В целях создания единой системы организации работ по охране труда в министерстве экономического развития Ставропольского края (далее - Министерство), обеспечения безопасных условий труда, предупреждения производственного травматизма и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации" и иными нормативными актами, а также для соблюдения норм и правил охраны труда в Министерстве приказываю:
1. Ответственность за организацию работы по охране труда и соблюдение норм и правил охраны труда в министерстве возложить главного инженера сектора планово-экономической и хозяйственной работы Сундукова Евгения Евгеньевича.
2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Положение о системе управления охраной труда.
2.2. Положение о порядке организации проведения инструктажей, обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников.
2.3. Положение об ответственном за организацию работы по охране труда и соблюдение норм и правил охраны труда.
3. Лицу, ответственному за организацию работы по охране труда и соблюдение норм и правил охраны труда в министерстве, указанному в п. 1 настоящего приказа:
в течение 60 дней со дня подписания настоящего приказа разработать инструкции проведения инструктажей по охране труда для работников министерства;
в течение 30 дней со дня подписания настоящего приказа организовать обучение первого заместителя и заместителей министра экономического развития Ставропольского края в образовательных организациях, специализирующихся в области охраны труда, по программам охраны труда и техники безопасности.
4. Отделу кадрового и документационного обеспечения Министерства довести настоящий приказ до сведения всех сотрудников Министерства в течение пяти рабочих дней со дня его подписания, с использованием системы электронного делопроизводства и документооборота "Дело".
5. Признать утратившим силу приказ министерства экономического развития Ставропольского края:
от 08 июля 2010 г. N 235/од "О мерах по обеспечению безопасности труда работников министерства экономического развития Ставропольского края";
от 19 октября 2012 г. N 315/од "О внесении изменений в приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 08 июля 2010 г. N 235/од "О мерах по обеспечению безопасности труда работников министерства экономического развития Ставропольского края";
от 15 апреля 2013 г. N 172/од "О внесении изменения в пункт 1 приказа министерства экономического развития Ставропольского края от 08 июля 2010 г. N 235/од "О мерах по обеспечению безопасности труда работников министерства экономического развития Ставропольского края".
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
7. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр экономического развития Ставропольского края |
С.А. Крынин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
экономического развития
Ставропольского края
от 23 ноября 2021 года N 240/од
Положение
о системе управления охраной труда
Настоящее Положение о системе управления охраной труда в министерстве экономического развития Ставропольского края (далее - Положение, Министерство) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс):
I. Общие положения
1.1. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
1.2. Настоящее Положение, содержащее требования охраны труда, обязательно к исполнению руководителем и всеми работниками Министерства при осуществлении ими любых видов деятельности в процессе трудовых отношений.
1.3. Требования охраны труда излагаются также в инструкциях по охране труда для работников Министерства, разработанных ответственным специалистом по охране труда и руководителями структурных подразделений Министерства на основе отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуется и проводится не реже одного раза в пять лет. При изменении отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при изменении условий труда работника, при внедрении новой техники и технологий, инструкции по охране труда пересматриваются досрочно.
II. Обязанности министра экономического развития Ставропольского края по обеспечению безопасных условий охраны труда
2.1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на министра экономического развития Ставропольского края (далее - Руководителя).
2.2. Руководитель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим при выполнении своих должностных обязанностей в Министерстве, проведение инструктажа по охране труда, и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
информирование работников об условиях охраны труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти Ставропольского края в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных норм трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти Ставропольского края в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное государственное социальное страхование жизни и здоровья работников;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности Министерства.
III. Обязанности работника Министерства в области охраны труда
3.1. Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим при выполнении своих должностных обязанностей, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем в Министерстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
IV. Организация охраны труда
4.1. Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда в Министерстве возлагается на Руководителя.
4.2. Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда в структурных подразделениях Министерства возлагается на курирующих направления работы заместителей министра (далее - на руководителей структурных подразделений Министерства).
