Приказ Министерства транспорта РФ от 2 марта 2022 г. N 69
"Об утверждении Плана адаптации к изменениям климата в области транспорта"
Во исполнение пункта 18 Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р, и в целях формирования отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата в области транспорта.
2. Ответственным исполнителям направлять в Минтранс России отчеты о ходе выполнения мероприятий плана ежегодно до 15 февраля.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.А. Костюка.
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 2 марта 2022 г. N 69
План адаптации к изменениям климата в области транспорта
1. Наименование субъекта адаптации |
Транспортный комплекс Российской Федерации Строительство по ОКВЭД: 42.1 Строительство автомобильных и железных дорог. 42.91.1 Строительство портовых сооружений. Перевозки пассажиров и грузов по ОКВЭД: 49.1 Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки. 49.2 Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки. 49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта. 49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. 50 Деятельность водного транспорта. 51.10 Деятельность пассажирского воздушного транспорта. 51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта. 52.2 Деятельность транспортная вспомогательная (за исключением 52.23.2 Деятельность вспомогательная, связанная с космическим транспортом). |
|||||
2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) |
Последствия климатических изменений могут негативно сказаться на условиях строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, портовой и аэропортовой инфраструктуры, взлетно-посадочных полос). Из-за климатических изменений, в том числе таяния многолетней мерзлоты, значительная часть объектов транспортной инфраструктуры подвержены риску полной или частичной утраты функциональности. Площадь автомобильных дорог в Российской Федерации составляет 1553,66 тыс. км, из которых 1096,4 тыс. км имеют твердое покрытие; около 60,4 тыс. км приходится на дороги федерального значения, около 500,5 тыс. км - регионального, около 1 млн км - на дороги местного и муниципального значения. На территории Арктической зоны Российской Федерации протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет свыше 9 тыс. км, дорог федерального значения - около 1 тыс. км; еще 11,3 тыс. км приходится на дороги необщего пользования. Порядка 70% существующей инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации, расположены в районах с высокой подверженностью таянию многолетнемерзлых грунтов. 33% инфраструктуры расположено в районах, где проседание грунта и потеря несущей способности конструкций могут серьезно повредить целостность инфраструктуры. В результате воздействия криогенных процессов, таких как термокарстовые просадки при сезонном оттаивании или пучение грунта возникают повреждения линейных сооружений, например, железных и автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос. Уменьшение количества морского льда вдоль побережья вызывает увеличение волнового воздействия на причальные сооружения, автомобильные и железные дороги, прилегающие к берегу. Затопление прибрежных районов в результате экстремальных явлений может привести к невозможности использования портов и связанных с ними транспортных систем в период затопления, повредить терминалы, логистические центры, зоны хранения и грузы и дезорганизовать цепочки поставок на более длительное время. Последствия изменения климата в ряде бассейнов внутренних водных путей снизили обеспеченность водными ресурсами, существенно повлияли и продолжают влиять на гидрологический режим внутренних водных путей. Маловодность в совокупности с инфраструктурными ограничениями на внутренних водных путях приводит к введению многочисленных ограничений по осадке судов, снижает эффективность работы транспортного флота и сокращает период его работы. По данным метеостанций, расположенных на автомобильных дорогах Государственной компании "Автодор", за период 2010-2021 годов выявлен рост среднемесячных и максимальных месячных температур примерно на 5°С, что способствует повышению вероятности возникновения пожаров на прилегающих к автомобильной дороге лесных участках. Увеличение температуры воздуха в летний период и увеличение волн жары с экстремально высокими температурами на протяжении нескольких последовательных дней способствует размягчению асфальтового покрытия с последующей деформацией и разрушением дорожного полотна. Это особенно сильно сказывается на дорогах местного значения, где в качестве покрытия используется асфальтобетон, менее устойчивый к пластической деформации. На дорогах с интенсивным движением тяжелого автотранспорта это приводит к быстрому возникновению колейности асфальтового покрытия. К 2030 году в зоне влияния перспективной дорожной сети Государственной компании "Автодор" 22% автомобильных дорог будут проходить по почвам с высоким риском активизации процессов водной эрозии, 12% дорог по землям с высоким риском возникновения придорожных лесных пожаров, 11% по почвам с высоким риском активизации процессов вторичного переувлажнения и заболачивания почв в результате строительства. Задымление в результате лесных пожаров снижает видимость и негативно сказывается на деятельности внутреннего водного транспорта, приводя к увеличению сроков доставки грузов и снижая уровень безопасности судоходства. Экстремально высокие температуры в летний период оказывают негативное влияние и на железнодорожную инфраструктуру. Из-за перегрева рельсов происходит их деформация, ведущая к уменьшению скорости поездов, а при особенно сильной деформации возрастает вероятность схода составов с рельс. Изменение климата оказывает воздействие и на временные транспортные сооружения, в частности на зимники и ледовые переправы, как правило, сокращая период их ежегодной эксплуатации. |
