Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу
от 15 июня 2017 г. N 396-о
Порядок
разрешения конфликтных ситуаций при осуществлении юридически значимого электронного документооборота в автоматизированной системе "ПАРУС Бюджет"
1. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке
Система - автоматизированная информационная система "ПАРУС Бюджет", разработанная ООО "Корпорация "Парус" (далее - разработчик), предназначенная для автоматизации процесса формирования, приема, передачи, обработки и хранения форм бюджетной отчётности главных администраторов доходов бюджета города Тюмени, главных распорядителей средств бюджета города Тюмени, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Тюмени, форм бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Тюмени и дополнительных форм бюджетной и бухгалтерской отчетности, установленных правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами директора департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени, для департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени.
Юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭД) - документооборот на базе Системы, в котором Участники ЮЗЭД совершают действия по принятию к исполнению документов в электронной форме, удостоверенных электронной подписью, и при этом несут ответственность за совершение, либо не совершение этих действий.
Организатор - департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени, Участник и координатор ЮЗЭД на базе Системы. Организатор привлекает для осуществления своих функций стороннюю организацию на основе муниципального контракта, заключенного по результатам осуществления закупки.
Телекоммуникационные каналы связи - это совокупность технических и программных средств, посредством которых осуществляется передача и прием информации между объектами. Используемые каналы связи определяются Организатором.
Клиентская часть системы - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для обработки и передачи данных по телекоммуникационным каналам связи с рабочих машин Сотрудников на сервер приложений Системы.
Серверная часть Системы - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для хранения, обработки и передачи данных по телекоммуникационным каналам связи на клиентские части Системы.
Регламент применения электронной подписи участниками юридически значимого электронного документооборота (Регламент) - утвержденный Организатором документ, фиксирующий техническую сторону организации юридически значимого электронного документооборота.
Квалифицированная электронная подпись (ЭП) - электронная подпись, соответствующая следующим признакам:
получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭП и средств (средства) ЭП, получивших (получившего) подтверждения соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания;
ключ проверки ЭП указан в квалифицированном сертификате ключа проверки ЭП.
Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронной форме в формате Системы. Юридическая значимость электронного документа подтверждается ЭП.
Ключ электронной подписи (ключ ЭП) - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания ЭП.
Ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом ЭП и предназначенная для проверки подлинности ЭП.
Средства криптографической защиты информации (СКЗИ) - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие применение ЭП (создание, проверка ЭП, создание ключа ЭП и ключа проверки ЭП), и (или) шифрование при осуществлении электронного документооборота, а также обеспечивающие защиту информации по утвержденным стандартам и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.
Материальный носитель - материальный объект, используемый для записи и хранения информации, необходимой для подписания Электронных документов ЭП.
Удостоверяющий центр (УЦ) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки ЭП, а также иные функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и получившие аккредитацию.
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (Сертификат) - сертификат ключа проверки ЭП, выданный аккредитованным Удостоверяющим центром либо Доверенным лицом аккредитованного Удостоверяющего центра в форме, требования к которой утверждены Приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 года N 795 "Об утверждении требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи".
Владелец Сертификата - лицо, которому в установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" порядке выдан сертификат ключа проверки ЭП.
Целостность программного обеспечения - отсутствие изменений в коде программного обеспечения при его эксплуатации.
Реестр Сертификатов - справочник Системы, который содержит перечень сертификатов Уполномоченных сотрудников Участников.
ГРБС - главный распорядитель средств бюджета города Тюмени, осуществляющий в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Тюмени полномочия и функции учредителя.
Учреждение - муниципальное казенное, бюджетное или автономное учреждение города Тюмени, участник юридически значимого электронного документооборота (в лице уполномоченных сотрудников) на базе Системы, присоединившееся к Соглашению об обмене электронными документами, и осуществляющее формирование и передачу форм отчетности ГРБС.
