Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение F
(справочное)
Оценка потерь, вызванных протечками воды через геометрически различные уплотнения
F.1 Коэффициент потерь в уплотнении рабочего колеса
В основном тексте стандарта дается только методика пересчета для геометрически подобных уплотнений ( = 0). Однако вследствие трудности изготовления модели, а также из-за наличия структурных ограничений по установке сенсоров и т.п. конструкция уплотнений модели может не удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 1. В данном случае процедура, описанная в настоящем приложении, может использоваться для оценки объемного КПД натурной турбины по взаимному согласию заинтересованных сторон.
Введен эквивалентный безразмерный коэффициент потерь рассматриваемого уплотнения K I, который определяется по следующей формуле:
,
(F.1)
где - коэффициент потерь = постоянный для натурной и модельной турбины, как для обода, так и для ступицы;
- протечки через рассматриваемое уплотнение (обод или ступица);
- площадь зазора в поперечном сечении уплотнения;
- радиус рассматриваемого уплотнения;
- радиальный зазор уплотнения с переменными:
i - представляет 1, 2 или s;
j - число щелей/полостей или зазоров уплотнения и подстрочные индексы:
k - представляет кинетические потери;
f - потери на трение или величина каждого зазора уплотнения;
1 - представляет значения на входе в уплотнение;
2 - представляет значения на выходе из уплотнения;
s - представляет значение на промежуточной щели или полости.
Когда коэффициент потерь K I рассчитывается по вышеприведенной формуле, коэффициенты потерь заданы в настоящем стандарте следующим образом (влияние масштаба на не учитывается):
(F.2)
На рисунке F.1 приведены типичные примеры конструкции уплотнения рабочего колеса со стороны ступицы, а на рисунке F.2 - со стороны обода.
Рисунок F.1 - Примеры типичной конструкции уплотнения рабочего колеса (сторона ступицы)
Рисунок F.2 - Примеры типичной конструкции уплотнения рабочего колеса (сторона обода)
Значение коэффициента потерь K дописывается формулой (F.1) и рассчитывается индивидуально для внешних и внутренних уплотнений на стороне ступицы рабочего колеса и на стороне обода соответственно. Затем полный коэффициент потерь K рассчитывают для всей машины по следующей формуле:
,
(F.3)
где - суммарный безразмерный коэффициент потерь по уплотнениям ступицы рабочего колеса;
- суммарный безразмерный коэффициент потерь по уплотнениям обода рабочего колеса;
K - характерный безразмерный коэффициент потерь для всей гидромашины.
Формула (F.3) получена в результате предположения, что дифференциальное давление по уплотнениям рабочего колеса на обеих сторонах (ступицы и обода) идентично. Формула не учитывает градиент давления в пространстве между рабочим колесом и стационарной частью, а также интервал потерь в разгрузочных отверстиях или балансировочных трубах.
Если значения дифференциального давления по уплотнениям рабочего колеса на обеих сторонах не идентичны, данная формула неприменима. В данном случае требуется детальный анализ.
F.2 Общая формула для расчета для геометрически различных уплотнений
Путем использования характерных коэффициентов потерь для турбины А и турбины В общая формула примет следующий вид (см. А.2.3):
(F.4)
где - характерный коэффициент потерь для турбины А;
- характерный коэффициент потерь для турбины В.
В приведенной выше формуле принята равной 0,99 в случае, если турбина А является модельной.
F.3 Оценка масштабного эффекта в случае с прямым геометрически подобным уплотнением
В случае с геометрически подобным уплотнением нормальной прямой конструкции следующая формула может быть записана:
.
Соответственно
.
Обычно для конструкции прямого щелевого уплотнения (/) 0,5...1,5 и (/) 0,5...1,5.
Если учитывается влияние масштаба , считается, что Re B/Re A 5...40 (является обычным в условиях модельных испытаний).
И это дает:
.
Поскольку кинетические потери не являются масштабируемыми, то = .
Следовательно, в случае подобия прямого щелевого уплотнения, когда рассматривается влияние масштаба, подходит:
.
Поскольку (1 - ) 0,01, для подобных прямых щелевых уплотнений может быть оценено следующим образом:
или
.
Это рассматривается как "0 %" в настоящем стандарте для упрощения.
F.4 Прямое уплотнение с геометрически различными радиальными зазорами
В качестве примера рассмотрим случай, когда радиусы уплотнения подобны, а радиальные зазоры не подобны. Тогда:
.
(F.5)
Выражение , появившееся в формуле (F.4), можно записать следующим образом:
.
(F.6)
С учетом формулы (F.5) отношения в квадратной скобке формулы (F.6) становятся одинаковыми, где числитель для модели и знаменатель для натурной турбины.
Тогда приведенная выше формула упрощенно выражается следующим образом:
.
(F.7)
Поэтому как для турбины, так и для насоса:
.
(F.8)
Следовательно, известно, что если зазор радиального уплотнения турбины В относительно меньше по сравнению с турбиной А, объемный КПД турбины В становится выше, чем у турбины А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.