|||||
3. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости (при наличии) |
Температура ниже -25°С провоцирует поломку автомобилей, деформацию металлических конструкций и разрыв труб, укорачивание рельсов, происходит замораживание пассажирских вагонов, выходит из строя водяная отопительная система (происходит разрыв котла или труб, появление ледяных пробок в магистрали); после морозов ниже -50°С необходимо осуществлять работы по ремонту дорожных одежд; выше +25°С вызывает деформации металлических конструкций, пластическая деформация асфальтобетонного покрытия, повреждение портовых мощеных зон, навигационного оборудования и мостов, колейность заасфальтированных дорог, изгиб рельсовых путей появление миражей. Обильные осадки более 70 мм за 12 часов вызывают затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение ДТП. Сильный ветер и вызванные им волновые явления негативно влияют на мореходные качества судна, безопасность судоходства и мореплавания, приводят к удлинению рейсооборота и увеличению расхода топлива. |
|||||
4. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков (при наличии) |
По информации, представленной 70 субъектами Российской Федерации за последние годы зафиксировано порядка 1556 случаев полной или частичной утраты функциональности объектов транспортной инфраструктуры, связанных с последствиями изменения климата. Наиболее частые случаи утраты функциональности фиксируются на автомобильных и железных дорогах в Дальневосточном (560 и 41 случай соответственно), в Северо-Западном (335 и 5), в Сибирском (218 и 14) федеральных округах. В Иркутской области в 2019 году ущерб автомобильным дорогам (протяженность 38,58 км) из-за осадков составил 437,7 млн рублей. Ущерб объектам транспортной инфраструктуры, поврежденным в результате выпадения сильных осадков летом 2021 года на территории Республики Крым составил свыше 2 млрд рублей. В результате 18 чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными климатическими явлениями, в 13 субъектах Российской Федерации (Республики Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Якутия, Приморский, Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Сахалинская области) в 2017-2019 годах более чем на 1700 часов (совокупно) было ограничено движение автотранспорта по автомобильным дорогам федерального значения, что привело к приостановке перевозок пассажиров и грузов. В мае 2001 года в бассейне р. Лена произошло наводнение, в результате которого практически полностью был смыт г. Ленск, села Бордой (Томпонской улус) и Салдыкель (Ленский улус). В результате чрезвычайных ситуаций, связанных с летне-осенним паводком на реках Амур и Уссури в 2013 году, с выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках Амурского бассейна в августе 2019 года и в августе-сентябре 2020 года прямой экономический ущерб от этих явлений на объектах ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" составил более 130 млн рублей. В результате маловодности 2014 года и введения ограничений по осадке судов в большинстве бассейнов внутренних водных путей европейской части страны потери судоходных компаний - членов Российской палаты судоходства составили порядка 3 млрд рублей. В ряде случаев рейсы с генеральными грузами и оборудованием из портов Северо-Западной Европы назначением на порты Каспийского моря, которые должны были выполняться через внутренние водные пути Российской Федерации, выполнялись через Гибралтарский пролив, что увеличило продолжительность этих рейсов в среднем на 5 суток. Прямые потери только одной судоходной компании при осуществлении перевозок через Гибралтарский пролив составили около 100 тыс. долларов на судно. Ограничения по осадке судов вводились и в последующие годы. В 2021 году ограничения по осадке судов были введены на 16% (около 8 тыс. км) общей протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов. В Алтайском крае ущерб объектам транспортной инфраструктуры в результате паводка, вызванного обильным таянием снега и ливневыми дождями, в 2021 году составил 366 млн рублей. В 2021 году на территории Амурской области в результате раннего потепления и выпадения осадков при неполном оттаивании дорожного полотна в 14 муниципальных образованиях было повреждено более 351 км дорог регионального (межмуниципального) и местного значения, 16 мостовых сооружений, 83 водопропускных трубы. Размер ущерба составил свыше 3 млрд рублей. |
|||||
5. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии) |
Глобальное потепление может создать новые возможности для развития каботажных и транзитных перевозок по Северному морскому пути. Таяние арктических льдов способствует увеличению навигационного периода и позволяет рассматривать Северный морской путь как перспективный маршрут международных перевозок грузов между странами Юго-Восточной Азии, Северной Европы и Северной Америки, альтернативный традиционным морским путям через Суэцкий канал. Климатические прогнозы показывают, что текущие летние свободные ото льда условия на Северном морском пути в Северном Ледовитом океане могут увеличиться с 20-30 дней в году до примерно 90-100 дней к 2080 году, а по некоторым моделям может составить около полугода. В результате перевозки по трассе Северного морского пути станут более выгодными, значительно сократятся расходы на ледокольное сопровождение судов. Продление навигации на арктических реках позволит компенсировать сокращение периода эксплуатации зимников и ледовых переправ для осуществления социально значимых грузовых и пассажирских перевозок в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Переключение части грузопотоков крупнотоннажного автотранспорта на внутренний водный транспорт позволит предотвратить быстрое возникновение колейности асфальтового покрытия при высоких температурах. Сокращение продолжительности периода с отрицательными температурами воздуха улучшает условия работы транспорта и способствует увеличению срока эксплуатации транспортной инфраструктуры. Новые возможности для развития транспорта в связи с изменениями климата должны быть учтены при подготовке транспортно-экономического баланса для конкретного грузопотока. |
