Письмо Минфина России от 16 марта 2022 г. N 02-01-14/19001
В целях подготовки Доклада о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Минфином России проводится сбор и анализ информации об основных тенденциях развития процедур участия граждан в определении направлений бюджетных расходов на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в форме практик инициативного бюджетирования за 2021 год.
Учитывая изложенное, прошу направить в Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее - Департамент) на адрес электронной почты Dmitriy.Stepanov@minfin.gov.ru сведения в электронном виде в формате Excel в соответствии с формами, предусмотренными Порядком взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации по формированию Доклада о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (в срок до 11 апреля 2022 года - Приложения 1 и 2; в срок до 4 мая 2022 года - Приложение 3).
Указанные формы размещены на официальном сайте Минфина России в рубрике "Деятельность" / "Реформы" / "Бюджетная реформа" / "Бюджет для граждан" / "Инициативное бюджетирование", а также на официальном сайте НИФИ Минфина России в разделе "Инициативное бюджетирование".
По вопросам, связанным с методологией заполнения указанных форм, специалистам финансовых органов субъектов Российской Федерации следует обращаться в Центр инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России к Шаповаловой Наталье Арнольдовне по телефону +7 (495) 699-37-07 или по электронной почте shapovalova@nifi.ru (Приложения 1 и 2); в Департамент к Степанову Дмитрию Анатольевичу по телефону 8 (495) 983-38-88 доб. 0228 или по электронной почте Dmitriy.Stepanov@minfin.gov.ru (Приложение 3).
|
A.M. Лавров |
Рекомендации по заполнению Приложений 1 и 2 запроса информации о реализации на территории субъекта Российской Федерации практик инициативного бюджетирования
1. При заполнении сведений в части параметра 1 "Наименование практики" Приложений 1 и 2 следует указать, как данная практика называется в официальных документах (законах, постановлениях и распоряжениях правительства и иных нормативных правовых актах (НПА)), а также ее публичное название (бренд, применяемый в рекламных или информационных целях), если они отличаются. В случае если дополнительно к официальному наименованию практики в рекламных и информационных целях используется более лаконичное и легко запоминающееся название или аббревиатура, его также следует указать.
2. При заполнении сведений в части параметра 2 "Год начала реализации практики" Приложений 1 и 2 следует указать первый год, начиная с которого осуществлялось финансовое обеспечение реализации практики в субъекте Российской Федерации (для муниципальной практики - в муниципальном образовании). Например, отдельные мероприятия практики могли быть начаты в 2016 году, но бюджетные ассигнования на реализацию проектов впервые были выделены в рамках бюджета 2017 года, в этом случае необходимо указать 2017 год. В случае если реализация мероприятий потребовала финансового обеспечения в следующем бюджетном цикле - следует указать "2017-2018 годы".
3. При заполнении сведений в части параметра 3 "Период реализации практики" Приложений 1 и 2 следует указать период календарного года, в течение которого осуществлялась реализация практики ИБ в 2021 году в формате число/месяц/год-число/месяц/год. Например, "1 августа 2020 года - 31 декабря 2021 года" или "20 января 2021 года - 31 января 2021 года", или "15 сентября 2021 года - 1 февраля 2022 года".
4. При заполнении сведений в части параметра 4 "Нормативно-правовое регулирование практики" Приложения 1 следует указать, на основе каких НПА осуществлялась реализация практики ИБ. Примерами таких НПА могут быть постановления и распоряжения правительства, законодательные акты, региональные госпрограммы и др. Следует указать полные названия, ссылки на указанные документы, а также указать дату вступления в силу НПА о реализации практики в 2021 г. (если обновлялись) или указать первичную дату принятия НПА. Поскольку механизмы реализации практик ИБ разнообразны и могут регламентироваться широким набором НПА, в составе форм запроса предложены различные варианты ответов. Следует охарактеризовать те из них, которые соответствуют применяемой практике ИБ.
При заполнении параметра 4 в Приложении 2 указываются НПА, регулирующие реализацию практики в конкретном муниципальном образовании - постановление, решение, положение, порядок и стратегические муниципальные документы, где закреплены мероприятия ИБ.
