Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 18.02.2022 г. N 67
Концепция
создания государственной информационной системы "Экономика"
Термины и обозначения
Обозначение |
Пояснение |
ГИС "Экономика", ГИС, Система |
Федеральная государственная информационная система Минэкономразвития России "Экономика" |
Информационно-технологический сервис (далее - ИТС) |
Компонент платформы разработки, осуществляющий функции, необходимые для эффективной реализации этапов создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем |
Минэкономразвития России |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
НСИ |
Нормативно-справочная информация |
СМЭВ |
Система межведомственного электронного взаимодействия |
СГК |
Стенд главного конструктора |
ОПО |
Общее программное обеспечение |
КТС |
Комплекс технических средств |
ПАК |
Программно-аппаратный комплекс |
РОИВ |
Региональные органы исполнительной власти |
ФГИС |
Федеральная государственная информационная система |
ФОИВ |
Федеральные органы исполнительной власти |
НСУД |
Единая информационная платформа национальной системы управления данными |
Портал АР |
Портал административной реформы в Российской Федерации |
ФГИС |
Федеральная государственная информационная система |
ФЛК |
Форматно-логический контроль |
СКЗИ |
Средства криптографической защиты информации |
АИС |
Автоматизированная информационная система |
СО НКО |
Социально-ориентированные некоммерческие организации |
ВЭД |
Внешнеэкономическая деятельность |
Общие положения
Концепция создания и функционирования государственной информационной системы Минэкономразвития России (далее - Концепция) является документом, определяющим и устанавливающим цели, задачи, направления, очередность работ и ожидаемые результаты информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержки процессов управления.
Концепция разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" и включает технико-экономическое обоснование реализации ГИС "Экономика".
Концепция является документом технической документации на ГИС "Экономика" и содержит обоснование вариантов построения системы, условия и мероприятия по ее созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания системы, формируются требования к ней, а также обеспечиваются единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к Системе на последующих этапах ее жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на Систему. В Концепции приводятся в том числе:
- результаты анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации, в соответствии с которыми разрабатывается Система;
- классификация Системы в соответствии с требованиями о защите информации;
- описание выявленных проблем, решение которых возможно средствами Системы, описание требований к Системе, включая определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации и допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию Системы, описание эффекта, ожидаемого от создания Системы, условий создания и функционирования Системы;
- цели и задачи создания Системы, архитектура Системы, включая состав, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов системы, состав сведений, подлежащих размещению в Системе, обоснование выбранного варианта построения Системы;
- показатели степени автоматизации процессов и их значений, которые должны быть достигнуты в результате создания Системы, а также критерии оценки достижения целей создания Системы;
- оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации требований (технико-экономическое обоснование), включая оценку указанных ресурсов для создания Системы, ввода ее в эксплуатацию, эксплуатации и в случае, если установлен срок эксплуатации Системы, оценку необходимых ресурсов для вывода Системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации.
Положения Концепции распространяются на развитие информационно-аналитического обеспечения и поддержку процессов управления Минэкономразвития России, а также определяют цели и задачи, направленные на повышение эффективности взаимодействия существующих информационных систем Минэкономразвития России для обеспечения непрерывного информационного взаимодействия с гражданами, государственными органами и коммерческими структурами.
Обеспечение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации является основой разработки и реализации настоящей Концепции.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1) совершенствование нормативной правовой и методической базы, перехода к электронному взаимодействию между участниками процессов, курируемых Минэкономразвития России, в том числе при исполнении государственных функций, использовании электронной подписи, обеспечении информационной безопасности;
2) реинжиниринг имеющихся, а также создание и развитие новых процессов в государственном управлении, в том числе при исполнении государственных функций на основе внедряемых цифровых технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений, тиражирование успешных практик;
3) формирование нового подхода к управлению данными - формирование и реализация политики по работе с данными, обеспечивающей максимально быстрое получение, обработку и анализ данных, их безопасное хранение, извлечение максимальной ценности из используемых данных, соблюдение требований законодательства о персональных данных, разработку и внедрение правил обмена данными, а также формирование политики информационной безопасности, формирование системы принятия решений на основе данных;
4) внедрение цифровых технологий и платформенных решений - внедрение цифровых технологий и платформенных решений субъектами отрасли, формирование сервисов по определению потребности субъектов отрасли, выстраивание каналов цифрового взаимодействия с ними;
5) обеспечение информационного, интеграционного взаимодействия ГИС с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства;
6) создание единой цифровой экосистемы - создание механизмов консультационной, методической и экспертной поддержки различных отраслей по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов цифровой трансформации, формирование базы знаний в сфере цифровых технологий.
