Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 14.03.2022 N 121-р
Концепция обеспечения безопасности детей в Республике Бурятия до 2025 года
I. Общие положения
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов государственной политики страны. Защита прав каждого ребенка, создание безопасной среды для жизнедеятельности и условий для всестороннего развития несовершеннолетних определены ключевыми направлениями реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".
В 2020 году Россия провозгласила в Конституции Российской Федерации положения о том, что "дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации".
Концепция обеспечения безопасности детей в Республике Бурятия до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на приоритетные цели и задачи по предупреждению чрезвычайных происшествий с детьми, гибели и травматизма несовершеннолетних в Республике Бурятия.
Концепцией определяются основные источники угроз жизни и здоровью несовершеннолетних в Республике Бурятия, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия, а также иных организаций и объединений независимо от форм их собственности в целях обеспечения комплексной безопасности детей.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также законодательство Республики Бурятия, регулирующее вопросы защиты прав и обеспечения безопасности детей.
В Концепции также учитываются положения Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 N 1-р, к основным задачам реализации которой отнесено осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе участия их в дорожном движении, а также Стратегии государственной антинаркотической политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733.
Концепция призвана служить основой для принятия органами государственной власти Республики Бурятия мер, направленных на создание безопасных условий для детей во всех сферах их жизнедеятельности, предупреждение их гибели и травматизма.
В настоящее время процесс социализации несовершеннолетних через традиционные институты семьи, школы все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, которые становятся для современных подростков важнейшими институтами социализации, образования и просвещения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы. Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию, развитию детей и перекладывают их на внешних игроков.
Отсутствие должного контроля за поведением и местонахождением несовершеннолетних, пренебрежение правилами безопасности родителями, иными законными представителями несовершеннолетних создает условия и является одной из основных причин, способствующих чрезвычайным происшествиям с детьми, приводящим к их гибели и травматизму.
Складывающаяся тенденция требует от органов государственной власти Республики Бурятия выработки мер, которые позволили бы свести к минимуму возможность серьезных детских травм, а главное травм, несовместимых с жизнью ребенка. При этом необходимо учитывать значимость соблюдения баланса между безопасностью детей и присущей им потребностью к познанию окружающего мира, включающей обучение на основе собственного опыта.
Исключить потенциальные угрозы получения травм можно на этапе проектирования и внедрения технологий, управления производственными процессами, а также путем разработки соответствующей законодательной базы, организации соответствующего обучения и повышения уровня знаний как несовершеннолетних, так и их родителей, иных законных представителей, в том числе с использованием общедоступных средств массовой информации.
II. Оценка состояния безопасности несовершеннолетних в Республике Бурятия
Республика Бурятия является развивающимся регионом Российской Федерации, входящей в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь региона составляет 351,3 км2. По состоянию на 1 января 2021 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в республике, составила 265956 тыс. человек.
Транспортный комплекс Республики Бурятия представлен инфраструктурой железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта. Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 1227 км. Всего в республике действует 76 железнодорожных станций и разъездов.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Бурятия составляет 14830,1 км, из которых 825,8 км (5,6%) - федерального значения, 3591,0 км (24,2%) - регионального значения, 10413,3 км (70,2%) - местного значения.
Основными факторами гибели и травматизма детей являются: дорожно-транспортные происшествия; происшествия на объектах железнодорожного транспорта; утопления; пожары, травмы в быту (далее - факторы риска).
За 9 месяцев 2021 года на территории Республики Бурятия произошло 105 дорожно - транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием несовершеннолетних, в результате которых пострадал 131 несовершеннолетний, 3 ребенка погибло, 128 травмировано.
Рост происшествий с детьми отмечен в 8 районах республики: в Заиграевском (с 4 до 9), Иволгинском (с 8 до 9), Кабанском (с 3 до 12), Курумканском (с 0 до 1), Муйском (0 до 2), Прибайкальском (с 4 до 8), Северо-Байкальском (с 2 до 3) и Селенгинском (с 4 до 7).
