Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
правительства Тульской области
от 02.03.2022 N 116
Приложение N 1
к постановлению
правительства Тульской области
от 24.10.2013 N 575
Государственная программа
Тульской области "Улучшение демографической ситуации
и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области"
Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Тульской области
"Улучшение демографической ситуации и поддержка
семей, воспитывающих детей, в Тульской области"
1. Оценка текущего состояния сферы демографического развития
и поддержки семей, воспитывающих детей, в Тульской области
Тульская область среди субъектов Центрального федерального округа занимает пятое место по численности населения, которая на начало 2021 года составляла 1449,1 тыс. человек.
Для Тульской области в большей степени, чем для Российской Федерации (далее - РФ) и Центрального федерального округа (далее - ЦФО) характерен такой демографический показатель, как демографическое старение населения.
Средний возраст населения в регионе на начало 2021 года составлял 43,7 года, это один из самых высоких показателей среди субъектов РФ, выше он только в Тамбовской области - 43,8 года, (РФ - 40,4 года, ЦФО - 42,2 года). Изменения возрастной структуры населения Тульской области проявляются в сокращении доли населения трудоспособного возраста и повышении доли пожилых.
Доля населения в возрасте 16-54 года у женщин и 16-59 лет у мужчин на начало 2021 года составляла в Тульской области 53,5% (РФ - 54,7%; ЦФО - 54,6%).
Доля населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) в Тульской области после некоторого повышения в предшествующие годы составляет 15,0% (РФ - 18,7%; ЦФО - 16,6%). Это одно из самых низких значений в РФ наряду с Республикой Мордовией.
Показатель доли женщин 55 лет и старше и мужчин 60 лет и старше, наоборот, - один из самых высоких в стране (на начало 2021 года (31,5%), выше он только в Тамбовской области (32,3%)).
Численность лиц старше трудоспособного возраста в 2,0 раза превышает число детей до 16 лет (в ЦФО - в 1,7 раза, в РФ - в 1,3 раза).
На начало 2021 года 19,8% жителей области, то есть каждый пятый, находился в возрасте 65 лет и старше (РФ - 15,8%; ЦФО - 17,6%).
По прогнозу Федеральной службы государственной статистики (Росстат) доля детей в возрасте до 16 лет в общей численности населения региона с 2022 года до 2024 года снизится с 14,8% до 14,6%. В дальнейшем доля детей будет сокращаться более быстрыми темпами и к началу 2026 года составит 14,3%.
Удельный вес трудоспособного населения, предположительно, будет увеличиваться, и с конца 20-х годов его доля будет составлять, по прогнозу, 60-61%. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного предположительно будет находиться в пределах 27-28%.
Сложившаяся половозрастная структура населения определяет характер динамики численности населения и его тенденции в перспективе.
Определяющий фактор отрицательной динамики численности населения в Тульской области носит долговременный характер. За 2020 год численность населения за счет естественной убыли сократилась на 16,6 тыс. человек. Величина ежегодной естественной убыли в значительной степени определяется уровнем смертности.
Показатель смертности в 2020 году увеличился по сравнению с 2019 годом с 15,9 до 18,7 умерших на 1000 жителей (РФ - 14,6; ЦФО - 15,1). Более высокая величина общего коэффициента смертности в Тульской области по сравнению с общероссийским уровнем связана, главным образом, с половозрастной структурой населения. За счет этого компонента общий коэффициент смертности в Тульской области был в 2020 году выше, чем в целом по России на 19,4%, а за счет более высоких возрастных коэффициентов смертности - на 7,4%.
Общий коэффициент рождаемости по сравнению с 2019 годом снизился на 3,5%. В 2020 году составил 7,4 на 1000 населения (РФ - 9,8; ЦФО - 9,0).
В Тульской области сохраняется низкий суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся детей в среднем на 1 женщину в возрасте 15-49 лет). В 2020 году он составил 1,25 против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми (РФ - 1,5; ЦФО - 1,41).
Средний возраст матерей продолжает расти, в 2020 году он составил 28,6 года (в среднем по РФ - 28,8 года).
В общей численности новорожденных 2020 года повторные рождения (родившиеся по порядку вторыми, третьими и более) составили 62,5% (в 2019 году - 60,1%). При этом рост доли повторных рождений в 2020 году обеспечен увеличением на 8,7% числа родившихся третьими и последующими.
