Решение Калининградского областного суда от 9 декабря 2021 г. N 3а-325/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А.А.К. об оспаривании Закона Калининградской области от 07.03.2006 N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" в части, установил:
А.А.К. обратился в суд с административным иском, указав, что 13 октября 2020 года он подал документы для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области. 19 октября 2020 года конкурсная комиссия, отказала ему в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к кандидату на должность главы администрации муниципального образования, установленным Законом Калининградской области от 07.03.2006 г. N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области", принятым 16 февраля 2006 года Калининградской областной Думой. На основании результатов конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (решение конкурсной комиссии от 19 октября 2020 года N 4), принято решение окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" (второго созыва) от 19.10.2020 N 16 "О назначении на должность главы администрации МО "Зеленоградский городской округ" ФИО1". Частью 7 ст. 2 Закона Калининградской области N 730 установлено, что лицо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, ставшее победителем по результатам конкурса, назначается на должность главы администрации муниципального образования представительным органом муниципального образования в срок, не превышающий 14 дней со дня определения конкурсной комиссией результатов конкурса. Приведенная норма предусматривает определение комиссией одного победителя конкурса, который впоследствии и назначается на должность, решение же конкурсной комиссии в силу вышеприведенной нормы является основанием для назначения победителя конкурса на вакантную должность муниципальной службы, и в соответствии с ним по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении лица признанного решением конкурсной комиссии победителем конкурса на вакантную должность и заключается служебный контракт с победителем конкурса, что противоречит статьям 3 (часть 2), 12, 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "а", "б" и "н" части 1) и 130-133 Конституции Российской Федерации, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Просит признать недействующим с даты его принятия Закон Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" в части, а именно часть 7 статьи 2 его положений в той мере, в которой данной нормой предусматривается возможность принятия конкурсной комиссией решения о признании только одного претендента выигравшим конкурс и получившим статус кандидата на замещение должности главы администрации как не соответствующей законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец А.А.К. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.
Представители административного ответчика Калининградской областной Думы К.Ю.С. и К.Д.Г. возражали относительно заявленных требований. Согласно письменному отзыву и их устным пояснениям, Закон Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" принят Калининградской областной Думой 16 февраля 2006 года, опубликован в издании "Комсомольская правда" в Калининграде", N 37 от 17 марта 2006 года, вступил в силу со дня его официального опубликования. Оспариваемая административным истцом статья 2 действует в редакции Закона Калининградской области от 27 ноября 2014 года N 362. Закрепленный в ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ конкурсный способ замещения должности главы местной администрации предполагает предварительный отбор кандидатур конкурсной комиссией по определенным заранее параметрам. При этом, согласно буквальной формулировке вышеуказанной нормы число кандидатов, представляемых на рассмотрение представительному органу, федеральным законодателем не установлено. Вместе с тем, в статье 36 Федерального закона N 131-ФЗ содержится прямое указание на то, что представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов. Однако положения статьи 36 касаются назначения главы муниципального образования, но не главы администрации. Формулировка части 7 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 не исключает возможности установления в муниципальном правовом акте конкретного порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, как и отбора комиссией нескольких кандидатов, подходящих для замещения должности главы администрации.
Представитель заинтересованного лица Губернатора Калининградской области Г.Е.Ю. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований и пояснила, что должности главы муниципального образования и главы администрации имеют различный правовой статус, глава муниципального образования является выборной должностью, в то время как глава администрации назначается представительным органом, является должностью муниципальной службы. В отличие от ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ, в ст. 37 этого закона не содержится прямого указания на то, что кандидатов на должность главы администрации конкурсной комиссией должно быть представлено не менее двух, что свидетельствует о том, что федеральный законодатель допускает установить такой порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации, при котором возможен выбор и одного кандидата.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В силу ч. 2 этой же статьи главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Согласно ч. 6 лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Должность главы администрации муниципального образования, назначаемого по контракту, относится к должностям муниципальной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Установлено, что Закон Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" принят Калининградской областной Думой 16 февраля 2006 года, опубликован в издании "Комсомольская правда" в Калининграде", N 37 от 17 марта 2006 года. Данный нормативный акт вступил в силу со дня его официального опубликования.
Законом Калининградской области от 27 ноября 2014 года N 362 статья 2 Закона N 730 дополнена пунктом 7, согласно которому лицо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, ставшее победителем по результатам конкурса, назначается на должность главы администрации муниципального образования представительным органом муниципального образования (абз. 7).
По смыслу изложенной в абз. 7 п. 7 ст. 3 Закона Калининградской области N 730 правовой норме лишь одно лицо, независимо от числа принявших участие в конкурсе на замещение должности главы администрации муниципального образования лиц, признается конкурсной комиссией победителем конкурса, и подлежит назначению на эту должность представительным органом в безальтернативном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абз. 7 п. 7 ст. 2
Из анализа приведенных положений статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что целью конкурса при замещении должности главы администрации по контракту является не проведение соревнования между претендентами для выявления лучшего среди них, а установление степени соответствия претендента как формальным условиям для замещения определенной группы должностей муниципальной службы, так и условиям, характерным именно для этой должности. Представительный орган, реализуя предоставленные ему Федеральным законом N 131-ФЗ, назначает главу администрации из числа лиц, рекомендованных конкурсной комиссией, как соответствующих предъявляемым требованиям.
Закрепление необходимости принятия конкурсной комиссией решения о признании только одного претендента победителем конкурса и получившим статус кандидата на замещение должности главы администрации, независимо от количества претендентов, участвующих в конкурсе, и их соответствия предъявляемым к замещаемой должности требованиям, нивелирует роль представительного органа муниципального образования в конкурсной процедуре по замещению должности главы местной администрации, возлагает на конкурсную комиссию обязанность принять решение о победе единственного кандидата по результатам конкурса, тем самым искажая его цели и задачи, а Совет депутатов лишь высказать согласие (несогласие) с таким решением, что не соответствует положениям части 6 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ.
Давая оценку доводу Калининградской областной Думы о том, что формулировка части 7 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 не исключает возможности установления в муниципальном правовом акте конкретного порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, суд исходит из того, что оспариваемая норма не предполагает диспозитивности в части определения количества рекомендованных к рассмотрению на должность главы администрации претендентов по результатам конкурса.
Таким образом, абз. 7 части 7 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области", предписывающий представительному органу муниципального образования назначить на должность главы администрации муниципального образования лицо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, ставшее победителем по результатам конкурса, подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению.
А.А.К. является лицом, права, свободы и законные интересы затрагиваются оспариваемой нормой Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730, поскольку он проживает в Калининградской области, вправе претендовать на должности главы администрации в муниципальных образованиях региона (при соблюдении установленных требований). Кроме того, 13 октября 2020 года он подал документы для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области. Решением конкурсной комиссии N 3 от 19 октября 2020 года ему отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к кандидату на должность главы администрации муниципального образования.
Мнение представителей Калининградской областной Думы о том, что порядок и условия проведения конкурса на должность главы администрации муниципального образования вправе оспорить лишь участник конкурса, основано на неверном толковании права.
Определяя момент, с которого указанная правовая норма должна быть признана недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признает его не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования А.А.К. удовлетворить.
Признать недействующей и не подлежащей применению с даты вступления решения суда в законную силу правовую норму, изложенную в абз. 7 части 7 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области", предписывающую представительному органу муниципального образования назначить на должность главы администрации муниципального образования лицо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, ставшее победителем по результатам конкурса.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании ГО "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 9 декабря 2021 г. N 3а-325/2021
Текст решения опубликован не был