Нормативно-правовая основа разрабатываемой системы
Концепция разработана во исполнение настоящего приказа в целях исполнения полномочий, возложенных на Минэкономразвития России для реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в том числе с целью осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в части осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти, анализа социально-экономического развития Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646, на основании статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункта 2(1) Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676.
Правовую основу настоящей Концепции составляют:
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1222 "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения";
постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 822 "Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";
постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 748 "О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru)";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 1292 "О российских частях межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и зарубежными странами";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных";
поручение Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N ИШ-П2-4778;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации";
приказ Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";
приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
приказ ФСТЭК России от 29 апреля 2021 г. N 77 "Об утверждении Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну";
приказ ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования";
методический документ "Методика оценки угроз безопасности информации", утвержденный ФСТЭК России 5 февраля 2021 г.
Предпосылки создания информационной системы
В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации государственного и коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (например, искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии).
Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии, онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.
Тем не менее в настоящее время большинство рабочих процессов Минэкономразвития России обслуживаются разрозненными узкоспециализированными информационными системами, не объединенными в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.
Отсутствие интеграции информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.
При использовании информационных технологий в сфере государственного управления со стороны Минэкономразвития России на данный момент существует ряд проблемных аспектов, которые являются основным стимулятором для создания и внедрении единой ФГИС:
- отсутствие инструмента мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных ФОИВ;
- отсутствие инструмента анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов;
- наличие дублирующих типовых функций в разных информационных системах;
- отсутствие гибкости в контрактной системе в сфере закупок при реализации новых задач (большой срок жизненного цикла работ от идеи до реализации);
- отсутствие механизмов централизованного управления информационными системами;
- отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных) Минэкономразвития России;
- множественные связи при необходимости интеграции информационных систем между собой.
Наличие указанных проблем снижает результативность предпринимаемых мер по повышению эффективности исполнения полномочий со стороны Минэкономразвития России и приводит к множеству прикладных проблем, требующих решения:
- отсутствие методологических и технологических принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;
- отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных, стандартизированного информационного обмена, централизованной базы отраслевой нормативно-справочной информации). Отсутствие единой согласованной модели данных, универсальной модели обмена информацией;
- отсутствие систематизированного сбора/предоставления достоверных данных, высокие трудозатраты на ручной ввод данных в используемые системы, что повышает риски технических ошибок, противоречий, дублирования и искажений;
- отсутствие средств аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации, включая системы искусственного интеллекта;
- невозможность построения современной интегрированной системы на основе одной или через объединение нескольких функционирующих в настоящее время информационных систем ввиду решения специализированных задач каждой из них, отсутствия единства организационных и программно-технических решений, возможности использования единой интеграционной шины унифицированного обмена данными;
- незрелость интеграционных механизмов и инструментов миграции сведений между информационными системами, низкая адаптивность к новым видам сведений, обменным форматам и новым участникам обмена данными.
Таким образом, отсутствует информационно-телекоммуникационная среда, поддерживающая единые принципы, общепринятые стандарты управления данными процессами, позволяющая обеспечить перспективное планирование. На решение обозначенных проблем направлено создание ГИС "Экономика" как информационной системы, обеспечивающей единообразное построение архитектуры и управление данными, находящимися в распоряжении Минэкономразвития России.
Цели и задачи создания информационной системы
Целью создания ГИС является повышение эффективности государственного управления за счет формирования и реализации единой политики создания и применения цифровых технологий, совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях управления, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, формирования единого информационно-технологического пространства, обеспечение единства (комплексности) принципов создания, внедрения и эксплуатации информационных систем, а также повышение эффективности использования информационных технологий государственными органами.
