Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 16 июня 2021 г. N LX-3
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год
Бюджет Союзного государства на 2020 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 ноября 2019 г. N LVII-3 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21 февраля 2020 г. N 2 (далее - Декрет о бюджете) по доходам - в сумме 5 521,5 млн рублей и расходам - в сумме 5 377,1 млн рублей, профицит бюджета Союзного государства - 144,4 млн рублей.
Сводная бюджетная роспись доходов и расходов на 2020 год утверждена 25 февраля 2020 года - в срок, установленный статьей 67 Порядка формирования и исполнения бюджета, утвержденного Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 (далее - Порядок).
Изменения и дополнения в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2020 год" приняты постановлениями Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 декабря 2020 г. N LIX-4 (утверждены Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 16 марта 2021 г. N 1) и от 16 июня 2021 г. N LX-2.
В результате доходы бюджета Союзного государства на 2020 год определены в размере 5 540,6 млн рублей, расходы - в размере 5 486,1 млн рублей, профицит составил 54,4 млн рублей.
Во исполнение поручения Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России В.В. Володина о рассмотрении в первой половине 2021 года вопроса "Об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год" Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам по согласованию со всеми заинтересованными участниками бюджетного процесса предложила следующие новые сроки подготовки отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год:
финансовый орган Союзного государства представляет для одобрения в Совет Министров Союзного государства и Счетную палату Союзного государства для осуществления внешний проверки до 15 марта 2021 года годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год;
Совет Министров Союзного государства до 20 апреля 2021 года направляет для рассмотрения в Парламентское Собрание годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год;
Счетная палата Союзного государства до 15 июня 2021 года представляет заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год в Парламентское Собрание и в финансовый орган Союзного государства.
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год (далее - отчет Совета Министров) поступил в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (далее - Парламентское Собрание) 25 мая 2021 года. В соответствии со статьями 35, 81 и 85 Порядка отчет Совета Министров направлен Парламентским Собранием для осуществления внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
По результатам проверки контрольные органы подготовили заключение на отчет Совета Министров и утвердили его на совместном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Комиссия считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2020 году.
В 2020 году доходы бюджета Союзного государства определены в размере 5 540,6 млн рублей, в том числе отчисления государств-участников - 4 872,0 млн рублей, неналоговые доходы - 668,6 млн рублей (в структуре неналоговых доходов остатки средств бюджетов Союзного государства прошлых лет составляют 647,8 млн рублей (96,2 процента). Проведенный анализ показал, что, как и в предыдущие годы, основной удельный вес в доходной части бюджета Союзного государства в 2020 году занимали перечисления государств-участников (87,9 процента).
Изначально расходная часть бюджета Союзного государства установлена в размере 5 377,1 млн рублей. В результате внесения изменений объем расходов бюджета увеличен до 5 486,1 млн рублей.
Финансирование расходов главных распорядителей, получателей средств бюджета Союзного государства в 2020 году составило 5 200,9 млн рублей, или 94,8 процента показателя уточненной сводной бюджетной росписи, кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства в 2020 году - 5 094,4 млн рублей, или 92,9 процента показателя уточненной сводной бюджетной росписи, что ниже уровня 2019 года (98,5 и 98,3 процента соответственно).
Общий объем не использованных в 2020 году бюджетных ассигнований (391,7 млн рублей) почти в 3,5 раза превышает значение аналогичного показателя за 2019 год (112,9 млн рублей).
Низкий уровень освоения бюджетных средств в 2020 году в основном обусловлен экономией бюджетных средств, которая образовалась в условиях ограничительных мер, принятых Россией и Беларусью по предупреждению и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
Не решен вопрос задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным в 1998-2002 годах за счет средств бюджета Союзного государства на реализацию программ Союзного государства. Постоянный Комитет Союзного государства (далее - Постоянный Комитет) разработал проект постановления Совета Министров Союзного государства "О безнадежной кредиторской задолженности перед бюджетом Союзного государства", который в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
С 2018 года снижается размер остатков средств бюджета Союзного государства прошлых лет: за отчетный год их размер по сравнению с показателем 2019 года снизился в 1,4 раза. Остатки были направлены на финансирование новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства.
Следует отметить следующие недостатки, выявленные контрольными органами Союзного государства при исполнении бюджета Союзного государства в 2020 году.
