Постановление Правительства Московской области
от 1 марта 2022 г. N 164/8
"О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области и внесении изменений в Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Московской области N 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области;
Перечень должностных лиц Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", уполномоченных на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области;
Изменения, которые вносятся в Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденное постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (с изменениями, внесёнными постановлениями Правительства Московской области от 17.09.2013 N 743/42, от 19.10.2013 N 832/46, от 26.05.2014 N 380/17, от 28.10.2014 N 921/43, от 30.12.2014 N 1166/52, от 11.04.2016 N 280/10, от 24.06.2016 N 485/20, от 15.11.2017 N 958/39, от 27.12.2017 N 1145/46, от 03.04.2018 N 209/13, от 08.05.2018 N 292/16, от 26.06.2018 N 423/22, от 19.07.2018 N 460/24, от 14.08.2018 N 533/28, от 04.09.2018 N 585/31, от 18.10.2018 N 766/37, от 20.03.2019 N 136/8, от 08.07.2019 N 402/21, от 05.09.2019 N 587/29, от 03.06.2020 N 301/15, от 19.02.2021 N 111/6, от 21.09.2021 N 889/33, от 10.11.2021 N 1125/35, от 14.02.2022 N 102/4).
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пределах установленной Правительством Московской области предельной численности работников Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящее постановление вступает в силу 1 марта 2022 года.
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области
от 01.03.2022 N 164/8
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - лицензионный контроль).
2. Объектом лицензионного контроля является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - контролируемые лица).
3. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного контроля (надзора), размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
4. При осуществлении учета объектов лицензионного контроля контролируемые лица не обязаны представлять сведения, документы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
5. Предметом лицензионного контроля является соблюдение контролируемыми лицами следующих лицензионных требований:
1) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации);
2) соблюдение требований, предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК Российской Федерации;
3) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК Российской Федерации;
4) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК Российской Федерации;
5) соблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК Российской Федерации.
6. Лицензионный контроль осуществляется Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - контрольный (надзорный) орган) в отношении контролируемых лиц.
7. Перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, определяется Правительством Московской области.
8. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) руководитель контрольного (надзорного) органа;
2) первый заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, должностным регламентом (должностной инструкцией) которого предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;
3) заместители руководителя контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, должностными регламентами (должностными инструкциями) которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля.
Должностные лица контрольного (надзорного) органа, уполномоченные на проведение конкретного профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия.
9. Должностные лица контрольного (надзорного) органа при осуществлении лицензионного контроля в пределах своих полномочий обладают правами и обязанностями, предусмотренными статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
10. При осуществлении лицензионного контроля предусматриваются следующие категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
11. Отнесение объектов лицензионного контроля к категориям риска осуществляется контрольным (надзорным) органом при осуществлении своей деятельности контролируемыми лицами.
В случае если объект лицензионного контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
12. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска согласно приложению 1 к настоящему Положению.
13. В случае поступления в контрольный (надзорный) орган сведений, полученных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах о соответствии объекта лицензионного контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска, установленных в соответствии с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к определенной категории риска, контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска указанного объекта лицензионного контроля.
14. Контрольный (надзорный) орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в три года;
документарная проверка - один раз в три года;
выездная проверка - один раз в три года;
2) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в четыре года;
документарная проверка - один раз в четыре года;
выездная проверка - один раз в четыре года;
3) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в пять лет;
документарная проверка - один раз в пять лет;
выездная проверка - один раз в пять лет.
16. В отношении объектов лицензионного контроля, чья деятельность отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
17. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда), утвержденной руководителем контрольного (надзорного) органа, прошедшей общественное обсуждение и размещенной на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://gzhi.mosreg.ru/) (далее - сеть Интернет).
18. Программа профилактики рисков причинения вреда утверждается ежегодно.
19. Контрольный (надзорный) орган при утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитывает категории риска, к которым отнесены объекты лицензионного контроля.
20. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения.
21. Контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
22. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения лицензионных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение);
4) консультирование;
5) профилактический визит.
23. Профилактические мероприятия, предусмотренные подпунктами 4, 5 пункта 22 настоящего Положения, проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе.
24. Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований.
25. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц, Федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при наличии технической возможности, Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ) при наличии технической возможности, Единую государственную информационную систему обеспечения контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕГИС ОКНД).
26. Контрольный (надзорный) орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети Интернет информацию, указанную в части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
27. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, указанных в части 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
28. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес контрольного (надзорного) органа обращений.
29. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган готовит проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
30. Проект доклада о правоприменительной практике в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным годом, размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет.
31. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя контрольного (надзорного) органа до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
32. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению контрольным (надзорным) органом в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет.
33. При наличии указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ сведений контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
34. Решение об объявлении контролируемому лицу предостережения принимает руководитель контрольного (надзорного) органа, первый заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа или иное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченное приказом руководителя контрольного (надзорного) органа.
35. Информирование контролируемого лица об объявлении предостережения осуществляется посредством размещения сведений об объявлении указанного предостережения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством направления предостережения электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом либо сведения о котором были представлены при государственной регистрации контролируемого лица.
36. Направление контролируемому лицу предостережения и размещение информации о его объявлении в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения должностным лицом контрольного (надзорного) органа сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. По результатам рассмотрения предостережения контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение), в котором указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер лицензии;
4) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
5) обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
38. К возражению на предостережение прикладываются документы, подтверждающие незаконность и необоснованность объявленного предостережения.
39. Полномочия представителя контролируемого лица, направившего возражение на предостережение, должны быть подтверждены в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
40. Возражение на предостережение направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении либо через ЕПГУ при наличии технической возможности, РПГУ при наличии технической возможности или ЕГИС ОКНД.
41. В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения контрольный (надзорный) орган направляет контролируемому лицу ответ одним из способов, установленных пунктом 40 настоящего Положения.
42. Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
43. В случае удовлетворения возражения на предостережение по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
44. Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.
45. Консультирование контролируемого лица и его представителя проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
46. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
47. О способе, месте и времени проведения консультирования контролируемое лицо и его представитель извещаются контрольным (надзорным) органом в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
48. Консультирование контролируемого лица и его представителя осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление лицензионного контроля;
2) порядок проведения профилактических мероприятий;
3) предмет лицензионного контроля.
49. Контрольным (надзорным) органом осуществляется письменное консультирование по вопросу, предусмотренному подпунктом 3 пункта 48 настоящего Положения, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
50. Консультирование по 5 и более однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
51. Ответы на типовые вопросы в рамках консультирования контролируемых лиц за предыдущий календарный год размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет не позднее 20 января текущего года.
52. Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет консультирований в порядке, им установленном.
53. Профилактический визит проводится в порядке, предусмотренном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. В отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категориям высокого риска, проведение профилактического визита является обязательным.
Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не позднее чем в течение 1 года со дня начала осуществления такой деятельности.
55. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо контрольного (надзорного) органа незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу контрольного (надзорного) органа, указанному в пункте 8 настоящего Положения, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
К объектам лицензионного контроля, представляющим явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба), относится выявленные контрольным (надзорным) органом нарушения лицензионных требований, определенные приложением 2 к настоящему Положению.
56. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица контрольного (надзорного) органа, проводящего обязательный профилактический визит, должностное лицо контрольного (надзорного) органа, указанное в пункте 8 настоящего Положения, может продлить срок проведения обязательного профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
57. Порядок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) предусматривает проведение должностным лицом контрольного (надзорного) органа следующих действий:
1) уведомление контролируемого лица о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) уведомление контролируемого лица о форме проведения профилактического визита, который может проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи;
3) проведение профилактического визита в виде профилактической беседы;
4) информирование контролируемого лица о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и о периодичности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта лицензионного контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
58. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
59. По результатам проведенного профилактического визита должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется отчет, который направляется должностному лицу контрольного (надзорного) органа, принявшему решение о его проведении.
