Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 16 июня 2021 г. N LX-3
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год
Бюджет Союзного государства на 2020 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 ноября 2019 г. N LVII-3 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21 февраля 2020 г. N 2 (далее - Декрет о бюджете) по доходам - в сумме 5 521,5 млн рублей и расходам - в сумме 5 377,1 млн рублей, профицит бюджета Союзного государства - 144,4 млн рублей.
Сводная бюджетная роспись доходов и расходов на 2020 год утверждена 25 февраля 2020 года - в срок, установленный статьей 67 Порядка формирования и исполнения бюджета, утвержденного Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 (далее - Порядок).
Изменения и дополнения в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2020 год" приняты постановлениями Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 декабря 2020 г. N LIX-4 (утверждены Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 16 марта 2021 г. N 1) и от 16 июня 2021 г. N LX-2.
В результате доходы бюджета Союзного государства на 2020 год определены в размере 5 540,6 млн рублей, расходы - в размере 5 486,1 млн рублей, профицит составил 54,4 млн рублей.
Во исполнение поручения Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России В.В. Володина о рассмотрении в первой половине 2021 года вопроса "Об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год" Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам по согласованию со всеми заинтересованными участниками бюджетного процесса предложила следующие новые сроки подготовки отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год:
финансовый орган Союзного государства представляет для одобрения в Совет Министров Союзного государства и Счетную палату Союзного государства для осуществления внешний проверки до 15 марта 2021 года годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год;
Совет Министров Союзного государства до 20 апреля 2021 года направляет для рассмотрения в Парламентское Собрание годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год;
Счетная палата Союзного государства до 15 июня 2021 года представляет заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год в Парламентское Собрание и в финансовый орган Союзного государства.
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год (далее - отчет Совета Министров) поступил в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (далее - Парламентское Собрание) 25 мая 2021 года. В соответствии со статьями 35, 81 и 85 Порядка отчет Совета Министров направлен Парламентским Собранием для осуществления внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
По результатам проверки контрольные органы подготовили заключение на отчет Совета Министров и утвердили его на совместном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Комиссия считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2020 году.
В 2020 году доходы бюджета Союзного государства определены в размере 5 540,6 млн рублей, в том числе отчисления государств-участников - 4 872,0 млн рублей, неналоговые доходы - 668,6 млн рублей (в структуре неналоговых доходов остатки средств бюджетов Союзного государства прошлых лет составляют 647,8 млн рублей (96,2 процента). Проведенный анализ показал, что, как и в предыдущие годы, основной удельный вес в доходной части бюджета Союзного государства в 2020 году занимали перечисления государств-участников (87,9 процента).
Изначально расходная часть бюджета Союзного государства установлена в размере 5 377,1 млн рублей. В результате внесения изменений объем расходов бюджета увеличен до 5 486,1 млн рублей.
Финансирование расходов главных распорядителей, получателей средств бюджета Союзного государства в 2020 году составило 5 200,9 млн рублей, или 94,8 процента показателя уточненной сводной бюджетной росписи, кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства в 2020 году - 5 094,4 млн рублей, или 92,9 процента показателя уточненной сводной бюджетной росписи, что ниже уровня 2019 года (98,5 и 98,3 процента соответственно).
Общий объем не использованных в 2020 году бюджетных ассигнований (391,7 млн рублей) почти в 3,5 раза превышает значение аналогичного показателя за 2019 год (112,9 млн рублей).
Низкий уровень освоения бюджетных средств в 2020 году в основном обусловлен экономией бюджетных средств, которая образовалась в условиях ограничительных мер, принятых Россией и Беларусью по предупреждению и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
Не решен вопрос задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным в 1998-2002 годах за счет средств бюджета Союзного государства на реализацию программ Союзного государства. Постоянный Комитет Союзного государства (далее - Постоянный Комитет) разработал проект постановления Совета Министров Союзного государства "О безнадежной кредиторской задолженности перед бюджетом Союзного государства", который в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
С 2018 года снижается размер остатков средств бюджета Союзного государства прошлых лет: за отчетный год их размер по сравнению с показателем 2019 года снизился в 1,4 раза. Остатки были направлены на финансирование новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства.
Следует отметить следующие недостатки, выявленные контрольными органами Союзного государства при исполнении бюджета Союзного государства в 2020 году.
Проверкой подтверждаются итоговые показатели отчета Совета Министров по доходам и расходам. Вместе с тем проверкой установлены отдельные нарушения и недостатки в организации исполнения бюджета Союзного государства.
В 2020 году была предусмотрена реализация 12 программ, двух проектов и 25 мероприятий Союзного государства.