|||||
6. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий |
|
|||||
N |
Наименование мероприятия |
Срок |
Вид документа и ожидаемый результат |
Потребность в ресурсах |
Исполнитель |
|
Общесистемные меры
| ||||||
1 |
Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры с учетом изменения климата |
На постоянной основе |
Акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Внесены изменения в транспортное законодательство в части адаптации транспортного комплекса к наблюдающимся и прогнозируемым изменениям климата и учета факторов изменения климата при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры Разработаны и утверждены нормативно-методические документы, корректирующие существующие нормативы, содержащие требования к методам расчета, проектирования, строительства и эксплуатации дорог, объектов транспортной инфраструктуры, с учетом возможных климатических изменений |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Минтранс России, Минстрой России, Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация, ФАУ "РОСДОРНИИ", Государственная компания "Автодор" |
|
2 |
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по организации мониторинга состояния участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов в пределах криолитозоны, в целях адаптации к изменениям климата |
2022-2026 годы |
Ежегодный отчет о ходе реализации Плана мероприятий в Минтранс России Сформирована система мониторинга инженерно-геокриологических условий для контроля состояния и эффективной эксплуатации автомобильных дорог. Разработаны и утверждены методические рекомендации по организации инженерно-геокриологического мониторинга и оборудованию соответствующих постов в полосе отвода автомобильных дорог криолитозоны |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Росавтодор |
|
3 |
Реализация мероприятий по оценке климатических рисков и обследованию искусственных сооружений полигона Крымской железной дороги |
Ежегодно |
Ежегодный отчет о ходе реализации Плана мероприятий в Минтранс России Проведены оценка климатических рисков, обследование, адаптация и ремонт (при необходимости) искусственных сооружений полигона Крымской железной дороги в рамках реализации Плана мероприятий адаптации к изменениям климата на полигоне ФГУП "Крымская железная дорога" |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
ФГУП "Крымская железная дорога", Минтранс Республики Крым |
|
4 |
Утверждение отраслевой методики расчета рисков и оценки последствий для объектов транспортной инфраструктуры прогнозируемых климатических изменений, в том числе оттаивания многолетней (вечной) мерзлоты |
2022-2023 годы |
Ведомственный акт Утверждена отраслевая методика расчета рисков и оценки последствий для объектов транспортной инфраструктуры прогнозируемых климатических изменений, в том числе оттаивания многолетней (вечной) мерзлоты |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Минтранс России, Росавтодор, Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот, ФАУ "РОСДОРНИИ" |
|
5 |
Реализация мероприятий для приведения в нормативное состояние искусственных сооружений на Восточном полигоне железных дорог, находящихся в зоне потенциального подтопления |
2022-2030 годы |
Ежегодный отчет о ходе реализации мероприятий в Минтранс России Проведены работы по обеспечению и развитию пропускной способности Восточного полигона железных дорог ОАО "РЖД" |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
ОАО "РЖД", Минтранс России, Минстрой России |
|
Инженерно-технические меры
| ||||||
N |
Наименование мероприятия |
Срок |
Вид документа и ожидаемый результат |
Потребность в ресурсах |
Исполнитель |
|
6 |
Проведение мониторинга изменений климата и чрезвычайных ситуаций природного характера на автомобильных дорогах Государственной компании "Автодор" |
2022-2024 годы |
Сформирована система мониторинга природно-климатических показателей на автомобильных дорогах Государственной компании "Автодор" |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Государственная компания "Автодор" |
|
7 |
Анализ влияния климатических рисков на оказание транспортным компаниям услуг по страхованию |
2024-2025 годы |
Проведена научно-исследовательская работа по анализу влияния климатических рисков на оказание страховыми организациями услуг по заключению договоров страхования |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Минтранс России, заинтересованные организации |
|
Прикладные исследования
| ||||||
8 |
Проведение обследования объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, включая инфраструктуру внутренних водных путей, на предмет выявления последствий изменения климата |
2022 год, далее раз в два года |
Сформирован/актуализирован перечень объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, уязвимых к последствиям изменения климата |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Минтранс России, Росавтодор, Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот, Ространснадзор, Государственная компания "Автодор", ФАУ "РОСДОРНИИ" ОАО "РЖД", заинтересованные организации |
|
9 |
