Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Икрянниковой М.О.,
с участием представителей:
административного истца - Пугачёвой Натальи Владимировны,
административного ответчика - Капустиной Марины Витальевны,
прокурора Куриловича Игоря Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединённое административное дело по административным исковым заявлениям главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балакина Ильи Сергеевича о признании недействующим в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Минагроторг СО) от 07 августа 2020 года N 338 утверждён Порядок подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки (далее - Порядок).
В первоначальный Порядок (нормативный правовой акт) приказом Минагроторга от 14 сентября 2020 года N 409 внесены отдельные изменения, не касающиеся существа рассматриваемого административного дела.
Порядок опубликован, вступил в силу, и действует с 01 января 2021 года.
В соответствии с положениями пункта 5 Порядка, для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляются:
1) заявление о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению N 1 к Порядку;
2) согласие субъекта на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
Дополнительно к указанным документам заинтересованным лицом, зарегистрированным в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющим деятельность без образования юридического лица представляются:
- копия налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (КНД 1151059) или копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (КНД 1152017), за отчётный финансовый год с отметкой налогового органа о приёме декларации;
- копия книги учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), или копия книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, за отчётный финансовый год;
- информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей за отчётный финансовый год по форме, утверждённой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- отчёт о средствах целевого финансирования за отчётный финансовый год по форме, утверждённой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Балакин Илья Сергеевич, которому как главе крестьянского (фермерского) хозяйства, решением Минагропрома СО отказано в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, направил 24 июня 2021 года в Свердловский областной суд административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Просил признать недействующим вышеприведённое нормативное положение "подпункта 3 пункта 5 Порядка, в той части, в которой необходимо предоставлять заявление".
К производству суда по первой инстанции принято административное исковое заявление; возбуждено производство под N 3а-543/2021.
08 августа 2021 года от Балакина И.С. поступило ещё одно административное исковое заявление, также принятое к производству суда по первой инстанции (дело N 3а-687/2021). В своём заявлении Балакин И.С. просил признать недействующими положения подпунктов 1 и 2 пункта 5 Порядка в той части, в которой необходимо предоставлять и заявление, и согласие на обработку субъекта на обработку персональных данных.
Определением от 20 августа 2021 года суд объединил для совместного рассмотрения в одно производство административные дела по административным исковым заявлениям Балакина И.С. об оспаривании разных положений одного и того же нормативного правового акта.
В судебном заседании, уточнив по существу предмет заявленных требований и настаивая на их удовлетворении, представитель административного истца просил признать недействующими положения пункта 5 Порядка, которые для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя устанавливают необходимость главе крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлять: заявление, согласие на обработку персональных данных, а также дополнительно перечисленные документы.
По мнению административного истца, крестьянскому (фермерскому) хозяйству в силу своего правового положения вообще никак не требуется подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Минагроторг СО (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признало; представитель административного ответчика в судебном заседании, настаивая на обоснованности оспариваемых нормативных положений, просил отказать в удовлетворении административного иска по доводам и основаниям, которые изложены в представленных письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с основаниями и доводами, которые содержатся в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, выяснение фактических обстоятельств не входит в круг вопросов, устанавливаемых судом. Задачей суда, исходя из предписаний статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является исключительно проверка судом нормотворческой деятельности административного ответчика на соответствие предписаниям и положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Балакин И.С. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства; 11 июня 2015 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись регистрации <N >.
03 февраля 2021 года Балакин обратился с заявлением о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению N 1 к Порядку. Решением Минагроторга СО от 10 февраля 2021 года N 29 Балакину И.С. отказано в подтверждении статуса сельскохозяйственного производителя в целях получения мер государственной поддержки.
Таким образом, Балакин И.С. относится к числу субъектов отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом; в отношении Балакина И.С. применён этот акт; кроме того, по мнению Балакина И.С., утверждённый Порядок нарушает его права, свободы и законные интересы. При таких обстоятельствах Балакин И.С. является лицом, который имеет право обратиться в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части; его требования должны быть рассмотрены судом по существу.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сельское хозяйство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Пункт 2 статьи 3 этого же Федерального закона устанавливает право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трёх месяцев.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьём и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", статья 2 которого предусматривает и допускает, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий может осуществляться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики (составной части государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий) является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая поддержка осуществляется при соблюдении принципа доступности и адресности оказываемой поддержки (часть 1, пункт 1 части 3 и пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
В силу положений части 2 статьи 3 названного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который, как указано в его преамбуле, определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом, частью 1 обозначенной статьи Федерального закона предусмотрено, что обязательным критерием для возможности признания сельскохозяйственным товаропроизводителем является соблюдение условия о том, что в доходе такого сельскохозяйственного товаропроизводителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В свою очередь, как видно из содержания статей 1 и 16 названного Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином. В том случае, если фермерское хозяйство создаётся одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства и может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Свердловской области отношения связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов регулирует закон Свердловской области от 04 февраля 2008 года N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" (далее - Областной закон).