Общее сокращение числа родившихся происходит за счет уменьшения родившихся первыми и вторыми по очередности рождения.
Динамика показателей рождаемости в значительной мере зависит от числа женщин активного репродуктивного возраста (20-34 лет). Доля женщин в возрасте 20-34 лет составляла в Тульской области на начало 2021 года 15,5%.
Согласно прогнозу Росстата, в области ожидается дальнейшее сокращение числа женщин данного возраста.
В условиях изменения возрастной структуры населения региональная демографическая политика направлена на сокращение темпов падения рождаемости, создание условий для повышения качества жизни семей с детьми. Укрепление семьи, социальная профилактика разводов, пропаганда семейных ценностей - эти важнейшие компоненты повышения рождаемости в современных условиях наряду с мерами финансовой поддержки определяют комплекс мер по стимулированию семей к рождению детей.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Тульской области с 2019 года реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" региональной приоритетной программы "Демография".
Внедрены федеральные и региональные финансовые механизмы поддержки семей, расширены возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 3-го ребенка) и иные меры поддержки молодых, студенческих, многодетных семей.
Региональная система мер социальной поддержки семей с детьми включает 55 выплат, из которых 43 установлены региональным законодательством.
В 2021 году в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" более 10 тыс. нуждающимся семьям за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка.
Продолжены выплаты на детей, родившихся третьими и последующими, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
С учетом специфики демографической ситуации региона в дополнение к федеральным мерам социальной поддержки семей с детьми с 1 января 2020 года за счет средств бюджета области значительно расширены меры поддержки семей при рождении третьего и последующих детей: увеличен размер регионального материнского капитала до 150 тыс. руб.; многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно предоставляется единовременная денежная компенсация в размере 200 тыс. руб. с целевым направлением на улучшение жилищных условий; семьям, в которых с 1 января 2020 года родился третий и последующий ребенок, до достижения им трех лет предоставляется ежемесячная денежная выплата на содержание и воспитание несовершеннолетнего ребенка в многодетной семье в повышенном размере в зависимости от дохода семьи.
Мероприятия, направленные на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствуют укреплению института семьи, повышению статуса института отцовства и материнства.
В области сформирована межведомственная система, направленная на улучшение положения детей. В регионе особое внимание уделяется семейному устройству детей-сирот, профилактике социального сиротства.
В результате продолжается уменьшение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2022 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3211 человек. Доля детей данной категории в общей численности детского населения Тульской области сократилась до 1,32% (на 1 января 2020 года - 1,44%). В региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете 401 ребенок.
Важную роль в региональной системе поддержки семей с детьми играют мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей.
Услуги по организации отдыха и оздоровления в Тульской области в 2021 году предоставляли 5 санаторных, 13 загородных оздоровительных учреждений, 374 лагеря с дневным пребыванием, 41 лагерь труда и отдыха, 1 палаточный лагерь. Инфраструктура детского отдыха и оздоровления обеспечивает отдых не только летом, но и в течение всего календарного года, включая весенний и осенний каникулярные периоды.
В Тульской области проводится планомерная работа по развитию материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей.
Всеми стационарными загородными оздоровительными учреждениями, входящими в соответствующий реестр, разработаны "дорожные карты" по реализации мероприятий антитеррористической защищенности объектов.
Вместе с тем, в сфере демографического развития региона и поддержки семей, воспитывающих детей, существует ряд вопросов, требующих решения посредством реализации государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" (далее - Программа). К ним относятся:
необходимость стабилизации численности населения, в том числе за счет стимулирования семей к рождению детей;
укрепление института семьи, сокращение разводов на основе продвижения семейных ценностей;
внедрение дополнительных форм поддержки детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления.
Мероприятия, направленные на решение указанных вопросов, будут реализовываться как в рамках Программы, так и в рамках иных инициатив социально-экономического развития Тульской области в сфере демографии.
2. Описание приоритетов и целей государственной
политики в сфере реализации Программы
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, среди них - сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Важнейшим целевым показателем, характеризующим достижение цели, является обеспечение устойчивого роста численности населения. Для стратегического развития региона это важнейшая задача.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и общие требования к государственной политике в сфере демографии и поддержки семей, воспитывающих детей, определены также:
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;
указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года";
распоряжением правительства Тульской области от 14.10.2016 N 867-р "Об утверждении Плана действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года";
основными положениями ежегодных посланий Губернатора Тульской области Тульской областной Думе.
