
Для обеспечения требуемого уровня показателей надежности и доступности информационно-технических сервисов программно-аппаратные средства могут располагаться на нескольких территориально удаленных площадках, количество которых может изменяться по мере развития ГИСОГД РС (Я).
Комплекс программно-технических средств ГИСОГД РС (Я) должен обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность данных ГИСОГД РС (Я), выполнение комплекса мер по защите данных и их периодическому резервному копированию, включая штатные меры по защите персональных данных и конфиденциальной информации.
ГИСОГД РС (Я) должна создаваться на основе современных технологий программной инженерии, информационных технологий и достижений в области информатики и вычислительной техники: системного, процессного и сервисного подходов, системного и ситуационного анализа, технологий облачных вычислений, методов поддержки принятия решений, в том числе с применением алгоритмов искусственного интеллекта и анализа больших данных.
Архитектура ГИСОГД РС (Я) и средства программно-технического и аппаратного обеспечения ГИСОГД РС (Я) должны в совокупности обеспечивать приемлемую скорость выполнения основных операций ГИСОГД РС (Я) связанных с поиском, подготовкой и визуализацией сведений по запросу пользователей ГИСОГД РС (Я).
При формировании технических требований, проектировании и реализации ГИСОГД РС (Я) необходимо оценить вероятную интенсивность использования ГИСОГД РС (Я) всеми категориями пользователей и сформулировать требования к необходимым для этого аппаратным и программным ресурсам без предъявления чрезмерных требований к аппаратному и базовому программному обеспечению пользователей.
X. Классификация системы в соответствии с требованиями о защите информации
Определение класса защищенности ГИСОГД РС (Я) проводится в соответствии с "Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17.
Масштаб информационной системы ГИСОГД РС (Я) определен как региональный, исходя из того, что она функционирует на территории Республики Саха (Якутия).
В результате нарушения конфиденциальности (при неправомерном доступе, копировании, предоставлении или распространении) обрабатываемой в ГИСОГД РС (Я) информации, возможны существенные негативные последствия в социальной и экономической сфере деятельности. При этом ГИСОГД РС (Я) сможет выполнять все свои функции.
В результате нарушения целостности (при неправомерном уничтожении или модифицировании) обрабатываемой в ГИСОГД РС (Я) информации, возможны умеренные негативные последствия в социальной и экономической сфере. При этом ГИСОГД РС (Я) сможет выполнять свои функции с недостаточной эффективностью или с привлечением дополнительных сил и средств.
В результате нарушения доступности (при неправомерном блокировании) обрабатываемой в ГИСОГД РС (Я) информации, возможны незначительные негативные последствия в социальной и экономической сфере. При этом выполнение функций ГИСОГД РС (Я) будет возможно с привлечением дополнительных сил и средств.
Результат определения итогового уровня значимости обрабатываемой информации с учетом степени возможного ущерба от нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации, приведен в таблице:
Определение уровня значимости информации
Наименование системы |
Степень возможного ущерба от нарушения |
Уровень значимости информации |
||
конфиденциальности (при неправомерном доступе, копировании, предоставлении или распространении) |
целостности (при неправомерном уничтожении или модифицировании) |
доступности (при неправомерном блокировании) |
||
ГИСОГД РС (Я) |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Высокая (У31) |
Исходя из масштаба информационной системы ГИСОГД РС (Я) и уровня значимости обрабатываемой информации, а также необходимостью обеспечения 1-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе в соответствии с "Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. N 1119, руководствуясь "Требованиями по защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденными Приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, для ГИСОГД РС (Я) определен первый (К1) класс защищенности.
XI. Обеспечение информационной безопасности
Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным документам в области информационной безопасности и быть основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.
Контроль использования и защита ГИСОГД РС (Я) от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.
Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:
- обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;
- разработка общей модели угроз информационной безопасности;
- определение технических требований и критериев определения объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;
- создание реестра важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;
- обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;
- совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;
- развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;
- развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.
