Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Абазинского муниципального района
от 22 декабря 2021 г. N 569
Программа
"Развитие потребительского рынка на территории Абазинского муниципального района на 2022 - 2024 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы |
"Развитие потребительского рынка на территории Абазинского муниципального района на 2022 - 2024 годы" |
Основание разработки Программы |
1. Федеральный Закон от 28.12.09 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". 2. Приказ Минпромторга России N 637 от 28.07.2010 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли". 3. Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года |
Муниципальный заказчик Программы, координатор |
Администрация Абазинского муниципального района |
Основные разработчики |
Отдел экономического развития и муниципального имущества администрация Абазинского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
Создание экономических, правовых и социальных условий, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование потребительского рынка; стимулирование развития торговли в сельских населенных пунктах; совершенствование кадрового обеспечения района (совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, создание новых рабочих мест); увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; стимулирование субъектов торговли к участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках с целью развития и повышения их статуса; совершенствование механизма защиты прав потребителей и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли; создание условий для открытия торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, модернизация и реконструкция действующих торговых объектов, повышение технического уровня предприятий торговли; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли; |
Срок реализации Программы |
2022 - 2024 годы |
Исполнители |
- отдел экономического развития и муниципального имущества администрации муниципального района, - отдел архитектуры, строительства и муниципального хозяйства; - отдел сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений; - финансовое управление администрации Абазинского муниципального района; - управление образования администрации муниципального района; - управление труда и социального развития администрации муниципального района; - администрации сельских поселений (по согласованию); - МИ ФНС РФ N 2 по КЧР (по согласованию); - МО МВД России "Хабезский" (по согласованию); - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания, услуг (по согласованию); - Центр занятости населения по Абазинскому району. |
Ресурсное обеспечение Программы |
Муниципальная Программа не требует финансирования |
Основные направления Программы |
- Социальная защита населения на рынке реализации потребительских услуг. - Формирование эффективной системы информационной поддержки субъектов торговой деятельности. - Обеспечение защиты внутреннего рынка потребительских товаров и услуг. - Сохранение высокой насыщенности потребительского рынка всеми группами товаров, преимущественно отечественных товаропроизводителей и дальнейшее развитие торговых структур. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам (показатели эффективности реализации): |
- Увеличение количества субъектов торговой деятельности. - Создание дополнительных рабочих мест и рост числа занятых в сфере потребительского рынка. - Увеличение объема розничного товарооборота. |
Механизм реализации Программы |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе). |
1. Содержание, проблемы и обоснование необходимости ее решения
Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит жизнедеятельность населения. Структуры потребительского рынка как составная часть муниципального хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка Абазинского муниципального района представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями.
Характеристика потребительского рынка Абазинского района на 01.01.2021
"Характеристика потребительского рынка Абазинского района на 01.01.2021"
Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития потребительского рынка и сферы услуг, правильно спрогнозировать их развитие и обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования потребительского рынка и сферы услуг, формирования реестра объектов сферы услуг, привлечения инвестиций и т.п.
В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка. Особенно остро стоит проблема развития сети организаций общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности.
Вид деятельности |
Количество |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|
Розничная торговля |
52 |
42 |
39 |
Рынки |
- |
- |
- |
Общественное питание |
9 |
9 |
6 |
Бытовое обслуживание |
2 |
3 |
4 |
Всего: |
65 |
54 |
49 |
В 2021 году общая площадь предприятий торговли составила 1328,0 кв. м.
В районе открываются магазины самообслуживания. Они привлекают покупателей широким ассортиментом товаров.
