Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
Методика
для контроля качества устройства конструктивных слоев дорожных одежд с покрытием из камней/плит мощения
В.1 За основной критерий оценки качества уплотнения грунтов земляного полотна и конструктивных слоев дорожных одежд принимают обеспечение требуемой величины упругого прогиба слоев. Это проверяется путем сопоставления фактически измеренных эквивалентных (общих) поверхностных модулей упругости грунтов в период строительства с величинами, удовлетворяющими условиям надежной эксплуатации покрытий.
В.2 Контроль осуществляют путем сопоставления теоретических значений эквивалентных (общих) модулей упругости с модулями упругости, полученными при фактических испытаниях в процессе строительства :
.
В.3 Теоретические значения эквивалентных модулей упругости определяются на основе проектных решений (см. 5.7, формула (6)), а также с помощью номограмм (рисунки В.5, В.6, В.7).
В.4 Фактические значения модулей упругости определяют с помощью малогабаритных установок динамического нагружения.
В.5 В качестве малогабаритной установки динамического нагружения может использоваться оборудование, имеющее в своей конструкции датчик измерения силы и датчик измерения перемещения (рисунок В.1). Подобное оборудование предназначено для измерения модуля упругости на основе прямых измерений амплитуды перемещения штампа и ударной силы, действующей на круглый, жесткий штамп.
В.6 Диапазон измерений силы с помощью малогабаритной установки динамического нагружения: 0,1-19,0 кН.
В.7 Диапазон измерений перемещения штампа малогабаритной установки динамического нагружения: 50-9999 мкм.
В.8 Значения модулей упругости у конструктивных слоев назначают в соответствии с типом грунта, заложенного в проектной документации и применяемого в процессе строительства по данным лабораторных испытаний или табличным данным, приведенным в соответствующих нормативных документах.
В.9 Методика применима для нового строительства и для реконструкции дорожных одежд с покрытием из искусственных камней/плит мощения.
В.10 При выполнении контроля поверхностного модуля упругости, толщины слоев не должны превышать значения 0,45 м.
В.11 При новом строительстве для определения теоретических значений эквивалентных модулей упругости необходимо использовать номограммы 1 или 2 (рисунки В.5, В.6). Последовательность определения приведена на рисунке В.2.
В.12 При выполнении работ по реконструкции (рисунок В.3), контроль модуля упругости земляного полотна (подстилающего грунта) допускается не выполнять, в случае, когда толщина первого отсыпаемого слоя меньше диаметра плиты малогабаритной установки динамического нагружения, т.е. при
м.
В.13 При реконструкции для определения теоретических значений эквивалентных модулей упругости для первой пары грунтов (рисунок В.3) необходимо использовать номограмму 3 (рисунок В.7). Для последующих групп слоев, при послойной отсыпке - необходимо использовать номограмму 1 или 2 (рисунки В.5, В.6). В случае, когда толщина нижнего слоя больше одного диаметра плиты измерителя модуля упругости, т.е. при
м,
то определение всех теоретических значений общих модулей упругости следует вести с использованием номограммы 1 или 2 с первой группы слоев (рисунок В.4).
В.14 При устройстве дорожной одежды на бетонном фундаменте или на иных искусственных основаниях, модуль упругости которых превышает значение 400 МПа, контроль модуля упругости первого отсыпаемого слоя допускается не выполнять, в случае, когда толщина этого слоя меньше 0,30 м (рисунок В.3).
В.15 По результатам выполненных испытаний разница в теоретических и фактически измеренных значениях общих модулей упругости не должна превышать 10%.
В.16 В случае, когда при проведении трех промежуточных измерений в одной точке выявлен большой размах результатов измерений (>20 МПа), необходимо изменить положение исследуемой точки для повторного испытания. Если при выполнении повторного испытания снова возникает большой размах результатов измерений - требуется выполнение рекомендаций, приведенных ниже.
В.17 В качестве рекомендаций по устранению выявленных несоответствий следует принимать следующее:
- в случае, когда значения фактически выполненных измерений меньше теоретических значений по модулю упругости, выполняют дополнительное уплотнение грунта;
- если конструктивный слой представлен малосвязным грунтом, то перед уплотнением его влажность увеличивают до оптимальной.
- если слой грунта обработан неорганическими вяжущими, увеличивают процентное содержание в смеси связующего той же марки или изменяют марку связующего в большую сторону, с последующим уплотнением.
В.18 Частота расположения точек исследований вдоль линейного объекта должна регламентироваться техническим заданием, но не реже чем через 10 м, поперек - с шагом через 3-5 м.
В.19 Располагать точки исследований необходимо не ближе 1 м к краю покрытия.
В.20 В процессе устройства конструктивных слоев должна обязательно контролироваться их толщина.
В.21 Границы применимости методики:
- в каждом случае для определения использования конкретной номограммы 1, 2 или 3 необходимо выполнять тестовое испытание земляного полотна (подстилающего грунта). Если значение модуля упругости подстилающего грунта выше значения модуля упругости нижнего слоя конструкции дорожной одежды, то необходимо использовать для первой пары слоев номограмму 3 с учетом В.13 и В.14. Если значение модуля упругости подстилающего грунта ниже значения модуля упругости первого слоя дорожной одежды снизу, то необходимо использовать номограммы 1 или 2 с учетом В.12;
- значения поверхностных модулей упругости контролируемых конструктивных слоев должны находиться в диапазоне от 10 до 370 МПа;
- толщины контролируемых конструктивных слоев должны быть не более 0,45 м;
- эквивалентный модуль упругости определяется для каждой группы слоев.
В.22 При использовании малогабаритных установок динамического нагружения не допускается снижение высоты падающего груза. Нормальное положение - это положение, в котором груз максимально, исходя из конструктивных особенностей инструмента, поднят и зафиксирован относительно поверхности конструктивного слоя.
В.23 Для приближенного определения значений эквивалентных модулей упругости на поверхности несущего слоя основания - слое щебня, допускается применение значений из таблицы В.1.
В.24 Минимально допустимое значение модуля упругости у подстилающего грунта (грунт основания) конструкции дорожной одежды должно составлять 45 МПа.
Таблица В.1 - Минимальные значения эквивалентных модулей на несущем слое основания (слой щебня)
Принципиальная схема |
Эквивалентные модули упругости, МПа, в зависимости от класса нагрузок |
|||
Пешеходные площадки, тротуары |
Дороги за пределами проезжей части |
Автомобильные дороги |
Портовые территории, контейнерные терминалы |
|
Камни/плиты мощения Монтажный слой Несущий слой основания (щебень фракционированный 20-40 мм с заклинкой) Дополнительный слой основания Грунт земляного полотна |
105 |
180 |
195 |
240 |
Примечание - В настоящей таблице не учитываются конструкции с горизонтальными связями между блоками и возможное армирование с помощью геосинтетических материалов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.