Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Подпрограмма
"Управление социально-экономическим развитием Кировской области"
23 июня, 25 ноября 2020 г., 10 февраля, 29 октября 2021 г.
Паспорт изменен с 3 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 29 октября 2021 г. N 583-п
Паспорт
подпрограммы Кировской области "Управление социально-экономическим развитием Кировской области" (далее - Подпрограмма)
Раздел 1 изменен с 3 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 29 октября 2021 г. N 583-п
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Кировской области, повышения конкурентоспособности региональной экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Работа, связанная со стратегическим планированием, является необходимой составной частью деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области, направленной на развитие отраслей экономики, рост доходов бюджета и улучшение положения населения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в Кировской области сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая организацию процесса целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования на территории Кировской области.
В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием разработана стратегия социально-экономического развития Кировской области (далее - стратегия). Система долгосрочных приоритетов, целей, задач и индикаторов социально-экономического развития, представленная в стратегии, предусматривает возможность принятия скоординированных государственных программ Кировской области, участия в федеральных программах и проектах. Кроме того, заданные стратегией целевые ориентиры обеспечили возможность увязки среднесрочных планов и прогнозных показателей деятельности органов исполнительной власти области с долгосрочными целями и приоритетными направлениями развития.
Приоритетными направлениями стратегии в сфере социально-экономического развития определены:
развитие экономического потенциала Кировской области;
развитие и укрепление человеческого потенциала;
улучшение условий проживания населения и ведения бизнеса;
формирование эффективной системы управления.
Успешная реализация стратегии позволит создать экономически благополучное и социально комфортное пространство на территории Кировской области.
Все основные экономические показатели, на достижение которых направлена деятельность Правительства Кировской области, отражены в стратегии. Их мониторинг будет осуществляться в рамках выполнения плана мероприятий по реализации стратегии.
Стратегические направления развития России на ближайшую перспективу отражаются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с которым формируются ежегодные планы мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на территории Кировской области.
Одной из основных проблем в сфере стратегического планирования является отсутствие единой методологической базы по разработке документов стратегического планирования на федеральном уровне.
Важными документами системы стратегического планирования являются документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования. Прогноз социально-экономического развития Кировской области содержит систему обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития на среднесрочный или долгосрочный период.
Выделяются три назначения формирования прогноза:
разработка стратегии социально-экономического развития Кировской области, а также бюджетного прогноза Кировской области на долгосрочный период (прогноз социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный период);
подготовка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный периоды (прогнозы социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный и среднесрочный периоды);
разработка проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (прогноз социально-экономического развития Кировской области на среднесрочный период).
Органами местного самоуправления области разрабатывается прогноз социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области.
Развитие экономики Кировской области неразрывно связано с деятельностью государственной статистики - важнейшей составляющей информационного обеспечения органов исполнительной власти Кировской области. Поставщиком статистической информации для органов исполнительной власти Кировской области выступает Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат).
Объем информации, представляемой на бесплатной основе, ее разрезность, периодичность представления определяются в соглашении, заключаемом министерством экономического развития Кировской области и Кировстатом в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Однако Федеральный план статистических работ не в полной мере удовлетворяет потребностям органов исполнительной власти Кировской области в информации, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений. В целях получения более полного объема информации ежегодно между министерством экономического развития Кировской области и Кировстатом заключается государственный контракт о проведении регионального статистического наблюдения на платной основе, что дает возможность органам исполнительной власти Кировской области осуществлять полный анализ развития экономики и социальной сферы области.
Проблемными вопросами в сфере обеспечения органов исполнительной власти Кировской области официальной статистической информацией являются отсутствие оперативности формирования информации, сроки представления которой установлены Федеральным планом статистических работ, а также несоответствие сроков формирования статистических показателей срокам подготовки информации органами исполнительной власти Кировской области, установленным нормативными правовыми актами федерального уровня.
Для формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации, социально-экономических характеристик населения, национального и языкового состава населения, его образовательного уровня, будет проводиться Всероссийская перепись населения 2020 года.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.05.2019 N 272-П "Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Кировской области" создана комиссия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, определены органы исполнительной власти области по оказанию содействия территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кировской области в ее проведении.
