Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Чебоксарского городского
Собрания депутатов
от 3 марта 2022 г. N 656
Отчет
о деятельности контрольного органа города Чебоксары - контрольно-счетной палаты за 2021 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии со статьей 20 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 8 сентября 2011 года N 345 (далее - Положение) и содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы и предложения по результатам деятельности контрольного органа города Чебоксары - контрольно-счетной палаты (далее - контрольно-счетная палата), направленные на устранение выявленных нарушений, совершенствование бюджетного процесса и системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы палаты, качества ее взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также задачи на 2022 год.
При этом, работа корректировалась с учетом эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях предупреждения её распространения, защиты здоровья, прав и законных интересов должностных лиц объектов аудита (контроля), сотрудников контрольно-счетной палаты, а также во исполнение мер, предпринятых указами Главы Чувашской Республики об ограничительных и иных мероприятиях по противодействию распространению инфекции, а именно определялась переходом, в том числе на камеральные формы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, дистанционные форматы работы с использованием данных информационных ресурсов.
Основными задачами деятельности контрольно-счетной палаты в 2021 году являлись:
- контроль за исполнением бюджета города Чебоксары в текущем году и формирование бюджета на очередной финансовый год;
- контроль за соблюдением принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств за счет дальнейшего совершенствования методов, форм финансового контроля и применяемых инструментов, в том числе проведение контрольных мероприятий в отношении таких направлений, как:
- благоустройство общественных территорий муниципального образования города Чебоксары, использованием средств, выделенных из консолидированного бюджета Чувашской Республики на обеспечение деятельности учреждений спорта, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, проверки установленного порядка исполнения заказчиками города Чебоксары требований Федерального закона N 44-ФЗ и др., а также в форме совместных проверок с Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, органами прокуратуры;
- мониторинг за ходом реализации муниципальных программ, направленных на реализацию федеральных и региональных проектов, в том числе проведение контрольных мероприятий по проверке реализации отдельных муниципальных программ;
- применение современных видов аудита, направленных на оценку эффективности управления муниципальными ресурсами, анализ реализуемости, рисков и результатов достижения целей предоставления бюджетных средств и муниципального имущества;
- развитие кадрового потенциала посредством обучения сотрудников.
1. Вводные положения
1.1. Компетенция контрольно-счетной палаты
Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" определено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования, осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального законодательства, Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", других законов и иных нормативных правовых актов города Чебоксары.
Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Чебоксарским городским Собранием депутатов и ему подотчетна.
1.2. Полномочия контрольно-счетной палаты
Полномочия Палаты определены статьей 8 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате". На основании Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате" определен статус, принципы деятельности, состав, полномочия и порядок деятельности контрольно-счетной палаты.
В 2021 году контрольно-счетная палата в своей деятельности руководствовалась указанными правовыми актами, бюджетным и налоговым законодательством, а также законодательством в сферах стратегического планирования социально-экономического развития города Чебоксары административных правонарушений, муниципальной службы, противодействия коррупции и в других сферах.
Контрольно-счетная палата в своей работе основывалась на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
1.3. Формы осуществления внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетной палатой
В соответствии со статьей 9 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате" внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, основная цель которых не только выявление нарушений и недостатков финансово-бюджетной дисциплины, при использовании муниципальной собственности, а также их предупреждение и недопущение.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия осуществлялись в форме выездных и встречных проверок, в том числе в форме аудита использования бюджетных средств и аудита в сфере закупок.
2. Основные итоги работы в 2021 году
2.1. Направления, по которым проводилась контрольная и экспертно-аналитическая деятельность. Объемы проанализированных и проверенных средств.
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2021 году осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты. В 2021 году контрольно-счетной палатой было проведено 30 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
- 15 контрольных мероприятий;
- 15 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 1 аудита эффективности, 14 внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств за 2020 год.
Подготовлены экспертные заключения на проекты решений представительных органов о бюджете города Чебоксары ед.:
- 1 в рамках экспертизы бюджета города Чебоксары на очередной год;
- 1 в рамках подготовки отчета об исполнении бюджета города Чебоксары.