К основным приоритетным направлениям, определенным указанными правовыми актами, отнесены:
обеспечение условий для достижения национальной цели в сфере демографии;
безусловное обеспечение публичных нормативных обязательств области в сфере оказания прямой финансовой поддержки семьям с детьми;
повышение в обществе значимости семьи с детьми, проведение информационной политики поддержки рождаемости, материнства и отцовства;
создание условий для развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их социальная поддержка;
повышение удовлетворенности граждан качеством услуг по отдыху и оздоровлению детей, оказываемых оздоровительными организациями Тульской области.
Реализация Программы направлена на достижение целевых показателей, определенных указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года", в сфере демографии.
Цели Программы:
1. Стабилизация численности населения, улучшение демографической ситуации.
2. Поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области и повышение их благосостояния.
3. Задачи государственного управления, способы их
эффективного решения в сфере демографического развития
и поддержки семей с детьми в Тульской области
На достижение целей Программы направлено решение следующих задач:
обеспечение финансовой поддержки семей при рождении и воспитании детей;
создание условий для экономической устойчивости семьи, стимулирование семей к рождению детей;
повышение в обществе значимости семьи с детьми и укрепление института семьи, формирование мотивации населения к ведению здорового образа жизни;
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение детей Тульской области современными и качественными оздоровительными услугами.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение уровня жизни семей при рождении детей, в том числе за счет предоставления мер социальной поддержки и совершенствования системы социальных услуг семьям с детьми и осуществляется путем реализации структурных элементов Программы:
регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей";
комплекса процессных мероприятий "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей в Тульской области";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение условий для укрепления института семьи, семейных ценностей, сохранения репродуктивного здоровья населения";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение условий для социальной поддержки детей в Тульской области";
комплекса процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области".
В ходе реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
стабилизация численности населения Тульской области; обеспечение сокращения темпа падения рождаемости до - 1,33% к 2026 году;
стабилизация доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Тульской области;
обеспечение коэффициента разводимости, число разводов в расчете на 1000 человек населения, не выше 4,3 единицы;
обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением не менее 61,5% детей в возрасте от 7 до 17 лет от общей численности детей данной возрастной группы, проживающих в Тульской области.
Эффективное решение задач в сфере демографического развития и поддержки семей в Тульской области обеспечивается за счет реализации комплекса экономических и социальных мер, включающих совершенствование системы прямых финансовых выплат семьям с детьми при рождении и воспитании детей, ежегодной индексации размера пособий и выплат, повышение адресности стимулирующих мер, а также проактивное информирование граждан о возникновении права на меры социальной поддержки при рождении детей, повышение в обществе значимости семьи с детьми, формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций, обеспечение доступности и качества социальных услуг, в том числе в сфере организации детского отдыха и оздоровления.
Приложение N 1
к государственной программе Тульской области
"Улучшение демографической ситуации и поддержка
семей, воспитывающих детей, в Тульской области"
Правила
предоставления из бюджета Тульской области субсидий
бюджетам муниципальных образований Тульской области
на проведение оздоровительной кампании детей
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления из бюджета Тульской области субсидий бюджетам муниципальных образований Тульской области на проведение оздоровительной кампании детей в рамках реализации государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" (далее - субсидии, Программа соответственно).
2. Субсидии предоставляются главным распорядителем средств бюджета Тульской области - министерством труда и социальной защиты Тульской области (далее - Министерство) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в ходе реализации мероприятий, предусмотренных комплексом процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области".
3. Субсидии предоставляются в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете Тульской области на текущий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на реализацию комплекса процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области".
4. Объемы софинансирования мероприятий комплекса процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области" за счет средств бюджета Тульской области ежегодно уточняются.
Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования Тульской области за счет субсидии из бюджета Тульской области определяется по формуле, установленной Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета
Тульской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, утвержденными постановлением правительства Тульской области от 06.02.2014 N 50.
5. Критерием отбора муниципальных образований для получения субсидии на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей является наличие проживающих на территории каждого муниципального образования детей школьного возраста от 7 до 17 лет, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Тульской области и подлежащих оздоровлению.
