Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
администрации МОГО "Инта"
от 28.02.2022 г. N 139
Метод
оценки уровня профессиональных рисков в администрации муниципального образования городского округа "Инта"
1. Общие положения
1.1 Положение об управлении профессиональными рисками устанавливает правила и методологию идентификации (выявления) опасностей, оценки, порядка управления профессиональными рисками в администрации МОГО "Инта" с целью снижения уровня угрозы для жизни и здоровья работников, предупреждения травм и профессиональных заболеваний, эффективного и результативного воздействия на риски и их контроль, улучшения условий труда работников, повышения квалификации персонала, снижения финансовых и репутационных рисков за счет обеспечения принятия решений с учетом результатов оценки рисков.
1.2 Опасность - потенциальный источник возникновения ущерба для здоровья и жизни работника в виде несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, микротравмы или иного повреждения здоровья. Источником может быть производственное или офисное оборудование, технологические операции и процессы, применяемые материалы и пр.
1.3 Идентификация опасностей - процесс признания существования опасности и определения ее характеристик.
1.4 Риск - это сочетание вероятности события и его последствий. Риск, который связан с конкретной опасностью, определяют, как сочетание вероятности наступления ущерба и тяжести последствий.
1.5 Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами.
1.6 Оценка профессиональных рисков - это выявление возникающих в процессе осуществления трудовой деятельности опасностей, определение их величины и тяжести потенциальных последствий.
1.7 Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению опасностей, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
1.8 Реагирование на риск - это процесс выбора и реализации мероприятий по контролю/снижению/принятию выявленного или существующего риска.
1.9 Риск - аппетит - показатель уровня риска, на который может пойти организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области системы управления охраной труда, для достижения бизнес - целей.
1.10 Корректирующее мероприятие - мероприятие по устранению причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной ситуации.
1.11 Предупреждающее мероприятие - мероприятие по устранению причины потенциального несоответствия или другой нежелательной потенциально возможной ситуации.
1.12 Комиссия по оценке профессиональных рисков (далее - Комиссия) формируется из сотрудников, владеющих информацией о деятельности администрации МОГО "Инта", процессах производства работ, организационной структурой и иной информацией, необходимой для оценки рисков. Комиссия в своей работе анализирует результаты специальной оценки условий труда и производственного контроля, организационные схемы и процессы проведения работ, схемы помещений, руководство по эксплуатации оборудования, документы на материалы, статистику травматизма в здании администрации МОГО "Инта".
1.13 Оценку рисков проводят в отношении каждой должности на каждом рабочем месте или по рабочим зонам, если рабочее место включает в себя несколько зон (например, сотрудник в течение рабочего дня передвигается по зданию администрации МОГО "Инта").
1.14 Комиссия вправе выбирать различные методы идентификации опасностей и оценки рисков в зависимости от специфики и структуры администрации МОГО "Инта", воспользовавшись ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2011 N 680-ст). В зависимости от стадии процесса оценки могут быть использованы разные методы, например, при определении перечня опасностей администрации МОГО "Инта" используется метод - метод Элмери, при принятии решения о реагировании на риск-метод анализа дерева решений и пр.
1.15 Комиссия по оценке рисков проходит в своей работе через 5 основных этапов:
1.15.1. Определение контекста или выбор матрицы рисков.
1.15.2. Оценка рисков.
1.15.3. Идентификация опасностей (реестр опасностей).
1.15.4. Определение вероятности наступления опасного события или воздействия и тяжести последствий, которые могут быть вызваны этим событием или воздействием.
1.15.5. Определение уровня риска (расчет индекса профессионального риска ИПР).
1.16. Управление рисками:
1.16.1. Решение о допустимости риска.
1.16.2. Решение о реагировании на риск.
1.16.3. План мероприятий по управлению рисками.
1.16.4. Расчет остаточного риска после внедрения мероприятий.
1.16.5. Карты оценки профессиональных рисков.
1.16.6. Периодическая переоценка рисков и выявление новых опасностей в организации.
1.17. Процесс управления профессиональными рисками постоянный. Кроме того, поскольку профессиональные риски и структура риска постоянно меняются, процесс управления рисками должен оставаться достаточно гибким, чтобы подстроиться под новые ситуации по мере их возникновения.