Участник - Учреждение или ГРБС (вместе - Участники).
Уполномоченный сотрудник - Руководитель Учреждения (либо лицо, его замещающее), главный бухгалтер Учреждения (либо лицо, его замещающее), наделенные полномочиями по подписанию электронной подписью электронных документов в Системе.
В случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета иному учреждению (муниципальному органу власти) отчетность подписывается руководителем субъекта отчетности, передавшего полномочия по ведению учета, и главным бухгалтером учреждения (органа власти), осуществляющего ведение бюджетного учета.
Уполномоченный сотрудник назначается приказом Учреждения.
Экспертная комиссия - комиссия, разрешающая конфликтные ситуации, связанные с использованием юридически значимого электронного документооборота.
2. Порядок разрешения конфликтных ситуаций
2.1. Под конфликтной ситуацией понимается ситуация, которая может быть вызвана следующими разногласиями между Участниками:
- оспаривание факта отправления и (или) получения электронного документа;
- оспаривание времени отправления и (или) получения электронного документа;
- оспаривание содержания отправленного (полученного) электронного документа;
- оспаривание идентичности экземпляров электронного документа и (или) подлинника и копии электронного документа на бумажном носителе;
- оспаривание целостности электронного документа;
- оспаривание идентификации лица, подписавшего электронный документ ЭП;
- оспаривание полномочий лица, подписавшего электронный документ ЭП;
- оспаривание действительности и правомочности использования сертификата, использованного для подписания электронного документа;
- иные случаи возникновения конфликтных ситуаций в ходе обмена электронными документами.
2.2. Разрешая конфликтные ситуации, Участники исходят из следующего.
В соответствии с законодательством РФ документ в электронном виде, подписанный ЭП в Системе, является документом, имеющим юридическую силу, аналогичным бумажному документу, подписанному подписью и заверенному печатью.
Электронный документ порождает обязательства Участника перед другим Участником, если документ оформлен надлежащим образом, подписан ЭП в Системе и доставлен другому Участнику. При этом ЭП используется в соответствии со сведениями, указанными в Сертификате, а Сертификат отправителя является действующим или являлся действующим на момент подписания документа.
Математические свойства алгоритма ЭП должны соответствовать стандартам, существующим в Российской Федерации. Участник признаёт, что разбор конфликтной ситуации в отношении авторства, целостности и подлинности электронного документа заключается в доказательстве подписания конкретного электронного документа на конкретном Ключе.
Электронный документ может иметь неограниченное количество экземпляров. Для создания дополнительного экземпляра существующего электронного документа копирование этого электронного документа должно быть выполнено со всеми ЭП. Все экземпляры электронного документа являются подлинниками данного электронного документа.
Разрешение конфликтных ситуаций может осуществляться несколькими способами, а именно:
- в рабочем порядке (без создания Экспертной комиссии);
- с созданием Экспертной комиссии;
- в претензионном порядке;
- в судебном порядке.
2.3. Разрешение конфликтных ситуаций в рабочем порядке.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих, по мнению одного из Участников, о возникновении конфликтной ситуации, данный Участник незамедлительно извещает других заинтересованных Участников любым доступным способом о возможном возникновении и (или) наличии конфликтной ситуации, обстоятельствах, свидетельствующих о её возникновении или наличии, а также о её предполагаемых причинах.
Участники, которым была направлена информация (извещение в произвольной форме) о конфликтной ситуации, и которые должны участвовать в её разрешении, обязаны проверить наличие указанных в извещении обстоятельств и по необходимости принять меры по разрешению конфликтной ситуации со своей стороны.
Участник, которому была направлена информация, извещает доступным способом Участника о результатах проверки и, при необходимости, о мерах, принятых для разрешения конфликтной ситуации, в течение одного рабочего дня с момента получения извещения от Участника.
Конфликтная ситуация признается разрешённой в рабочем порядке в случае, если Участник удовлетворён информацией, содержащейся в извещениях о принятых мерах, не имеет претензий к другому Участнику и информация представлена в надлежащий срок.