6. Объем субсидий бюджетам муниципальных образований Тульской области на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей определяется Министерством по формуле:
где:
С - субсидия бюджету муниципального образования Тульской области на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей;
S - общий объем финансирования мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, предусмотренный Программой;
- общее количество детей школьного возраста от 7 до 17 лет, проживающих на территории Тульской области и обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Тульской области и подлежащих оздоровлению;
- количество детей школьного возраста от 7 до 17 лет, проживающих на территории муниципального образования Тульской области и обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Тульской области и подлежащих оздоровлению.
7. Распределение субсидий на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей утверждается законом Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год или правовым актом правительства Тульской области и учитывается при заключении соглашения между Министерством и администрацией муниципального образования Тульской области о предоставлении субсидий.
8. Условиями предоставления субсидий являются:
1) наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Тульской области;
2) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой предоставлению из бюджета Тульской области субсидии;
3) обязательство органов местного самоуправления Тульской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых муниципальными программами, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, значениям показателей результативности (результатов) предоставления субсидий, установленным соглашениями;
4) обязательство органа местного самоуправления Тульской области по заключению соглашения о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
9. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.
10. Соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Тульской области из бюджета Тульской области заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Тульской области.
Министерство в срок до 1 апреля соответствующего года заключает соглашения о предоставлении субсидий на срок, не меньший периода, на который утверждено распределение соответствующих субсидий по муниципальным образованиям, с ежегодным заключением уточняющих дополнительных соглашений.
В случае заключения соглашения на срок, превышающий 1 год, размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области определяется на дату заключения соглашения и остается неизменным в течение срока действия соглашения.
Министерство вправе предусматривать в соглашениях срок исполнения обязательства, превышающий срок действия доведенных ему лимитов, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами правительства Тульской области, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
В случае внесения в закон Тульской области о бюджете Тульской области на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт правительства Тульской области, устанавливающий распределение субсидий, изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности (результатов) использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей Программы, а также в случае существенного (более чем на 10 процентов) сокращения размера субсидии.
11. Объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии, утверждается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете (определяется сводной бюджетной росписью местного бюджета) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии.
12. Соглашение должно содержать следующие положения:
1) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в местный бюджет, а также объем бюджетных ассигнований местного бюджета на исполнение соответствующих расходных обязательств;
2) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в местном бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил;
3) значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей программы и обязательства муниципального образования по их достижению;
4) основания принятия Министерством решения о наличии потребности муниципального образования в субсидии, предоставленной местному бюджету и неиспользованной в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка, для возврата ее в бюджет муниципального образования, которому она была ранее предоставлена;
5) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
6) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии;
7) порядок осуществления Министерством контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
8) порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в одностороннем порядке;
9) обязательства муниципального образования по возврату средств в бюджет Тульской области в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;
10) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
11) условие о вступлении соглашения в силу.
13. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством на основе сравнительного анализа результатов, достигнутых получателями субсидий, с показателями результативности предоставления субсидий, предусмотренных соглашениями.
14. Показателем результативности предоставления субсидии является:
доля детей в возрасте от 7 до 17 лет, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являющихся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Тульской области, вовлеченных в различные формы организованного отдыха и оздоровления, от общей численности детей данной возрастной группы, процентов.
15. В случае если муниципальным образованием Тульской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнут показатель результативности предоставления субсидии, предусмотренный пунктом 14 настоящих Правил, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Тульской области в бюджет Тульской области в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:
Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1,
где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования Тульской области в отчетном финансовом году;
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности использования субсидии;
к - коэффициент возврата субсидии.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Тульской области в бюджет Тульской области, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования Тульской области в отчетном финансовом году (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
k = SUM Di / m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, определяется по формуле:
Di = 1 - Si / Ti,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, установленное соглашением.
16. Основанием для освобождения муниципального образования Тульской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, а также наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 3 пункта 12 настоящих Правил.
Министерство при наличии основания, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, подготавливает заключение о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.
Указанное заключение формируется на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены, представляемых Министерству органами местного самоуправления муниципального образования, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии. Одновременно с указанными документами представляется информация о предпринимаемых мерах по устранению нарушения.
В случае отсутствия оснований для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, Министерство не позднее 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, представляет в министерство финансов Тульской области информацию об объеме средств, подлежащих возврату в доход бюджета Тульской области в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
Министерство вправе принять решение о подтверждении потребности в текущем году в остатках субсидий, предоставленных в отчетном году, при условии представления подписанного руководителем местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) или исполняющим обязанности руководителя местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) обязательства об устранении нарушений обязательств, предусмотренных подпунктом 3 пункта 12 настоящих Правил.