2. Матрица оценки уровня профессиональных рисков (определение контекста)
2.1. В начале работы с профессиональными рисками необходимо определить, как оценивать профессиональные риски, и какой уровень риска Администрации МОГО "Инта".
2.2. В соответствии с законодательством, в здании администрации МОГО "Инта" применяется матрица оценки рисков (как измерять) и уровень эскалации или риск - аппетит (какие риски принимать, как управлять рисками):
2.3. Матрица оценки уровня профессиональных рисков
2.4. Тяжесть последствий
Уровень |
Балл |
Описание |
Пример |
Критическая |
5 |
Групповой несчастный случай со смертельным исходом. Групповой случай стойкой утраты трудоспособности (инвалидность). |
Смерть |
Существенная |
4 |
Несчастный случай со смертельным исходом. Стойкая утрата трудоспособности (инвалидность). Групповой тяжелый несчастный случай. |
Смерть. Реанимация. Сложный перелом. Ампутация. Отравление. Сочетанные травмы. |
Умеренная |
3 |
Тяжелый несчастный случай. Потеря трудоспособности более 3 рабочих дней. Групповой легкий несчастный случай. Травма или проф. заболевание, в результате которого сотрудник госпитализирован, находится в больнице, либо требуется многоразовое обращения в больницу или травм пункт или, требующая медицинского ухода. При этом пострадавший, как правило, находится дома на больничном. |
Рана с наложением швов, требующая перевязки. Многократные медицинские манипуляции. Перелом. Растяжение. Потеря сознания. |
Несущественная |
2 |
Легкий несчастный случай. Потеря трудоспособности до 3х рабочих дней. Одноразовое обращение в травм пункт или мед учреждение (не требуется длительный уход). |
Одноразовое промывание глаза, желудка. Рана с наложением шва 1 раз. Растяжение, позволяющее вернуться к работе. |
Незначительная |
1 |
Микротравма. Легкая травма без потери рабочего времени. Для оказания помощи достаточно аптечки. |
Легкий ушиб, синяк, легкое растяжение, царапина, ранка, требующая обработки антисептиком, пластырем. |
2.5. Вероятность наступления
Уровень |
Балл |
Описание |
||
Весьма вероятно |
> 50% |
< 1 год |
5 |
Риск почти наверняка реализуется в нынешних обстоятельствах. Риск уже существует или может возникнуть в течение следующего года. |
Вероятно |
3550% |
1<5 лет |
4 |
Риск может легко реализоваться, по крайней мере, в течение ближайших 1 -5 лет. |
Возможно |
1535% |
1 раз в 5 лет |
3 |
Риск может реализовываться каждые 5 лет. |
Маловероятно |
5-15% |
5<10 лет |
2 |
Существует небольшая вероятность того, что риск может реализоваться, но это может произойти в ближайшие 5-10 лет. |
Невероятно |
<5% |
< 10 лет |
1 |
Риск не реализуется в ближайшие 10 лет. Риск возможен, но его реализация будет неожиданная или связана с чрезвычайной ситуацией. |
2.6. Принятие рисков и уровень эскалации
Уровень риска |
Необходимые действия |
Критический |
Рекомендуется остановить все связанные с риском работы и, как можно скорее, начать работу по выработке решений по реагированию на риск. |
Реагирование на риск должно начаться незамедлительно. | |
При необходимости незамедлительно сообщить о риске руководству более высокого уровня. | |
Высокий |
Реагирование на риск необходимо. |
Реагирование на риск должно начаться сразу же после оценки. | |
О риске необходимо сообщить линейному руководителю. | |
Средний |
Реагирование на риск необходимо. |
Реагирование на риск должно начаться не позднее 1 месяца после оценки. | |
О риске необходимо сообщить линейному руководителю. | |
Низкий |
При отсутствии НС, реагирование на риск не требуется. |
Возможно принятие риска. | |
Необходимо осуществлять контроль и следить за риском, чтобы его уровень оставался низким. |
3. Порядок проведения оценки профессиональных рисков
3.1. Идентификация опасностей
3.1.1. Цель идентификации опасностей - проактивное выявление всех источников, ситуаций, действий, процессов или их комбинаций, возникающих в процессе деятельности Объекта, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Их называют факторами риска.