Система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области является гибким инструментом управления и совершенствуется с учетом актуальных требований социально-экономического развития. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти области осуществляется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с методиками расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, распоряжением Правительства Кировской области от 14.05.2007 N 197 "Об оценке результатов и эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области" установлены критерии оценки результативности и эффективности исполнения государственных функций органами исполнительной власти Кировской области, с использованием которых ежеквартально подводятся итоги оценки для осуществления финансового поощрения работников органов исполнительной власти Кировской области в зависимости от достигнутых результатов.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления оценивается в рамках Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и Указа Губернатора Кировской области от 26.07.2013 N 110 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Кировской области" по 10 направлениям, позволяющим дать комплексную оценку развития территории, в том числе учесть динамику их развития. Главы муниципальных районов и муниципальных и городских округов, начиная с 2009 года, ежегодно представляют в министерство экономического развития Кировской области доклад о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Для полноты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с 01.01.2014 проводится оценка населением деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кировской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований (далее - оценка населением эффективности деятельности руководителей). Данная оценка проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и Указом Губернатора Кировской области от 25.04.2014 N 78 "Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кировской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований Кировской области".
Оценка населением эффективности деятельности руководителей осуществляется ежегодно посредством опросов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, проводимых с 1 января по 31 декабря на официальном информационном сайте Правительства Кировской области и официальных сайтах муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ежегодный анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области позволяет выявлять сферы, требующие приоритетного внимания, формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области и повышению общего уровня удовлетворенности населения их деятельностью.
Основными проблемами механизмов оценки качества государственного и муниципального управления являются:
несовершенство федеральной нормативной правовой базы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти области и муниципальных образований;
отсутствие статистической информации по полному кругу хозяйствующих субъектов в разрезе муниципальных образований.
Перечисленные факторы негативным образом отражаются на качестве государственного и муниципального управления.
В целях обеспечения эффективности работы в экономической сфере и автоматизации процессов принятия управленческих решений по различным направлениям деятельности в министерстве экономического развития Кировской области проводится работа по развитию многоуровневой региональной информационной аналитической системы по поддержке и принятию управленческих решений по вопросам социально-экономического развития Кировской области (далее - РИАС).
В РИАС предусмотрена возможность работы в режиме удаленного доступа для осуществления электронного взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти области, функционирует подсистема "Оценка деятельности органов местного самоуправления", в том числе для проведения оценки населением эффективности деятельности руководителей. С учетом актуальных требований социально-экономического развития целесообразно преобразование опросного модуля в отдельный портал, позволяющий в режиме реального времени проводить исследование общественного мнения в любой заданной сфере, в том числе проводить ежегодный опрос в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов".
Основными документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования, являются государственные программы. Государственные программы как один из элементов государственного управления являются основным инструментом программно-целевого управления.
Программноцелевой метод управления позволяет использовать комплексный подход к решению приоритетных задач развития социального и экономического потенциала Кировской области, повысить эффективность государственного регулирования, обеспечить межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти Кировской области, расширить возможности по использованию потенциала государственных учреждений, предприятий с государственным участием, негосударственных организаций в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития.
Программноцелевой метод управления обеспечивает четкую взаимосвязь между приоритетами государственной политики, результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение, и призван повышать эффективность бюджетных расходов.
Для обеспечения реализации государственных программ Правительством Кировской области приняты правовые акты, утверждающие перечень государственных программ Кировской области и порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Кировской области.
Государственные программы в Кировской области реализуются с 2013 года. Реализация комплекса мероприятий государственных программ Кировской области направлена на достижение целей и решение задач социально-экономического развития Кировской области, определенных стратегией, с учетом решений Правительства Кировской области, а также положений соответствующих государственных программ Российской Федерации.
В результате проведенной совместной с органами местного самоуправления Кировской области работы с 01.01.2014 приняты муниципальные программы во всех муниципальных районах и городских округах Кировской области, разработанные исходя из установленных долгосрочных целей социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области.
Новым инструментом реализации основных направлений стратегического развития Российской Федерации, стратегии, являются проекты.
Управление проектами активно применяется в России уже на протяжении последних 10 лет в различных сферах деятельности. С декабря 2017 года в Кировской области начата работа по выстраиванию системы проектного управления в Правительстве Кировской области и органах исполнительной власти Кировской области. Приняты правовые акты, определяющие порядок организации проектной деятельности, разработаны методические рекомендации, описывающие отдельные процессы инициирования, планирования, мониторинга и управления изменениями проектов. Формируется система управления проектами, позволяющая своевременно рассматривать текущие вопросы и принимать управленческие решения.
Использование проектного подхода при реализации мероприятий государственных программ Кировской области будет способствовать повышению эффективности их реализации.
По состоянию на 01.12.2019 в Кировской области осуществляется реализация 51 регионального проекта, образующего региональную составляющую 11 национальных проектов.