Основными задачами создания ГИС являются:
- создание платформенных сервисов для оптимизации структуры расходов, позволяющих повысить достоверность информации за счет получения информации из первичных источников и обеспечить реализацию принципа единства ввода информации;
- создание единого информационного пространства (централизованной базы данных, стандартизированного информационного обмена, централизованной базы отраслевой нормативно-справочной информации);
- автоматизация процесса анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов, призванного оптимизировать предоставление макро- и микроэкономических сведений по различным секторам экономики и обеспечить оперативный экономический анализ;
- автоматизация хранения информационно-аналитических материалов, разрабатываемых сотрудниками Минэкономразвития России;
- автоматизация сбора, аналитики и обмена информацией с организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности;
- автоматический сбор отчетности (данных) с широкого круга поставщиков информации в соответствии с настраиваемыми формами сбора данных (отчетности), а также согласование данных в автоматическом режиме, мониторинг хода заполнения форм сбора, пакетная загрузка данных, управление процессами обработки, выверка и корректировка данных, построение отчетов;
- автоматическая сортировка, отображение большого объема данных в виде аналитических панелей, генерация аналитических справок и произвольных отчетов;
- организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;
- обеспечение механизма совершенствования официальных сайтов государственных органов Российской Федерации по результатам рекомендаций, полученных по итогам проведения мониторинга официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления;
- повышение эффективности внутренних коммуникаций между работниками Министерства за счет предоставления персонифицированного доступа к созданному и постоянно наполняемому корпоративному хранилищу структурированной и неструктурированной информации, базам знаний, сервисам Министерства;
- оптимизация и автоматизация внутренних процессов Минэкономразвития России для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия с другими участниками государственного управления;
- обеспечение аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России программно-инструментальными средствами аналитической обработки информации с применением современных методик экономико-статистического анализа и прогнозирования внешней торговли в Российской Федерации;
- координация деятельности по вопросам разработки, реализации и мониторинга реализации государственных программ Российской Федерации;
- обеспечение информационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- регистрация проектов и программ технической помощи, формирование удостоверений технической помощи и их передача в ФТС России, а также ведение единого реестра программ и проектов технической помощи, обработка, передача и хранение данных;
- информационно-аналитическая поддержка государственных проектов, направленных на поддержку инновационного развития бизнеса;
- повышение прозрачности государственной политики в области инновационного развития;
- обеспечение качественной оперативной обратной связи о результативности реализации соответствующих программ, сбора и обработки мнений бизнеса о работоспособности тех или иных инициатив;
- повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям и создание необходимых условий для лучшего понимания бизнесом необходимости внедрения инновационных технологий;
- обеспечение систематизации и размещения в открытом доступе сведений в области внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности, информационного и аналитического сопровождения деятельности по разработке и реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, автоматизации функций Министерства по разработке и реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности.
Решение указанных задач в рамках ГИС "Экономика" позволит существенно сократить расходы в будущем на создание и развитие новых информационных систем, расширить публичный доступ к централизованной информации, консолидируемой в периметре ГИС, увеличит возможности ее использования субъектами государственного управления.
Основные принципы создания и функционирования информационной системы
В результате создания ГИС будут автоматизированы следующие процессы (как существующие, так и перспективные):
- процессы сбора, подготовки, преобразования, загрузки данных из различных источников информации, включая федеральные органы исполнительной власти, ФГИС Национальная система управления данными, публичные источники;
- процессы анализа данных, включая процессы моделирования, прогнозирования, сценарного анализа, проверки гипотез по направлениям деятельности Министерства;
- процессы ведения реестров различного содержания и назначения по полномочиям Министерства;
- процессы формирования сводной отчетности по направлениям деятельности Министерства,
- процессы анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов, призванного оптимизировать предоставление макро- и микроэкономических сведений по различным секторам экономики и обеспечить оперативный экономический анализ;
- процессы планирования к размещению, хранения и предоставления доступа к информационно-аналитическим материалам, разрабатываемым подразделениями Министерства;
- процессы сбора, анализа и обмена информацией с организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности;
- процессы формирования аналитических интерактивных панелей, формирования динамических презентаций и справок по направлениям деятельности Министерства;
- процессы публикации сведений и предоставления доступа к информации в сети "Интернет";
- процессы мониторинга официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления;
- процессы аналитической поддержки и сопровождения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России;
- процессы координации деятельности по вопросам разработки, реализации и мониторинга реализации государственных программ Российской Федерации;
- процессы информационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
- процессы регистрации проектов и программ технической помощи и ведения единого реестра программ и проектов технической помощи;
- процессы информационно-аналитической поддержки государственных проектов, направленных на поддержку инновационного развития бизнеса;
- процессы систематизации и размещения в открытом доступе сведений в области внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
Создание ГИС будет осуществляться на основе следующих организационных и информационных принципов:
- обеспечение функционирования информационной системы как совокупности подсистем (модулей);
- полнота, достоверность, актуальность информации при ее размещении в информационной системе, а также своевременность размещения соответствующей информации;
- однократность ввода информации и многократность ее использования;
- открытость и доступность информации, содержащейся в информационной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации, персональных данных, коммерческой тайны, государственной тайны и обеспечения режима секретности;
- обеспечение оперативного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационной системы;
- использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации об импортозамещении;
- сокращение объема взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;
- обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, содержащихся в государственной информационной системе, единства терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности;
- обеспечение открытости государственной информационной системы для интеграции с другими информационными системами за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия;
- гибкость и адаптивность государственной информационной системы к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;
- обеспечение защиты содержащихся в государственной информационной системе данных и разграничение прав доступа к ним.