3.2. Методика идентификации опасностей:
3.2.1. Для систематизации подхода идентификация проводится на рабочих местах по профессиям или видам работ. Должности имеющие одинаковые условия труда и факторы выполнения работ (Заведующий отделом, Бухгалтер, Главный специалист, Юрисконсульт и т.д.) использующие в своей работе только персональный компьютер и офисную орг. технику оцениваются одной картой по общим факторам.
3.2.2. Комиссия по проведению оценки профессиональных рисков для каждой должности из штатного расписания/рабочего места идентифицирует потенциально возможные опасности применительно к виду деятельности и зоны, в которой этот вид деятельности осуществляется.
3.2.3. Реестр опасностей в здании администрации МОГО "Инта" основан на типовом перечне опасностей, перечисленных в статье 35 Приказа Минтруда России "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" N 438н от 19.08.2016. Комиссия по оценке рисков составляет перечень или реестр опасностей для администрации.
3.2.4. Рассматривает типовой перечень с точки зрения применимости к конкретным должностям, видам работы, рабочим местам в здании администрации МОГО "Инта".
3.2.5. Добавляет те опасности, которые не учтены в типовом перечне, но известны по результатам происшествий в здании администрации МОГО "Инта", статистики, предписаний надзорных органов, и прочее.
3.2.6. Убирает те опасности из типового перечня, которые по мнению Комиссии, не имеют отношения к должности / рабочему месту.
3.2.7 В типовом перечне опасностей может быть перечислено большое количество опасностей (например, механических). При составлении реестра опасностей для вида деятельности/зоны Комиссия выбирает только те, что характерны для оцениваемого вида деятельности/зоны.
3.2.8. Комиссия может использовать опросные листы, анкеты, журналы мнений и предложений, запрашивать мнение работников (руководителей и специалистов) для получения полной картины опасностей и их источников для каждой должности /рабочего места, анализировать повседневную работу, предыдущий опыт, а также возможное поведение в чрезвычайных ситуациях, например, при несчастных случаях или эвакуации.
3.2.9. Результаты идентификации опасностей в здании администрации МОГО "Инта" Комиссия оформляет в картах риска по должностям и (или) зонам (столбцы "Идентификация опасностей" в карте оценки риска). Для того чтобы не пропустить существенных источников опасностей, рекомендовано справочно использовать "Общий реестр опасностей в здании администрации МОГО "Инта" или "Типовой перечень опасностей".
3.2.10. Важно идентифицировать максимальное количество опасностей, т.к. правильное последующее управление рисками возможно только если опасности своевременно выявлены.
3.3. Определение уровня профессиональных рисков.
3.3.1. После идентификации всех опасностей, потенциально влияющих на деятельность администрации с точки зрения вреда здоровью, необходимо согласно матрице рисков определить значение вероятности наступления опасного события или воздействия и тяжести последствий, которые могут быть вызваны этим событием или воздействием.
3.3.2. При определении вероятности наступления риска важно учитывать, что в этот показатель входят 2 составляющие: временная - с какой частотой может реализовываться риск (раз в год, раз в 5 лет), и количественная (реализуется в 50% случаев, в 5% случаев).
3.3.3. При определении вероятности наступления опасного события или воздействия и тяжести последствий следует принимать во внимание любые существующие факторы, которые могут повлиять на вероятность наступления и уровень воздействия.
3.3.4. Комиссия по оценке рисков должна коллегиально прийти к мнению о значении баллов 5 уровней "вероятности наступления" и 5 уровней "тяжести последствий", чтобы минимизировать субъективность оценки. Четкость в присвоении баллов позволяет отделить незначительные приемлемые риски от серьёзных рисков, и соответственно, принять правильные решения по реагированию на риск.
3.3.5. Результаты работы Комиссии по присвоению баллов вероятности наступления опасного события или воздействия и тяжести последствий и заносятся в карту риска в соответствующие колонки "" (вероятность) и "" (тяжесть).
3.3.6. Определить уровень профессионального риска - значит определить его величину или рассчитать Индекс Профессионального Риска (). Для каждой выявленной опасности необходимо перемножить балльные значения двух показателей: тяжести последствий и вероятности наступления. .