5. При заполнении сведений в части параметра 5 "Администрирование практики" Приложений 1 и 2 следует указать, какой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для муниципальной практики - орган местного самоуправления или его подразделение) отвечает за реализацию и развитие практики на территории субъекта Российской Федерации (для муниципальной практики - на территории муниципального образования). Примеры: Министерство (Департамент) финансов, Министерство (Департамент) социально-экономического развития, Департамент территориального развития и др. (для муниципальной практики - администрация, финансовое управление администрации, представительный орган и др.).
6. При заполнении сведений в части параметра 6 "ГРБС, форма предоставления бюджетных ассигнований на реализацию проектов, получатели бюджетных средств" Приложений 1 и 2 следует указать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для муниципальной практики - орган местного самоуправления), который является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию проектов ИБ. В случае, если задействованы несколько ГРБС, следует их перечислить. ГРБС и администрирующий практику ИБ орган исполнительной власти (для муниципальной практики - орган местного самоуправления) могут совпадать. Также следует указать форму предоставления бюджетных ассигнований (гранты, субсидии, иные формы) и непосредственных получателей бюджетных средств. Если бюджетные ассигнования направляются в бюджеты муниципальных образований посредством сочетания различных форм, следует описать такой механизм.
7. При заполнении сведений в части параметра 7 "Общая стоимость проектов в 2021 году" Приложений 1 и 2 следует указать объем денежных средств в млн рублей, направленных из всех источников на реализацию проектов в рамках рассматриваемой практики. Параметр 7.1 будет рассчитан автоматически в соответствующей ячейке. Следует исключить объем нефинансового вклада, а также объем денежных средств, направляемых на организацию работы проектного центра, информационную кампанию инициативного бюджетирования и иные организационные расходы.
При заполнении сведений в части параметра 7.A. "Бюджетные ассигнования на реализацию проектов ИБ из бюджета субъекта Российской Федерации" Приложения 1 следует указать в абсолютном выражении объем бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в 2021 году в млн рублей, а также долю бюджетных средств в общей стоимости проектов ИБ в процентах, которая рассчитывается следующим образом: размер субсидии, выделенной из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию проектов ИБ в 2021 году / общая стоимость проектов ИБ в 2021 году * 100%.
При заполнении сведений в части параметра "Доля указанных бюджетных ассигнований в бюджете субъекта Российской Федерации на 2021 год" (ячейка 7.А.3 формы Приложения 1) для расчета следует использовать объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации за 2021 год (не консолидированного бюджета), с учетом уточненных сведений по расходам бюджета за 2021 год.
* Заполнение параметра 7.А предусмотрено только в составе Приложения 1 запроса о практике субъекта Российской Федерации.
При заполнении сведений в части параметра 7.B. "Бюджетные ассигнования на реализацию проектов ИБ из бюджетов муниципальных образований" Приложений 1 и 2 следует в абсолютном выражении указать объем бюджетных ассигнований из бюджетов муниципальных образований, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в 2021 году в млн рублей, а также долю бюджетных средств в общей стоимости проектов ИБ в процентах, которая рассчитывается следующим образом: объем бюджетных ассигнований из бюджетов муниципальных образований на реализацию проектов ИБ в 2021 году / общая стоимость проектов ИБ в 2021 году * 100%.
* При заполнении параметра 7.В. в Приложении 2 следует иметь в виду, что в муниципальной практике отсутствуют другие источники бюджетных ассигнований на реализацию проектов ИБ (в том числе средства, поступившие из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования реализации инициативных проектов, проектов ИБ), кроме средств, направляемых из бюджета муниципального образования.
При заполнении сведений в части параметра 7.C. "Средства софинансирования со стороны граждан или инициативные платежи граждан" Приложений 1 и 2 следует указать в абсолютном выражении объем средств софинансирования граждан или объем инициативных платежей в целях реализации проектов инициативного бюджетирования в 2021 году в млн рублей, а также долю указанных денежных средств в общей стоимости проектов ИБ в процентах, которая рассчитывается следующим образом: объем софинансирования проектов ИБ со стороны граждан в 2021 году / общая стоимость проектов ИБ в 2021 году * 100%.