Принятие решения о подтверждении потребности в текущем году в остатках субсидий, предоставленных в отчетном году, допускается однократно в течение срока действия соглашения.
17. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Тульской области для учета операций со средствами местных бюджетов.
18. Использование средств субсидии, представленной из бюджета Тульской области местным бюджетам на финансирование мероприятий по проведению детской оздоровительной кампании, осуществляется для организации следующих форм оздоровления детей: лагеря с дневным пребыванием, лагеря труда и отдыха, палаточные лагеря (в том числе транспортные расходы), загородные оздоровительные учреждения, а также загородные оздоровительные учреждения (выплата компенсации), оплата проезда и сопровождения организованных групп детей к местам отдыха и обратно (детские оздоровительные лагеря санаторного типа, расположенные на морском побережье Российской Федерации).
19. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования Тульской области на исполнение расходного обязательства муниципального образования Тульской области, софинансирование которого осуществляется за счет субсидий, не позволяет обеспечить установленный для муниципального образования Тульской области уровень софинансирования, размер субсидий, предоставляемой бюджету муниципального образования Тульской области, подлежит уменьшению в целях обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся бюджетные ассигнования перераспределяются между бюджетами других муниципальных образований Тульской области, имеющих право на получение субсидий, в соответствии с настоящими Правилами.
20. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в бюджет Тульской области в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Решения о приостановлении перечисления (сокращении объема) субсидии местному бюджету не принимаются в случае если условия предоставления субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
21. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 настоящих Правил, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в бюджет Тульской области в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Sн), рассчитывается по формуле:
Sн = Sф - Sk х Кф,
где:
Sф - размер предоставленной субсидии для софинансирования расходного обязательства муниципального образования по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия (проверки (ревизии);
Sk - общий объем бюджетных обязательств, принятых допустившим нарушение условий софинансирования расходного обязательства муниципального образования получателем средств местного бюджета, необходимых для исполнения расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия, по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия (проверки (ревизии);
Кф - безразмерный коэффициент, выражающий уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета области по соответствующему мероприятию, предусмотренный соглашением.
22. Остаток субсидии, не использованный на 31 декабря текущего финансового года, подлежит возврату в бюджет Тульской области.
23. Сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий устанавливаются соглашением.
24. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов, документов, информаций и целевое использование субсидий возлагается на администрации муниципальных образований Тульской области.
25. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля.
26. В случае выявления Министерством в ходе проведения контроля за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидий нарушения размера уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области Министерство в течение 7 календарных дней со дня обнаружения нарушения направляет письменное обращение в адрес главы администрации муниципального образования Тульской области, допустившего нарушение, о добровольном устранении допущенного нарушения.
В случае неустранения муниципальным образованием нарушения в добровольном порядке в течение 30 календарных дней со дня получения письменного обращения Министерства Министерство направляет информацию о выявленном нарушении размера уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области в органы государственного финансового контроля.
Приложение N 2
к государственной программе Тульской области
"Улучшение демографической ситуации и поддержка
семей, воспитывающих детей, в Тульской области"
Правила
предоставления из бюджета Тульской области субсидий бюджетам
муниципальных образований Тульской области на укрепление
материально-технической базы детских оздоровительных учреждений
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления из бюджета Тульской области субсидий бюджетам муниципальных образований Тульской области на укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в рамках реализации государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" (далее - субсидии, Программа соответственно).
2. Субсидии предоставляются главным распорядителем средств бюджета Тульской области - министерством труда и социальной защиты Тульской области (далее - Министерство) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в ходе реализации мероприятий, предусмотренных комплексом процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области".
3. Субсидии предоставляются в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете Тульской области на текущий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на реализацию комплекса процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области".
4. Объемы софинансирования комплекса процессных мероприятий "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области" за счет средств бюджета Тульской области ежегодно уточняются.
Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования Тульской области за счет субсидии из бюджета Тульской области определяется по формуле:
,
где
Уi - уровень софинансирования расходного обязательства i-го муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области в процентах;
- бюджетная обеспеченность i-го муниципального образования после выравнивания;
К - корректирующий коэффициент.