2.4. Разрешение конфликтных ситуаций с созданием Экспертной комиссии.
2.4.1. Экспертная комиссия создаётся с целью разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе обмена электронными документами в Системе в тех случаях, когда Участники не удовлетворены результатами разрешения конфликтной ситуации в рабочем порядке.
2.4.2. Формирование Экспертной комиссии.
В случае если конфликтная ситуация не была разрешена в рабочем порядке, Участник не позднее пяти рабочих дней после возникновения конфликтной ситуации вправе направить ГРБС заявление о разногласиях 1 (далее - Заявление) и предложение о создании Экспертной комиссии (далее - Предложение).
Заявление должно содержать информацию о предмете и существе конфликтной ситуации, обстоятельствах, по мнению Учреждения свидетельствующих о наличии конфликтной ситуации, возможных причинах и последствиях её возникновения.
Заявление в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
- уникальный идентификатор электронного документа 2;
- название класса электронного документа и его номер в Системе;
- дата Заявления;
- номер Заявления (если ведётся журнал заявлений о разногласиях);
- обстоятельства, на которых основаны заявленные требования и сведения о подтверждающих их доказательствах;
- дата и время подписания (по системному журналу);
- дата электронного документа;
- номер электронного документа;
- положения нормативных и нормативных правовых актов, положения соглашения между участниками, которые по мнению Участника были нарушены.
К Заявлению должны быть приложены следующие документы:
- файл, содержащий электронный документ, а также ЭП этого электронного документа 3;
- файл, содержащий вложение электронного документа, а также ЭП этого вложения электронного документа 4;
- файлы, содержащие сертификаты ключей ЭП, которыми был подписан электронный документ и вложения.
Предложение должно содержать следующую информацию:
- предполагаемая дата (не позднее трёх рабочих дней со дня отправления Заявления), время и место сбора Экспертной комиссии;
- список предлагаемых для участия в работе Экспертной комиссии представителей Участников, с указанием ФИО, должностей, контактной информации (телефон, электронная почта, факс).
Заявление и Предложение составляются в произвольной форме на бумажном носителе, подписываются должностными лицами Участников, уполномоченными участвовать в разрешении конфликтной ситуации и передаются Участнику способом, подтверждающим вручение корреспонденции.
2.4.3. Предполагаемые место и дата сбора Экспертной комиссии.
Не позднее, чем на третий рабочий день после получения Заявления и Предложения Участниками, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, должна быть сформирована Экспертная комиссия.
Состав Экспертной комиссии, время и место её работы утверждается руководителями (иными уполномоченными лицами) участвующих в разрешении конфликтной ситуации Участников.
Срок работы Экспертной комиссии - пять рабочих дней. В исключительных случаях (случаи, требующие длительного рассмотрения) срок работы Экспертной комиссии может быть продлён Участниками, но не более чем на тридцать рабочих дней.
Если Участники не договорятся об ином, то в состав Экспертной комиссии входит равное количество уполномоченных лиц Участников, участвующих в разрешении конфликтной ситуации.
В состав Экспертной комиссии могут включаться специалисты служб обеспечения информационной безопасности Участников, уполномоченные сотрудники Участников, представители юридических служб Участников, а также представители органов, осуществляющих государственное регулирование и контроль в соответствующих сферах деятельности.
По соглашению Участников, участвующих в разрешении конфликтной ситуации, к работе Экспертной комиссии могут привлекаться независимые эксперты.
Лица, входящие в состав Экспертной комиссии, должны обладать знаниями и опытом работы с электронными документами, в области организации и обеспечения информационной безопасности при обмене электронными документами, иметь соответствующий допуск к необходимым для проведения работы Экспертной комиссии документам и программно-техническим средствам.