Подготовлено 17 экспертных заключений по результатам финансово-экономической экспертизы, проектов муниципальных правовых актов (за исключением муниципальных программ). Проведена экспертиза 2 муниципальных программ города Чебоксары.
2.2. Сведения об объектах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и проверенных муниципальных программах
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в отношении следующих объектов контроля (аудита):
- 14 главных администраторов бюджетных средств в рамках внешних проверок годовой бюджетной отчетности;
- 14 главных распорядителей в части целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальных программ города Чебоксары в том числе (Администрация города Чебоксары, Администрация Калининского района города Чебоксары, Администрация Ленинского района города Чебоксары, Администрация Московского района города Чебоксары, Заволжское территориальное управление администрации города г. Чебоксары, Управление архитектуры и градостроительства администрации города г. Чебоксары, Чебоксарское городское Собрание депутатов, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, Управление культуры администрации города Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, Управление физической культуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары, Управление образования администрации города Чебоксары, Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары, Финансовое управление администрации города Чебоксары.
- предприятия, учреждения и иные организации, использующие имущество, находящееся в муниципальной собственности города Чебоксары, либо являющиеся получателями бюджетных средств.
2.3. Основные результаты деятельности контрольно-счетной палаты
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2021 году направлена на повышение обоснованности и эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, предотвращение финансовых нарушений и нарушений при осуществлении муниципальных закупок, в том числе посредством охвата контролем следующих актуальных вопросов и направлений бюджетных средств:
1) использованием средств, выделенных из консолидированного бюджета Чувашской Республики на обеспечение деятельности учреждений спорта, в том числе на реализацию мероприятий регионального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом за 2019 - 2020 годы";
2) благоустройством общественных территорий муниципального образования города Чебоксары муниципальной программы города Чебоксары "Формирование современной городской среды на территории города Чебоксары";
3) организацией бухгалтерского учета в предприятиях, учредителем которых является муниципальное образование город Чебоксары;
4) исполнение полномочий, возложенных на контрольно-счетные органы всех уровней Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в 2021 году выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 31 млн. рублей, из них:
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 722,4 тыс. руб.;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 27 000 тыс. руб.;
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 2 085,6 тыс. руб.;
- иные нарушения - 1 800 тыс. руб.
Кроме того, неэффективное использование бюджетных средств составило в сумме 2 980,0 тыс. руб.
Анализ показал, по сравнению с 2020 годом увеличилась сумма выявленных нарушений, что обусловлено совершенствованием методов и инструментов контроля, а также расширения межведомственного взаимодействия.
Устранено финансовых нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному), всего на сумму 1 986 тыс. руб.
3. Контроль за формированием и исполнением бюджета города Чебоксары
3.1. Предварительный контроль
В течение года контрольно-счетной палатой проведена экспертиза 4 проектов решений Чебоксарского городского Собрания депутатов "О внесении изменений в бюджет муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
По итогам рассмотрения в Чебоксарское городское Собрание депутатов подготовлены и направлены заключения на проекты решений.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий использованы при подготовке заключений на проекты законов "О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в рамках экспертизы бюджета города Чебоксары, доведены с рекомендациями до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.
3.2. Последующий контроль
В соответствии с полномочиями, определенными статьей 53.7.1. Положения "О бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании городе Чебоксары" контрольно-счетной палатой по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2020 год подготовлено 14 заключений по всем главным распорядителям средств бюджета города Чебоксары, главным администраторам доходов бюджета города Чебоксары, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета города Чебоксары.
По результатам экспертизы проекта годового отчета об исполнении бюджета города Чебоксары за 2020 год и внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств выявлены следующие отдельные нарушения, недостатки, оказавшие влияние на эффективность управления бюджетными ресурсами.
1. В ходе анализа исполнения муниципальных программ города Чебоксары выявлено, что в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка разработки и реализации муниципальных программ города Чебоксары, муниципальные программы города Чебоксары в установленные сроки не приведены в соответствие с решением о бюджете города Чебоксары.
