Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 марта 2022 г. N 5.1-01/493
по проекту федерального закона N 84938-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 11 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 марта 2022 года (N 84938-8).
В Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" вносятся изменения, уточняющие полномочия Правительства Российской Федерации по принятию федеральной адресной инвестиционной программы, а также исключающие необходимость проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополняется новой статьей 20, согласно которой особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами, что позволит оперативно устанавливать особенности регулирования земельных отношений без внесения корреспондирующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты для исключения коллизии с федеральными законами, действие которых предполагается исключительно в 2022 году.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" дополняется нормой, устанавливающей возможность продления по заявлению участника долевого строительства срока условного депонирования (эскроу) денежных средств не более чем на два года.
В Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вносятся изменения, наделяющие Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению случаев, сроков и условий, позволяющих предотвратить приостановление или отказ в возобновлении предоставления финансовой поддержки, равно как и возврат финансовой поддержки по причине несоблюдения субъектами Российской Федерации существенных условий расходования выделяемых средств и отчетности по реализации региональных адресных программ, выделенной субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" вносится изменение, возлагающее на Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти полномочие по внесению в Государственную Думу информации об изменениях федеральной адресной инвестиционной программы.
В Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся изменения, упрощающие порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые объекты недвижимости.
Устанавливается, что государственный регистратор прав не будет осуществлять: проверку наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено введенное в эксплуатацию здание или сооружение, а также проверку соответствия таких объектов недвижимости виду разрешенного использования земельного участка; проверку объектов капитального строительства, расположенных в границах зон затопления, подтопления, проверку на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов или территорий, на которых они расположены; проверку объектов капитального строительства, расположенных в границах водооохранных зон, на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Федеральным законом предусматривается, что в срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и не отнесенных на основании решения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к числу объектов гражданской обороны, государственный кадастровый учет или государственная регистрация прав могут осуществляться на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества. При этом, если разрешение на строительство и проектная документация отсутствуют, то соответствующие сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Согласно положениям Федерального закона в 2022 году при осуществлении градостроительной деятельности предусматривается упрощение процедуры подготовки и сокращение сроков разработки, утверждения и согласования градостроительной документации, а также упрощение процедуры проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по утверждению градостроительной документации. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, дополнительно могут быть установлены случаи внесения изменений в градостроительную документацию без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Кроме того, предусматривается, что Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.
На 2022 год при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определять случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов с сокращением сроков предоставления названных земельных участков.
Допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
Устанавливается, что в 2022 году Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в отношении соответственно земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вправе принимать решения об определении размера арендной платы за земельный участок в размере не менее одного рубля. Кроме того, до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе будет потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, не может превышать трех лет.
Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать в 2022 году особенности регулирования жилищных отношений, а именно: особенности начисления и уплаты пени за нарушение обязательств по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взносов за капитальный ремонт, за просрочку установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, особенности предоставления рассрочки по оплате договоров об установке приборов гражданами, а также особенности начисления и взыскания штрафных санкций за нарушение обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оплате услуг, предоставляемых по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое и кредитное регулирование), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 10 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое и кредитное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 25 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.