Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2022 г. N 5.1-01/396
по проекту федерального закона N 70935-8 "О ратификации протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения", принятому Государственной Думой 22 февраля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 14 февраля 2022 года (N 70935-8).
Федеральным законом ратифицируются подписанные в городе Гаване 7 августа 2021 года протоколы о внесении изменений в ряд российско-кубинских межправительственных соглашений, заключенных в период с 2006 по 2015 годы, на основании которых Российской Федерацией были предоставлены государственные экспортные кредиты (далее - кредиты) Республике Куба. Протоколами вносятся изменения в соглашения:
Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона кредиты были предоставлены на общую сумму 2,3 млрд. долларов США для финансирования проектов в области энергетики, металлургии, транспорта, а также поставок продукции с целью поддержки кубинской экономики, однако с начала 2020 года Республика Куба фактически прекратила выплаты по ним, в связи с чем Российская Сторона согласилась с предложением Кубинской Стороны о пересмотре условий погашения кредитов.
Протоколами предусматривается право Российской Стороны консолидировать всю сумму непогашенной задолженности Кубинской Стороны по соответствующему соглашению, включая основной долг, проценты по кредиту и проценты на просроченную задолженность, и объявить консолидированную задолженность срочной к погашению в случае если в течение 180 календарных дней с даты возникновения просроченной задолженности такая задолженность и (или) проценты на нее не погашены: а) по обязательствам Кубинской Стороны по предоставленным Российской Стороной государственным кредитам; б) по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Куба, обеспеченными государственными гарантиями Российской Федерации; в) по обязательствам по предоставленным кубинским юридическим лицам российскими банками кредитам, обеспеченным страховым покрытием российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций "ЭКСАР".
Кроме того, протоколами предусматривается отсрочка платежей в погашение основного долга и уплаты процентов, срочных к погашению с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, а также с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года. При этом суммы начисленных с даты платежа процентов капитализируются. Установлено, что отсроченные платежи и капитализированные проценты за 2020 год погашаются шестью полугодовыми платежами (первый платеж производится 15 июня 2022 года, последний - 15 декабря 2024 года), а отсроченные платежи и капитализированные проценты за 2021 год погашаются десятью равными полугодовыми платежами (первый платеж производится 15 июня 2023 года, последний -15 декабря 2027 года). Неотъемлемой частью протоколов являются приложения, которыми определен график погашения отсроченных платежей и капитализированных процентов 2020 и 2021 годов.
Протоколы в соответствии с их положениями временно применяются со следующего дня после подписания (с 8 августа 2021 года), вступают в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами процедур, необходимых для их вступления в силу, и действуют до полного исполнения Сторонами всех обязательств, вытекающих из протоколов.
Протоколы были внесены на ратификацию в Государственную Думу с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Протоколы были опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 октября 2021 года, в то время как в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" они подлежали официальному опубликованию незамедлительно после начала временного применения.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протоколы согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.
Протоколы подлежат ратификации на основании пункта 3 статьи 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривают реструктуризацию долга иностранного государства перед Российской Федерацией.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 8 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.