Областным законом в подпункте 1 части 2 статьи 2 устанавливается мера государственной поддержки, которая может предоставляться физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области - предоставление из областного бюджета субсидий (в том числе предоставление грантов в форме субсидий).
Постановлением правительства Свердловской области от 02 августа 2012 года N 834-ПП утверждено Положение о Министерстве агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Положение). Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным по предоставлению государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов является Минагроторг СО (подпункт 2 части 1 пункта 2 Положения). В сфере агропромышленного комплекса Минагроторг СО осуществляет предоставление государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов (подпункт 2 пункта 10 Положения). В целях реализации такого полномочия Минагроторг СО рассматривает заявления сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции на получение субсидий (абзац 4 подпункта 2 пункта 11 Положения). Минагроторг СО издаёт правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию (подпункт 14 пункта 11 Положения).
В целях реализации Областного закона, приказом Минагроторга СО от 07 августа 2020 года N 338 утверждён обжалуемый Порядок, о признании отдельных положений которого просит административный истец.
Порядок, как установлено в пункте 1, определяет условия и процедуру подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки в соответствии с Областным законом.
Проанализировав вышеизложенное правовое регулирование и доказательства, представленные административным ответчиком, суд приходит к выводу, что Порядок, о признании отдельных положений которого просит административный истец, принят уполномоченным органом. Форма и вид, в которых Минагроторг СО вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты соблюдена; процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта также не нарушена. Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок его опубликования и вступления в силу соблюдён. Обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлены и проверены судом в полном объёме; по мнению суда, Порядок не может быть признан недействующим в связи с обстоятельствами, которые перечислены законодателем в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно вопроса о соответствии оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующих обстоятельств.
Меры государственной поддержки предоставляются сельскохозяйственным производителям при соблюдении принципа адресности такой поддержки, то есть таким хозяйствующим субъектам, которые и в действительности и по факту являются сельскохозяйственными производителями. Сельскохозяйственный производитель, в целях получения меры государственной поддержки, по мнению суда, в обязательном порядке и должен и обязан подтвердить свой статус как таковой. То есть, для того чтобы получить меру государственной поддержки (например, в виде субсидии) недостаточно просто в силу закона являться сельскохозяйственным производителем, как ошибочно полагает административный истец. Федеральный законодатель прямо установил соблюдение безусловного и вышеизложенного необходимого условия о том, что в доходе такого сельскохозяйственного товаропроизводителя (который претендует на получение одной из мер государственной поддержки) от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции должна составлять не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Не вызывает никаких сомнений, что такое правовое регулирование подразумевает безусловную обязательность предоставления заинтересованным лицом соответствующих подтверждающих документов о том, что за календарный год такая доля дохода (70%) действительно соблюдается.
В свою очередь, изложенное также означает, что при отсутствии соответствующего правового регулирования на федеральном уровне, региональный законодатель (в данном случае, в лице Минагроторга СО) пользуясь своим нормотворческим полномочием, вправе издать соответствующий нормативный правовой акт и определить в утверждаемом Порядке перечень предоставляемых и необходимых документов. Такой перечень документов объективно необходим для проверки и подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя именно с целью возможности в последующем получить меру государственной поддержки. В данном случае, этот перечень документов и установлен в пункте 5 Порядка; он содержит как общие для всех документы (заявление о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и согласие субъекта на обработку персональных данных по установленным формам), так и документы в зависимости от статуса заинтересованного лица.
Необходимость и условие о предоставлении такого перечня документов, вопреки ошибочному мнению административного истца, сами по себе никоим образом не подвергают и не ставят под сомнение статус административного истца как сельскохозяйственного товаропроизводителя, и так принадлежащий ему в силу федерального законодательства.
Такое предоставление документов, не являясь безусловным и обязательным абсолютно для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе, и для всех крестьянских (фермерских) хозяйств), не возлагает на административного истца какой-либо незаконной обязанности; получение меры государственной поддержки в любом случае является правом, а не обязанностью сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Предоставление документов в данном случае необходимо только для возможности в последующем претендовать на получение и получить меру государственной поддержки, а это, естественно, происходит не принудительно, а только лишь по добровольному волеизъявлению заинтересованного лица.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом, в силу предписания содержащегося в части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из смысла и цели изданного Порядка, нормы, содержащиеся в пункте 5, о признании которых недействующими просит административный истец, не вступают в несоответствие и не противоречат никаким нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Такого несоответствия и противоречия при рассмотрении административного дела не выявлено и не установлено. Поэтому суд, считая, что положения пункта 5 Порядка, устанавливающие перечень предоставляемых документов, не должны исключаться из системы действующего правого регулирования на территории Свердловской области, и не имея возможности принять решение об удовлетворении заявленных требований, приходит к выводу об отказе Балакину И.С. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балакина Ильи Сергеевича о признании недействующим в части отдельных положений пункта 5 Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утверждённого приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07 августа 2020 года N 338 (в действующей редакции) - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 3 сентября 2021 г. N 3а-543/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утв. Приказом Минагроторг СО от 07.08.2020 N 338"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)