При создании и развитии государственной информационной системы будут соблюдаться базовые принципы:
1) экономическая целесообразность - выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационных), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
2) приоритет использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;
3) типизация проектных решений - унификация и формализация структурных компонентов, процессов функционирования и взаимодействия, ориентация на взаимодействие и кооперацию, а также использование международных правил и протоколов информационного обмена;
4) электронно-административная регламентация - ориентирование на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку документов, регламентируемую стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой операторов;
5) модульность построения программных компонентов - компоновка структуры Системы из сегментов и входящих в них подсистем, обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования характеристик функционирования или адаптации Системы к новым условиям;
6) адаптивность - потенциальная возможность гибкой настройки компонентов ГИС при изменении внешних факторов и появления новых информационно-коммуникационных технологий;
7) консолидация - создание унифицированных хранилищ данных и единого презентационного уровня;
8) технологическое единство - совместимость стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;
9) достаточность средств защиты информации - соответствие уровня конфиденциальности информации, потребностей пользователей уровню надежности применяемых средств защиты информации при адекватности затрат на обеспечение защиты информации величине возможного ущерба от ее несанкционированного использования;
10) централизованное управление функционированием ГИС.
Принципы обеспечения защиты информации в ГИС должны определяться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации.
Архитектура информационной системы и ее функции
Общая архитектура Системы (см. схему) представляет собой модули (реестры, регистры, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, в том числе внешними информационными ресурсами и системами, необходимыми для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
Схема общей архитектуры Системы
Подсистема управления платформенными сервисами |
| | | | | |
/---------\ /---------\ /---------\ /---------\ /----------\ /----------\
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|Функц-ная| |Функц-ная| |Функц-ная| |Функц-ная| |Функц-ная | |Функц-ная |
|подсисте-| |подсисте-| |подсисте-| |подсисте-| |подсистема| |подсистема|
| ма | | ма | | ма | | ма | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
\---------/ \---------/ \---------/ \---------/ \----------/ \----------/
Концептуально ГИС должна состоять из:
1. Подсистема управления платформенными сервисами (пункт 1 таблицы "Автоматизируемые функции ГИС в разрезе ее подсистем");
Основу подсистемы управления платформенными сервисами составят централизованные модули:
- модуль управления нормативно-справочной информацией;
- модуль администрирования и информационной безопасности, в том числе сервисы идентификации и аутентификации;
- модуль техподдержки пользователей;
- распределенное хранилище данных;
- модуль обмена данными с внешними информационными системами.
Все входящие в состав подсистемы модули в процессе функционирования должны обмениваться информацией на основе открытых форматов обмена данными, используя для этого входящие в их состав модули информационного взаимодействия.
Форматы данных будут разработаны и утверждены на этапе создания частного технического задания.
Модуль обмена данными с внешними системами содержит компонент информационного взаимодействия, который через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) должен обеспечивать взаимодействие с государственными и ведомственными информационными системами, в том числе:
- платформы поставки данных ФНС России;
- единой автоматизированной информационной системой таможенных органов;
- единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС);
- единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА);
- государственной автоматизированной информационной системой "Управление";
- федеральной государственной информационной системой "Единая информационная платформа Национальной системы управления данными";
- федеральной государственной информационной системой "Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО)";
- федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";
- другими государственными и ведомственными системами.
2. Функциональные подсистемы (пункты 2-18 таблицы "Автоматизируемые функции ГИС в разрезе ее подсистем").
Функциональные подсистемы будут созданы на базе существующих научно-технических наработок информационных систем Минэкономразвития России с использованием типовых решений.
