Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 84949-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения перечня разрешенных валютных операций между резидентами) (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 84949-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить перечень разрешенных между резидентами операций в иностранной валюте, установив возможность проведения между ними расчетов и переводов в рамках соглашения о финансировании участия в кредите. Для этого в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле вводится понятие "соглашение о финансировании участия в кредите", согласно которому уполномоченный банк получает финансирование от внешнего участника в целях последующей выдачи кредита или возмещения ранее выданного кредита. При этом риск невозврата указанного кредита передается от уполномоченного банка внешнему участнику.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на защиту интересов Российской Федерации, ее граждан и российских юридических лиц в условиях санкционного давления. Вместе с тем Комитет считает необходимым отметить, что при доработке законопроекта ко второму чтению требуют дополнительного обсуждения следующие положения.
1. Нормы, устанавливающие порядок заключения соглашения о финансировании участия в кредите содержатся в Федеральном законе от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 486-ФЗ), а также в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В этой связи положения законопроекта требуют уточнения: распространяются ли нормы указанных федеральных законов на проектируемое положение, если да, то в какой части, либо проектируемая норма носит самостоятельный характер и определяет самостоятельное регулирование соглашения о финансировании участия в кредите для целей Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
2. Согласно положению части 9 статьи 10.1 Федерального закона N 486-ФЗ внешними участниками, предоставляющими соответствующее финансирование, могут являться как любые российские, так и любые иностранные юридические лица, а также как российские, так и иностранные физические лица, признаваемые квалифицированными инвесторами. Законопроект не содержит самостоятельного перечня лиц, которые могут являться внешними участниками. В этой связи представляется, что положения Федерального закона N 486-ФЗ будут применимы и к проектируемым положениям.
При этом следует учитывать, что поскольку проектируемое определение соглашения о финансировании участия в кредите вносится в понятийный аппарат Федерального закона N 173-ФЗ, его действие будет распространено не только на статью, устанавливающую требования к операциям между резидентами, но и на статью, устанавливающую, что операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Поскольку проектируемая норма содержит условие о передаче риска невозврата кредита от уполномоченного банка внешнему участнику, она может вступить в противоречие с установленным Федеральным законом N 486-ФЗ регулированием соглашений о финансировании участия в кредите, которым данное ограничение не предусмотрено.
3. Проектируемым определением понятия соглашения о финансировании участия в кредите установлено, что средства могут предоставляться уполномоченному лицу как для выдачи кредита, так и для возмещения ранее выданного кредита. В этой связи представляется необходимым провести оценку потенциальных рисков, связанных с предоставлением внешним участником уполномоченному банку средств в иностранной валюте для выдачи последним новых кредитов.
По законопроекту также имеются лингвостилистические и юридико-технические замечания, которые могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта федерального закона N 84949-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки законопроекта ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.