* При заполнении параметра 7.С. в Приложении 2 следует выбрать только одну из двух форм внебюджетной поддержки проектов гражданами - средства софинансирования со стороны граждан (7.С.1.) или инициативные платежи граждан (7.С.2.).
При заполнении сведений в части параметра 7.D. "Средства софинансирования со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или инициативные платежи от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Приложений 1 и 2 следует указать в абсолютном выражении объем средств софинансирования со стороны индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и юридических лиц (далее также - ЮЛ) в целях реализации проектов ИБ в 2021 году в млн рублей, а также долю указанных денежных средств в общей стоимости проектов в процентах, которая рассчитывается следующим образом: объем софинансирования проектов ИБ со стороны ИП и ЮЛ в 2021 году / общая стоимость проектов ИБ в 2021 году * 100%.
* При заполнении параметра 7.D. в Приложении 2 следует выбрать только одну из двух форм внебюджетной поддержки проектов ИП и ЮЛ - средства софинансирования со стороны ИП и ЮЛ (7.D.1.) или инициативные платежи ИП и ЮЛ (7.D.2.).
В случае если софинансирование со стороны ИП и ЮЛ отдельно не выделяется согласно НПА практики, следует указать общий объём внебюджетного софинансирования в ячейке 7.С.1 "Объемы софинансирования со стороны граждан" или в ячейке 7.С.2 "Объем инициативных платежей со стороны граждан".
При заполнении сведений в части параметра 7.E. "Объемы финансирования с использованием субсидии из федерального бюджета" Приложения 1 следует указать в абсолютном выражении объем средств федерального бюджета, направленный в целях реализации проектов ИБ в 2021 год в млн рублей, а также долю указанных средств в общей стоимости проектов в процентах, которая рассчитывается следующим образом: объем субсидии из федерального бюджета, направленной на финансирование проектов ИБ в 2019 году / общая стоимость проектов ИБ в 2021 году * 100%.
Следует также указать информацию о госпрограммах/национальных (федеральных) проектах, федеральных целевых программах, в рамках которых были получены субсидии из федерального бюджета, федеральный орган исполнительной власти (распорядитель указанных бюджетных средств и РОИВ) получатель указанных бюджетных средств.
* Заполнение параметра 7.E. предусмотрено только в составе Приложения 1 запроса о практике субъекта Российской Федерации. Проекты ИБ, реализованные в том числе с учетом объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, должны учитываются в составе региональной практики по форме Приложения 1.
При заполнении сведений в части параметра 7.F."Нефинансовый вклад со стороны граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Приложений 1 и 2 следует указать, в какой форме предусмотрен данный вклад в составе НПА, регулирующего практику ИБ. Например, предусмотрено трудовое участие со стороны граждан в реализации проектов ИБ, помощь со стороны граждан и бизнеса строительной техникой, информационной поддержкой, посредством предоставления помещений и т.п. Необходимо перечислить формы нефинансового вклада, а также привести методику финансовой оценки (при наличии). Если такой вклад не предусмотрен НПА, следует указать ответ "нет".
В случае если вклад граждан, услуги, материалы имели финансовый эквивалент и учитывались в общей стоимости проектов (должно быть отражено в НПА практики или рассчитывается по утвержденной методике), следует указать объем этих средств в абсолютном выражении в млн рублей за 2021 год. Данные о нефинансовом вкладе без соответствующего описания или методики оценки рассматриваться не будут.
8. При заполнении сведений в части параметра 8 "Планы финансирования практики из бюджета субъекта Российской Федерации на 2022 год" Приложения 1 и 2 следует указать в абсолютном выражении объем бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), который планируется направить на реализацию проектов ИБ в 2022 году в млн рублей, а также их долю в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2022 году в процентах, которая рассчитывается как: объем бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), запланированных на финансирование проектов ИБ в 2022 году / общий объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2022 году * 100%.
* Для муниципальной практики следует рассчитывать данный параметр с использованием плановых показателей бюджета муниципального образования на 2022 год.
9. При заполнении сведений в части параметра 9 "Динамика отбора: выдвинутые проектные идеи, поддержанные и отобранные проектные заявки" Приложений 1 и 2 следует указать количество проектных идей/заявок на разных этапах процесса отбора, при наличии такой статистики.