Предварительный вариант целевой структуры ГИС, в разрезе ее функциональных подсистем, а также увязкой функциональности каждой подсистемы с требованиями к ГИС, приведен в таблице "Автоматизируемые функции ГИС в разрезе ее подсистем".
Автоматизируемые функции ГИС в разрезе ее подсистем
При размещении сведений в ГИС обеспечиваются следующие принципы:
- проверка электронной подписи уполномоченного лица поставщика информации, а также последующее формирование аналитической и статистической отчетности;
- ответственность участников информационной системы за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в информационной системе или направляемых в рамках информационного взаимодействия с иными участниками информационной системы;
- использование электронной подписи, в целях придания юридической значимости сведениям и документам, размещенным в государственной информационной системе;
- обеспечение идентификации, аутентификации и авторизации участников информационной системы с использованием единой системы идентификации и аутентификации и сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи;
- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационной системы с организацией защиты информации и информационных каналов;
- единство стандартов, классификаторов, технологий, форматов для поставщиков информации при размещении информации в информационной системе, обязательность применения единых справочников, классификаторов и реестров;
- интеграция и взаимодействие государственной информационной системы с иными информационными системами, использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой;
- обеспечение возможности развития и модернизации государственной информационной системы;
- надежность программных и технических средств системы;
- приоритетное применение программного обеспечения (ПО) российского производства или свободно распространяемого ПО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236.
Состав сведений, подлежащих размещению в ГИС, и обоснование выбранного варианта построения ГИС будут также выработаны по результатам обследования, на первом этапе работ по созданию ГИС. По результатам первого этапа работ по обследованию Концепция может быть актуализирована в соответствии с полученными сведениями.
Возможности при развитии ГИС
Концептуально целевое состояние информационно-аналитического обеспечения и поддержки процессов управления Минэкономразвития России с учетом требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
1) информационно-технологическое взаимодействие (от муниципального до федерального уровня) в едином информационно-технологическом пространстве посредством использования ГИС;
2) информационное и интеграционное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в едином информационно-технологическом пространстве с использованием СМЭВ, в том числе посредством существующих видов сведений;
3) обеспечение информационной безопасности и защиты информации, обрабатываемой в ГИС;
4) развитие информационной поддержки принятия решений в части процессов, курируемых Минэкономразвития России;
5) автоматизацию процессов, курируемых Минэкономразвития России путем создания подсистем специализированной деятельности, обеспечивающих:
- совершенствование процессов аутентификации и идентификации пользователей в целях расширения перечня государственных услуг и электронных сервисов, предоставляемых без личного посещения органов исполнительной власти Российской Федерации;
- информационную безопасность и защиту информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- поэтапный переход на отечественное программное обеспечение при реализации мероприятий создания и развития информационных ресурсов ГИС с учетом требований запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Очередность создания программного обеспечения, формирования, ведения и развития информационной системы
Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по созданию, ведению и использованию информационной системы, а также достигнутый уровень развития информационных систем поставщиков информации, предполагается осуществление работ поэтапно, на основе планируемых темпов создания и развития информационных систем поставщиков информации, их готовности размещать сведения в информационной ГИС и обеспечивать их защиту.
Создание Системы осуществляется в два этапа.
На первом этапе планируется обеспечить:
1) разработку модулей общего назначения, обеспечивающих функционирование ГИС;
2) разработку модуля обеспечения информационной безопасности, включающего в свой состав подсистему централизованного управления и администрирования веб-ориентированной частью ГИС, контроля доступа к данным, обрабатываемым в ГИС, прошедшего оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации 5-му или более высокому уровню доверия, а также техническим условиям;
3) криптографическую защиту канала связи между серверным сегментом ГИС и сегментом привилегированных (непривилегированных) пользователей ГИС при передаче информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
4) разработку единых правил ФЛК;
5) разработку подсистемы "Отрасли экономики/Пульс отрасли";
6) разработку подсистемы "Цифровая библиотека МЭР";
7) мероприятия по созданию (наследованию) функций информационных систем с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включению информационных систем в состав ГИС в качестве подсистем:
- подсистема управления корпоративной шиной обмена данными Информационного корпоративного портала Минэкономразвития России (Интранет-портал);
- подсистема сбора и хранения данных информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0";
- подсистема аналитики информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0" с дополнительной модификацией;
- подсистема "Партнерство для модернизации: Россия-ЕС";
- подсистема мониторинга официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления;
- подсистема "Портал административной реформы в Российской Федерации";
8) проведение работ по вводу ГИС в опытную эксплуатацию;
9) разработку единых информационно-технологических подходов к интеграции с государственными информационными системами Российской Федерации;
10) аттестацию закрытого и открытого контуров ГИС по требованиям информационной безопасности;
11) аттестацию по требованиям информационной безопасности автоматизированных рабочих мест привилегированных и непривилегированных пользователей, подключаемых к закрытой части ГИС с целью выполнения своих должностных обязанностей;
12) ввод ГИС "Экономика" 1 очереди в промышленную эксплуатацию.
