Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект направлен совершенствование порядка привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как следует из пояснительной записки, внесение проектируемых новелл обусловлено -
недостаточной дифференциацией размеров административного наказания (в зависимости от масштаба бизнеса субъектов предпринимательской деятельности),
не соблюдением в достаточной степени принципа замены административного штрафа предупреждением, если административное правонарушение совершено впервые,
а также отсутствием особых условий привлечения к административной ответственности указанной категории лиц в случаях совершения ими аналогичных или однородных правонарушений.
Учитывая, что в условиях острой конкурентной борьбы с крупными предприятиями, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в мерах государственной поддержки, Комитет соглашается с концепцией данного проекта.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что критика правоприменительной практики, не использующей в достаточной мере возможности действующей дифференциации размеров штрафов, может сохранить свою актуальность и при предложенном снижении штрафных санкций.
Согласно действующим нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и в настоящее время существует возможность при назначении наказания учитывать весь спектр особенностей, в том числе связанных с масштабом бизнеса субъектов предпринимательской деятельности, и их категорией (малый, средний предприниматель или микропредприятие). Уменьшение диапазона размеров штрафов потенциально в одинаковой степени снизит ответственность для всех участников малого и среднего предпринимательства - и для более крупных, и для самых малых. То есть, также как и сейчас, многое будет зависеть от правоприменительной практики. Однако, отмечая обозначенные риски, Комитет не оспаривает целесообразность законодательного закрепления более взвешенного подхода к определению мер воздействия на указанную категорию участников предпринимательской деятельности.
Законопроектом предлагается установить следующие особенности назначения административного наказания - для юридических лиц (социально ориентированных и являющихся субъектами МСП):
1) за впервые совершенное правонарушение назначать в безусловном порядке предупреждение вместо штрафа независимо от того, предусмотрено санкцией соответствующей статьи наказание в виде предупреждения или нет;
2) "льготное" назначение (исчисление) штрафов -
либо назначение штрафа в размере, установленном в санкции применяемой статьи для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП),
либо (если для ИП санкция не предусмотрена) - установление размера штрафа, предусмотренного для юридических лиц (далее - ЮЛ), но в диапазоне, сокращенном в два раза (но не менее минимально возможного размера штрафа, предусмотренного для должностного лица);
3) исключение возможности привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно и ЮЛ, и его должностное лицо или иного работника.
Поскольку обозначенные преференции устанавливаются только для указанных юридических лиц, могла бы сложиться ситуация при которой ИП оказались бы в более жестких условиях, то есть к ним в ряде случаев могли быть применены более строгие санкции, чем к ЮЛ - субъектам МСП. С целью недопущения возможности такого дисбаланса проектом предусмотрено, что в тех случаях, когда ИП несут ответственность как ЮЛ, для последних не действуют особые условия назначения штрафов.
Как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей предлагается:
1) назначать одно наказание за совершение двух или более аналогичных правонарушений (ответственность за которые предусмотрена одной статьей, частью статьи),
2) при совершении двух или более однородных правонарушений (ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями, частями статьи) назначать более строгое наказание из возможных согласно соответствующим санкциям. При этом, если санкция применяемой статьи не предусматривает предупреждение или штраф, наказание назначается в пределах тех видов санкций, которые установлены данной статьей.
Обозначенные меры не являются чрезмерно либеральными, не затрагивают случаи привлечения к административной ответственности за правонарушения, которые имеют значительную степень общественной опасности. Комитет полагает, что сбалансированность похода к вопросам регулирования особых условий привлечения к ответственности социально ориентированных некоммерческих предприятий, юридических лиц, являющихся субъектами МСП, а также индивидуальных предпринимателей позволят усовершенствовать механизм защиты прав данной категории лиц.
Представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.