Под проектной идеей следует понимать предложение граждан по реализации проекта инициативного бюджетирования. При заполнении данных об количестве проектных идей следует указать предложенные гражданами в ходе первичной встречи, первичного анкетирования, посредством сайта в сети Интернет, другими способами, проектные идеи, которые подлежат дальнейшему обсуждению, доработке, детализации.
При заполнении данных о количестве поддержанных проектных заявок следует указать поддержанные гражданами проектные заявки, прошедшие технический анализ и зарегистрированные для участия в конкурсных процедурах.
В ряде практик ИБ на итоговое голосование, итоговый конкурсный отбор напрямую попадают все высказанные проектные идеи граждан, в таком случае первые два числа при ответе на данный параметр будут одинаковыми. В других практиках ИБ на итоговое голосование, итоговый конкурсный отбор попадает только часть проектных идей/заявок граждан - прошедшие предварительное обсуждение, техническую экспертизу, проанализированные на предмет возможности реализации, соответствия полномочиям муниципальных образований или прошедшие иной первичный контроль, в таком случае второе число при ответе на данный параметр будет меньше первого.
При заполнении данных о количестве проектных заявок, отобранных в ходе конкурсных процедур, следует указать количество победивших проектных заявок, которые должны быть профинансированы и подлежат реализации.
10. При заполнении сведений в части параметра 10 "Типология проектов ИБ, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2021 году" Приложений 1 и 2 следует указать количество проектов ИБ по предлагаемым типам, включая проекты ИБ, финансирование которых осуществлялось в 2021 году, в том числе реализация которых по каким-либо причинам не была завершена и/или была перенесена на 2022 год. Общее количество проектов в форме запроса суммируется автоматически.
В ячейке 10.7. "Проекты в сфере образования", следует указывать проекты, которые были отобраны без участия школьников.
В ячейке 10.20. "Проекты школьного и молодежного инициативного бюджетирования" следует указывать только те проекты, которые были реализованы в рамках специально выделенного тематического (школьного/молодежного) направления региональной (или муниципальной) практики ИБ. В этом случае к анкете следует приложить перечень проектов, реализованных в 2021 году.
Проекты, реализованные в рамках региональных или муниципальных практик школьного и молодежного инициативного бюджетирования, указываются в соответствии с общей типологией проектов. Проекты, которые не могут быть сопоставлены с предлагаемой типологией, следует указать в ячейке 10.21 "Другое" (перечислить примеры в ячейке либо приложить список к анкете).
11. При заполнении параметра 11 "Количество благополучателей проектов ИБ, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2021 году" Приложений 1 и 2 следует использовать формулу: количество благополучателей проектов ИБ / общее количество граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации в 2021 году * 100%.
Для расчетов параметра 11.3. "Доля благополучателей от общего количества жителей субъекта Российской Федерации" (для муниципальной практики - "Доля благополучателей от общего количества жителей муниципального образования") следует использовать последние официальные данные Росстата и\или привести ссылку на источник статистики в ячейке 11.4.
Следует также привести краткое описание методики подсчета благополучателей проектов ИБ или приложить подробное описание методики к анкете. Данные о благополучателях без соответствующего описания или методики оценки рассматриваться не будут.
12. При заполнении сведений в части параметра 12 "Организация сопровождения практики ИБ" Приложений 1 и 2 следует указать, существует ли специально организованный проектный центр, или его функции выполняют представители органов власти.
Под проектным центром понимается организационная структура, осуществляющая методологическую, исследовательскую (аналитическую), мониторинговую, образовательную и консультационную функции в рамках реализации проектов ИБ, создания программ и практик инициативного бюджетирования. Консультанты проектного центра или сотрудники органов власти, выполняющие их функции - это специалисты, которые разрабатывают механизмы участия граждан в рамках инициативного бюджетирования, организуют и посещают собрания граждан, ведут разъяснительную работу, помогают готовить документацию по проектам, взаимодействуют со СМИ, анализируют соответствие реализуемых проектов ИБ предложениям граждан.
