Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 28 февраля 2022 года N 44-рг
Инвестиционная декларация
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2026 года
I. Общее описание целей инвестиционного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Инвестиционная декларация Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Декларация, автономный округ) разработана с целью создания условий для опережающего инвестиционного развития автономного округа, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Главной инвестиционной целью развития автономного округа является привлечение инвестиций и реализация крупных инвестиционных проектов, способствующих достижению национальной цели развития - увеличению реального роста инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
Автономный округ благодаря уникальному географическому положению в серединной части Российской Федерации, природно-ресурсному, технологическому, человеческому капиталу и формирующимся транспортным коридорам с запада на восток и с юга на север обладает долгосрочным проактивным экономическим потенциалом для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Основными приоритетами социально-экономического развития автономного округа являются:
реализация инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики;
поддержка частных инвестиционных, в том числе инфраструктурных проектов;
содействие созданию крупных промышленных площадок, индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности;
увеличение эффективности использования промышленной инфраструктуры и вовлечение в экономический оборот не участвующих в хозяйственном обороте производственных активов.
Декларация подготовлена с соблюдением следующих принципов:
принцип "ответственности" - Декларация является обязательством автономного округа перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса;
принцип "достоверности" информации - содержащиеся в Декларации сведения и обязательства соответствуют положениям нормативных правовых актов автономного округа, а также информации государственных информационных ресурсов, являющихся первоисточниками;
принцип "проактивности" - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Декларации заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
принцип "неухудшения" положения инвестора при утверждении новой Декларации в автономном округе;
обеспечение открытости и доступности информации;
обеспечение формирования благоприятного инвестиционного климата в автономном округе;
обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в автономном округе.
Текст Декларации размещается на инвестиционном портале автономного округа (www.investugra.ru).
II. Ключевые характеристики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Автономный округ является основным нефтегазоносным регионом Российской Федерации и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, природный капитал которого обеспечивает устойчивое развитие автономного округа, служит фундаментом экономического роста, энергетической безопасности страны и повышения благосостояния населения автономного округа и Российской Федерации.
Площадь автономного округа - 534,8 тыс. кв. километров, в его состав входят 105 муниципальных образований.
Численность населения автономного округа на 1 января 2021 года составила 1 687 654 человека, регион характеризуется высокой степенью урбанизации (доля городского населения - 90%).
Современная транспортная инфраструктура является важным аспектом стабильного развития автономного округа. По территории автономного округа проходит федеральная трасса Р-404, а также железнодорожные пути общего пользования ОАО "Российские железные дороги".
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в автономном округе - 7 352,47 км.
В автономном округе расположены 3 международных аэропорта федерального значения: международный аэропорт Нижневартовск имени В.И. Муравленко (АО "Нижневартовскавиа"), международный аэропорт Сургут имени Ф.К. Салманова (АО "Аэропорт Сургут"), международный аэропорт Ханты-Мансийск (АО "Юграавиа").
Автономный округ занимает в Российской Федерации:
1-е место по производству электроэнергии;
2-е место по объему промышленного производства;
4-е место по объему инвестиций в основной капитал.
По итогам 2020 года автономный округ занял 6-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. К основным конкурентным преимуществам автономного округа в указанном направлении относятся:
наличие месторождений энергетических и неэнергетических полезных ископаемых;
наличие запасов лесных ресурсов;
развитая энергетическая инфраструктура;
наличие кадрового потенциала и современной системы подготовки кадров для экономики.
Приоритетными отраслями, развиваемыми в автономном округе в соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, являются:
добыча углеводородного сырья;
производство электроэнергии;
переработка сырой нефти и нефтяного (попутного) газа;
нефтесервисные услуги;
транспорт и связь;
строительство;
лесопромышленный и агропромышленный комплексы.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденным распоряжением Правительства автономного округа от 8 октября 2021 года N 563-рп, в 2021 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в постоянных ценах составил 101,2% по отношению к 2020 году, в 2022 - 2024 годах прогнозируется на уровне 102,8% с сохранением лидирующих позиций автономного округа в Российской Федерации по объему ВРП на душу населения.
В структуре ВРП в 2022 - 2024 годах прогнозируется увеличение доли строительства до 6,4% (6,0% - 2021 год), транспортировки и хранения до 4,2% (3,9% - 2021 год), сферы услуг до 8,5% (8,1% - 2021 год), социальной сферы до 5,1% (4,9% - 2021 год). В 2022 - 2024 годах прогнозируется увеличение объема инвестиций в основной капитал с 1046,6 млрд. рублей в 2022 году до 1118,8 млрд. рублей в 2024 году.
В 2021 году в экономику автономного округа привлечено 1022,4 млрд. рублей инвестиций.
В целях привлечения инвесторов на Инвестиционной карте автономного округа (https://map.investugra.ru) сформирован открытый перечень инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой, включая 6 индустриальных парков (3 аккредитованных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) и 2 промышленных технопарка (1 аккредитованный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации).
Сложившаяся система сопровождения инвестиционных проектов в автономном округе обеспечивает соблюдение и исполнение органами власти и организациями установленных сроков и процедур при согласовании и предоставлении разрешительной документации, необходимой для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Закон автономного округа от 26 июня 2020 года N 59-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" включает в себя в том числе 11 проектных инвестиционных режимов:
соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
соглашения о реализации инвестиционных проектов;
соглашения о сопровождении инвестиционных проектов;
специальные инвестиционные контракты;
концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве;
договоры о комплексном развитии территории жилой застройки;
контракты жизненного цикла;
государственные контракты на поставку товара, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства такого товара на территории автономного округа;
договоры аренды имущества автономного округа, предусматривающие инвестиционные обязательства арендатора;
соглашения (договоры) о предоставлении государственной гарантии автономного округа;
государственные энергосервисные контракты.