Председатель Экспертной комиссии назначается по согласованию Участников. Если согласие не достигнуто, то председатель Экспертной комиссии назначается простым большинством голосов, по результатам открытого голосования членов Экспертной комиссии.
Участник вправе отказаться от разрешения конфликтной ситуации с участием Экспертной комиссии.
2.4.4. Экспертная комиссия может быть наделена Участниками следующими правами:
- получать доступ к необходимым для её работы документам Участников;
- знакомиться с условиями и порядком подготовки, формирования, обработки, доставки, исполнения, хранения и учёта электронных документов Участников;
- знакомиться с условиями и порядком эксплуатации программных и технических средств обмена электронными документами Участников;
- знакомиться с условиями и порядком изготовления, использования и хранения участниками Ключей, иной конфиденциальной информации, а также материальных носителей, необходимых для работы средств обмена электронными документами;
- получать объяснения от должностных лиц Участников, обеспечивающих обмен электронными документами;
- получать от Участников любую иную информацию, относящуюся, по её мнению, к разрешаемой конфликтной ситуации.
Для проведения необходимых проверок и документирования данных Экспертной комиссией могут применяться специальные программные и технические средства.
2.4.5. Порядок работы Экспертной комиссии.
Организатор обязан в период работы Экспертной комиссии представить Стороне и Экспертной комиссии документально обоснованные объяснения и (или) доказательства по каждому вопросу, изложенному в Заявлении.
Любая сторона в ходе работы Экспертной комиссии может вынести (в письменной форме) на рассмотрение Экспертной комиссии ходатайство об изменении или дополнении своих требований или возражений.
Экспертная комиссия может затребовать от сторон предоставление документов, вещественных или иных доказательств.
Рассмотрение спора производится на основании всех представленных документов и доказательств.
В том случае, если обстоятельства требуют подтверждения факта подлинности ЭП в электронном документе, по решению Экспертной комиссии может быть проведена экспертиза по подтверждению подлинности ЭП.
2.4.6. Оформление результатов работы Экспертной комиссии.
Все действия, предпринимаемые Экспертной комиссией для выяснения фактических обстоятельств конфликтной ситуации, а также сделанные выводы заносятся в протокол работы Экспертной комиссии. По итогам работы Экспертной комиссии составляется акт.
2.4.6.1. Протокол работы Экспертной комиссии.
Протокол работы Экспертной комиссии должен содержать следующую информацию:
- дату и место составления протокола;
- состав Экспертной комиссии с указанием фамилий, имён, отчеств, мест работы, занимаемых должностей, исполняемых при обмене электронными документами функциональных ролей, контактной информации и квалификации членов Экспертной комиссии;
- краткое изложение обстоятельств, свидетельствующих, по мнению Стороны, о возникновении и (или) наличии конфликтной ситуации;
- установленные Экспертной комиссией фактические обстоятельства;
- мероприятия, проводимые Экспертной комиссией для установления наличия, причин возникновения и последствий возникшей конфликтной ситуации, с указанием даты, времени и места их проведения;
- выводы, к которым пришла Экспертная комиссия в результате проведённых мероприятий;
- подписи всех членов Экспертной комиссии.
Выводы, к которым пришла Экспертная комиссия, должны основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе организационных, технических и практических данных.
Протокол должен быть составлен в форме документа на бумажном носителе в двух экземплярах, по одному для каждого Участника. По обращению любого из членов Экспертной комиссии может быть выдана заверенная копия протокола.
2.4.6.2. Акт по итогам работы Экспертной комиссии.
Акт, составленный по итогам работы Экспертной комиссии, должен содержать следующую информацию:
- дату и место составления акта;
- дату и время начала и окончания работы Экспертной комиссии;
- состав Экспертной комиссии;
- краткое изложение выводов Экспертной комиссии;
- принятое решение Экспертной комиссии;
- перечень мероприятий, проведённых Экспертной комиссией;
- указание на особое мнение члена Экспертной комиссии (при наличии);
- подписи всех членов Экспертной комиссии.
