Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации Томского района
от 09.12.2021 N 498
Положение
о нештатных формированиях гражданской обороны муниципального образования "Томский район"
1. Основы деятельности нештатных формирований гражданской обороны
1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания и задачи нештатных формирований гражданской обороны (далее - НФ ГО) муниципального образования "Томский район".
1.2. НФ ГО - это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны, предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений, обладающие сходным профилем деятельности и способные к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны как в мирное, так и в военное время, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.3. НФ ГО создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1.4. НФ ГО, предназначенные для решения задач на территории муниципального образования "Томский район", создаются по решению Главы Томского района, являющегося по должности руководителем гражданской обороны района. Решение оформляется постановлением Администрации Томского района.
1.5. В состав НФ ГО входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.6. Перечень НФ ГО, создаваемых для действий на территории Томского района (территориальных), определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (планами гражданской обороны), возможностей по их созданию и может уточняться.
1.7. Общее руководство деятельностью НФ ГО осуществляет Глава Томского района, а непосредственное руководство выполнением поставленных перед ними задач осуществляют начальники нештатных формирований.
1.8. НФ ГО осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим постановлением. Планирование основных мероприятий в НФ ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования "Томский район" в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.
1.9. Координацию действий НФ ГО осуществляет комитет по ГО и ЧС Управления ЖКХ, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации Томского района.
2. Общие задачи органов управления нештатных формирований гражданской обороны
2.1. Планирование специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем формирования, контроль их выполнения.
2.2. Подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных мероприятий гражданской обороны.
2.3. Управление входящими в состав НФ ГО силами, их всестороннее обеспечение при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.4. Организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, другими службами и организациями, в целях решения задач гражданской обороны.
2.5. Обеспечение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, развертыванию лечебных и других учреждений и объектов, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
2.6. Ведение учета сил и средств, входящих в состав службы, запасов материально-технических, медицинских и иных средств, создаваемых для решения задач гражданской обороны.
2.7. Участие в поддержании в готовности пунктов управления.
2.8. Планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
2.9. Подготовка предложений руководителю ГО района для принятия решения на проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
2.10. Создание и хранение материально-технических средств, для обеспечения выполнения мероприятий ГО.
3. Основные функции нештатных формирований гражданской обороны формирования по обеспечению связи и оповещению
НФ ГО по обеспечению связи и оповещению создается на базе субъектовых, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов.
Основными задачами являются:
- организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения населения по указаниям соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС;
- обеспечение органов управления гражданской обороны связью в мирное и военное время;
- обслуживание средств связи, восстановление их функционирования, в том числе и в очагах поражения.
В решении задач НФ ГО обеспечения связи и оповещения участвуют организации связи, их структурные подразделения, а также нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные на базе организаций связи и других организаций Томского района.
Формирования по медицинскому обеспечению
НФ ГО по медицинскому обеспечению создается на базе органов и учреждений здравоохранения.
Основными задачами являются:
- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения, а также при ЧС в мирное время;
- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения, оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в ЧС природного и техногенного характера;
- подготовка органов управления учреждениями здравоохранения к работе в условиях военного времени;
- создание и подготовка сил и средств НФ ГО по медицинскому обеспечению к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;
- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств и специального имущества, предназначенных для НФ ГО по медицинскому обеспечению, а также их снабжение указанными средствами и имуществом;
- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи, пораженным и больным гражданам в военное время;
- участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.
К НФ ГО по медицинскому обеспечению для выполнения мероприятий ГО относятся медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты, группы эпидемического контроля.
Формирования по обеспечению охраны общественного порядка
НФ ГО по обеспечению общественного порядка создается на базе органов внутренних дел Томского района.
Основными задачами являются:
- организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта (сборные эвакуационные пункты, пункты посадки), маршрутах их движения, на объектах работ, в районах размещения, на пунктах сбора;
- регулирование движения на внутренних маршрутах, маршрутах эвакуации населения пешим порядком, обеспечение установленной очереди перевозок;
- обеспечение безопасности и регулирования дорожного движения на маршрутах и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения);
- борьба с преступностью, участие в борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями;
- организация обеспечения охраны материальных и культурных ценностей и личного имущества граждан;
- организация работы по выдаче специальных пропусков для транспорта, участвующего в перевозках населения, материальных и культурных ценностей и перевозках сил ГО;
К формированиям относятся команды и группы охраны общественного порядка, формируемые на базе органов внутренних дел.