IV. Осуществление лицензионного контроля
60. При осуществлении лицензионного контроля, взаимодействием контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом контрольного (надзорного) органа и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица контрольного (надзорного) органа в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия должностного лица контрольного (надзорного) органа на объектах жилищного фонда).
61. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
62. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные частью 3 статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия).
63. Оценка соблюдения контролируемыми лицами лицензионных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, установленных пунктами 61 и 62 настоящего Положения.
64. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в пункте 62 настоящего Положения, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта лицензионного контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта лицензионного контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
65. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения должностным лицом контрольного (надзорного) органа следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений);
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза;
7) испытание.
66. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта лицензионного контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
67. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
68. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио-, видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеосвязи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
69. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
70. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) должностным лицом контрольного (надзорного) органа предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
71. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо контрольного (надзорного) органа составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
72. В случае, указанном в пункте 71 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
73. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
74. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
75. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
76. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписанном уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия), указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
77. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) его временной нетрудоспособности;
2) нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
78. По результатам рассмотрения представленной информации контрольным (надзорным) органом принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
79. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 5 пункта 64 настоящего Положения.
80. В случае если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
81. Согласование контрольным (надзорным) органом с органом прокуратуры проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
82. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля (надзора) посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
83. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
84. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
85. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте лицензионного контроля не может превышать 1 рабочий день.
86. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица контрольного (надзорного) органа на объект лицензионного контроля.
87. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 64 и пункте 82 настоящего Положения.
88. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с подпунктами 3 - 5 пункта 64 настоящего Положения, а также при получении сведений о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В таком случае контрольный (надзорный) орган приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
89. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
90. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом лицензионных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
В случае если между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом заключено Соглашение об информационном взаимодействии в электронном виде (далее - Соглашение), направление контролируемому лицу требования о предоставлении документов, а также направление контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган указанных в требовании документов осуществляется в электронном виде.
91. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
В случае если между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом заключено Соглашение, направление контролируемому лицу требования о предоставлении пояснения, а также направление контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган пояснения осуществляется в электронном виде.
92. При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены контрольным (надзорным) органом от иных органов власти.
93. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
94. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
95. Внеплановая документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 пункта 64 настоящего Положения.
96. Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектами жилищного фонда и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом лицензионных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
97. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
98. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов лицензионного контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 97 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
99. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с подпунктами 3 - 5 пункта 64 настоящего Положения, а также при получении сведений о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В таком случае контрольный (надзорный) орган приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не проводится.
100. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае если между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом заключено Соглашение, направление контролируемому лицу уведомления о проведении выездной проверки осуществляется в электронном виде.
101. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) экспертиза;
5) инструментальное обследование.
102. Внеплановая выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 64 и пункте 82 настоящего Положения.
103. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
104. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
105. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий оформляются в соответствии с главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
106. Жалоба подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в электронном виде с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ при наличии технической возможности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 108 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. При подаче жалобы организацией жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица либо его уполномоченным представителем.
107. Жалоба на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц подается контролируемым лицом в порядке, установленном частью 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, и рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа либо заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа, которому переданы полномочия руководителя контрольного (надзорного) органа по рассмотрению жалоб на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) их должностных лиц в соответствии с распределением обязанностей.
108. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган без использования ЕПГУ и (или) РПГУ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне с использованием специальной связи на бумажном или электронном носителе (оптическом диске, флэш-накопителе).
109. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
110. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
111. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
112. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен контрольным (надзорным) органом.
113. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
114. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
115. Контрольный (надзорный) орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
116. Информация о решении, указанном в пункте 115 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
117. Жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) должностного лица контрольного (надзорного) органа, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица контрольного (надзорного) органа. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
118. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
119. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
120. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области направляется контрольным (надзорным) органом лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
121. Контрольный (надзорный) орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 110 и 111 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в контрольный (надзорный) орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий орган власти;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
122. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3 - 8 пункта 121 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
123. Контрольный (надзорный) орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Ведение подсистем досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
124. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется при обязательном присутствии контролируемого лица, подавшего жалобу. При этом рассмотрение жалобы осуществляется в день, назначенный должностным лицом контрольного (надзорного) органа. Извещение контролируемого лица о назначении дня для рассмотрения жалобы в целях обеспечения личного присутствия контролируемого лица направляется контролируемому лицу не менее чем за 5 рабочих дней до дня рассмотрения жалобы со дня представления жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, посредством извещения через личный кабинет контролируемого лица на ЕПГУ и (или) РПГУ. Контролируемое лицо в случае невозможности присутствия на рассмотрении жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, направляет в контрольный (надзорный) орган в течение 2 рабочих дней после получения извещения о назначении дня рассмотрения такой жалобы уведомление о невозможности присутствия на рассмотрении такой жалобы.
125. В случае получения контрольным (надзорным) органом такого уведомления от контролируемого лица жалоба, связанная со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается без контролируемого лица. При этом результаты рассмотрения жалобы контролируемое лицо вправе получить лично в контрольном (надзорном) органе.
126. Контрольный (надзорный) орган должен обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
127. Жалоба подлежит рассмотрению контрольным (надзорным) органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Если, для рассмотрения жалобы необходимо истребование дополнительных материалов, этот срок может быть продлен указанным органом на 20 рабочих дней.
128. Контрольный (надзорный) орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
129. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
130. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
131. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются/
132. По итогам рассмотрения жалобы контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
133. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также принимаемые им решения при исполнении государственной функции, повлекшие за собой нарушения требований законодательства Российской Федерации, а также нарушения прав заявителя.
134. Решение контрольного (надзорного) органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на ЕПГУ и (или) РПГУ в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
VII. Ключевые показатели лицензионного контроля и их целевые значения
135. Ключевые показатели лицензионного контроля и их целевые значения, индикативные показатели для лицензионного контроля приведены в приложении 3 к настоящему Положению.
VIII. Переходные положения
136. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом могут осуществляться, в том числе, на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме.
137. До 31 декабря 2023 года указанные в пункте 136 настоящего Положения документы и сведения, а также акты контрольных (надзорных) мероприятий могут составляться и подписываться на бумажном носителе.
Приложение 1
к Положению о региональном государственном
лицензионном контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами
на территории Московской области
Критерии
отнесения объектов лицензионного контроля к определенной категории риска
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения контролируемыми лицами лицензионных требований деятельность контролируемых лиц разделяется на группу тяжести "А" или "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность контролируемых лиц по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами лицензионных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения, деятельность, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группу вероятности "1" или "2" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу, его должностным лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, указанных в абзаце втором настоящего приложения, а также выявленные нарушения лицензионных требований исполнены.
Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
Приложение 2
к Положению о региональном государственном
лицензионном контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами
на территории Московской области
Перечень
нарушений лицензионных требований, свидетельствующих о наличии явной непосредственной угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Невыполнение работ по надлежащему содержанию несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш), ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов (далее - МКД), невыполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций МКД.
2. Невыполнение работ по надлежащему содержанию оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, невыполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования.
3. Непроведение работ по обеспечению требований пожарной безопасности (осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты).
4. Неустранение в установленные сроки аварий на внутридомовых инженерных системах в МКД.
5. Несоблюдение Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
6. Выявление фактов аварийности МКД, являющихся основанием для направления в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого находится такой МКД, соответствующего заключения с целью признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
7. Выявление МКД, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
8. Необеспечение доступности общего имущества в МКД для инвалидов.
