Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 84933-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о поддержке участников внешнеэкономической деятельности), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 84933-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании, направленных на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих упрощения для участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД):
Так, уточняется порядок предоставления документов участниками ВЭД при принятии решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, ввоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени (далее - многокомпонентный товар).
Законодательно определено, какие документы и как (на электронном носителе или через личный кабинет) представляются в таможенный орган при подаче участниками ВЭД заявления о принятии решения о классификации товара.
Кроме того, положениями законопроекта устанавливается, что все действия таможенных органов по получению не только дополнительной, но и уточняющей информации, необходимой для принятия решения о классификации товара, осуществляются в течение установленных действующим законодательством шестидесяти календарных дней со дня уведомления заявителя. Также положениями законопроекта установлены сроки принятия решения об отказе в принятии решения о классификации товара.
Предусмотрено сокращение сроков с девяноста календарных дней со дня регистрации уполномоченным таможенным органом заявления до пятидесяти пяти рабочих дней в случае направления заявления о принятии решения о классификации товара через личный кабинет.
До 1 января 2029 года приостановлена норма, устанавливающая необходимость ввоза многокомпонентного товара только в рамках одной внешнеэкономической сделки, а также перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в Уведомлении о планируемых поставках многокомпонентного товара.
Положениями законопроекта предусмотрено расширение перечня прав лица, не являющегося владельцем свободного склада, но являющегося декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада.
Теперь декларанту, также как и владельцу свободного склада, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, например, допускается совершение операций по хранению, по погрузке (разгрузке) товаров, операций, необходимых для обеспечения сохранности товаров, а также использование оборудования, машин и агрегатов, запасных частей к ним в целях совершения операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада.
Одновременно, при помещении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада лицом, не являющимся владельцем свободного склада, обязанность вести учет и предоставлять отчетность о таких товарах в таможенный орган возлагается на это лицо.
Законопроектом предусмотрено право Правительства Российской Федерации определять случаи, при которых декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем свободного склада.
Кроме того, предполагаются полномочия Правительства Российской Федерации определять перечень категорий товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары.
В части вопросов таможенных платежей предусмотрено, что меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются в случае предоставления отсрочки или рассрочки уплаты суммы задолженности по уплате таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров.
Случаи и условия предоставления отсрочки или рассрочки уплаты суммы задолженности по уплате таможенных платежей, а также форма, формат и структура решения о предоставлении отсрочки или рассрочки такой уплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается исключить критерий "осуществление плательщиком внешнеэкономической деятельности менее одного года" из перечня случаев, когда таможенные органы вправе принять решение о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении некоторых товаров. Таким образом, в случае принятия этой нормы, у данной категории лиц появится возможность без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей перемещать такие товары, как:
- воздушные и морские суда, ввозимые организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза либо ввозимых в уставный (складочный) капитал;
- авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза;
- коммерческие и научные образцы при их временном ввозе и временном вывозе научными организациями.
Также законопроектом предлагается урегулировать некоторые вопросы маркировки алкогольной продукции, расширив применение проводимого в Калининградской области эксперимента по маркировке на территории Российской Федерации ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции и установлением права Правительства Российской Федерации определять территории, на которых проводится такой эксперимент.
Одновременно предусматривается продление срока проведения эксперимента до 31 мая 2024 года. С целью более свободного планирования деятельности производителей и импортеров алкогольной продукции законопроектом предусматривается увеличение срока нанесения федеральных специальных марок и ввоза в Российскую Федерацию маркированной алкогольной продукции с девяти до восемнадцати месяцев, с установлением такого правила до 31 мая 2024 года.
Также предлагается приостановление до 31 декабря 2023 года требования для выдачи федеральных специальных марок об отсутствии у заявителя на день подачи заявления недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам и процентам за нарушение законодательства о налогах и сборах или задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и процентов.
В целом, поддерживая концепцию законопроекта, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 84933-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.