Формирования по электроснабжению и коммунально-техническому обеспечению
НФ ГО по электроснабжению и коммунально-техническому обеспечению создается на базе организаций электроснабжения и жилищно-коммунального хозяйства (тепло-, водоснабжения, водоотведения, специальной обработке).
Основными задачами являются:
- обеспечение устойчивой работы энергосетей в мирное и военное время;
- ликвидация аварий на энергетических сетях и сооружениях;
- обеспечение работы автономных источников электроэнергии;
- обеспечение электроэнергией формирований ГО при проведении аварийно-восстановительных и других неотложных работ в очагах поражения;
- организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сетей коммунального хозяйства (тепло-, водоснабжения) на территории муниципального образования "Томский район";
- организация ликвидации на сетях коммунального хозяйства;
- проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженных территорий, различных сооружений, транспортных средств и т.д.;
- организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты;
- организация и оборудование при необходимости бань, прачечных;
- организация теплоснабжения населения;
- организация водоснабжения населения;
- обеспечение создания на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов;
- организация обеспечения сохранения резервных водоисточников;
- организация обеспечения и подвоза воды для личного состава формирований и пострадавшего населения;
- организация создания материальных запасов имущества ГО;
- организация (планирование и обеспечение) срочного захоронения трупов людей и животных при крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, эпидемиях и после применения противником оружия массового поражения и ведение учета погребений.
К формированиям по электроснабжению и коммунально-техническому обеспечению относятся аварийно-технические команды, группы, в том числе по электро-, водопроводно-канализационным и тепловым сетям.
Формирование по автотранспортному обеспечению
НФ ГО по автотранспортному обеспечению создается на базе автотранспортных организаций независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Основными задачами являются:
- поддержание в постоянной готовности сил и средств транспортных организаций, привлекаемых для нужд ГО;
- максимальное использование возможностей всех видов транспорта и транспортных средств, в целях организации эвакоперевозок в сжатые (короткие) сроки;
- сбор и обобщение сведений по наличию транспорта, транспорта остающегося после проведения мобилизационных мероприятий и планирование его использования в интересах ГО;
- обеспечение перевозок рассредоточиваемого и эвакуируемого населения;
- обеспечение подвоза (вывоза) рабочих смен;
- обеспечение перевозки материальных и культурных ценностей;
- подвоз сил и средств ГО для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ;
- обеспечение устойчивой работы транспорта, организация ремонта транспортных средств, участвующих в выполнении эвакоперевозок;
- обеспечение непрерывного руководства и управления эвакуационными перевозками.
Формирование по восстановлению дорог и мостов
НФ ГО по восстановлению дорог и мостов создается на базе дорожно-ремонтных, дорожно-строительных и эксплуатационных организаций и предприятий, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Основными задачами являются:
- поддержание в постоянной готовности транспортных органов, сил и средств, привлекаемых для нужд ГО;
- сбор и обобщение сведений по наличию дорожно-строительной техники в районе, техники, остающейся после проведения мобилизационных мероприятий и планирование его использования в интересах ГО;
- осуществление мероприятий по техническому прикрытию дорог, дорожных сооружений, поддержания их в проезжем состоянии для обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов;
- планирование, организация, проведение ремонта и восстановления дорог и мостов, разрушенных вследствие ЧС природного, техногенного и военного характера, для проведения мероприятий ГО и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- подготовка временных объездных дорог.
К формированиям относятся сводные команды (группы) общего назначения, сводные команды (группы) механизации работ.
Формирование по обеспечению противопожарной безопасности
НФ ГО по обеспечению противопожарной безопасности создается на базе подразделений противопожарной службы МЧС России по Томской области и подразделений противопожарной службы Томской области.
Основными задачами являются:
- осуществление контроля за своевременным выполнением технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение устойчивости муниципального образования "Томский район";
- локализация и тушение пожаров при проведении спасательных работ в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при авариях и катастрофах.
В состав сил входят подразделения пожарной охраны, добровольные и нештатные команды и дружины, группы пожаротушения объектов экономики.
Формирование по защите сельскохозяйственных животных и растений
НФ ГО по защите сельскохозяйственных животных и растений создается на базе органов и организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством и органов ветеринарии.