3.3.7. Необходимость и срочность мероприятий по контролю над уровнем риска определяют в зависимости от балльного значения ИПР (см. таблицу "Принятие рисков и уровень эскалации" в разделе 2 Положения).
3.3.8. Сумма первичных ИПР, рассчитанных для каждой опасности / оцениваемой зоны, составляет Общий индекс профессиональных рисков зоны .
4. Управление профессиональными рисками
4.1. Все профессиональные риски подлежат управлению в зависимости от их уровня. Управление рисками включает в себя решение о допустимости или приемлемости риска, последующее решение о реагировании на риск, действия по результатам обоих решений.
4.2. Анализ приемлемости профессионального риска (риск - аппетит).
4.2.1. После определения уровня риска () необходимо принять решение о его допустимости, то есть сравнить уровень риска c риск - аппетитом (уровень принятия), установленным в здании администрации МОГО "Инта". Для профессиональных рисков риск - аппетит (красная линия в матрице оценки рисков) принят ниже значения , т.е. при ИПР от 1 до 10 риск считается низким или средним, и действия по его контролю / снижению могут начаться в течение месяца.
4.2.2. Если уровень риска ИПР выше 10, средний (от 11 до 16), высокий (от 17 до 20), критический (25), необходимо в кратчайшие сроки предложить способ реагирования на риск и выполнить его.
4.3. Решение по реагированию на риск.
4.3.1. Избежать/устранить риск: отказаться от действий (обстоятельств), которые приводят к возникновению опасного события или воздействия, или приостановить и выбрать другое решение или подход. Применяется, если реагирование на риск будет экономически неэффективным, а выгода непривлекательной из-за рисков, с которыми пришлось столкнуться. Руководитель может принять решение о прекращении деятельности или ее части в качестве крайней меры.
4.3.2. Смягчить риск: осуществить действия и принять меры, направленные на сокращение как вероятности, так и тяжести последствий (превентивные меры), или уменьшить только воздействие (ответные меры). Последнее также включает в себя разработку запасных планов (планов действий в непредвиденных обстоятельствах) для управления риском в случае его реализации. Меры по смягчению должны быть представлены на согласование руководителю в виде плана действий по ликвидации последствий.
4.4. В соответствии с принятыми в России мерами контроля риска внутри категории "смягчить риск" можно выделить следующие меры:
4.4.1. Заместить один риск другим, меньшим по вероятности и/или тяжести последствий.
4.4.2. Применить технические меры контроля - устранить опасности и опасные рабочие процессы с помощью проектирования безопасного оборудования, техники и механизмов, с помощью анализа защитных характеристик и характеристик ограждений, а также специального оборудования, обеспечивающего безопасность.
4.4.3. Использовать знаки безопасности, административные меры (процедуры обучения, инструктирования, информирование, надзор и мониторинг).
4.4.4. Применить СИЗ.
4.5. Передать риск: действия и меры, направленные на передачу третьей стороне ответственности за риск и его финансовое воздействие в случае реализации. Наиболее распространенным способом передачи риска является страхование. Также для этой цели используется привлечение услуг сторонних организаций. Любые действия, связанные с передачей риска, необходимо согласовать с руководителем.
4.6. Принять риск: сознательное и обдуманное решение о принятии риска, когда дополнительное реагирование на риск экономически неэффективно или невозможно, но потенциальная выгода, сопутствующая данному риску, остается привлекательной. Любые действия по принятию риска необходимо согласовать с руководителем.
4.7. При принятии решения о приемлемости конкретного риска и способе реагирования на него необходимо принять во внимание следующие факторы:
4.7.1. Степень контроля над риском
4.7.2. Наличие способов реагирования
4.7.3. Расходы на реагирование на риск
4.7.4. Ресурсы, доступные для реагирования на риск
4.7.5. Возможности, предоставляемые риском.
4.8. Решение по способу реагирования на риск должно быть основано на сравнении ожидаемых результатов (то есть ожидаемый уровень риска после внедрения мер контроля) с необходимыми расходами, временем и усилиями (т.е. выделением ресурсов и затрат/времени, необходимых для контроля). Необходимо всегда придерживаться принципа пропорциональности, то есть расходы на контроль риска всегда должны быть пропорциональны ожидаемому изменению уровня риска.