В случае если реализацию практики ИБ сопровождает проектный центр, следует указать его наименование, юридический статус, источник финансового обеспечения деятельности и количество задействованных консультантов (сотрудников проектного центра). Функции проектного центра могут выполнять, к примеру, рабочая группа при РОИВ или ОМСУ, НКО или иное юридическое лицо, госучреждение, межведомственный проектный офис и т.п. В этом случае следует сопроводить ответ соответствующим документом (ссылкой на него), в котором данные функции регламентированы. Если сопровождение практики обеспечивает внешняя организация (проектная команда, независимые консультанты), привлекаемая для этих целей, в параметрах 12.1-12.3 необходимо указать информацию об этой форме сопровождения. Отдельно следует указать количество волонтеров, привлекаемых на различных этапах сопровождения практики и для организации мероприятий. В случае значительной роли волонтеров, формы работы с ними следует описать в сопроводительном письме.
Если проектный центр отсутствует, следует указать количество сотрудников органов власти (органов местного самоуправления), занятых администрированием реализации практики ИБ в рамках своих должностных обязанностей.
13. При заполнении сведений в части параметра 13 "Процедуры сбора проектных идей и количество граждан, принявших в них участие" Приложений 1 и 2 следует указать, какие каналы подачи проектных идей жителей используются в рамках практики ИБ, какое количество граждан ими воспользовалось, каким образом было зафиксировано реальное участие граждан. Сведения заполняются в том случае, если подобная статистика велась.
Одновременно в рамках одной практики ИБ может быть задействовано несколько каналов, по которым граждане предлагают свои идеи: анкетирование, очные встречи и обсуждения, подача проектных предложений через Интернет, органы ТОС, сельских старост, через общественные приемные, депутатов и другими способами. В отличие от параметра 9, в данном параметре следует указать количество граждан. В случае если рассматриваемая практика предполагает, что один человек может предложить только одну идею, количество участвовавших граждан и количество поступивших проектных предложений будут совпадать.
14. При заполнении сведений в части параметра 14 "Процедуры конкурсного отбора проектных заявок и количество граждан, принявших в них участие" Приложений 1 и 2 следует указать, как именно в описываемой практике ИБ выбираются победившие проектные заявки, участвуют ли в процедурах конкурсного отбора граждане.
Отбор проектных заявок может осуществляться различными способами: интернет-голосование, очное голосование жителей на собраниях и встречах, собрания ТОС, референдум, бюджетные комиссии из состава граждан, комиссии из состава представителей власти, коллегиальный орган, состав которого формируется в соответствии с НПА и др.
Способ фиксации участия граждан в процедурах должен быть описан в НПА практики: протокол, подписные листы, фото и видео-фиксация, отчеты консультантов, независимые наблюдатели, интернет-технологии и др.
15. При заполнении сведений в части параметра 15 "Административный охват практикой ИБ согласно НПА" Приложения 1 в случае, если рассматриваемая практика ИБ предусматривает возможность для участия всех муниципальных образований (административно-территориальных единиц), следует указать охват "100%".
Если такая возможность предоставлена не всем муниципальным образованиям (административно-территориальным единицам), следует указать, по какому критерию они были выбраны. Например, критериями могут быть территориальная удаленность и обособленность, степень бюджетной обеспеченности, определенный тип муниципальных образований (сельские поселения, городские поселения, муниципальные районы, городские округа), механизм отбора муниципальных образований или административно-территориальных единиц и т.п. Необходимо указать исключения, если таковые имеются. Например, участие может быть предусмотрено для всех муниципальных образований, кроме столицы региона, ЗАТО и т.д.
* Заполнение параметра 15 предусмотрено только в составе Приложения 1 запроса о практике субъекта Российской Федерации.
16. При заполнении параметра "Количество муниципальных образований (административно-территориальных единиц), принявших участие в практике ИБ в 2021 году" Приложения 1 следует указать количество муниципальных образований, от которых поступили проектные заявки в 2021 году в рамках рассматриваемой практики ИБ.
* Заполнение параметра 16 предусмотрено только в составе Приложения 1 запроса о практике субъекта Российской Федерации.