Основной удельный вес приходится на расходы по реализации программ Союзного государства (3 380,8 млн рублей). Расходы на реализацию 12 программ профинансированы на общую сумму 3 345,7 млн рублей (99,0 процента). Кассовое исполнение указанных расходов (3 311,8 млн рублей) сложилось на уровне 98,0 процентов. Проведенный анализ показал, что в 2020 году из 12 программ Союзного государства по семи программам бюджетные назначения исполнены в полном объеме (100 процентов - 99,97 процента). По оставшимся пяти программам уровень исполнения варьировался от 94,4 до 98,5 процента. Основной объем неиспользованных средств приходится на две программы: "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства" (программа "Граница") и "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" (программа "Военная инфраструктура"). По государственному заказчику Минобороны Республики Беларусь кассовое исполнение по программе "Военная инфраструктура" составило 85,1 процента.
Выборочной проверкой отчетов по программам установлено, что в результате исполнения программ в 2020 году запланированные целевые индикаторы и показатели в основном были достигнуты, кроме программ Союзного государства "Разработка комплексных технологии создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей" (программа "Технология-СГ") и "Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения" (программа "Автоэлектроника").
По некоторым программам Союзного государства отчеты были подготовлены с нарушениями требований Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров от 11 октября 2000 г. N 7.
За весь период реализации программ Союзного государства на территории Российской Федерации создано 573 объекта имущества (патенты на изобретение и на полезную модель, экспериментальные образцы, спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ, аппаратно-программные комплексы, опытные и макетные образцы, стенды, устройства подключения, лабораторные модели, технологии создания и изготовления и др.) общей стоимостью 2 053,5 млн рублей. Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (ГК "Роскосмос") и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации сведения об имуществе в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не направлялись, учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках выполнения программы "Технология-СГ", будет осуществлен ГК "Роскосмос" в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) после принятия решения об отнесении выполненных работ к сфере гражданского назначения.
В 2020 году осуществлялась реализация двух проектов Союзного государства: на территории Российской Федерации - проекта "Создание скульптурной композиции для Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области" (далее - проект "Ржевский мемориал"); на территории Республики Беларусь - проекта "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" (далее - проект "Брестская крепость"). Объем финансирования проектов в 2020 году составил 118,96 млн рублей (в том числе проекта "Брестская крепость" - 104,1 млн рублей, проекта "Ржевский мемориал" -14,86 млн рублей), кассовые расходы составили 110,2 млн рублей (в том числе по проекту "Брестская крепость" - 95,5 млн рублей, по проекту "Ржевский мемориал" - 14,7 млн рублей). Итоговые отчеты о реализации проектов "Ржевский мемориал" и "Брестская крепость" на заключение в Счетную палату не поступали, что является нарушением пункта 5.8 Порядка разработки и реализации проектов Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 10 февраля 2017 г. N 5.
Расходы бюджета Союзного государства на 2020 год на реализацию 25 мероприятий утверждены в объеме 1 265,99 млн рублей. Фактически профинансировано выполнение 15 мероприятий в объеме 1 024,7 млн рублей (80,9 процента) (постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 декабря 2020 г. N 20 "О мероприятиях Союзного государства в 2020 году" в целях реализации мер, принятых государствами - участниками Договора о создании Союзного государства по предупреждению и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принято решение о непроведении в 2020 году 10 ежегодных мероприятий Союзного государства). Кассовое исполнение расходов составило 1 009,3 млн рублей (79,7 процента).
Кассовые расходы бюджета Союзного государства на функционирование органов Союзного государства и содержание ТРО Союза в 2020 году составили 663,1 млн рублей (92,1 процента), в том числе Постоянного Комитета - 356,1 млн рублей (99,1 процента), Парламентского Собрания - 267,3 млн рублей (83,5 процента), ТРО Союза - 39,7 млн рублей (96,8 процента).
Проверкой контрольных органов подтверждаются итоговые показатели отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год по доходам и расходам. Средства бюджета Союзного государства были направлены на финансирование программ, проектов, мероприятий Союзного государства, функционирование его органов, что соответствует положениям статьи 32 Договора о создании Союзного государства.
В целом по итогам 2020 года показатели программ, а также задачи, определенные проектами и мероприятиями, выполнены, за исключением программ "Технология-СГ" и "Автоэлектроника".
Проверкой установлены нарушения требований нормативных правовых актов Союзного государства, регулирующих бюджетный процесс, реализацию программ, проектов и мероприятий (получателями средств бюджета Союзного государства в 2019-2020 годах приняты денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств бюджета Союзн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.