Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу службы
по государственной охране
объектов культурного наследия
Красноярского края
от 28.02.2022 N 164
Предмет
охраны объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Михаила Архангела", между 1913 и 1916 гг. (Красноярский край, Ачинский район, д.Козловка, ул.Совхозная, 23Б)
1. Градостроительные характеристики
1.1. Местоположение объекта в системе застройки
Объект расположен в центральной части деревни Козловка на возвышенном месте, ориентирован на ул.Совхозную южным фасадом.
1.2. Композиционная значимость
Здание является важным элементом панорамы деревни, градостроительной доминантой.
1.3. Габариты и силуэт
Габариты и высотные отметки здания на 1916 г.
1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи объекта
Объект раскрывается с ул.Совхозной на участке, ограниченном с западной стороны местом ее пересечения с дорогой на д.Тимонино, с восточной стороны местом ее пересечения с дорогой на деревенское кладбище, со стороны подъезда (дороги) к ул.Совхозной с южной стороны.
2. Архитектурные и конструктивные характеристики
2.1. Объемно-пространственная композиция на 1916 г.
Деревянная одноэтажная церковь. Здание церкви имеет в плане продольно-осевую структуру - последовательно расположенные на оси запад-восток объемы: крыльцо-паперть, двухъярусная колокольня с притворами по обе стороны от нее, трапезная, четверик храма с граненой апсидой.
Цоколь здания с незначительным уступом.
2.2. Конструкция крыши (глав, завершений) на 1916 г.
Форма крыши над храмом - четырехскатная, над апсидой - пятискатная, над трапезной - двухскатная, четверика колокольни - четырехскатная, каждого из притворов - двухскатная с полувальмой, крыльцо-паперть имеет двухскатную форму крыши с полувальмой.
Кровля металлическая по деревянным конструкциям, собранная на вертикальный фальцевый шов.
Храмовый четверик завершается восьмигранным световым барабаном в восемь окон, перекрытым граненым шатром, который завершен луковичной главкой с крестом на восьмигранном глухом барабане с восьмигранной тумбой в основании. Грани тумбы оформлены пояском зубчатого рисунка.
Колокольня завершена восьмигранным граненым шатром с опорой на восемь столбов, который увенчан луковичной главкой с крестом на восьмигранном глухом барабане с восьмигранной тумбой в основании.
В завершении каждой грани восьмериков колокольни и храма треугольный фронтон под двускатной крышей, соединенной с гранью шатра.
Церковь имеет три главы: одну большую над храмовым четвериком, по одной главе на апсиде и колокольне.
Над крышей трапезной - печная труба с металлическим дымником.
2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на 1916 г.
2.3.1. Южный фасад
Композиция фасада
Фасад композиционно разделен на четыре части: притвор, трапезную, храмовую часть и апсиду.
Фасад притвора решен в одну оконную ось. Фасад трапезной решен в две оконные оси. Фасад храмового четверика решен в три оси проемов, центральная из которых дверная, остальные оконные. Фасад апсиды решен в одну оконную ось.
Оконные и дверной проемы обрамлены деревянными наличниками.
Дверной проем оборудован крыльцом со ступенями.
Оконные и дверной проемы прямоугольной формы с трапециевидным завершением.
Углы притвора, храмовой части, апсиды оформлены пилястрами.
Фасад храмовой части, притвора, четверика колокольни завершен подшивным карнизом и фризом.
Фасад трапезной, апсиды завершен карнизом.
Декоративное оформление фасада:
глухой подзор в оформлении карниза четверика колокольни, притвора, трапезной, храмовой части, апсиды;
наборный ряд из реек с полуциркульными свесами в оформлении фронтона притвора;
прямоугольные плоские накладки из теса с кронштейнами упрощенного профиля между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении четверика колокольни;
опорные столбы фигурного профиля в оформлении яруса звона колокольни;
наборный ряд реек фигурного профиля в оформлении фронтонов колокольни;
фигурные плоские накладки из теса с кронштейнами фигурного профиля с прорезным декором между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении фриза храмовой части;
треугольные профилированные сандрики в оформлении оконных проемов светового барабана храма;
сандрик с треугольным подвышением, боковины с прямоугольными нишами с прямыми свесами в оформлении наличников проемов притвора, трапезной, апсиды;
сандрик в виде треугольного фронтона с опорой на плечики боковин, украшенных прямоугольными нишами в оформлении наличников проемов храмовой части;
перекрестные раскосы, расположенные в верхней части, сплошное тесовое ограждение в оформлении крыльца-паперти.
2.3.2. Восточный фасад
Композиция фасада
Фасад решен в две оконные оси апсиды, расположенные на диагональных гранях.
Углы притворов, храмовой части, апсиды оформлены пилястрами.
Оконные проемы прямоугольной формы с трапециевидным завершением.
Фасад храмовой части, притворов, четверика колокольни завершен подшивным карнизом и фризом.
Фасад апсиды завершен карнизом.