17. При заполнении параметра 17 "Наличие интернет-решения, используемого для управления практикой ИБ" Приложений 1 и 2 следует указать, обеспечена ли возможность автоматизированной системы управления практикой ИБ через Интернет (подача заявки, работа с заявкой, контроль процедур, механизмы отбора проектов и др.). Такой сервис может быть организован в рамках регионального портала открытости бюджетных данных, на официальном сайте органа власти, на сайте проектного центра, на ином публичном интернет-ресурсе. Следует привести ссылку на данный ресурс.
В случае, если централизованная система удаленного управления практикой ИБ отсутствует, но отдельные процедуры (голосование, контроль реализации проектов ИБ) частично или полностью были реализованы через Интернет, например, через социальные сети, следует охарактеризовать эти процедуры и привести ссылки.
18. При заполнении параметра 18 "Информационное сопровождение практики ИБ" Приложений 1 и 2 следует привести ссылку на один официальный Интернет-ресурс, а также допускается указать любое количество ссылок на неофициальные Интернет-ресурсы данной практики, в том числе в социальных сетях.
В качестве официального Интернет-ресурса практики ИБ может учитываться, в том числе: раздел на портале открытых бюджетных данных субъекта Российской Федерации, официальный сайт ответственного РОИВ, официальный сайт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, самостоятельный интернет-сайт данной практики, раздел общего портала ИБ субъекта Российской Федерации.
* Для муниципальной практики - раздел на официальном сайте органа местного самоуправления, высшего должностного лица муниципального образования и др.
К иным информационным ресурсам могут быть отнесены: страницы практики и инициативных групп в социальных сетях, раздел на сайте проектного центра, спецпроекты в СМИ, ресурсы общественных интернет-платформ, ссылки для перехода на интернет-страницу практики ИБ с иных официальных интернет-ресурсов субъекта Российской Федерации (для муниципальной практики - Интернет-ресурсов муниципального образования).
Графическое изображение логотипа практики ИБ следует вставить при ответе на запрос непосредственно в таблицу или загрузить на файлообменник с указанием в ответе ссылки на файлы в формате .jpeg весом не более 10 мегабайт.
Следует также указать, какие виды рекламных носителей были задействованы в ходе информационной кампании данной практики ИБ в субъекте Российской Федерации (для муниципальной практики - в муниципальном образовании) в 2021 году (ТВ, радио, наружная реклама, социальные сети, спецпроекты в СМИ и др.). Следует указать ссылки на примеры, обеспечившие наибольший охват населения (статьи в СМИ, видеоролики, посты в социальных сетях, телевизионные передачи и т.п.).
Следует перечислить все виды использовавшихся в 2021 году информационных раздаточных материалов (буклеты, листовки, стикеры, брошюры) или электронного контента (кроме самостоятельного контента инициативных групп), а также привести ссылки на макеты и инфографику (файлы в формате .jpeg весом не более 10 мегабайт, загруженные на файлообменник).
19. При заполнении сведений в части параметра 19 "Обучающие мероприятия по инициативному бюджетированию" Приложений 1 и 2 следует указать сведения об обучающих мероприятиях для представителей органов местного самоуправления, консультантов ИБ (сотрудников проектных центров) и участников инициативных групп, иных целевых аудиторий. Если такие мероприятия проводились в субъекте Российской Федерации (для муниципальной практики - в муниципальном образовании) в 2021 году в рамках реализации данной практики, следует указать формат, периодичность, охарактеризовать состав участников, приложить программу. Указать количество состоявшихся обучающих мероприятий и общее количество участников.
Примечания:
В сопроводительном письме финансового органа субъекта РФ необходимо привести следующую информацию:
1. количество направляемых форм, перечислить приложения и иные сопроводительные документы;
2. коротко охарактеризовать основные изменения в реализации инициативного бюджетирования в 2021 году, в том числе предпринятые в связи с карантинными ограничениями;
3. описать лучший (инновационный, специфический) опыт в части поддержки процесса развития, совершенствования процедур участия, финансирования и пр.;
4. меры поддержки в целях реализации инициативных проектов в муниципальных образованиях;
5. описать планируемые в 2022 году изменения, нововведения.
При заполнении информации для муниципальной практики инициативного бюджетирования следует приводить относительные значения показателей (в процентах) к параметрам муниципального образования (расходов местного бюджета, численности населения муниципального образования и т.д.), указывать реквизиты нормативных правовых актов, приводить ссылки на соответствующие решения схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа муниципального образования. Для каждой практики муниципального образования следует заполнять отдельную форму.