Проверкой подтверждаются итоговые показатели отчета Совета Министров по доходам и расходам. Вместе с тем проверкой установлены отдельные нарушения и недостатки в организации исполнения бюджета Союзного государства.
В 2020 году была предусмотрена реализация 12 программ, двух проектов и 25 мероприятий Союзного государства.
Основной удельный вес приходится на расходы по реализации программ Союзного государства (3 380,8 млн рублей). Расходы на реализацию 12 программ профинансированы на общую сумму 3 345,7 млн рублей (99,0 процента). Кассовое исполнение указанных расходов (3 311,8 млн рублей) сложилось на уровне 98,0 процентов. Проведенный анализ показал, что в 2020 году из 12 программ Союзного государства по семи программам бюджетные назначения исполнены в полном объеме (100 процентов - 99,97 процента). По оставшимся пяти программам уровень исполнения варьировался от 94,4 до 98,5 процента. Основной объем неиспользованных средств приходится на две программы: "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства" (программа "Граница") и "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" (программа "Военная инфраструктура"). По государственному заказчику Минобороны Республики Беларусь кассовое исполнение по программе "Военная инфраструктура" составило 85,1 процента.
Выборочной проверкой отчетов по программам установлено, что в результате исполнения программ в 2020 году запланированные целевые индикаторы и показатели в основном были достигнуты, кроме программ Союзного государства "Разработка комплексных технологии создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей" (программа "Технология-СГ") и "Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения" (программа "Автоэлектроника").
По некоторым программам Союзного государства отчеты были подготовлены с нарушениями требований Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров от 11 октября 2000 г. N 7.
За весь период реализации программ Союзного государства на территории Российской Федерации создано 573 объекта имущества (патенты на изобретение и на полезную модель, экспериментальные образцы, спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ, аппаратно-программные комплексы, опытные и макетные образцы, стенды, устройства подключения, лабораторные модели, технологии создания и изготовления и др.) общей стоимостью 2 053,5 млн рублей. Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (ГК "Роскосмос") и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации сведения об имуществе в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не направлялись, учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках выполнения программы "Технология-СГ", будет осуществлен ГК "Роскосмос" в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) после принятия решения об отнесении выполненных работ к сфере гражданского назначения.
В 2020 году осуществлялась реализация двух проектов Союзного государства: на территории Российской Федерации - проекта "Создание скульптурной композиции для Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области" (далее - проект "Ржевский мемориал"); на территории Республики Беларусь - проекта "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" (далее - проект "Брестская крепость"). Объем финансирования проектов в 2020 году составил 118,96 млн рублей (в том числе проекта "Брестская крепость" - 104,1 млн рублей, проекта "Ржевский мемориал" -14,86 млн рублей), кассовые расходы составили 110,2 млн рублей (в том числе по проекту "Брестская крепость" - 95,5 млн рублей, по проекту "Ржевский мемориал" - 14,7 млн рублей). Итоговые отчеты о реализации проектов "Ржевский мемориал" и "Брестская крепость" на заключение в Счетную палату не поступали, что является нарушением пункта 5.8 Порядка разработки и реализации проектов Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 10 февраля 2017 г. N 5.
Расходы бюджета Союзного государства на 2020 год на реализацию 25 мероприятий утверждены в объеме 1 265,99 млн рублей. Фактически профинансировано выполнение 15 мероприятий в объеме 1 024,7 млн рублей (80,9 процента) (постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 декабря 2020 г. N 20 "О мероприятиях Союзного государства в 2020 году" в целях реализации мер, принятых государствами - участниками Договора о создании Союзного государства по предупреждению и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принято решение о непроведении в 2020 году 10 ежегодных мероприятий Союзного государства). Кассовое исполнение расходов составило 1 009,3 млн рублей (79,7 процента).
Кассовые расходы бюджета Союзного государства на функционирование органов Союзного государства и содержание ТРО Союза в 2020 году составили 663,1 млн рублей (92,1 процента), в том числе Постоянного Комитета - 356,1 млн рублей (99,1 процента), Парламентского Собрания - 267,3 млн рублей (83,5 процента), ТРО Союза - 39,7 млн рублей (96,8 процента).
Проверкой контрольных органов подтверждаются итоговые показатели отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год по доходам и расходам. Средства бюджета Союзного государства были направлены на финансирование программ, проектов, мероприятий Союзного государства, функционирование его органов, что соответствует положениям статьи 32 Договора о создании Союзного государства.
