Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1150608-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о техническом менеджменте судов)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен проект федерального закона N 1150608-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о техническом менеджменте судов) (далее - законопроект), внесённый депутатами Государственной Думы В.Е. Дерябкиным и А.А. Гетта, а также В.И. Синяговским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на устранение правовой коллизии между нормами международного и национального законодательств, в отношении возможности судовладельца поручить техническую эксплуатацию судна (технический менеджмент судна) профильной компании с соответствующим опытом работы в данной области.
В указанных целях в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации вводится понятие "технического управляющего судном", краткие требования к его компетенции, а также основания для осуществления им обязанностей и получения соответствующего вознаграждения.
Подобная норма содержится в Международной Конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ 78/95) в виде понятия "компания", означающей владельца (собственника) судна или любую другую организацию или лицо, такое, как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца (собственника), и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые данными Конвенциями.
Согласно положениям СОЛАС-74 компания должна обеспечить судно ресурсами и персоналом, установить процедуры, планы и инструкции, касающиеся безопасности персонала и судна, операций на судне и готовности членов экипажа в аварийных случаях, иными словами осуществлять профессиональный менеджмент судном в области маркетинга, фрахтования, снабжения, укомплектования и т.д.
В отношении персонала ПДНВ 78/95 установлено, что судно должно быть укомплектовано адекватным и высококвалифицированным экипажем согласно требованиям судовладельца, члены которого должны обладать достаточными познаниями для общения между собой, причем не обязательно на английском языке.
Комитет считает необходимым отметить, что в международной практике существует стандартное соглашение о судовом менеджменте Shipman-98, которым, помимо вышеуказанных требований, предусмотрена также ответственность сторон, в том числе за укомплектование судна экипажем, соответствующим требованиям ПДНВ 78/95. При этом в случае, если компанией осуществляется только технический менеджмент, ответственность за укомплектование судна экипажем несут судовладельцы, независимо от того, сами ли они набирают экипаж, или от их имени это делает третье лицо.
Предлагаемые законопроектом нововведения соответствуют действующей международной судоходной практике, однако, по мнению Комитета, нуждаются в дополнительной проработке и должны касаться не только юридической формы "технического управляющего судном" и требований к нему, его прав и обязанностей, включая форму и размер вознаграждения (пункт 3), но и ответственности каждой из сторон соответствующего договора.
На законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации с учетом замечаний, касающихся закрепления в нем определения термина "техническое управление судном" и перечня мероприятий, относящихся к данному понятию, а также адаптации международных правовых актов ("договор технического управления") к законодательству Российской Федерации и уточнения конечного работодателя в конкретном случае.
К законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера, которые также нуждаются в обсуждении.
По мнению Комитета, имеющиеся замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует проект федерального закона N 1150608-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о техническом менеджменте судов) к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.