В условиях увеличения количества реализуемых проектов эффективное применение проектного подхода к решению стратегических задач в исполнительных органах власти Кировской области и органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, должно сопровождаться развитием системных инструментов управления и повышением компетенций участников проектной деятельности.
Осуществление и совершенствование стратегического и тактического управления социально-экономическим развитием области посредством программно-целевой и проектной деятельности требует соответствующего информационно-аналитического обеспечения, на формирование которого в том числе направлена данная Подпрограмма.
Раздел 2 изменен с 3 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 29 октября 2021 г. N 583-п
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы сформированы на основе положений:
Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения",
Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации",
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года",
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года",
Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации",
постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления",
постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации",
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р,
Закона Кировской области от 12.05.2015 N 526-ЗО "О стратегическом планировании в Кировской области",
Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 28.04.2021 N 76.
Целью Подпрограммы является развитие системы стратегического планирования и обеспечение устойчивого экономического развития Кировской области.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
совершенствование и обеспечение функционирования системы стратегического планирования;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
наличие сформированной системы стратегического планирования в Кировской области;
проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы представлена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы осуществляются путем реализации отдельных мероприятий.
Пункт 3.1 изменен с 3 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 29 октября 2021 г. N 583-п
3.1. На решение задачи "Совершенствование и обеспечение функционирования системы стратегического планирования" направлена реализация отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области".
В рамках отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области" будут осуществляться:
взаимодействие с органами исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции по выполнению плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области;
проведение мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области;
координация разработки документов стратегического планирования муниципальных образований Кировской области;
разработка прогнозов социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный и среднесрочный периоды;
методическое обеспечение и координация деятельности органов исполнительной власти Кировской области по разработке и реализации государственных программ Кировской области;
проведение мониторинга привлечения средств федерального бюджета в Кировскую область в рамках реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы;
проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ Кировской области;
проведение проверки инвестиционных проектов, планируемых к включению в государственные программы Кировской области и планы по их реализации, на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения;
методическое и организационное обеспечение проектной деятельности в органах исполнительной власти Кировской области;
проведение мониторинга реализации региональных проектов, проектов социально-экономического развития Кировской области;
обеспечение органов исполнительной власти Кировской области экономико-статистической информацией;
подготовка и проведение Всероссийской переписи населения 2020 года.
предоставление субвенции в 2021 году местным бюджетам из областного бюджета на проведение Всероссийской переписи населения 2020 года. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года утверждается Правительством Кировской области.
3.2. На решение задачи "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области" направлена реализация отдельного мероприятия "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области".
В рамках отдельного мероприятия "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области" будут осуществляться:
разработка нормативно-правовой базы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области;
совершенствование нормативно-правовой базы по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Кировской области;
анализ результатов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области;
проведение опроса населения по оценке эффективности деятельности руководителей и рассмотрение их результатов экспертной комиссией;
проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Кировской области.
Раздел 4 изменен с 12 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 72-п
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы предусматривается за счет средств федерального и областного бюджетов.
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 34566,50 тыс. рублей, в том числе:
19566,50 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
15000,00 тыс. рублей - средства областного бюджета.
Средства федерального бюджета предоставляются в виде субвенции областному бюджету в рамках подпрограммы "Официальная статистика" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Направлением финансирования Подпрограммы будут являться "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 9 к Государственной программе.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Подпрограммы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице.
Таблица
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
изменения в действующем законодательстве и нормативном правовом обеспечении процессов стратегического планирования |
своевременное принятие управленческих решений; активное межведомственное взаимодействие различных органов исполнительной власти |
отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий Подпрограммы, и как следствие - недостижение запланированных значений показателей и ожидаемых результатов |
мониторинг реализации мероприятий Подпрограммы; повышение качества долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития и принятие своевременных мер по корректировке данной Подпрограммы |
Раздел 6 изменен с 12 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 10 февраля 2021 г. N 72-п
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы
Непосредственное участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы осуществляется в рамках отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области".
Муниципальные образования Кировской области принимают активное участие в формировании системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Несмотря на то, что эта норма Федерального закона не является обязательной, большинство муниципальных образований Кировской области разработали и утвердили стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области и планы мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области.
Для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях Кировской области разрабатываются прогнозы социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, бюджетный прогноз на долгосрочный период и муниципальные программы муниципальных образованиях Кировской области.
В рамках отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области" в 2021 году на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года будет предоставляться субвенция местным бюджетам из областного бюджета на проведение Всероссийской переписи населения 2020 года.
В рамках отдельного мероприятия "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области" муниципальные образования Кировской области осуществляют подготовку докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.