4.9. Действия по результатам реагирования на риск / план мероприятий по управлению рисками.
4.10. Следующий этап в процессе управления рисками - действия по результатам контроля риска для уменьшения его потенциального воздействия и вероятности наступления.
4.11. После того, как принято решение по реагированию на риск, разрабатывается и осуществляется план корректирующих мероприятий или действий по контролю над каждым выявленным риском. Он включает как минимум одно конкретное действие по реагированию на риск, чаще встречаются несколько действий.
4.12. Корректирующие мероприятия, ответственный и сроки вписываются в карту рисков для оцениваемого вида деятельности/зоны в соответствующие колонки карты. Совокупность мероприятий по управлению всеми рисками в оцениваемой зоне составляет План мероприятий по управлению рисками зоны, а совокупность мероприятий для всех зон - План мероприятий по управлению рисками администрации.
4.13. Расчет остаточного риска.
4.13.1. Для оценки эффективности предпринятых корректирующих мероприятий делают расчет скорректированных, то есть ожидаемых уровней риска для каждой опасности после внедрения мероприятий. Если уровень риска снижается с высокого до среднего, то предложенные меры по контролю риска являются эффективными.
4.13.2. Заново оцениваются тяжесть последствий () и вероятность наступления () опасного события или воздействия после реализации корректирующих мероприятий и уровень остаточного после внедрения мероприятий. Данные заносятся в карту риска для определенного вида деятельности/зоны в соответствующие колонки.
4.13.3. Далее нужно установить новый риск - аппетит для каждого риска - как мы видим необходимость дальнейших действий - мониторить /контролировать риск или предпринимать дальнейшие действия. Если мы принимаем риск - аппетит меньшим или равным остаточному ИПР, мы останавливаем цикл работы с риском до следующей периодической оценки или изменений процесса или условий. Если мы сами устанавливаем риск - аппетит выше остаточного ИПР, то требуется проработка новых действий по снижению уровня риска. В идеале, уровень риска должен быть снижен до низкого (зеленый) в результате одного или нескольких циклов корректирующих мероприятий.
4.13.4. Уровень риска определяют каждый раз, когда вводят какие-либо изменения, которые влияют на факторы риска, например, новый процесс или оборудование.
5. Карты риска и исполнительный контроль
5.1. Следующий этап в процессе управления рисками - мониторинг осуществления корректирующих мероприятий в соответствии с установленными сроками, выявление новых опасностей, отслеживание мер управления рисками, оценка эффективности процесса. Таким образом, обеспечивается наличие релевантной информации о рисках в администрации МОГО "Инта" для принятия управленческих решений и адекватность корректирующих мероприятий.
5.2. Контроль можно осуществлять по картам риска.
5.3 Полезно формировать общий реестр опасностей в здании администрации МОГО "Инта" на основе вновь поступающей информации о происшествиях, травмах, потенциально опасных ситуациях от разных Объектов и из разных источников - при появлении новых зон/видов деятельности. Это позволит не упустить существенные опасности и оценить соответствующие им риски.
5.4. Не реже одного раза в год необходимо пересматривать карты риска для оцениваемых зон и видов деятельности и корректировать информацию в них.
5.5. Если по результатам несчастного случая, изменения условий работы или процесса, карта риска изменилась, информацию об изменениях уровня риска необходимо доводить до каждого сотрудника под подпись.
5.6. В соответствии с действующим законодательством в день поступления на работу новые сотрудники администрации должны быть ознакомлены с имеющимися профессиональными рисками в здании администрации МОГО "Инта", в соответствии со спецификой своей работы, должностью и видами выполняемой деятельности.
5.7. Информация о оценке профессиональных рисков должна быть включена в программы вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте.
5.8. Не реже одного раза в полгода Комиссия производит контроль выполнения намеченных корректирующих мероприятий с ответственным за мероприятие.
5.9. Не реже одного раза в год Комиссия пересматривает реестр опасностей в здании администрации МОГО "Инта" и вносит соответствующие изменения в карты риска.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации муниципального образования городского округа "Инта" Республики Коми от 28 февраля 2022... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.