Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 84920-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования оказания медицинской помощи в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 84920-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования оказания медицинской помощи в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
В настоящее время Российская Федерация подвергается беспрецедентному санкционному давлению со стороны ряда иностранных государств, ввиду чего необходимо создать условия для сохранения доступности и качества медицинской помощи на территории Российской Федерации, в том числе путем законодательного обеспечения функционирования системы отечественного здравоохранения в сложившихся обстоятельствах.
Станет возможен допуск в Российскую Федерацию зарегистрированных лекарственных препаратов, а также их дальнейшее обращение и применение в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры в период введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера при условии их соответствия требованиям, установленным при регистрации, за исключением требований к первичной упаковке, вторичной (потребительской) упаковке.
Кроме того, в целях снижения риска возникновения дефектуры медицинских изделий и угрозы жизни и здоровью граждан производители медицинских изделий или организации, осуществляющие ввоз медицинских изделий в Российскую Федерацию, в соответствии с законопроектом будут не вправе приостанавливать или прекращать производство медицинских изделий или их ввоз в Российскую Федерацию без предварительного уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти не позднее, чем за 6 месяцев.
Также вносятся изменения, исключающие из расчёта совокупного годового объёма закупок при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, что, как следует из пояснительной записки, позволит закупать медицинские изделия и лекарственные препараты профильным медицинским организациям у соответствующих таргетных поставщиков.
Законопроектом устанавливаются новые полномочия федеральных органов государственной власти, предполагающие утверждение случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.
Также Правительству Российской Федерации будет предоставлено право определять:
1. Особенности организации оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
2. Особенности реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Вышеуказанные изменения вносятся в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Меры, предлагаемые законопроектом, позволят решить вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на приграничных территориях субъектов Российской Федерации, куда прибывают граждане Донецкой Народной Республики, граждане Луганской Народной Республики и лица без гражданства, вынужденно покинувшие места постоянного проживания, в том числе мобильными бригадами медицинских работников, сформированных из числа сотрудников федеральных медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Изменения позволят при необходимости определять маршрутизацию таких лиц и предусматривать перепрофилирование коек, привлекать федеральные медицинские организации к оказанию медицинской помощи.
Комитет отмечает, что частью 2 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить статью 38 Федерального закона N 323-ФЗ новой частью 9, при этом указанная часть уже есть в статье 38, в связи с чем требуется дополнительная проработка обозначенной нормы.
Также требует дополнительного обсуждения предлагаемое нормами законопроекта новое полномочие Правительства Российской Федерации о принятии решений по установлению особенностей реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ввиду того, что программа государственных гарантий утверждается Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия трех постановлений Правительства Российской Федерации и ряда нормативных правовых актов.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает принятие законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы правовых замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеет.
Принимая во внимание высокую социальную значимость законопроекта, а также необходимость оперативного совершенствования оказания медицинской помощи в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 84920-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования оказания медицинской помощи в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 марта 2022 года, протокол N 18/1.
Первый заместитель |
Л.А. Огуль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.