Основным видом ДТП или 51,4% от общего числа аварий с участием несовершеннолетних являются происшествия, в которых пострадали дети-пассажиры. Зарегистрировано 54 таких ДТП, в результате которых 2 ребенка погибли и 71 юный пассажир получил травмы различной степени тяжести. При этом в девяти случаях были нарушены правила перевозки ребенка-пассажира в возрасте до 7 лет.
Самым распространенным видом ДТП, в результате которых дети получают травмы, являются столкновения (32), далее идут съезды с дороги (10) и опрокидывания транспортных средств (8).
Анализ нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, представлен следующим образом. 22 аварии произошли по причине нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части, 10 ДТП из-за несоответствия скорости конкретным условиям движения, 8 в виду несоблюдения очередности проезда. Сопутствующим нарушением в 19 ДТП стало управление транспортным средством водителями, не имеющими соответствующего права управления.
На объектах железнодорожного транспорта Республики Бурятия в 2021 году зафиксировано 2 происшествия с участием несовершеннолетних, повлекших гибель детей.
Случаи гибели детей произошли в результате ненадлежащего поведения на объектах повышенной опасности, игнорирование предупреждающих знаков, отсутствия контроля со стороны родителей.
С объектов железнодорожного транспорта изъято 399 несовершеннолетних, 149 из них привлечено к административной ответственности, в том числе 63 за нарушение правил нахождения на объектах транспорта.
Территория Республики Бурятия расположена в пределах трёх крупных водных бассейнов: озера Байкал, рек Лены и Ангары. Речная сеть представлена более 30 000 реками общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних. Кроме того, на территории Республики Бурятия находится более 35 000 озер и искусственных водоемов общей площадью около 1795 км2, в том числе 6 озер относятся к наиболее значительным.
В Республике Бурятия особую опасность для несовершеннолетних, находящихся без присмотра взрослых, представляют в любое время года водоемы.
Летом основную угрозу для детей представляет купание в запрещенных местах. За 9 месяцев 2021 года в результате утопления погибло 9 детей (2020 год - 9).
Более того, ежегодно в Республике Бурятия фиксируются случаи утопления детей в домашних условиях (2).
Основной причиной утопления несовершеннолетних является оставление малолетних детей без присмотра взрослых, купание в запрещенных местах, а также несоблюдение несовершеннолетними правил безопасности на воде. Отсутствие оборудованных пляжей также способствует несчастным случаям на водоемах.
Проблема недостаточного числа пляжей, а также специально отведенных и оборудованных мест для купания не решается на протяжении длительного времени, при этом, количество объектов данной категории неуклонно сокращается. Таким образом, население Республики Бурятия не обеспечено возможностью безопасного пребывания на водных объектах в летнее время. Купание детей в не предназначенных для этого местах отдыха, без минимальных средств безопасности напрямую способствует росту количества трагических случаев.
Выход детей в зимнее время на водоемы для игр и катания сопровождается вероятностью провала под лед, а отсутствие взрослых - невозможностью провести мероприятия по своевременному оказанию помощи. Причины использования водных объектов детьми в зимний период обуславливается отсутствием на территории населенных пунктов доступных (оборудованных) ледовых катков и площадок для зимних игр.
На пожарах в 2021 году пострадало 10 несовершеннолетних (в 2020 году - 16), из которых 2 ребенка погибли (в 2020 году - 5), 8 травмированы (в 2020 году - 11).
Типовыми нарушениями правил пожарной безопасности, которые повлекли за собой возникновение пожаров, являются использование неисправного электрооборудования; неосторожное обращение с огнем, в том числе во время курения; нарушение правил эксплуатации систем отопления.
К условиям, способствующим возникновению и развитию пожаров в жилом секторе, относятся: низкая культура пожароопасного поведения и низкая социальная ответственность граждан; высокая степень изношенности жилого фонда, инженерного оборудования (особенно систем энергообеспечения); низкая оснащенность жилых зданий средствами обнаружения и оповещения о пожаре и современными средствами пожаротушения.
