Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 декабря 2021 г. (протокол N 18, пункт 100) рассмотрел проект федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в четыре федеральных закона: Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации с целью устранения проблем в корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, выявленных по результатам мониторинга правоприменения Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
1. В частности, законопроектом предлагается решить одну из наиболее значимых проблем в правоотношениях садоводов - проблему оформления перехода прав на земельные участки общего назначения в общую долевую собственность собственников садовых и огородных земельных участков (далее - садоводов).
В качестве основных трудностей садоводов при оформлении прав их общей долевой собственности на земельные участки общего назначения авторы законопроекта в пояснительной записке указывают необходимость:
подготовки документации по планировке территории и связанные с этим финансовые и временные затраты садоводов;
получения в рамках проведения общего собрания членов товарищества согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков на приобретение земельного участка в общую долевую собственность.
а) Для решения указанной проблемы предлагается исключить необходимость подготовки проектов планировки территории, а также распространить процедуру принятия решения общего собрания членов товарищества по корпоративным вопросам, указанным в пункте 1 статьи 17 Федерального закона, на вопросы, связанные с переходом прав собственности на имущество общего пользования, принадлежащего товариществу (юридическому лицу), в общую долевую собственность садоводов, включая земельные участки общего назначения. В частности предлагается, что решение о переходе прав собственности на имущество общего пользования в общую долевую собственность садоводов будет приниматься квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества (при условии обеспечения кворума).
Законопроектом не учитывается, что членами садоводческих некоммерческих товариществ или огороднических некоммерческих товариществ (далее - товарищество) зачастую является ограниченное число лиц, а ведение садоводства или огородничества может осуществляться садоводами без участия в товариществе.
В этой связи, изменение числа участников голосования, по мнению Комитета, не решит проблему оформления перехода прав на земельные участки общего назначения в общую долевую собственность садоводов. Такие права должны возникать у собственников садовых и огородных земельных участков автоматически при регистрации прав их собственности на земельный участок на территории товарищества без каких-либо дополнительных решений. Стимулом в этом вопросе может стать льготное налогообложение земельных участков общего назначения, либо освобождение от налогообложения по аналогии с общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Следует принять во внимание и проблему, связанную с тем, что не все земельные участки, фактически используемые правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для прохода и проезда к своим земельным участкам, попадают под определение "земельный участок общего назначения", поскольку являются транзитными и используются одновременно для удовлетворения нужд садоводов сразу нескольких товариществ. Регистрация права собственности на транзитные участки за одним товариществом в настоящее время привела к ограничению прав доступа садоводов к своим земельным участкам при отсутствии для них иной возможности прохода или проезда к принадлежащим им земельным участкам, и соответственно, к судебным разбирательствам.
Таким образом, предлагаемое законопроектом решение проблемы оформления перехода прав на земельные участки общего назначения в общую долевую собственность собственников, не приведет к желаемому результату и еще больше усугубит уже имеющиеся проблемы садоводов, связанные с правами на земельные участки общего назначения.
б) Вопрос исключения необходимости подготовки товариществами проектов планировки в отрыве от решения уже имеющихся проблем с транзитными земельными участками требует дополнительного обсуждения.
В этих целях законопроектом предлагается изменить Федеральным законом содержание проектов межевания территории товарищества, определив особенности таких проектов в частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона (подпункты "а" части и "в" пункта 7 статьи 1 законопроекта), предусмотрев в указанной статье возможность проектом межевания территории определять границы элемента планировочной структуры - территории товарищества, а также корреспондирующие изменения в статью 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы элементов планировочной структуры устанавливаются исключительно проектом планировки территории для выделения элементов планировочной структуры (к которым относится, в том числе территория товарищества), установления границ территорий общего пользования.
Также предлагаемые законопроектом положения вступают в противоречие с частью 2 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. Следует отметить, что перечень федеральных законов, которыми устанавливаются особенности градостроительной деятельности для тех или иных территорий определен в Федеральном законе "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации", куда законопроектом корреспондирующие изменения не вносятся.
Помимо этого, указанные положения противоречат предмету регулирования непосредственно статьи 23 Федерального закона, которая устанавливает особенности образования земельных участков, и не регулирует образование границ элементов планировочной структуры.
В этой связи, предлагаемые изменения требуют существенной доработки.
2. Законопроектом предлагается в уставе товарищества определять правила определения размера взносов, предусматривающие порядок их расчета в виде текстового описания и (или) формулы расчета. При этом, указанные положения должны применяться по аналогии при расчете размера платы за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.
Вместе с тем, законопроектом предлагается определить порядок расчета взноса без какого-либо дифференцирования его состава и размера, а также какой-либо зависимости от фактического использования садоводами такого имущества, размеров земельных участков садоводов.
Следует также принять во внимание, что если имущество создается за счет целевых взносов членов товарищества (обособленное имущество юридического лица - статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации), то оно становиться собственностью товарищества как юридического лица, а не садоводов (часть 3 статьи 24 Федерального закона). Товарищество, как юридическое лицо, являясь собственником имущества, самостоятельно несет бремя содержания такого имущества (статьи 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Садоводы используют для ведения садоводства или огородничества помимо имущества общего пользования автономные ресурсы (скважины, септики и другое имущество).
Комитет полагает, что модель правового регулирования организационных и имущественных отношений, связанных с ведением гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и земельных участков общего назначения с общей инфраструктурой, должна обеспечивать поддержание справедливого баланса интересов, прав и обязанностей собственников различного имущества, находящегося на территории товарищества, и конкретизировать, в том числе критерии определения и правовой режим имущества, используемого садоводами для общих нужд.
Такая модель должна включать в себя нормы, призванные урегулировать не только порядок расчета размера взноса и его соотнесение с размером платы за управление и содержание имущества общего пользования, в частности определять условия их установления и взимания, их состава и размера, а также критерии, на основе которых определяются их состав и размер.
Полагаем целесообразным, в целях обеспечения прозрачности и объективности размера взноса, обоснованности платы за указанные выше услуги, доработать законопроект. Это позволит стабилизировать отношения между товариществом и садоводами.
3. Законопроектом предусматривается возможность проведения очного голосования в форме совместного дистанционного участия. При этом в целях обеспечения учета и идентификации голосов участников общего собрания членов товарищества при формировании итогового решения законопроектом устанавливаются основные условия проведения такого голосования, закрепив за товариществом право самостоятельно выбирать электронные или иные технические средства, посредством которых будет осуществляться голосование, а также устанавливать порядок принятия решений общего собрания членов товарищества с применением указанных средств.
Реализация механизма голосования членов общего собрания садоводческих и огороднических товариществ посредством Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Также законопроектом предусматривается право органов государственной власти и местного самоуправления в рамках оказания мер поддержки в сфере садоводства и огородничества, создавать информационные системы, а также обеспечивать развитие существующих информационных систем для использования таких систем товариществами в указанных целях. Такая инициатива Комитетом поддерживается.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая высокую социальную значимость законопроекта N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также значительный объем его доработки, Комитет полагает, что при дальнейшей работе над законопроектом необходимо провести обсуждения обозначенных проблем с участием представителей общественных организаций садоводов.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.