В целом по итогам 2020 года показатели программ, а также задачи, определенные проектами и мероприятиями, выполнены, за исключением программ "Технология-СГ" и "Автоэлектроника".
Проверкой установлены нарушения требований нормативных правовых актов Союзного государства, регулирующих бюджетный процесс, реализацию программ, проектов и мероприятий (получателями средств бюджета Союзного государства в 2019-2020 годах приняты денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств бюджета Союзного государства, по осуществлению расходов сверх доведенных до них объемов финансирования на общую сумму 1072,3 млн рублей).
Установлены нарушения государственными заказчиками Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств бюджета Союзного государства для удовлетворения потребностей органов Союзного государства, их аппаратов и организаций Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 апреля 2018 г. N 3 в части несоблюдения требований об информации, включаемой в извещение; несоответствия заключенных договоров конкурсной документации; нарушения порядка приемки работ, отсутствия согласования на привлечение соисполнителей и др.
При разработке и реализации программ Союзного государства допускаются недостатки (существенное изменение концепции программы по причине ее длительного согласования; некачественная разработка проекта программы, в том числе несоответствие программы ее концепции; отсутствие должного уровня организации и обеспечения ведения государственными заказчиками отчетности о ходе реализации программы, отсутствие должного уровня контроля за ходом выполнения программы), что может формировать риски выполнения программ, достижения их целей.
Позднее решение о внедрении результатов программ, а также непроведение государственными заказчиками мониторинга практического применения (внедрения) полученных результатов не способствуют коммерциализации результатов программ и поступлению соответствующих доходов в бюджет Союзного государства.
Постоянный Комитет, реализующий функции финансового органа Союзного государства, не в полной мере осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетного процесса Союзного государства в части обеспечения надлежащего исполнения нормативных правовых актов Союзного государства и несвоевременно применяет меры принуждения к государственным заказчикам, допускающим нарушения.
Остается нерешенным вопрос о создании единой системы учета имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства. Статус активов, созданных и (или) приобретенных за счет средств бюджета Союзного государства, остается неопределенным. Нормативно-правовая база по их оценке, учету и управлению не разработана. Механизм определения долей сторон в создаваемом имуществе либо в объектах промышленной и интеллектуальной собственности не унифицирован.
Комиссия рекомендует принять к сведению основные замечания и выводы, отмеченные в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь, на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год.
Комиссия предлагает Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России согласиться в основном с выводами, изложенными в заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета за 2020 год, и с учетом подтверждения контрольными органами данных отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год рекомендовать Высшему Государственному Совету Союзного государства:
утвердить отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2020 год;
рекомендовать Совету Министров Союзного государства:
урегулировать вопрос о проведении реструктуризации или о списании в установленном порядке просроченной задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов на возмездной и возвратной основе в 1998-2002 годах на реализацию союзных программ;
решить вопрос о создании единой системы учета имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства;
определить статус активов, созданных и (или) приобретенных за счет средств бюджета Союзного государства, разработать нормативно-правовую базу по их оценке, учету и управлению ими.
Постоянному Комитету Союзного государства:
Постоянному Комитету как органу, выполняющему функции финансового органа Союзного государства, рассмотреть вопрос о применении мер принуждения к государственным заказчикам, допустившим нарушения при исполнении бюджета Союзного государства;
рассмотреть вопрос о возможности размещения свободных остатков средств бюджета Союзного государства прошлых лет на банковских депозитах;
с учетом замечаний контрольных органов разработать детализированный перечень распространения журнала "Союзное государство";
Постоянному Комитету как органу, выполняющему функции финансового органа Союзного государства и осуществляющему подготовку отчета об исполнении бюджета Союзного государства, принять меры к цифровизации процесса его подготовки;
разработать и внести на рассмотрение Совета Министров Союзного государства документы, предусматривающие решение вопроса о списании и об утилизации устаревшего имущества, пришедшего в непригодное состояние и не подлежащего восстановлению;
совместно с государственными заказчиками-координаторами (государственными заказчиками) программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства обеспечить полный и достоверный обособленный учет имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства начиная с 1999 года;
информировать в 2022 году Парламентское Собрание Союза Беларуси и России о ходе работы по устранению отмеченных в настоящем Заключении недостатков.
Председатель комиссии |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.