Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 марта 2022 г. N 5.1-01/445
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 4 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 3 марта 2022 года (N 80712-8).
Федеральным законом вносятся изменения в 13 федеральных законов в целях обеспечения реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств.
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство Российской Федерации наделяется следующими полномочиями:
принимать решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок (в настоящее время эта цена не превышает три миллиона рублей);
устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом;
принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ в сфере строительства.
Кроме того, Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочием до 31 декабря 2022 года дополнять перечень предусмотренных действующим законодательством случаев осуществления закупок для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика и определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
Федеральным законом предусматривается также возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В сфере корпоративных отношений Федеральным законом устанавливаются:
особенности применения в 2022 году федеральных законов от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в частности, исключается обязанность общества по окончании 2022 года принимать решение об уменьшении уставного капитала общества либо о ликвидации общества в случае снижения стоимости чистых активов общества ниже размера его уставного капитала;
условия, при наличии которых публичные акционерные общества будут вправе до 31 декабря 2022 года включительно приобретать размещённые ими акции (за исключением приобретения размещённых акций в целях сокращения их общего количества).
В сфере обращения лекарственных средств и охраны здоровья населения предусмотрены:
право заказчика на заключение контракта на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, не имеющих российских аналогов, с их единственным производителем, а также право на осуществление в 2022 году в определенных случаях закупки у единственного поставщика лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, технических средств реабилитации и услуг - Фондом социального страхования Российской Федерации;
право Правительства Российской Федерации в целях стимулирования создания и развития производства на территории России лекарственных препаратов и медицинских изделий, не имеющих российских аналогов, устанавливать особенности лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и техническому обслуживанию медицинских изделий, а также особенности применения требований к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий;
право Правительства Российской Федерации в случае введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера устанавливать:
порядок регистрации лекарственных средств в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением указанных мер, а также особенности внесения в этом случае изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный медицинский препарат для медицинского применения;
особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в зависимости от изменения курса иностранной валюты;
ограничения на вывоз из Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных из стран, принявших такие меры;
особенности обращения биомедицинских клеточных продуктов, в том числе особенности их государственной регистрации.
В социальной сфере Федеральным законом предусмотрены следующие права Правительства Российской Федерации:
устанавливать особенности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, занятости населения, государственной социальной помощи, социальной защиты (поддержки), социального обслуживания отдельных категорий граждан, особенности осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принимать в течение календарного года решения о дополнительной индексации социальных пенсий, пенсий военнослужащих, пенсий лиц из числа космонавтов и членов их семей; о дополнительном увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента, об индексации (дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствующем финансовом году, а в 2022 году - устанавливать особенности выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лицам, проживающим за пределами Российской Федерации; особенности правового регулирования оказания государственной социальной помощи, социальной защиты отдельных категорий граждан; особенности исчисления и установления величины прожиточного минимума, в том числе для определения размера социальной доплаты к пенсии;
устанавливать в 2022 году для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по основным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам дошкольного образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), особенности проведения государственной итоговой аттестации, а также признания образования или квалификации, полученных в иностранном государстве.
В сфере градостроительства Федеральный закон предусматривает:
продление до 1 января 2023 года механизма поддержки членов саморегулируемых организаций в строительной отрасли путем предоставления своим членам займов за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
право Правительства Российской Федерации в 2022 году принимать решения, предусматривающие особенности введения моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в строительной отрасли, применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства и другие особенности в сфере регулирования градостроительной деятельности и долевого участия в строительстве.
Федеральным законом предусмотрено, что особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 году в целях стабилизации экономической ситуации в стране будут устанавливаться федеральными законами.
В финансовой сфере Федеральный закон предусматривает:
полномочия Банка России по установлению требований к деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе значения нормативов и показателей, требований к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), отличных от соответствующих требований, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России;
право Банка России на срок не более шести месяцев решением Комитета банковского надзора или Комитета финансового надзора приостанавливать (ограничивать) проведение кредитными и некредитными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать нормативы, ограничивающие риски, на индивидуальной основе, вводить иные показатели деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций;
право заемщика, заключившего кредитный договор (договор займа) до 1 марта 2022 года, обратиться к кредитору с требованием о приостановлении исполнения своих обязательств в срок до 30 сентября 2022 года при одновременном соблюдении ряда условий;
полномочия Совета директоров Банка России по временному приостановлению действия ограничения на полную стоимость потребительского кредита (займа) при заключении соответствующих договоров.
В сфере страхования предусматривается увеличение размера обязательств по страховой выплате по заключаемым перестрахователем (страховщиком) основным договорам страхования (перестрахования) имущественных интересов определенной категории лиц, которые перестрахователь (страховщик) обязан передать в перестрахование национальной перестраховочной компании. Размер обязательств по страховой выплате увеличивается с десяти до пятидесяти процентов от размера передаваемых обязательств.
Кроме того, Федеральным законом установлены полномочия Правительства Российской Федерации по принятию в 2022 году решений, определяющих особенности проведения процедур оценки соответствия, действия разрешительных режимов, осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, особенности применения некоторых норм в сфере долевого строительства и градостроительной деятельности, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, изменения государственных и муниципальных контрактов и некоторые другие полномочия.
Федеральным законом введен мораторий на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - до 31 декабря 2022 года, а организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий - до 31 декабря 2024 года.
Также Федеральным законом устанавливаются особенности получения статуса участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (правовые основы единого рынка; финансовое, кредитное регулирование), "з" (федеральные налоги и сборы), "и" (информация, информационные технологии), "о" (гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности), "р" (стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "е" (общие вопросы образования), "ж" (координация вопросов здравоохранения; социальная защита) и "к" (административное, трудовое законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положениям статьи 18, регулирующей расширение прав заемщиков по кредитным договорам (договорам займа), придается обратная сила.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового и кредитного регулирования. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 18 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.