Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 марта 2022 г. N 5.1-01/796
по проекту федерального закона N 84971-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 11 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 марта 2022 года (N 84971-8).
Федеральный закон направлен на обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса и поддержки хозяйствующих субъектов в условиях санкционного режима, введенного иностранными государствами в отношении Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, федеральные законы от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", от 14 марта 2009 года N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
В сфере регулирования деятельности гражданской авиации Федеральным законом предусматривается, что проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, указанных в статье 8 Воздушного кодекса, осуществляется с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий. Требования к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядок их аккредитации, требования к реестру аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий, а также порядок ведения такого реестра будут устанавливаться Министерством транспорта Российской Федерации.
Федеральным законом закрепляется положение о том, что сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается, в том числе на основании дополнительного сертификата типа, выданного уполномоченным органом иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года.
Кроме того, Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решения, предусматривающие особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) иностранных воздушных судов, и договоров финансовой аренды (лизинга) транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также особенности государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенности государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
В сфере регулирования деятельности морского и внутреннего водного транспорта Правительство Российской Федерации наделяется полномочием принимать ответные ограничения в отношении судов иностранных государств, в которых имеются ограничения для захода в морские порты и прохода по их внутренним водным путям судов Российской Федерации.
В сфере регулирования деятельности железнодорожного транспорта Федеральным законом Министерству транспорта Российской Федерации предоставляется право определять особенности применения на территории Российской Федерации нормативных документов (актов) Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, регулирующих деятельность в области железнодорожного транспорта, а также нормативных документов международных организаций в области железнодорожного транспорта с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза. Также предусматривается требование об обязательном пономерном учете железнодорожного подвижного состава и контейнеров.
В области транспортной безопасности Федеральным законом переносится срок проведения сертификации технических средств с 1 января 2022 года на 31 декабря 2023 года.
В сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом закрепляется обязанность лиц, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок, приступать к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня его включения в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.
Закрепляется положение, предоставляющее Правительству Российской Федерации право определять размер штрафа, который подрядчик выплачивает заказчику за невыполнение, в объеме, который также определяется Правительством Российской Федерации, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом, при этом общая сумма начисленной неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом, не может превышать цену такого контракта.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "м" (безопасность), "и" (федеральный транспорт) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 12 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 25 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.