Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 68537-8 "О внесении изменений в главу 25-4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 68537-8 "О внесении изменений в главу 25-4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья), внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Ануфриевой, П.Н. Завальным, и сообщает следующее.
В Российской Федерации запасы выработанных месторождений составляют 2,9 млрд тонн, добыча углеводородов на которых за 2019 года достигла 159 млн тонн, превысив 30% общероссийского показателя. Наибольшая доля (31%) приходится на ХМАО-Югра (31%), Татарстан (17%).
Извлекаемые запасы нефти с вязкостью более 200 мПа*с (далее - высоковязкая и сверхвязкая нефть) составляют порядка 2 млрд тонн. В 2020 году добыча высоковязкой и сверхвязкой нефти составила 13,710 млн т, из них более 11 млн т пришлись на Республику Коми и Республику Татарстан.
Учитывая величину запасов высоковязкой и сверхвязкой нефти и зависимость социальной инфраструктуры нефтедобывающих регионов от нефтяной промышленности, вопрос эффективной разработки системы налогообложения таких запасов в современных экономических условиях приобретает особую значимость.
С 1 января 2021 года вступили в силу Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) и Федеральный закон от 15.10.2020 N 325-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ). Указанные федеральные законы коснулись практически половины объема годовой добычи нефти с учетом соглашения ОПЕК +.
Федеральным законом N 342-ФЗ предусмотрено:
отмена стимулирующего разработку коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) для выработанных участков недр (со степенью выработанности равной 80%и более) и предоставлено право на применение налога на дополнительный доход от добычи углеодородного сырья (далее - НДД) при добыче нефти на таких участках;
отмена с 1 января 2021 года стимулирующих разработку коэффициентов к ставке НДПИ, касающиеся проектов по добыче нефти вязкостью 10 000 мПа*с (миллипаскаль в секунду)и более, а также вязкостью свыше 200 и менее 10 000 мПа*с.;
Федеральным законом N 325-ФЗ предусматривается отмена с 1 января 2021 года пониженной ставки экспортной пошлины для нефти с вязкостью 10 000 мПа*с и более.
Указанные изменения налогового законодательства повлекли сокращение производственных и инвестиционных программ предприятий из-за снижения рентабельности и даже убыточности месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти, а также на участках с высокой выработанностью запасов.
Изменение налогового режима наиболее чувствительно в регионах добычи высоковязкой и сверхвязкой нефти и выработанных участков. Повышение объемов фискальных поступлений касается только НДД и НДПИ, а также таможенной пошлины, которые поступают в федеральный бюджет. Отчисления же в региональные бюджеты, напротив, уменьшаются. Неизбежны и другие негативные для финансовой устойчивости регионов последствия, в том числе сокращение объемов уплаты в региональный и местные бюджеты налога на прибыль и налога на имущество подрядных организаций в связи со снижением потребности в оказываемых услугах (работах). Из-за снижения эффективности возникнет необходимость консервации действующих скважин и отказа от бурения новых, остановки эксплуатации нефтешахт и объектов инфраструктуры. Все это в совокупности приведет к неизбежному падению добычи и, как следствие, возможному сокращению рабочих мест не только на предприятиях нефтедобычи, но и в нефтесервисных компаниях и других смежных секторах экономики.
В целях недопущения закрытия таких месторождений, нарушения финансовой устойчивости регионов и потери рабочих мест, являющихся, как правило, единственным местом работы и источником дохода в таких населенных пунктах, а также наступления иных негативных последствий, законопроектом, в качестве сбалансированной меры стимулирования добычи на подобных месторождениях предлагается расширить периметр применения НДД от добычи углеводородного сырья на участки недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимые участки недр, прошедшие отбор по критериям, предложенным Министерством финансов Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации:
положительный бюджетный эффект на 5-летнем временном интервале;
сохранение уровня профиля добычи;
соответствие определенным суммарным квотам для лицензионных участков.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных параметров исчисления НДД от добычи углеводородного сырья в части решения отдельных спорных вопросов правоприменения. Так, например, уточняется порядок учета расходов при переходе права пользования участком недр, в том числе в виде арендных (лизинговых) платежей, порядок восстановления фактических расходов, порядок применения коэффициента индексации убытка и другое.
Распространение НДД от добычи углеводородного сырья на вновь вводимые участки недр ("4 группа") предусмотрено с 1 января 2022 года, что позволит уже в 2022 году запустить экономические процессы, создать новые рабочие места и дать новые производственные объемы смежным отраслям экономики.
В свою очередь, распространение НДД от добычи углеводородного сырья на выработанные месторождения ("3 группа"), предусматривается применять к правоотношениям, возникающим с 1 января 2023 года.
Комитет полагает, что ко второму чтению законопроект может быть доработан в части корректировки сроков вступления в силу отдельных положений законопроекта, неопределенности в учете отдельных расходов, исключения "двойного налогообложения" при добычи газа и газового конденсата в режиме НДД, расширения периметра участков недр 3-ей и 4-ой групп режима НДД, отвечающих требованиям Минфина России, принципам бюджетной эффективности, а также рассматриваемым лимитам по добыче и запасам нефти, с учетом продолжающегося диалога с соответствующими ФОИВами.
Одновременно полагаем, что ко второму чтению также могут быть рассмотрены технические поправки по режиму НДД, которые ранее консолидировано были представлены нефтяными компаниями на обсуждение рабочей группе при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам, но решение по которым было отложено до подготовки текста законопроекта ко второму чтению.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены не на предоставление новых налоговых льгот для разработки месторождений, и так рентабельных в действующей системе налогообложения, а на точечное стимулирование добычи тех категорий запасов, которые стали нерентабельны и в этой связи не вовлечены в разработку, а также на поиск, оценку и разведку новых месторождений углеводородного сырья, что, в свою очередь, будет способствовать развитию нефтедобывающих регионов, сохранению и появлению новых производств, а также сохранению наращивания объема инвестиций в отрасль.
С учетом вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 68537-8 "О внесении изменений в главу 25-4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.