4.3. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в Министерстве назначается ответственный специалист по охране труда, имеющий соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
4.4. По инициативе работодателя или работников в Министерстве может создаваться комиссия по охране труда. Порядок создания, состав комиссии и ее функции определяются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Согласно действующим нормативным правовым актам, в Министерстве проводятся мероприятия по:
проведению проверок, контролю и оценке состояния охраны и условий безопасности труда;
проведению профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и совершенствованию системы управления охраны труда;
обучению и проверке знаний по охране труда руководящих работников и специалистов.
V. Обязанности руководителя структурного подразделения Министерства в области охраны труда
Руководитель структурного подразделения обязан:
5.1. Организовать безопасные условия труда на каждом рабочем месте вверенного ему подразделения в соответствии с нормами и правилами охраны труда, инструкцией по охране труда для руководителя структурного подразделения.
5.2. Разработать совместно с лицом, ответственным за охрану труда в Министерстве, и согласовать в установленном порядке инструкции по охране труда для работников вверенного ему структурного подразделения.
5.3. Проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте в порядке, предусмотренном пунктом 8 ГОСТ 12.0.004-2015. "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" и в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
5.4. Контролировать соблюдение подчиненными работниками правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, выполнение правил внутреннего распорядка.
5.5. Обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
5.6. Обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
5.7. Организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах.
5.8. Не допускать к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, а также не допускать выполнение работ на неисправном оборудовании.
5.9. Принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
5.10. Выполнять предписания должностных лиц государственных органов власти, осуществляющих надзор за соблюдением нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки.
5.11. Отстранять от работы лиц, нарушающих правила, нормы, инструкции по охране труда и производственной санитарии.
5.12. Останавливать работу неисправного оборудования, которое угрожает жизни и здоровью работников, с извещением об этом вышестоящего руководителя.
VI. Обеспечение прав работников на охрану труда
6.1. Каждый работник Министерства имеет право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю;
личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра.
6.2. Условия труда, предусмотренные служебным контрактом (трудовым договором), должны соответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения должностных обязанностей, и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым кодексом.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, не предусмотренных служебным контрактом (трудовым договором), не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6.3. Организация санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на Руководителя. В этих целях по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев при выполнении своих должностных обязанностей транспортными средствами Министерства либо за его счет.
6.4. Все работники, в том числе Руководитель, обязаны проходить обучение нормам по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, уполномоченные Руководителем лица обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
VII. Несчастные случаи и их расследование
7.1. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности Министерства (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы в рамках трудовых отношений.
7.2. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
в течение рабочего времени на территории Министерства либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном Министерством, либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению Руководителя или по соглашению сторон трудового договора;
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению Руководителя к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с Министерством либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
7.3. При несчастных случаях Руководитель обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
7.4. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом Руководитель в течение суток обязан направить извещение по установленной в Трудовом кодексе форме:
в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица;
работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации Министерства в качестве страхователя).
При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом Руководитель в течение суток также обязан направить извещение по установленной в Трудовом кодексе форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, Руководитель в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной в Трудовом кодексе форме в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации Министерства в качестве страхователя).
О случаях острого отравления Руководитель сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
7.5. Для расследования несчастного случая Руководитель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда, представители Министерства. Комиссию возглавляет Руководитель, а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации Министерства в качестве страхователя). Комиссию возглавляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) Руководителя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель Министерства, направивший это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению Руководителя работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.
Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой Руководителем с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.
По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, Руководитель либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда.
7.6. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено Руководителю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
7.7. При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях Руководитель за счет средств Министерства обеспечивает:
выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Материалы расследования несчастного случая включают:
приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда, а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с Руководителем, либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию жизни и здоровья от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то комиссия (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
7.8. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной в Трудовом кодексе форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается Руководителем и заверяется печатью.
Руководитель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного Руководителем акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай, осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве направляются в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации Министерства в качестве страхователя).
При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель, у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной Трудовым кодексом форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.