XII. Правовой режим информации, содержащейся в ГИСОГД РС (Я), и программно-технических средств функционала системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в ГИСОГД РС (Я)
Информация, содержащаяся в ГИСОГД РС (Я), является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правомочия обладателя информации, содержащейся в ГИСОГД РС (Я), от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет УАиГ РС (Я).
В случае использования в составе ГИСОГД РС (Я) готовых компонентов (программы для ЭВМ, использование и (или) модификация которых требует неисключительные права - лицензии), к патентной чистоте предъявляются следующие требования:
- право использования готовых компонентов предоставляется УАиГ РС (Я) в виде бессрочной лицензии;
- право использования компонент ГИСОГД РС (Я), в том числе созданных с использованием готовых компонентов, предоставляется УАиГ РС (Я) в виде исключительных прав;
- лицензионное соглашение должно позволять модификацию готовых отдельных программных компонентов на территории Республики Саха (Якутия);
- готовые компоненты не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа;
- готовые компоненты должны быть правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации;
- экземпляры либо права использования, услуги по предоставлению доступа к готовым компонентам должны свободно реализовываться на всей территории Российской Федерации;
- должны отсутствовать ограничения, установленные, в том числе, иностранными государствами и препятствующие распространению или иному использованию готовых компонент на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
- в случае разработки исполнителем программного обеспечения на базе свободного программного обеспечения должно соблюдаться условие, что после окончания приемочных испытаний сведения о разработанном программном обеспечении будут включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При этом репозиторий используемого свободного программного обеспечения должен быть размещен на территории Российской Федерации;
- модернизация и сопровождение используемого свободного программного обеспечения должны осуществляться российской организацией без преобладающего иностранного участия;
- используемое свободное программное обеспечение не должно иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа. Предлагаемые проектные решения в части программных компонент должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включаются в реестр российского программного обеспечения.
XIII. Финансово-экономические основы создания ГИСОГД РС (Я)
Финансирование мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации ГСОГД РС (Я) будет осуществляться за счет государственной программы Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 360.
XIV. Механизм реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется путем:
- создания единой ответственной подведомственной организации за координацию и управление всеми проектами и инициативами по созданию и поддержке деятельности ГИСОГД РС (Я), информатизации УАиГ РС (Я) и подведомственных ему организаций, включая мероприятия, обозначенные в настоящей Концепции, и осуществление комплексной ИТ-поддержки их деятельности;
- совершенствования законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере градостроительства в части использования ГИСОГД РС (Я) в различных аспектах организации градостроительной деятельности на территории Республики Саха (Якутия).
Издание нормативного правового акта Республики Саха (Якутия) об утверждении положения о ГИСОГД РС (Я)
Проектирование, разработка и эксплуатация компонентов Системы осуществляется УАиГ РС (Я) либо уполномоченной им организацией.
УАиГ РС (Я) осуществляет общее управление проектом, и совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), разрабатывает основы межведомственного информационного взаимодействия.
УАиГ РС (Я) либо уполномоченная им организация обеспечивает управление созданием ГИСОГД РС (Я), в том числе разрабатывает и (или) принимает в пределах своих полномочий необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию ГИСОГД РС (Я), координирует формирование требований к ГИСОГД РС (Я) других исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также обеспечивает разработку, координацию и мониторинг исполнения плана мероприятий по созданию и развитию ГИСОГД РС (Я).
XV. Ожидаемый социально-экономический эффект от создания ГИСОГД РС (Я)
Ожидаемый социально-экономический эффект от создания ГИСОГД РС (Я) включает:
- осуществление внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий, электронных ресурсов нового поколения;
- обеспечение повышение качества градостроительной деятельности за счет использования современных цифровых технологий и функциональных возможностей;
- повышение оперативности и качества принимаемых управленческих решений в сфере градостроительной деятельности;
- повышены информационная открытость и прозрачность системы градостроительной деятельности для граждан Российской Федерации;
- снижение затрат бюджета Республики Саха (Якутия) за счет внедрения лучших практик, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов информационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере градостроительной деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 г. N 16 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.