Заполненные электронные формы (Приложения 1 и 2) следует направлять строго в формате Excel.
Приветствуются материалы (результаты) социологических исследований, интернет-опросов, анкетирований, направленных на изучение социально-экономических эффектов ИБ, описание лучшего опыта в реализации ИБ в субъекте РФ, муниципалитете, изменений в реализации инициативного бюджетирования в 2021 году, в том числе предпринятых в связи с карантинными ограничениями.
Методические рекомендации по порядку расчета доли расходов местного бюджета на мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения (Приложение 3)
Настоящие рекомендации приведены в целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления) по исполнению положений подпункта 5 пункта 12 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 г. N Пр-354 (далее - Перечень поручений) в части подсчета доли расходов местного бюджета на мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения.
Наряду с практикой непосредственного участия граждан в вопросах местного значения, в частности, в определении направлений расходования средств местного бюджета путем внесения инициативных проектов, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также практиками инициативного бюджетирования, действуют и другие практики реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемых с учетом их мнения. Так, в настоящее время реализуются федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", а также государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", которые также включают в себя использование механизма, указанного в подпункте 5 пункта 12 Перечня поручений.
В соответствии с Перечнем поручений, а также приказом Минфина России от 15 декабря 2020 г. N 1101 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию расходов бюджетов субъектов (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов" при планировании расходов местного бюджета в целях реализации инициативных проектов рекомендуется исходить из целесообразности направления расходов местного бюджета на осуществление мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемых с учетом их мнения, при этом не менее пяти процентов расходов местного бюджета рекомендуется направлять в первую очередь на благоустройство городской среды, проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий, рассматривая инициативные проекты в качестве одного из вышеуказанных механизмов реализации данных мероприятий. Указанный подход применим также к проектам, реализуемым в рамках практик инициативного бюджетирования.
Финансовое обеспечение расходов местного бюджета на реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемых с учётом их мнения, может осуществляться за счет финансовой поддержки в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Так, источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
В качестве варианта расчета размера указанной в подпункте 5 пункта 12 Перечня поручений доли расходов может быть предусмотрено отношение объема расходов местного бюджета на реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемых с учетом их мнения, к объему расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления (в первую очередь по таким направлениям, как благоустройство городской среды, проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий), которая по истечении трех лет должна составлять не менее 5 процентов.
Унифицированная формула расчета доли указанных расходов в соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Перечня поручений в части учета расходов на реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемых с учетом их мнения, выглядит следующим образом:
, где:
K - доля расходов местного бюджета на мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения, в объеме расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставленных органам местного самоуправления.
- объем расходов местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий (проектов), имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемых с учётом их мнения.
При этом:
, где:
- объем расходов местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий (проектов), имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определенных с учётом их мнения, по направлению благоустройство городской среды;
- объем расходов местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий (проектов), имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определенных с учётом их мнения, по направлению проведение культурных и спортивных мероприятий;
- объем расходов местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий (проектов), имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определенных с учётом их мнения, по направлению обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий;
- объем расходов местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий (проектов), имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования и определенных с учётом их мнения, по дополнительному направлению "n";
- объем расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
При этом:
, где:
- объем расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, по направлению благоустройство городской среды;
- объем расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, по направлению проведение культурных и спортивных мероприятий;
- объем расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, по направлению обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий;
- объем расходов местного бюджета, связанных с решением вопросов местного значения и иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, по дополнительному направлению "n", в рамках которого в том числе реализуются мероприятия (проекты), имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения;
n - дополнительное направление расходов местного бюджета, в рамках которого в том числе были реализованы мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения (вводится при необходимости). Если реализация указанных мероприятий осуществляется в рамках двух и более направлений, не определенных положениями подпункта 5 пункта 12 Перечня поручений, то расчет доли расходов по данным направлениям осуществляется посредством введения дополнительной(-ых) переменной (-ых), например, "" и "", "" и "", и т.д.