9. Невыполнение работ по очистке от снега, льда общего имущества в МКД в зимний период.
Приложение 3
к Положению о региональном государственном
лицензионном контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами
на территории Московской области
Ключевые показатели
лицензионного контроля и их целевые значения
N |
Цели показателя |
Наименование показателя |
Весовое значение показателя (Вес) |
Базовое значение показателя, % |
Плановое значение показателя (П), % |
Фактическое значение показателя (Ф), % |
Выполнение показателя (В), % |
Результат показателя (Р), % |
1 |
Показатели результативности группы "А", отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба) |
|||||||
1.1 |
Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области |
|||||||
1.1.1 |
Снижение объема причиненного материального ущерба жилищному фонду многоквартирных домов |
Доля причиненного ущерба жилищному фонду в результате нарушений лицензионных требований, исчисляемого в процентах износа, за отчетный период * |
0,1 |
|
|
|
|
|
2 |
Финансовая составляющая |
|||||||
2.1 |
Обеспечить поступление денежных средств в бюджет |
Доля средств, поступивших в бюджеты органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области с учетом предыдущих периодов из общей суммы начисленных штрафов, за отчетный период |
0,1 |
|
|
|
|
|
3 |
Внутренние процессы по контрольно-надзорной деятельности |
|
||||||
3.1 |
Исполнить дорожную карту |
Доля выполненных мероприятий от общего количества мероприятий, приведенных в дорожной карте, за отчетный период |
0,1 |
|
|
|
|
|
3.2 |
Снизить число контрольно-надзорных мероприятий и увеличить число выявленных нарушений на одно контрольно-надзорное мероприятие |
Доля проведенных контрольно-надзорных мероприятий в отчетном периоде по отношению к среднему значению аналогичных отчетных периодов предыдущих двух лет * |
0,1 |
|
|
|
|
|
3.3 |
Доля выявленных нарушений на одно контрольно-надзорное мероприятие в отчетном периоде по отношению к количеству рабочих дней, отведенных законодательством Российской Федерации на проведение проверок |
0,1 |
|
|
|
|
|
|
3.4 |
Профилактика и устранение причин и условий нарушений - мотивация проверяемых к снижению нарушений |
Доля выявленных нарушений лицензионных требований по наиболее критичным видам нарушений (состояние подвалов, состояние чердаков, состояние системы электроснабжения многоквартирных домов) в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду предыдущего года * |
0,05 |
|
|
|
|
|
3.5 |
|
Доля выявленных нарушений лицензионных требований по наиболее критичным видам нарушений (содержание и ремонт внутригазового оборудования) в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду предыдущего года * |
0,05 |
|
|
|
|
|
4 |
Внешняя составляющая (субъект проверки как клиент, заявитель по обращению как клиент) |
|||||||
4.1 |
Повысить уровень удовлетворенности проверяемых и граждан по результатам контрольно-надзорных мероприятий |
Доля контрольно-надзорных мероприятий, по которым были обращения в суд по оспариванию результатов контрольно-надзорных мероприятий и по которым в суде результаты признаны незаконными, в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду предыдущего года * |
0,1 |
|
|
|
|
|
4.2 |
|
Доля жалоб по наиболее массовым видам нарушений (ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома; неправомерное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги; ненадлежащее предоставление жилищно-коммунальных услуг) в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду предыдущего года * |
0,1 |
|
|
|
|
|
4.3 |
Доля нарушений, связанных с причинением вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан, в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду предыдущего года * |
0,05 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Составляющая знаний и обучения (развитие) |
|
||||||
5.1 |
Совершенствование сотрудниками, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля **, профессиональных знаний и методов работы при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
Доля мероприятий от общего количества мероприятий, проведенных руководителем контрольно-надзорного органа по повышению показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности для сотрудников, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, за отчетный период |
0,05 |
|
|
|
|
|
|
Итого (И), % |
|
------------------------------
*"Понижаемый" показатель.