При этом применяются следующие условия:
для муниципальных образований, бюджетная обеспеченность которых после выравнивания превышает 1, уровень софинансирования устанавливается в размере 50,0 процентов;
корректирующий коэффициент устанавливается по группам муниципальных образований в зависимости от бюджетной обеспеченности и составляет:
для I группы муниципальных образований с бюджетной обеспеченностью от 0 до 0,49 включительно К = 4;
для II группы муниципальных образований с бюджетной обеспеченностью от 0,5 до 0,59 включительно К = 2,5;
для III группы муниципальных образований с бюджетной обеспеченностью от 0,6 до 0,69 включительно К = 1,1;
для IV группы муниципальных образований с бюджетной обеспеченностью от 0,7 до 0,99 включительно К = 1,05.
В случае увеличения бюджетных ассигнований на предоставление из бюджета Тульской области субсидий бюджетам муниципальных образований Тульской области на укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования Тульской области за счет субсидии из бюджета Тульской области устанавливается в размере 99,0 процентов.
5. Критерием отбора муниципальных образований для получения субсидии на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы детских оздоровительных учреждений является наличие на их территории муниципальных детских оздоровительных учреждений, оказывающих услуги по отдыху и оздоровлению детей.
6. Объем субсидий бюджетам муниципальных образований Тульской области на укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений определяется Министерством по формуле:
где:
Ci - субсидия бюджету муниципального образования Тульской области на укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений;
Zi - объем средств, необходимый i-му муниципальному образованию Тульской области для проведения мероприятия по укреплению материально-технической базы детского оздоровительного учреждения, расположенного на территории муниципального района;
УСРОi - уровень софинансирования расходного обязательства i-го муниципального образования Тульской области за счет субсидии из бюджета Тульской области на текущий финансовый год;
m - количество муниципальных образований Тульской области - получателей субсидии;
F - размер средств, предусмотренных в бюджете Тульской области на текущий финансовый год и плановый период на проведение мероприятия по укреплению материально-технической базы детского оздоровительного учреждения.
7. Распределение субсидий на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы детских оздоровительных учреждений утверждается законом Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год и (или) правовым актом правительства Тульской области и учитывается при заключении соглашения между Министерством и администрацией муниципального образования Тульской области о предоставлении субсидий.
Адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства утверждается распоряжением правительства Тульской области.
8. Условиями предоставления субсидий являются:
1) наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Тульской области;
2) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета Тульской области субсидии;
3) обязательство органов местного самоуправления Тульской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых муниципальными программами, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, значениям показателей результативности (результатов) предоставления субсидий, установленным соглашениями;
4) обязательство органа местного самоуправления Тульской области по заключению соглашения о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
5) наличие выписки из Единого государственного реестра недвижимости на имущество, находящееся в муниципальной собственности, при проведении работ по капитальному ремонту, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
9. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.
10. Соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Тульской области из бюджета Тульской области заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Тульской области.
Министерство в срок до 1 апреля соответствующего года заключает соглашения о предоставлении субсидий на срок, не меньший периода, на который утверждено распределение соответствующих субсидий по муниципальным образованиям, с ежегодным заключением уточняющих дополнительных соглашений.
В случае заключения соглашения на срок, превышающий 1 год, размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области определяется на дату заключения соглашения и остается неизменным в течение срока действия соглашения.
Министерство вправе предусматривать в соглашениях срок исполнения обязательства, превышающий срок действия доведенных ему лимитов, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами правительства Тульской области, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
В случае внесения в закон Тульской области о бюджете Тульской области на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт правительства Тульской области, устанавливающий распределение субсидий, изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
Основанием для внесения изменений в соглашение также является уменьшение сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, на софинансирование которых предоставляется субсидия, по результатам проверки достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) уменьшение цены государственного или муниципального контракта по результатам торгов на право его заключения.
В случае уменьшения сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования, предусмотренного соглашением.
В случае увеличения в соответствующем финансовом году сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства размер субсидии не подлежит изменению.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности (результатов) использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей Программы, а также в случае существенного (более чем на 10 процентов) сокращения размера субсидии.
11. Объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии, утверждается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете (определяется сводной бюджетной росписью местного бюджета) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии.