7.9. Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем, осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Трудовым кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной Трудовым кодексом форме.
Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов.
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего Министерство обязано направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной в Трудовом кодексе форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
7.10. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания Руководителем факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения Руководителем решений государственного инспектора труда.
Главный инженер сектора планово-экономической и хозяйственной работы министерства экономического развития Ставропольского края |
Е.Е. Сундуков |
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
экономического развития
Ставропольского края
от 23 ноября 2021 года N 240/од
Положение
об ответственном за организацию работы по охране труда и соблюдение норм и правил охраны труда в министерстве экономического развития Ставропольского края
Настоящее Положение об ответственном за организацию работы по охране труда и соблюдение норм и правил охраны труда в министерстве экономического развития Ставропольского края (далее - Положение, Министерство) разработано в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 октября 1995 г. N 59 "Об утверждении примерного положения о службе охраны труда федерального органа исполнительной власти", Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
I. Общие положения
1.1. Общее руководство охраной труда в Министерстве осуществляет министр экономического развития Ставропольского края (далее - Руководитель).
Для организации работы по охране труда в Министерстве Руководитель назначает ответственного за организацию работы по охране труда и соблюдение норм и правил охраны труда в министерстве (далее - Специалист по охране труда).
1.2. Специалист по охране труда по вопросам охраны труда и технике безопасности подчиняется непосредственно Руководителю.
1.3. Специалист осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
1.4. Специалист в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и Ставропольского края, локальными актами Министерства.
II. Основные задачи Специалиста по охране труда
Основными задачами Специалиста по охране труда являются:
2.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
2.2. Контроль за соблюдением работниками Министерства законов и иных правовых актов об охране труда, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Министерства.
2.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
2.4. Информирование и консультирование работников Министерства, в том числе Руководителя, по вопросам охраны труда.
2.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
III. Функции Специалиста по охране труда
Для выполнения поставленных задач на Специалиста по охране труда возлагаются следующие функции:
3.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
3.2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
3.3. Проведение совместно с представителями структурных подразделений проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
3.4. Разработка совместно с другими отделами планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.6. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве), в соответствии с установленными сроками.
3.7. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
3.8. Составление отчетности по охране и условиям труда.
3.9. Разработка программ обучения по охране труда работников Министерства, в том числе Руководителя Министерства, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
3.11. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
3.12. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
3.13. Обеспечение структурных подразделений локальными правовыми актами Министерства (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
3.14. Подготовка информационных стендов, уголков по охране труда, а в случае создания кабинета по охране труда, организация и руководство его работой.
3.15. Организация совещаний по охране труда.
3.16. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.
3.17. Доведение до сведения работников Министерства действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения по охране труда.
3.18. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений Руководителю (руководителям структурных подразделений) по устранению выявленных недостатков.
3.19. Осуществление контроля за:
соблюдением работниками Министерства требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, других локальных правовых актов организации;
обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников Министерства согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
эффективностью работы вентиляционных систем;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
хранением, выдачей, стиркой, химической чисткой, сушкой, обеспыливанием, обезжириванием и ремонтом специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
IV. Права Специалиста по охране труда
Специалист по охране труда имеет право:
4.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения Министерства, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
4.2. Предъявлять руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам Министерства обязательные для исполнения предписания по установленной форме (Приложение N 1 к настоящему Положению) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.3. Требовать от руководителей структурных подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке инструктажи по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.4. Направлять руководителю Министерства информацию о нарушении правил охраны труда с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие нарушения.
4.5. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать предоставить письменные объяснения на имя Руководителя от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
4.6. Привлекать по согласованию с Руководителем Министерства и руководителями структурных подразделений специалистов к проверкам состояния условий и охраны труда.
4.7. Представлять Руководителю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
V. Организация работы Специалиста по охране труда
Организация труда Специалиста по охране труда предусматривает регламентацию его должностных обязанностей в соответствии с его должностным регламентом.