Основными задачами являются:
- организация планирования мероприятий по защите сельскохозяйственных растений и животных в военное время;
- проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий;
- организация накопления, хранения и защита кормов для животных;
- организация оборудования защитных водозаборов на фермах и животноводческих комплексах для обеспечения животных водой;
- организация накопления средств обеззараживания для обработки сельскохозяйственных растений и препаратов для экстренной профилактики и лечения сельскохозяйственных животных;
- массовая иммунизация сельскохозяйственных животных;
- организация оборудования площадок для проведения ветеринарной обработки зараженных сельскохозяйственных животных;
- организация подготовки к обеззараживанию пораженных животных, утилизации и захоронению;
- организация эвакуации сельскохозяйственных животных путем вывоза (отгона) в безопасные районы.
К формированиям относятся группы ветеринарного и фитосанитарного контроля, команды защиты животных и растений.
Формирование торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения)
НФ ГО торговли и питания создаются на базе организаций торговли, независимо от их форм собственности.
Основными задачами являются:
- осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости;
- организация развертывания пунктов питания для обеспечения горячим питанием личного состава формирований при выполнении АСДНР, а также обеспечение питанием пораженного населения;
- организация развертывания подвижных пунктов питания для обеспечения личного состава НАСФ, работающего в очагах поражения, а также пострадавшего населения продуктами питания, а при отсутствии возможности приготовления пищи обеспечение сухими пайками;
- организация развертывания подвижных пунктов вещевого снабжения для обеспечения пострадавшего населения бельем, одеждой и обувью;
- организация создания запасов продовольствия, вещевого имущества в целях обеспечения мероприятий ГО.
Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания включает:
- оценку запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;
- использование запасов продовольствия со складов резерва и текущего довольствия;
- повышение производительности сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;
- подвоз продовольствия из не пострадавших районов;
- организация взаимодействия с областными формированиями торговли и питания, органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов;
- определение порядка и организации обеспечения населения продуктами питания (очередность, списки, нормы отпуска и т.д.).
Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, предметами личной гигиены и т.д.) предусматривает:
- использование предметов первой необходимости из резерва, а также из поврежденных и разрушенных складов;
- сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди населения;
- выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения собственных возможностей;
- определение мест и порядка выдачи.
К формированию относятся подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.
4. Обязанности начальников нештатных формирований гражданской обороны
Общими обязанностями начальников НФ ГО различных уровней являются:
- организация планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением формирования гражданской обороны;
- управление силами и средствами формирования гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах (на объектах) возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;
- организация мероприятий и контроль над созданием, хранением и восполнением запасов материально-технических средств гражданской обороны;
- организация разработки предложений руководителю гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других мероприятий гражданской обороны;
- руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав НФ ГО при проведении АСДНР, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти НФ ГО;
- организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими формированиями.
5. Организационная структура нештатных формирований ГО
Руководители НФ ГО назначаются на должность (освобождаются) постановлением Администрации Томского района.
Организационная структура, состав и задачи НФ ГО регламентируются Положением о нештатном формировании. Разработку Положения организует начальник НФ ГО.
Комплектование личным составом НФ ГО осуществляется на основе распоряжений руководителей соответствующих организаций, на базе которых они создаются.
Оснащение НФ ГО средствами индивидуальной защиты и другим табельным имуществом гражданской обороны осуществляется согласно Табелям оснащения.
Начальники НФ ГО осуществляют руководство путем отдачи распоряжений по службам и видам обеспечения.
Начальники организуют разработку и ведение соответствующей документации.
Начальники НФ ГО (лица, их замещающие) полномочны запрашивать от организаций Томского района сведения, относящиеся к деятельности соответствующих формирований (по технике, специалистам, документации, планированию, обучению, подготовке и проведению учений, тренировок и иных мероприятий по гражданской обороне).
В отсутствие начальника НФ ГО его обязанности исполняет заместитель (должностное лицо, замещающее начальника НФ ГО по штатной должности).
НФ ГО выполняют задачи во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационной комиссией, комиссией по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в мирное и военное время, а также во взаимодействии между собой.
6. Основа деятельности нештатных формирований гражданской обороны
Основой деятельности НФ ГО при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий является Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении".
В период военного положения, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваются деятельность организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и права их должностных лиц. На организации и должностные лица могут возлагаться дополнительные обязанности.
Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования органов местного самоуправления, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.