12. Соглашение должно содержать следующие положения:
1) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в местный бюджет, а также объем бюджетных ассигнований местного бюджета на исполнение соответствующих расходных обязательств;
2) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в местном бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил;
3) значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей программы, и обязательства муниципального образования по их достижению;
4) обязательство органа местного самоуправления либо отраслевого (функционального) органа администрации, обладающего правами юридического лица, или муниципального казенного учреждения осуществлять приемку результатов работ или их отдельных этапов с участием представителя Министерства - в случае предоставления субсидии из бюджета Тульской области для проведения ремонтных работ, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения);
5) перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества;
6) обязательство об использовании экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации) в соответствии с требованиями градостроительного законодательства - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства;
7) обязательство об установлении в договорах (муниципальных контрактах) о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, авансовых платежей в размере, не превышающем 30 процентов суммы соответствующего договора (муниципального контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до получателя средств местного бюджета;
8) основания принятия Министерством решения о наличии потребности муниципального образования в субсидии, предоставленной местному бюджету и неиспользованной в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка, для возврата ее в бюджет муниципального образования, которому она была ранее предоставлена;
9) сроки и порядок представления документов для получения субсидий, в том числе обязательство органа местного самоуправления по представлению фотоматериалов до проведения работ, при представлении документов на получение субсидий и после завершения работ (в части проведения ремонтных работ, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения);
10) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
11) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества;
12) порядок осуществления Министерством контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
13) порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в одностороннем порядке;
14) обязательства муниципального образования по возврату субсидии из бюджета муниципального образования в доход бюджета Тульской области в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением;
15) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений показателей результативности (результатов) использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества;
16) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
17) условие о вступлении соглашения в силу.
13. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством на основе сравнительного анализа результатов, достигнутых получателями субсидий, со значениями показателей результативности предоставления субсидий, предусмотренных соглашениями.
14. Показателем результативности предоставления субсидии является количество муниципальных оздоровительных организаций, в которых выполнены планируемые работы по строительству (в том числе приобретение оборудования), реконструкции, капитальному и текущему ремонту, разработке проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы, благоустройству территории, приобретению, установке оборудования, приобретению мебели, приобретению и монтажу модульных зданий (за исключением работ по подключению коммуникаций).
15. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Тульской области для учета операций со средствами местных бюджетов.
16. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования Тульской области на исполнение расходного обязательства муниципального образования Тульской области, софинансирование которого осуществляется за счет субсидий, не позволяет обеспечить установленный для муниципального образования Тульской области уровень софинансирования, размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования Тульской области, подлежит уменьшению в целях обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся бюджетные ассигнования перераспределяются между бюджетами других муниципальных образований Тульской области, имеющих право на получение субсидий, в соответствии с настоящими Правилами.
17. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Решения о приостановлении перечисления (сокращении объема) субсидии местному бюджету не принимаются в случае, если условия предоставления субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
18. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 настоящих Правил, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в бюджет Тульской области в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Sн), рассчитывается по формуле:
Sн = Sф - Sk х Кф,
где:
Sф - размер предоставленной субсидии для софинансирования расходного обязательства муниципального образования по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия (проверки (ревизии);
Sk - общий объем бюджетных обязательств, принятых допустившим нарушение условий софинансирования расходного обязательства муниципального образования получателем средств местного бюджета, необходимых для исполнения расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия, по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия (проверки (ревизии);
Кф - безразмерный коэффициент, выражающий уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета области по соответствующему мероприятию, предусмотренный соглашением.
19. Остаток субсидии, не использованный на 31 декабря текущего финансового года, подлежит возврату в бюджет Тульской области.
20. Сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий устанавливаются соглашением.
21. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов, документов, информаций и целевое использование субсидий возлагается на администрации муниципальных образований Тульской области.
22. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и органами государственного финансового контроля.
23. В случае выявления Министерством в ходе проведения контроля за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидий нарушения размера уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области Министерство в течение 7 календарных дней со дня обнаружения нарушения направляет письменное обращение в адрес главы администрации муниципального образования Тульской области, допустившего нарушение, о добровольном устранении допущенного нарушения.
В случае неустранения муниципальным образованием нарушения в добровольном порядке в течение 30 календарных дней со дня получения письменного обращения Министерства Министерство направляет информацию о выявленном нарушении размера уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии из бюджета Тульской области в органы государственного финансового контроля.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Тульской области от 2 марта 2022 г. N 116 "О внесении изменений и дополнений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.