Декоративное оформление фасада:
глухой подзор в оформлении карниза четверика колокольни, притворов, храмовой части, апсиды;
прямоугольные плоские накладки из теса с кронштейнами упрощенного профиля между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении четверика колокольни;
опорные столбы фигурного профиля в оформлении яруса звона колокольни;
наборный ряд реек фигурного профиля в оформлении фронтонов колокольни;
фигурные плоские накладки из теса с кронштейнами фигурного профиля с прорезным декором между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении фриза храмовой части;
треугольные профилированные сандрики в оформлении оконных проемов светового барабана храма;
сандрик с треугольным подвышением, боковины с прямоугольными нишами с прямыми свесами в оформлении наличников проемов апсиды.
2.3.3. Северный фасад
Композиция фасада
Фасад композиционно разделен на четыре части: апсиду, храмовую часть, трапезную и притвор.
Фасад апсиды решен в одну оконную ось. Фасад храмового четверика решен в три оси проемов, центральная из которых дверная, остальные оконные. Фасад трапезной решен в две оконные оси. Фасад притвора решен в одну оконную ось.
Оконные и дверной проемы обрамлены деревянными наличниками.
Дверной проем оборудован крыльцом со ступенями.
Оконные и дверной проемы прямоугольной формы с трапециевидным завершением.
Углы притвора, храмовой части, апсиды оформлены пилястрами.
Фасад храмовой части, притвора, четверика колокольни завершен подшивным карнизом и фризом.
Фасад трапезной, апсиды завершен карнизом.
Декоративное оформление фасада:
глухой подзор в оформлении карниза четверика колокольни, притвора, трапезной, храмовой части, апсиды;
наборный ряд из реек с полуциркульными свесами в оформлении фронтона притвора;
прямоугольные плоские накладки из теса с кронштейнами упрощенного профиля между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении четверика колокольни;
опорные столбы фигурного профиля в оформлении яруса звона колокольни;
наборный ряд реек фигурного профиля в оформлении фронтонов колокольни;
фигурные плоские накладки из теса с кронштейнами фигурного профиля с прорезным декором между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении фриза храмовой части;
треугольные профилированные сандрики в оформлении оконных проемов светового барабана храма;
сандрик с треугольным подвышением, боковины с прямоугольными нишами с прямыми свесами в оформлении наличников проемов притвора, трапезной, апсиды;
сандрик в виде треугольного фронтона с опорой на плечики боковин, украшенных прямоугольными нишами в оформлении наличников проемов храмовой части;
перекрестные раскосы, расположенные в верхней части, сплошное тесовое ограждение в оформлении крыльца-паперти.
2.3.4. Западный фасад
Композиция фасада
Фасад притвора решен в одну дверную ось главного входа в здание.
Дверной проем оборудован крыльцом-папертью с опорой на два столба квадратного сечения.
Дверной проем обрамлен наличником.
Углы притворов, храмовой части оформлены пилястрами.
Фасад храмовой части, притворов, четверика колокольни завершен подшивным карнизом и фризом.
Декоративное оформление фасада:
глухой подзор в оформлении карниза четверика колокольни, притворов, храмовой части;
прямоугольные плоские накладки из теса с кронштейнами упрощенного профиля между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении четверика колокольни;
опорные столбы фигурного профиля в оформлении яруса звона колокольни;
наборный ряд реек фигурного профиля в оформлении фронтонов колокольни;
фигурные плоские накладки из теса с кронштейнами фигурного профиля с прорезным декором между ними, на углах кронштейны сдвоены, в оформлении фриза храмовой части;
треугольные профилированные сандрики в оформлении оконных проемов светового барабана храма;
ряд подзорной резьбы в оформлении свеса козырька крыльца-паперти;
фигурные кронштейны в завершении опорных столбов крыльца-паперти.
2.4. Колористическое решение фасадов на 1916 г.
Поле стен - естественный темный цвет дерева. Декоративное оформление фасадов: фриз четверика колокольни, фриз храмовой части, наличники с выделением цветом светлого оттенка.
2.5. Заполнение оконных и дверных проемов на 1916 г.
Первоначальные габариты и местоположение проемов фасадов; первоначальный характер расстекловки и материал (дерево) оконных переплетов, дверные полотна деревянные. Оконные проемы с коваными кубоватыми решетками.
2.6. Пространственно-планировочная структура интерьеров
По оси запад-восток поочередно расположены объемы: крыльцо-паперть, двухъярусная колокольня с притворами по обе стороны от нее, трапезная, четверик храма с граненой апсидой.
В притворе расположена лестница подъема на колокольню.
Внутреннее пространство храмового четверика объединено с пространствами алтаря, трапезной благодаря устройству высоких и широких проемов.
2.7. Конструктивные элементы на 1916 г.:
фундамент бутовый ленточный;
цоколь кирпичный;
стены бревенчатые рублены "в лапу";
перекрытия плоские деревянные по балкам;
полы деревянные (дощатые);
металлические связи при переходе от четверика к восьмерику в храмовой части.
2.8. Инженерное оборудование:
местоположение и материал (просечное железо) водостоков.
3. Архитектурно-художественная ценность
Здание представляет собой интересный образец небольшой церковной постройки начала XX века в упрощенных формах "русского стиля".
4. Историческая ценность
Здание церкви выстроено по образцовому проекту, дополненному индивидуальными чертами декоративного оформления фасадов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.