Основные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории района
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам: |
|||
2019 |
В % к пред. году |
2020 |
В % к пред. году |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Оборот розничной торговли (млн. руб.) |
528,2 |
99,0 |
520,2 |
98,5 |
2. |
Оборот общественного питания (млн. руб.) |
31,0 |
104,0 |
32,6 |
105,2 |
2. |
Объем платных услуг населению (млн. руб.) |
3,3 |
101,0 |
3,4 |
103,0 |
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в Абазинском муниципальном районе позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Одной из основных причин низкого уровня оборота розничной торговли по Абазинскому муниципальному району является низкая покупательская способность населения, обусловленная, в том числе, ростом цен и тарифов на услуги естественных монополий, низким уровнем доходов на душу населения.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения района в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке района.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
В настоящее время розничная торговля непродовольственными товарами на территории района развита плохо.
Низкий покупательский спрос на дорогостоящие товары, на бытовую технику вызывает сложности в торговле. Покупку дорогостоящих товаров (бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители района предпочитают совершать в столице республики.
Сложившийся в настоящее время в Абазинском муниципальном районе рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества и отсутствием разнообразия ассортимента предлагаемых услуг, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в Абазинском муниципальном районе.
Необходимо развитие сельскохозяйственных розничных рынков на территории района, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваров производителей напрямую потребителям: минуя посредников, в целях обеспечения населения района продукцией высокого качества по доступным ценам. Необходимо обратить внимание на перепрофилирование и реконструкцию пустующих помещений, искать пути привлечения инвестиций, расширять сеть общественного питания, за счет строительства предприятий общепита в местах отдыха людей.
Основными задачами в сфере торговли и общественного питания является сохранение высокой насыщенности потребительского рынка всеми группами товаров, преимущественно, отечественных товаропроизводителей и дальнейшее развитие торговых структур.
Одной из важнейших задач является организация подготовки кадров и повышение квалификации работников торговли, общественного питания и потребительских услуг.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей;
разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли;
создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, отечественных производителей товаров;
формирование конкурентной среды на территории Абазинского муниципального района.
Для достижения целей Программы необходимо выполнение следующих задач:
реализация комплекса мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Абазинского муниципального района;
обеспечение качества и безопасности товаров;
совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;
создание условий для открытия торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, модернизация и реконструкция действующих торговых объектов, повышение технического уровня предприятий торговли, построение на территории Абазинского муниципального района современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах обеспечения установленных нормативов обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов, соразмерного распределения торговых площадей по району, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории района, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
развитие механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности в торговле;
создание условий для развития предпринимательской кооперации (между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, сельхозпроизводителями, поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей), интеграции оптовой и розничной торговли, повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров;
стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Абазинского муниципального района;
определение и реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, увеличению доли торговой отрасли в валовом региональном продукте и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
обеспечение условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли;
развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на три года - с 2022 по 2024 годы.
4. Перечень программных мероприятий
Решение задач Программы позволит обеспечить комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера с использованием бюджетных и внебюджетных источников на его реализацию.
Комплекс мероприятий Программы приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации программы включает:
- привлечение к выполнению мероприятий Программы отдельных исполнителей, в том числе учреждения и организации муниципального района, субъектов торговой деятельности.
Общий контроль за выполнением Программы в установленном порядке осуществляет администрация муниципального района.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели эффективности реализации)
В целом по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Программой, можно ожидать рост товарооборота, занятости, а также повышения качества жизни населения:
рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли (рост торговых точек и площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, потребителю будет предоставлен более широкий выбор товаров, что приведет к росту оборота и снижению цен);
рост налоговых поступлений;
рост эффективности отрасли (современные форматы торговли, будучи наиболее производительными, нежели традиционные магазины, киоски и открытые рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли).
Целевые показатели для оценки эффективности реализации программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Прогноз |
||
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
520,0 |
520,0 |
525,15 |
2. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году |
99,0 |
100 |
101,0 |
4. |
Оборот общественного питания |
тыс. руб. |
34,5 |
35,0 |
35,2 |
5. |
Индекс физического объема оборота общественного питания |
% к предыдущему году |
101,2 |
101,8 |
101,8 |
6. |
Объем платных услуг населению |
тыс. руб. |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
7. |
Индекс физического объема оборота платных услуг населению |
% к предыдущему году |
105,0 |
107,7 |
107,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.