**Государственные гражданские служащие и работники Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
------------------------------
Индикативные показатели
для лицензионного контроля
При осуществлении лицензионного контроля устанавливаются следующие индикативные показатели:
1. Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта лицензионного контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта лицензионного контроля от таких параметров, за отчетный период.
4. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
7. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
8. Количество предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований, объявленных за отчетный период.
9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, за отчетный период.
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
11. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
14. Общее количество учтенных объектов лицензионного контроля на конец отчетного периода.
15. Количество учтенных объектов лицензионного контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода.
16. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
17. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период.
18. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период.
19. Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
20. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа недействительными, за отчетный период.
21. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
22. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
23. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, приведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению лицензионного контроля и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 01.03.2022 N 164/8
Перечень
должностных лиц Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", уполномоченных на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области
Должностными лицами Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", уполномоченными на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, являются:
руководитель в ранге министра - Главный государственный жилищный инспектор Московской области;
первый заместитель руководителя в ранге министра - заместитель Главного государственного жилищного инспектора Московской области;
заместитель руководителя в ранге министра - заместитель Главного государственного жилищного инспектора Московской области;
должностные лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) входит осуществление полномочий по осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;
должностные лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", уполномоченные на проведение конкретного профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия, которые определяются решением Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о проведении профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия.
Утверждены
постановлением Правительства
Московской области
от 01.03.2022 N 164/8
Изменения,
которые вносятся в Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
1. В пункте 1 слова "лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами," заменить словами "регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - региональный государственный лицензионный контроль),".
2. Подпункт "б" пункта 10 изложить в следующей редакции:
"б) регионального государственного лицензионного контроля;".
3. Абзац шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:
"осуществление регионального государственного лицензионного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, на основании лицензии, лицензионных требований.".
4. В абзаце первом подпункта 12.2.5 пункта 12 слова "лицензионный контроль" заменить словами "региональный государственный лицензионный контроль".
5. Подпункт 12.6 после слов "регионального государственного жилищного надзора" дополнить словами "и регионального государственного лицензионного контроля".
6. В подпункте 12.41 слова "лицензионном контроле предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" заменить словами "региональном государственном лицензионном контроле".
7. Абзац первый пункта 27 изложить в следующей редакции:
"27. Уполномоченными должностными лицами Госжилинспекции Московской области на осуществление регионального государственного жилищного надзора и регионального государственного лицензионного контроля являются:".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 1 марта 2022 г. N 164/8 "О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области"
Вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 15 марта 2022 г.; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 6 апреля 2022 г., N 60; в "Информационном вестнике Правительства Московской области" от 28 июня 2022 г., N 12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 6 сентября 2024 г. N 962-ПП
Изменения вступают в силу с 1 марта 2025 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Постановление Правительства Московской области от 19 июля 2024 г. N 743-ПП
Изменения вступают в силу с 23 июля 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 24 мая 2024 г.
Постановление Правительства Московской области от 26 марта 2024 г. N 271-ПП
Изменения вступают в силу с 27 марта 2024 г.
Постановление Правительства Московской области от 23 января 2024 г. N 38-ПП
Изменения вступают в силу с 24 января 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 10 января 2024 г.
Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1006-ПП
Изменения вступают в силу с 2 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Московской области от 19 октября 2023 г. N 976-ПП
Изменения вступают в силу с 21 октября 2023 г.
Постановление Правительства Московской области от 13 октября 2023 г. N 946-ПП/34
Изменения вступают в силу с 10 января 2024 г.
Постановление Правительства Московской области от 25 мая 2023 г. N 331-ПП
Изменения вступают в силу с 27 мая 2023 г.
Постановление Правительства Московской области от 16 марта 2023 г. N 129-ПП
Изменения вступают в силу с 18 марта 2023 г.
Постановление Правительства Московской области от 20 сентября 2022 г. N 983/31
Изменения вступают в силу с 21 сентября 2022 г.