На втором этапе планируется обеспечить:
1) мероприятия по созданию (наследованию) функций информационных систем с использованием средств плавного перехода к эксплуатации нового решения, включению информационных систем в состав ГИС в качестве подсистем:
- подсистема "Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет" версии 2.0";
- подсистема "Корпоративный портал Минэкономразвития России (Интранет-портал)";
- подсистема "Портал методической поддержки "ГАС Управление";
- подсистема управления программами и проектами Минэкономразвития России;
- подсистема справочно-методического и аналитического сопровождения государственных инициатив по поддержке инновационного развития бизнеса;
- подсистема "Регистрация заявлений получателей техпомощи";
- подсистема мониторинга, анализа и прогнозирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
- подсистема поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) разработку подсистемы "Единый информационный модуль государственной поддержки инновационной деятельности";
3) проведение работ по вводу 2 очереди ГИС в опытную эксплуатацию;
4) ввод ГИС "Экономика" 2 очереди в промышленную эксплуатацию и актуализация документов по требованиям информационной безопасности;
5) сопровождение интеграции с ГИС информационных систем, эксплуатируемых в органах исполнительной власти Российской Федерации;
6) подключение всех органов исполнительной власти Российской Федерации к прикладным электронным сервисам ГИС (по требованию).
Состав и распределение перечисленных мероприятий по этапам будут уточнены в рамках технического задания на создание ГИС.
Классификация Системы в соответствии с требованиями по защите информации
При создании и функционировании ГИС должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС.
Подсистема информационной безопасности должна соответствовать приказам ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
В соответствии с "Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, ГИС "Экономика" предполагает следующие классификационные признаки:
- обрабатываются иные категории персональных данных субъектов персональных данных (далее - ПДн);
- обрабатываются ПДн субъектов, не являющихся сотрудниками Минэкономразвития России;
- обрабатываются ПДн менее чем 100 000 субъектов ПДн;
В соответствии с пунктом 12 "Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, в ГИС "Экономика" необходимо обеспечить 3 уровень защищенности ПДн.
В соответствии с приложением 1 к "Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденным приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, ГИС "Экономика" предполагает следующие классификационные признаки:
уровень значимости информации - высокий;
масштаб системы - объектовый.
В соответствии с пунктом 4 приложения 1 к "Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденного приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, предполагаемый класс защищенности ГИС "Экономика" - "К2".
В соответствии с "Требованиями о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования", утвержденными приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489, ГИС "Экономика" относится к информационным системам общего пользования II класса, так как нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в ней, не может привести к возникновению угроз безопасности Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности
Задачами обеспечения безопасности информации, формируемой в ГИС, являются:
1) создание организационных и технических решений, обеспечивающих противодействие угрозам безопасности информации для серверного сегмента (открытого и закрытого контуров), ГИС, для сегментов привилегированных и непривилегированных пользователей ГИС;
2) обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по защите информации в государственных информационных системах, в том числе по защите персональных данных и информационных систем общего пользования;
3) организация процесса безопасной разработки программного обеспечения с использованием совокупности мер, направленных на предотвращение появления и устранение уязвимостей в процессах жизненного цикла программного обеспечения информационной системы, включающих проведение экспертизы исходного кода программного обеспечения и работы по выявлению (предотвращению) уязвимостей программного обеспечения, основанных на моделировании (имитации) действий потенциального нарушителя;
4) минимизация рисков нанесения (пресечение, нейтрализация, отражение) субъектам ПДн, интересы которых затрагиваются при использовании объекта защиты, материального ущерба, морального или иного случайного или преднамеренного вреда, а также ущемления их законных прав в результате нарушения заданных характеристик безопасности ПДн;
5) минимизация негативных последствий нарушения одного из свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).