Рабочее место Специалиста по охране труда должно быть обеспечено современной оргтехникой, техническими средствами связи, необходимыми для выполнения его должностных обязанностей.
Для осуществления ряда функций Специалиста по охране труда (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций) рабочее место должно быть оснащено необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
Руководитель (при необходимости) организует для Специалиста по охране труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.
VI. Контроль и ответственность
Контроль за деятельностью Специалиста по охране труда осуществляет Руководитель.
Специалист по охране труда несет ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных настоящим положением и должностным регламентом, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Главный инженер сектора планово-экономической и хозяйственной работы министерства экономического развития Ставропольского края |
Е.Е. Сундуков |
Приложение N 1
об ответственном за организацию работы
по охране труда и соблюдение норм
и правил охраны труда в министерстве
экономического развития
Ставропольского края
Предписание
специалиста по охране труда в министерстве экономического развития Ставропольского края
"___" ____________ 20__ г. N _______
Кому _________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
______________________________________________________
(наименование подразделения организации)
В соответствии со статьей(ями) _____________________________
_______________________________________________________
(наименование нормативного правового акта об охране труда)
предлагаю устранить следующие нарушения:
N |
Перечень выявленных нарушений требований охраны труда |
Сроки устранения |
Отметки об устранении |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до _____________________
(дата)
письменно (по телефону) __________________________________
Предписание выдал: ______________________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
Предписание получил: _____________________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
Контроль устранения нарушений провел: ________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
____________________________________________________
(подпись, дата)
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
экономического развития
Ставропольского края
от 23 ноября 2021 года N 240/од
Положение
о порядке организации проведения инструктажей, обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения инструктажей, обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда для всех работников Министерства экономического развития Ставропольского края (далее соответственно - Положение, Министерство) и предназначено для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и сокращения опасных ситуаций.
1.2. Инструктажи, обучение и проверка знаний требований охраны труда работников Министерства проводятся в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 и на основании Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" и приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
1.3. Данное Положение обязательно для исполнения лицами, ответственными за охрану труда в Министерстве, и лицами, ответственными за проведение инструктажей и обучений.
1.4. Настоящее Положение не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний служащих (работников), установленных органами государственного надзора и контроля.
1.5. Одновременно с обучением и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с настоящим Положением, могут проводиться обучение и аттестация работников по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти. Обучение и аттестация работников по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля, федеральными органами исполнительной власти, проводятся в порядке, утверждаемом этими органами.
1.6. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с настоящим положением подлежат все работники Министерства.
1.7. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний требований охраны труда работников Министерства возлагается на лиц, ответственных за охрану труда в Министерстве.
1.8. Работник, не прошедший в установленном порядке инструктажи, обучение и проверку знаний требований охраны труда, не допускается к выполнению работы или отстраняется от нее.
1.9. Своевременность и качество обучения по охране труда работников контролирует руководитель Министерства или лицо, исполняющее его обязанности.
1.10. Финансирование обучения охране труда работников и проверка их знаний осуществляются за счет средств Министерства.
II. Инструктажи по охране труда
По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда подразделяются на:
вводный инструктаж;
первичный инструктаж на рабочем месте;
повторный инструктаж на рабочем месте;
внеплановый инструктаж;
целевой инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в журналах регистрации инструктажей с указанием даты проведения инструктажа, фамилии, имени и отчества, года рождения, должности работника, наименования структурного подразделения и подписями инструктирующего и инструктируемого.
Инструктажи по охране труда завершаются устной проверкой приобретенных работниками знаний и навыков безопасных приемов и методов выполнения работ, проводимой инструктирующим.
2.1. Вводный инструктаж по охране труда
Вводный инструктаж по охране труда (далее - вводный инструктаж) проводится в установленном порядке лицом, назначенным ответственным за охрану труда в Министерстве со всеми принимаемыми на работу лицами, а также с прикомандированными работниками и работниками сторонних организаций, выполняющих работы в Министерстве, обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими в Министерстве производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности Министерства.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по Программе проведения вводного инструктажа по охране труда с использованием Инструкции для проведения вводного инструктажа по охране труда для работников Министерства.