В целях формирования сведений по переменной под мероприятиями (проектами), имеющими приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемыми с учётом их мнения, для проведения расчета показателя K понимаются мероприятия, реализованные в муниципальных образованиях в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", а также мероприятия в форме инициативных проектов в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ и иных проектов инициативного бюджетирования.
В целях определения доли расходов местного бюджета в соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Перечня поручений объем межбюджетных трансфертов, предоставленных местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение соответствующих расходных обязательств муниципального образования, учитывается при подсчете объема расходов местного бюджета.
При этом, в целях проведения расчетов:
- под направлением "Благоустройство городской среды" рекомендуется понимать мероприятия, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
- под направлением "Проведение культурных мероприятий" рекомендуется понимать подготовку и проведение мероприятий в сфере культуры, мероприятия по обеспечению деятельности учреждений культуры, включая особо ценные объекты (учреждения) культурного наследия народов Российской Федерации, дворцов и домов культуры, библиотек, музеев и постоянных выставок, театров, цирков, концертных и других организаций исполнительских искусств, государственную поддержку организаций в сфере культуры, творческих союзов, сохранение культурного наследия местного (муниципального) значения.
- под направлением "Проведение спортивных мероприятий" рекомендуется понимать мероприятия по обеспечению деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержанию сборных команд, подготовке и участии в спортивных мероприятиях, а также государственной поддержке развития спорта.
- под направлением "Обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий" рекомендуется понимать мероприятия, направленные на обустройство объектов в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, в том числе объектов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) по организации отдыха детей и молодежи, а также объектов, осуществляющих обеспечение деятельности в области молодежной политики, оздоровления и отдыха детей, и организаций социального обслуживания населения (центров и отделений социального обслуживания населения, домов-интернатов для инвалидов, стационаров сложного протезирования и других объектов организаций социального обслуживания).
В целях подсчета доли расходов бюджета муниципального образования на мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей и определяемые с учетом их мнения по таким направлениям, как благоустройство городской среды, проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий в соответствии с формулой расчета указанной доли, предусмотренной Методическими рекомендациями, следует руководствоваться Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Минфина России от 06.06.2019 г. N 85н (далее - Порядок).
Так, при учете расходов по направлению "Благоустройство городской среды" (переменная ) рекомендуется учитывать расходы, предусмотренные в рамках подраздела 0503 "Благоустройство" Порядка.
В рамках учета расходов по направлению "Проведение культурных и спортивных мероприятий" (переменная ) рекомендуется учитывать расходы, предусмотренные в рамках разделов 0800 "Культура, кинематография" и 1100 "Физическая культура и спорт" Порядка.
При учете расходов по направлению "Обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий" (переменная ) рекомендуется учитывать расходы, предусмотренные в рамках разделов 0700 "Образование" и 0900 "Здравоохранение", а также подраздела 1002 "Социальное обслуживание населения" Порядка.
При расчете объема расходов по иным направлениям расходов местных бюджетов (переменная ) рекомендуется учитывать расходы местного бюджета, осуществляемые и учитываемые в рамках других разделов и подразделов Порядка.
Вместе с этим, в целях исполнения положений подпункта 5 пункта 12 Перечня поручений по истечению трех лет рекомендуется обеспечить условия, при которых в структуре расходов местного бюджета соблюдается неравенство K 5,0%.
Кроме того, в целях обеспечения приоритетности направлениям расходования средств местного бюджета, определенным положениями подпункта 5 пункта 12 Перечня поручений, в рамках которых осуществляются мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения, рекомендуется обеспечить условия, при которых удельный вес указанных расходов местного бюджета по таким направлениям (благоустройство городской среды, проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий) в общей доле расходов местного бюджета на мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учётом их мнения, составлял не менее 50 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин организует сбор информации об основных тенденциях развития процедур участия граждан в определении направлений бюджетных расходов на территории регионов и муниципалитетов в форме практик инициативного бюджетирования за 2021 г.
Указаны сроки подачи соответствующих форм (до 11 апреля либо до 4 мая 2022 г. в зависимости от формы). Приведены рекомендации по их заполнению.
Письмо Минфина России от 16 марта 2022 г. N 02-01-14/19001
Текст письма опубликован не был