Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 11 марта 2022 г. N 3.2-05/850
по проекту федерального закона N 40921-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 40921-8), принятый Государственной Думой 11 марта 2022 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в ряд федеральных законов, в том числе регулирующих отношения в сфере подготовки и проведения выборов, организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.
Ряд изменений вносится в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) в части согласования его положений с нормами Федерального закона 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ).
В частности, используемое в настоящий момент в Федеральном законе N 67-ФЗ понятие "законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации" по тексту заменяется на "законодательный орган субъекта Российской Федерации". Кроме этого, из текста Федерального закона N 67-ФЗ исключаются слова "(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".
Федеральным законом из системы избирательных комиссий, комиссий референдума в Российской Федерации исключаются избирательные комиссии муниципальных образований.
Исполнение полномочий избирательных комиссий муниципальных образований по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации возлагается на территориальную или участковую комиссию. При этом Федеральным законом определяются полномочия территориальной комиссии, участковой комиссии при организации и проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума.
До 1 января 2023 года должны быть решены все вопросы, связанные с прекращением полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, а также вопросы передачи в установленном порядке имущества и документов избирательных комиссий муниципальных образований в связи с прекращением их полномочий или возложением этих полномочий на иную комиссию.
Положения некоторых статей Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающиеся порядка формирования, полномочий и статуса избирательных комиссий муниципальных образований, а также статуса членов избирательных комиссий муниципальных образований будут применяться в части, не противоречащей положениям законодательных актов Российской Федерации, изменяемых Федеральным законом.
В Федеральный закон N 67-ФЗ вводится статья 64.1, содержащая нормы, комплексно регулирующие основные отношения в сфере проведения дистанционного электронного голосования на выборах и референдумах.
В частности, предусматривается, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Регламентируется обязательность прохождения при дистанционном электронном голосовании процедур аутентификации, идентификации и анонимизации, а также предусматривается использование ключей зашифрования и расшифрования соответственно для зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон N 414-ФЗ в части наименования должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Определяется, что:
наименованием должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации наименование "Глава" или "Губернатор" с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации;
наименованием должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения помимо вышеуказанных наименований в соответствии с уставом субъекта Российской Федерации - города федерального значения может являться наименование "Мэр" с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки вступления в силу.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.