При наличии указания на особое мнение члена Экспертной комиссии к акту прилагается документ, составленный в произвольной форме и отражающий особое мнение члена Экспертной комиссии, не согласного с выводами Экспертной комиссии. Этот документ должен быть подписан членом Экспертной комиссии, чьё мнение он отражает.
Акт должен быть составлен в форме документа на бумажном носителе в двух экземплярах, по одному на каждого из Участников. По обращению любого из членов Экспертной комиссии может быть выдана заверенная копия акта.
2.4.7. Разрешение конфликтной ситуации по итогам работы Экспертной комиссии.
Акт Экспертной комиссии является основанием для принятия Участниками, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, решения по урегулированию конфликтной ситуации.
В срок не более трёх рабочих дней со дня окончания работы Экспертной комиссии Участники, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, на основании выводов Экспертной комиссии принимают меры по разрешению конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация признаётся разрешённой по итогам работы Экспертной комиссии, если Участники, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, удовлетворены выводами, полученными Экспертной комиссией, и не имеют претензий в связи с разрешаемой конфликтной ситуацией.
В случае если конфликтная ситуация признается разрешённой, Участники, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания работы Экспертной комиссии оформляют решение об урегулировании конфликтной ситуации.
Решение составляется Участниками, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, в произвольной форме в виде документа на бумажном носителе и выдаётся по одному экземпляру каждому участнику. Решение подписывается уполномоченными в разрешении конфликтной ситуации лицами Участников и утверждается руководителями (иными уполномоченными лицами) Участников.
2.5. Претензионный порядок разрешения конфликтных ситуаций.
В случаях, когда конфликтная ситуация не разрешена в рабочем порядке, по итогам работы Экспертной комиссии (в случае если Участниками было принято решение о ее разрешении с участием Экспертной комиссии), если один из Участников считает, что его права в связи с обменом электронными документами были нарушены, он вправе направить Участнику, который, по его мнению, нарушил его права, претензию.
Претензия должна содержать:
- изложение требований Участника;
- изложение фактических обстоятельств, на которых основываются требования Участника, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства и иных нормативных правовых актов;
- сведения о работе Экспертной комиссии и, в случае, если Экспертная комиссия работала в связи с разрешаемой конфликтной ситуацией, копии материалов работы Экспертной комиссии независимо от выводов Экспертной комиссии, согласия или несогласия с этими выводами Участника;
- иные документы, имеющие значение, по мнению Участника;
- перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств, а также иные сведения, необходимые для урегулирования разногласий по претензии.
Претензия составляется в форме документа на бумажном носителе в произвольной форме, подписывается руководителем (иным уполномоченным лицом) Участника, заверяется печатью Участника. Претензия и прилагаемые к ней документы направляются в адрес Участника. Участник обязан в срок не позднее трёх рабочих дней удовлетворить требования претензии или представить мотивированный отказ в их удовлетворении. Непредставление ответа на претензию в течение указанного срока является нарушением установленного настоящим пунктом претензионного порядка и может рассматриваться в качестве отказа в удовлетворении требований претензии.
2.6. Разрешение конфликтных ситуаций в судебном порядке.
В случае невозможности разрешения конфликтной ситуации в рабочем (в том числе с созданием Экспертной комиссии) и претензионном порядках Участник вправе обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-------------------------------------------
1. До подачи Заявления Учреждению необходимо убедиться в целостности установленного на его технических средствах программного обеспечения, в том числе средств ЭП, а так же в том, что не было произведено несанкционированных действий относительно программного обеспечения, и в том, что на его технических средствах не установлено вредоносного или шпионского программного обеспечения.
2. Определяется через интерфейс системы
3. Выгружается из Системы
4. Выгружается из Системы
<< Приложение 2 Приложение 2 |
||
Содержание Приказ Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени от 15 июня 2017 г. N 396-о "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.