Большинство задач по информационной безопасности может быть централизовано и унифицировано при сервис-ориентированном подходе к созданию ГИС. Задачи по управлению пользователями и их полномочиями в различных подсистемах или при доступе к различным наборам данных должны быть сосредоточены в рамках одного или нескольких ответственных лиц, обладающих полномочиями на их изменение, а предоставление доступа пользователям должно осуществляться через единую точку доступа. Для реализации указанной схемы необходимо рассмотреть возможность использования созданного и развиваемого Минцифры России инструмента для безопасной онлайн-идентификации (ЕСИА), цель которой упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
Помимо закрытой части информационных ресурсов ГИС предполагается создать наличие компонентов ее инфраструктуры, обращенных к неограниченному кругу пользователей сети "Интернет". Для защиты публичной части ГИС от недобросовестных пользователей, пытающихся нарушить ее работу, должны применяться специальные программно-аппаратные решения, также являющиеся общими для всей информационно-коммуникационной инфраструктуры и соответствующие "Требованиям о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования", утвержденным приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489.
Для работы пользователей с ресурсами ГИС могут применяться автоматизированные рабочие места в различных исполнениях (ПЭВМ, моноблок, ноутбук), обеспечивающие возможность работы пользователей через веб-браузер по каналам связи сети "Интернет", защищенных с применением программных СКЗИ.
Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов
Основным источником финансирования создания ГИС являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятия федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" по направлению "Организованы научно-методологическая поддержка, мониторинг, создание, развитие, внедрение и эксплуатация новых цифровых технологий (информационных систем) в сфере государственного управления (в том числе для оценки качества оказания государственных (муниципальных) услуг, сопровождения нормотворческого процесса" (КБК 139 04 12 23 1D6 73100 246), а также позиция 2ГФ1.12 ведомственной программы цифровой трансформации Минэкономразвития России, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 г. N 876 "Создание, развитие информационной системы осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти".
При необходимости доработки и развития информационных систем, интегрируемых с ГИС, необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:
государственные информационные системы субъектов Российской Федерации - за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;
иные информационные системы - за счет средств правообладателей таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов обоснована посредством затратного метода в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, и приведена в приложении 1 настоящей Концепции.
Описание эффекта и степени автоматизации, ожидаемых от создания Системы
Общественно значимые результаты:
- обеспечение возможности повторного использования гражданами и организациями аналитической информации о социально-экономическом развитии страны и регионов на безвозмездной основе;
- снижение трудоемкости реализуемых полномочий Минэкономразвития России, оптимизация административных процессов исполнения государственных функций;
- повышение эффективности взаимодействия участников ВЭД с органами государственной власти, институтами развития, в том числе в рамках административных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, взаимодействия органов государственной власти между собой по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере ВЭД;
- единообразное управление финансовыми и управленческими ресурсами за счет централизации функций;
- устойчивое функционирование подсистем на едином программно-аппаратном комплексе Минэкономразвития России.
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС для представителей бизнеса и отраслей, курируемых Минэкономразвития России:
- повышение производительности и эффективности деятельности за счет использования дополнительных источников государственных данных и сервисов предоставления государственных данных;
- увеличение уровня доступности в сети "Интернет" информации о проектах Минэкономразвития России в части реализации государственной программы "Информационное общество" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС для органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций государственного сектора:
- повышение эффективности исполнения государственных и муниципальных функций и решения государственных задач вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности государственных данных в государственных информационных системах;
- повышение достоверности собираемых данных и их охвата в рамках информационного взаимодействия с юридическими лицами и физическими лицами;
- увеличение точности планирования и прогнозирования, скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления.
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, обеспечит достижение следующих показателей автоматизации процессов:
- увеличение количества видов субсидий, учет и мониторинг которых реализован в единой ГИС, до 9 единиц к 2025 году;
- увеличение доли данных для сводной статистической отчетности, поступающей путем автоматической загрузки (без ручного ввода) до 65 процентов;
- увеличение количества реестров данных, формируемых Минэкономразвития России и доступных в единой ГИС, до 30 единиц к 2025 году;
- увеличение количества наборов данных, используемых в деятельности Минэкономразвития России и доступных в единой ГИС, до 50 единиц к 2025 году;
- увеличение доли организаций, включенных в единый перечень НКО для осуществления сквозного процесса учета, субсидирования, мониторинга в единой ГИС, до 100% к 2025 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.