Повышению риска гибели и травмированию людей, способствуют состояние алкогольного опьянения (третья часть от всех случаев), состояние сна, невозможность принятия самостоятельных решений по причине преклонного либо малолетнего возраста, оставление детей без присмотра и паника.
Пожары с травмированием детей практически в 90% случаях произошли в жилом секторе, условием, способствующим травмированию детей, послужила невозможность принятия решения об эвакуации в силу возраста.
В Республике Бурятия участились случаи газовой токсикомании среди несовершеннолетних. С начала 2021 года зарегистрировано три происшествия с детьми, употреблявшими бытовой газ и повлекшие смерть. По результатам предварительных проверок установлено, что газовые баллончики приобретались подростками в организациях торговли.
Показатель гибели и травматизма несовершеннолетних в Республике Бурятия в результате дорожно-транспортных происшествий, происшествий на объектах железнодорожного транспорта, утопления, пожаров, несчастных случаев в быту, а также отравления бытовым газом (вдыхание из газовых баллончиков) составил 157 случаев в расчете на 100 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Сложившаяся ситуация требует от органов государственной власти Республики Бурятия принятия комплекса дополнительных мер, направленных на предупреждение гибели и травматизма несовершеннолетних, совершенствование регионального законодательства в области защиты прав детей, благоустройства и развития территорий. Требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учетом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.
III. Основные цели, задачи и принципы обеспечения безопасности детей
Целями Концепции являются повышение уровня детской безопасности в Республике Бурятия, а также стремление к сокращению случаев гибели и травматизма несовершеннолетних.
Для достижения целей Концепции необходимо решение следующих задач:
изменение отношения родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних к обеспечению безопасности детей;
повышение уровня осведомленности несовершеннолетних, родителей (иных законных представителей) в вопросах детской безопасности;
разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ, направленных на формирование стереотипов безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в быту и на объектах железнодорожного транспорта;
повышение уровня досуговой занятости несовершеннолетних в организациях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта;
повышение уровня трудовой занятости несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления в каникулярный период;
развитие детской инфраструктуры и мониторинг ее состояния с учетом предъявляемых требований безопасности;
совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения, в том числе на внутридворовых территориях;
повышение защищенности детей от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
реализация комплексных мероприятий по профилактике травматизма и гибели детей, в том числе воспитание у детей ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, формирование культуры безопасного поведения, при пожарах, на водных объектах, в местах отдыха и массового пребывания детей;
вовлечение общественных организаций, ассоциаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, бизнес-сообществ в профилактическую работу по повышению детской безопасности;
совершенствование законодательства Республики Бурятия, а также подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
приоритет жизни и здоровья детей над материальными и финансовыми ресурсами, а также экономическими результатами хозяйственной деятельности;
ответственность родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за обеспечение безопасности несовершеннолетних в быту;
социальное партнерство государства, семьи и общества в интересах детской безопасности;
объединение действий различных органов (ведомств) и организаций (учреждений) по предупреждению гибели и травматизма детей с учетом всех ресурсов и их взаимосвязь;
открытость проводимой работы для общества;
планирование и актуализация мероприятий на основе результатов мониторинга детской безопасности;
концентрация усилий на малозатратных, но эффективных мероприятиях, направленных на предупреждение гибели и травматизма детей в Республике Бурятия.
IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Итогом реализации Концепции станет сформированная система дополнительных мер, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих гибели и травматизму несовершеннолетних.
Оценка эффективности реализации Концепции проводится на основе данных, характеризующих уровень гибели и травматизма детей в Республике Бурятия.
Перечень мер и мероприятий, реализуемых в рамках Концепции, регламентируется Планом мероприятий по обеспечению безопасности детей в Республике Бурятия до 2025 года.
По результатам реализации Концепции к 2025 году ожидается снижение целевого показателя гибели и травматизма детей со 157 до 120 случаев в расчете на 100 тыс. детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Республики Бурятия.
Реализация Концепции осуществляется органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им на соответствующий финансовый год.
Подготовка доклада о реализации Концепции осуществляется Уполномоченным по правам ребенка в Республике Бурятия не позднее 1 марта календарного года, следующего за отчетным периодом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.