Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
о проекте федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в пункт 3 части 5 статьи 4 Федеральный закон от 22 июля 2025 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) в части расширения перечня разрешенных видов деятельности на территории особых экономических зон, за счет производства и переработки этана, сжиженного углеводородного газа и жидкой стали.
Комитет отмечает, что в соответствии с действующей редакции Федерального закона N 116-ФЗ на территории особой экономической зоны запрещено производить и перерабатывать подакцизную продукцию. Исключение составляет производство легковых автомобилей и мотоциклов.
Вместе с тем Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" этан и сжиженный углеводородный газ, а Федеральным законом от 29 ноября 2021 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" "сталь жидкая" с 1 января 2022 года признаны подакцизными товарами, что не допускает их производство и переработку на территории особой экономической зоны.
По мнению Комитета, проектируемые в законопроекте положения позволят реализовать уже существующие инвестиционные проекты и будут способствовать привлечению новых производств на территории особых экономических зон. Так, по информации поступившей в Комитет, проекты по производству жидкой стали планируются реализовать в Курской области на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Третий полюс", в Саратовской области, в особой экономической зоне технико-внедренческого типа "Саратов", в Республике Татарстан, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", производство и переработку этана и сжиженного углеводородного газа - в Ленинградской области, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Усть-Луга", в Астраханской области, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Лотос".
Законопроектом также предлагается перенос сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих обременительные обязательные требования, которые не могут быть соблюдены ввиду технологических ограничений.
Так, на 31 декабря 2024 года предлагается перенести срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений предприятиями, включенными в специальный перечень;
на 2 года предлагается перенести требования по созданию систем автоматического контроля для объектов I категории предприятиями, получившими комплексные экологические разрешения до 15 марта 2022 года;
до 1 сентября 2023 года предлагается перенести расширение перечня территорий-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
до 31 декабря 2026 года предлагается перенести срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ;
на 2 года предлагается введения в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы лесного кодекса (ФГИС JIK).
Законопроектом дополняются полномочия Правительства Российской Федерации на 2022 год, установленные Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части права принимать решения, предусматривающие иные (чем указано в Федеральном законе от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации") сроки вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях снижения последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
Правительство Российской Федерации также наделяется полномочиями принимать решения по перечню статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежащих применению в 2022 году.
Как следует из пояснительной записки и финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его принятие не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике предлагает Государственной Думе предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.