Вводный инструктаж проводится до приема на работу или в первый день приема на работу. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Работник, уволенный и по истечении некоторого срока (от 1 дня) вновь принятый в Министерство, считается вновь принятым работником и должен пройти вводный инструктаж в установленном настоящим Положением порядке.
2.2. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (далее - первичный инструктаж) проводится до начала самостоятельной работы:
со всеми вновь принятыми в Министерство работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора;
с работниками Министерства, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности Министерства.
Первичный инструктаж проводится по Программе проведения первичного (повторного) инструктажа по охране труда на рабочем месте, утвержденной в установленном порядке руководителем Министерства.
Первичный инструктаж проводится лицом, ответственным за проведение первичного инструктажа, в структурном подразделении (заместителем министра, курирующим структурное подразделение), прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда.
Первичный инструктаж проводится до начала производственной деятельности с каждым работником или с группой лиц, выполняющих однотипные работы, с практическим показом безопасных приемов и методов труда.
О проведении первичного инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем Министерства.
2.3. Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте (далее - повторный инструктаж) проводится не реже чем один раз в шесть месяцев по Программе проведения первичного (повторного) инструктажа по охране труда на рабочем месте. В случае отсутствия работника на рабочем месте в установленные сроки (отпуск, командировка, больничный и т.п.) повторный инструктаж проводится в первый день выхода перед началом работы.
Повторный инструктаж проводится лицом, ответственным за проведение повторного инструктажа в структурном подразделении (заместителем министра, курирующим структурное подразделение), прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда.
Повторный инструктаж проводится с каждым работником или с группой лиц, выполняющих однотипные работы.
О проведении повторного инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
2.4. Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте
Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте (далее - внеплановый инструктаж) проводится в следующих случаях:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней);
по распоряжению Министерства.
Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших их проведение.
Внеплановый инструктаж проводится лицом, ответственным за проведение внепланового инструктажа в данном структурном подразделении (заместителем министра, курирующим структурное подразделение), прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда.
Внеплановый инструктаж проводится с каждым работником или с группой лиц.
О проведении внепланового инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причины, по которой проводился инструктаж, и обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
2.5. Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте
Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте (далее - целевой инструктаж) проводится в следующих случаях:
при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;
при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
при работах, на которые оформляется наряд-допуск (разрешение и другие специальные документы);
перед проведением массовых мероприятий.
Объем и содержание целевого инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших их проведение.
Целевой инструктаж проводится лицом, ответственным за проведение целевого инструктажа в данном структурном подразделении (заместителем министра, курирующим структурное подразделение), или лицом, организующим выполнение конкретного вида работ, которые прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в специализированном учебном заведении.
Целевой инструктаж проводится с каждым работником или с группой лиц.
Проведение целевого инструктажа фиксируется либо в наряде на выполнение работ, в том числе в наряде-допуске, либо в специальном журнале регистрации целевых инструктажей.
III. Обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов по охране труда
Руководители и специалисты, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда в Министерстве (далее - руководители и специалисты), проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления министром (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда в курируемых ими структурных подразделениях Министерства.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда в Министерстве проходят:
министр, первый заместитель министра, заместители министра, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах в курируемых структурных подразделениях Министерства, специалисты, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Обучение работников правилам оказания первой помощи
Обучение работников правилам оказания первой помощи осуществляется в процессе проведения инструктажей и обучения по охране труда.
Обучение правилам оказания первой помощи осуществляется по инструкции оказания первой помощи пострадавшим.
Вопросы оказания первой помощи входят в Программу проведения вводного инструктажа.
Главный инженер сектора планово-экономической и хозяйственной работы министерства экономического развития Ставропольского края |
Е.Е. Сундуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 ноября 2021 г. N 240/од "О мерах по обеспечению охраны труда работников министерства экономического развития Ставропольского края"
Вступает в силу с 23 ноября 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития Ставропольского края (www.stavinvest.ru)