В целях привлечения инвестиций и сопровождения проектов по принципу "одного окна" создан инвестиционный портал автономного округа (www.investugra.ru), на котором размещена необходимая информация для инвестора или инициатора проекта, в том числе актуальный перечень инвестиционных площадок, включающий более 450 земельных участков и производственных площадок. Здесь же инвестор или инициатор инвестиционного проекта может получить первичную информацию о наличии необходимой инженерной, транспортной и другой инфраструктуры.
В ходе цифровизации бизнес-процессов создана информационная система для мониторинга реализации инвестиционных проектов, статус которых можно отследить в режиме реального времени. В информационной системе также реализован функционал подключения к проектной команде необходимых специалистов из профильных исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа для снятия инфраструктурных ограничений и (или) решения значимых проблем инвестора.
Для решения задач, связанных с улучшением условий ведения бизнеса и привлечением инвестиций, обеспечивающих выход экономики на новый уровень, определены приоритетны направления инвестиционного развития:
Прямое воздействие на экономическую активность:
поддержка частных инвестиционных проектов, в том числе через механизмы соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
поддержка частных инфраструктурных проектов, в том числе за счет формируемого механизма "Югорское инфраструктурное меню", предусматривающего предоставление мер государственной, муниципальной поддержки в целях создания объектов инфраструктуры;
повышение эффективности механизма осуществления государственных капитальных вложений за счет использования программного обеспечения "Оценка инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" путем ранжирования инвестиционных проектов, а также сокращения сроков создания объектов социальной инфраструктуры за счет синхронизации документов стратегического планирования с инвестиционными программами естественных монополий;
содействие созданию крупных промышленных площадок, индустриальных парков путем сопровождения и оказания мер поддержки со стороны специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
увеличение эффективности использования промышленной инфраструктуры и вовлечение в экономический оборот не участвующих в хозяйственном обороте производственных активов;
поддержка частных инвестиционных проектов, направленных на частичную ликвидацию в автономном округе децентрализованной зоны электроснабжения;
поддержка частных инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, путем сопровождения и оказания мер поддержки со стороны специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
Улучшение делового климата, в том числе за счет:
внедрения регионального инвестиционного стандарта;
реализации национальной технологической инициативы, целевых моделей национальной социальной инициативы;
реализации мероприятий, предусмотренных федеральными комплексными картами по трансформации делового климата;
запуска конвейера проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) за счет внедрения Модели управления инвестиционными проектами в сфере ЖКХ автономного округа;
сокращения времени подключения объектов, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта, к сетям инженерной инфраструктуры;
ускорения процессов взаимодействия институтов развития с инвесторами посредством внедрения и развития CRM-системы "UGRA OPEN".
Развитие финансовых инструментов:
содействие развитию рынка "зеленых", "инфраструктурных" облигаций;
привлечение для реализации инфраструктурных проектов средств федерального бюджета, в том числе механизма "инфраструктурного меню";
совершенствование механизма отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий автономного округа;
при применении механизмов венчурного финансирования приоритет отдается проектам устойчивого развития и "зеленой" экономике.
К перспективным инвестиционным направлениям автономного округа в период 2022 - 2030 годов, обеспечивающим стабильный прирост ВРП, инвестиций в основной капитал, создание новых рабочих мест и увеличение денежных доходов населения, относятся:
нефтегазохимия;
горнопромышленный комплекс;
машиностроение и металлургия;
судостроение;
промышленность строительных материалов;
жилищное строительство, в том числе с использованием инструментов комплексного развития территорий;
низкоуглеродная экономика (проекты, основанные на принципах ESG);
медицина и биотехнологии;
информационные технологии;
креативные индустрии;
туризм;
агропромышленный комплекс.
III. Инвестиционные обязательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Автономный округ в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов, защиту капитальных вложений в соответствии с соглашением о защите и поощрении капитальных вложений;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов, в досудебном порядке;
обеспечение информированности предпринимательского сообщества о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в автономном округе, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов в автономном округе;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в пределах Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591;
содействие реализации мероприятий, направленных на повышение денежных доходов населения автономного округа;
соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в автономном округе.
IV. Инвестиционная команда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Губернатор автономного округа;
первый заместитель Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент экономического развития автономного округа;
директор Департамента экономического развития - заместитель Губернатора автономного округа;
заместитель Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент промышленности автономного округа;
заместитель Губернатора автономного округа, в ведении которого находится Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа;
директор Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа;
директор Департамент промышленности автономного округа;
директор Департамент строительства автономного округа - главный архитектор;
руководитель Представительства автономного округа при Правительстве Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в автономном округе;
представители Думы Ханты-Мансийского автономного округа Югры (по согласованию);
глава городского округа Сургут автономного округа (по согласованию);
глава Сургутского муниципального района автономного округа (по согласованию);
генеральный директор Фонда развития Югры (по согласованию);
генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры "Мой Бизнес" (по согласованию);
президент, председатель Правления Союза "Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (по согласованию);
председатель совета Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (по согласованию);
председатель Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию);
директор Центрального офиса публичного акционерного общества Банк "Открытие" в городском округе Ханты-Мансийск, общественный представитель автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в автономном округе (по согласованию);
Ректор федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет" (по согласованию).
Взаимодействие инвестиционной команды автономного округа с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и автономного округа, иными ведомственными, внутренними распорядительными актами.
Информация о деятельности инвестиционной команды автономного округа публикуется на инвестиционном портале автономного округа (www.investugra.ru).
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 февраля 2022 г. N 44-рг "Об инвестиционной декларации Ханты-Мансийского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.