2. Наименования утвержденных постановлением администрации города Чебоксары муниципальных программ и содержащихся в них подпрограмм не соответствуют наименованиям, указанным в представленном отчете об исполнении бюджета города Чебоксары за 2020 год и соответственно в решении о бюджете города Чебоксары на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Проверкой бюджетной годовой бухгалтерской отчетности главных администраторов выявлены нарушения порядка ее представления, в частности неполнота представления форм отчетности и искажения отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность форм и информативность отчетности. Пояснительные записки отдельных администраторов бюджетных средств не раскрывают полной информации их деятельности, в том числе не содержат пояснения отдельных показателей, содержащихся в бюджетной и бухгалтерской отчетности.
4. Контрольная деятельность
4.1. Характеристика контрольных мероприятий. Основные результаты контрольной деятельности
В 2020 году в соответствии с планом работы контрольно-счетной палатой проведено 16 контрольных мероприятий.
Должностные лица контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий осуществляли выездные проверки, осмотр имущества объектов контроля, в том числе с участием представителей органов прокуратуры, использовали доступные источники информации из различных информационных ресурсов и баз данных, путем направления запросов и т.д.
Контрольно-счетной палатой по результатам осуществления контрольных мероприятий за законностью, результативностью использования средств бюджета города Чебоксары, установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью установлены отдельные нарушения (недостатки). Ниже представлены результаты отдельных наиболее значимых контрольных мероприятий.
Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных из консолидированного бюджета Чувашской Республики на обеспечение деятельности учреждений спорта, в том числе на реализацию мероприятий регионального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
Выявлено неправомерное использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в общей сумме порядка 722,393 тыс. рублей, из них за 2019 год в сумме 423,47 тыс. рублей, за 2020 год в сумме 298,923 тыс. рублей (сумма рассчитана с учетом применения коэффициента предпринимательской деятельности), выразившееся в осуществлении расходов по оплате коммунальных услуг за счет субсидий на выполнение муниципального задания по услугам, не включенным в муниципальное задание и фактически осуществляемым за счет приносящей доход деятельности.
Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета г. Чебоксары на реализацию мероприятия "Благоустройство сквера по проспекту М. Горького и парка по площади Победы в г. Чебоксары" муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории города Чебоксары".
Выявлено неэффективное использование средств бюджета в сумме 95,5 тыс. рублей (включая НДС) направленных на приобретение камер видеонаблюдения, которые на момент проверки фактически не работали;
Проверка исполнения законодательства при реализации национального проекта "Культура" в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Чебоксарская детская школа искусств N 3" совместно с прокуратурой Калининского района г. Чебоксары
В нарушение ст. 95 федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Учреждением не заключено соглашение на изменение объемов и видов выполняемых работ, предусмотренных локально-сметным расчетом.
Совместно с прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка качественного и своевременного выполнения работ по благоустройству дворовых территорий, проведенных в 2021 году на территории Калининского района города Чебоксары.
По результатам проверки и в целях устранения выявленных нарушений, Муниципальным бюджетным учреждением "Управление жилищным фондом города Чебоксары" в рамках исполнения контракта в адрес подрядной организации Акционерное общество "Дорэкс" выставлена претензия по 100 000 рублей по 18 объектам с требованием оплатить штраф в сумме 1 800 000 рублей.
5. Информирование общественности о деятельности Контрольно-счетной палаты
Одним из основных принципов деятельности контрольно-счетной палаты, заложенных в статье 3 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", является гласность. В соответствии с требованиями статьи 20 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате" на странице контрольно-счетной палаты в сети Интернет в течение отчетного периода размещались планы работы, основные результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, отчеты, методические материалы и стандарты, другие материалы.
6. Заключительные положения
В отчетном периоде контрольно-счетной палатой была обеспечена реализация полномочий, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате".
Согласно статье 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. В соответствии с частью 12 статьи 3 указанного Федерального закона в порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Чебоксарским городским Собранием депутатов 23 декабря 2021 года было принято решение о передаче с 1 июля 2022 года Контрольно-счетной палате Чувашской Республики полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании город Чебоксары.
<< Назад |
||
Содержание Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2022 г. N 656 "Об отчете о деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.