Апробация высококачественных инновационных вяжущих материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог в различных дорожно-климатических условиях и транспортной нагрузке |
2022-2024 годы |
Создан дорожно-испытательный полигон (опытно-экспериментальные участки) на дорогах Государственной компании "Автодор" Выполнена апробация на дорогах Государственной компании "Автодор" инновационных вяжущих материалов в различных дорожно-климатических условиях и транспортной нагрузки Разработаны нормативно-технические документы, регламентирующие применение высококачественных инновационных вяжущих материалов |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется В рамках реализации Программы инновационного развития Государственной компании "Автодор" на 2020-2024 годы |
Государственная компания "Автодор" |
|
10 |
Разработка цифровой модели воздействия климата на автомобильные дороги (карта автомобильных дорог с прогнозными рисками) |
2022-2025 годы |
Создана цифровая платформа с интерактивной картой автомобильных дорог с учетом массива данных о климатических явлениях и прогнозных моделей изменения климата |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
ФАУ "РОСДОРНИИ" |
|
11 |
Ликвидация негативного влияния на судоходство инфраструктурных ограничений внутренних водных путей Волжско-Камского и Азово-Донского бассейнов, вызванных глобальным изменением климата |
2022-2030 годы |
Ежегодный отчет о реализованных мероприятиях в Минтранс России. Реализованы мероприятия по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях, повышению пропускной способности инфраструктуры внутренних водных путей и обеспечению глубин, необходимых для судоходства |
Дополнительное финансирование из федерального бюджета не требуется |
Росморречфлот |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
Результаты оценки климатических рисков для транспортного комплекса Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
Результаты ранжирования адаптационных мероприятий
1. Наименование субъекта адаптации Транспортный комплекс Российской Федерации
2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании
3. Ранжирование адаптационных мероприятий
Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами |
экспертная оценка |
Список экспертов, участвовавших в оценке (если применимо) |
1. В.В. Мурашов, и.о. директора ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" |
|
2. М.В. Кудинкина, заместитель директора ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" |
|
3. А.С. Кузнецова, начальник отдела экологического мониторинга ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" |
|
4. О.В. Евсеев, научный руководитель ФГБУ "НЦКТП Минтранса России", д.т.н. |
|
5. А.А. Чеботаев, главный научный сотрудник ФГБУ "НЦКТП Минтранса России", д.т.н. |
Наименование адаптационного мероприятия |
|||||||||
Максимальное значение веса для фактора (раздел 2 настоящей Формы) | |||||||||
20 |
20 |
20 |
20 |
10 |
10 |
0 |
|||
Значение учета фактора адаптационным мероприятием |
Сумма |
Ранг |
|||||||
Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры с учетом изменения климата |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
60 |
3 |
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по организации мониторинга состояния участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов в пределах криолитозоны, в целях адаптации к изменениям климата |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
40 |
5 |
Реализация мероприятий по оценке климатических рисков и обследованию искусственных сооружений полигона Крымской железной дороги |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
60 |
3 |
Анализ влияния климатических рисков на оказание транспортным компаниям услуг по страхованию |
|
|
|
|
+ |
|
|
10 |
6 |
Утверждение отраслевой методики расчета рисков и оценки последствий для объектов транспортной инфраструктуры прогнозируемых климатических изменений, в том числе оттаивания многолетней (вечной) мерзлоты |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
50 |
4 |
Реализация мероприятий для приведения в нормативное состояние искусственных сооружений на Восточном полигоне железных дорог, находящихся в зоне потенциального подтопления |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
60 |
3 |
Проведение мониторинга изменений климата и чрезвычайных ситуаций природного характера на автомобильных дорогах Государственной компании "Автодор" |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
40 |
5 |
Разработка цифровой модели воздействия климата на автомобильные дороги (карта автомобильных дорог с прогнозными рисками) |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
70 |
2 |
Проведение обследования объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, включая инфраструктуру внутренних водных путей, на предмет выявления последствий изменения климата |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
50 |
4 |
Апробация высококачественных инновационных вяжущих материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог в различных дорожно-климатических условиях и транспортной нагрузке |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
80 |
1 |
Ликвидация негативного влияния на судоходство инфраструктурных ограничений внутренних водных путей Волжско-Камского и Азово-Донского бассейнов, вызванных глобальным изменением климата |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
60 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства транспорта РФ от 2 марта 2022 г. N 69 "Об утверждении Плана адаптации к изменениям климата в области транспорта"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 515
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2022 г.