Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 марта 2022 г. N 3.1-05/505
по проекту федерального закона N 1202753-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях", принятому Государственной Думой 15 февраля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1202753-7) был внесен в Государственную Думу 28 июня 2021 года Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 8 декабря 2021 в первом чтении, 15 февраля 2022 года - во втором и третьем чтениях.
Федеральный закон взаимосвязан с проектом федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 1048810-7), который был принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года в первом чтении.
Проект федерального закона N 1048810-7 направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2020 года N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" (далее - Постановление Конституционного Суда).
Согласно данному Постановлению Конституционного Суда пункт 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).
Проектом федерального закона N 1048810-7 дополняется пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ положением, согласно которому в случае ликвидации бюджетного учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Кроме того, проектом федерального закона N 1048810-7 вводится аналогичное положение касательно субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения в рамках пункта 6 указанной статьи, а именно: в случае ликвидации автономного учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, несет собственник имущества автономного учреждения.
Действующая же редакция части 5 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) устанавливает, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, что также не согласуется и с действующей редакцией статьи 123.22 ГК РФ.
В связи с изложенным Федеральным законом предлагается внести корреспондирующее изменение в часть 5 статью 2 Федерального закона N 174-ФЗ, согласно которому собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комитет полагает, что Федеральный закон будет способствовать реализации вышеуказанного Постановления Конституционного Суда, а также устранит существующую коллизию между положениями ГК РФ и Федеральным законом N 174-ФЗ.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства. Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Принятие Федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.