Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
газификации жилищно-коммунального
хозяйства, промышленных и иных организаций
Красноярского края на период 2022-2031 годов
1. Характеристика текущего состояния и анализ основных показателей газоснабжения и газификации Красноярского края
Региональная газотранспортная система Красноярского края (далее - РГТС) является локальной и не имеет выхода в Единую систему газоснабжения.
Поставка сетевого природного газа потребителям в Красноярском крае в настоящее время осуществляется только в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе и в г. Норильске.
Основными потребителями природного газа являются: АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", предприятия Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель" и г.Дудинка.
Природный газ, добываемый АО "Норильскгазпром" на Пеляткинском ГКМ, Северо-Соленинском ГКМ, Южно-Соленинском ГКМ и Мессояхском ГМ, транспортируется по магистральному газопроводу (далее - МГ) до ГРС-1, 2, 3 (г.Норильск), ГРС-4 (г.Дудинка) и далее по сетям газораспределения до потребителей Норильского промышленного района и г. Дудинка. МГ включает в себя участки "Пелятка - Северо-Соленинское - Южно-Соленинское - Мессояха", имеющие по две нитки, расположенные параллельно, и участок "Мессояха-Норильск" трехниточного исполнения.
Система газоснабжения (природным газом) Красноярского края находится в зоне эксплуатационной ответственности АО "Норильсктрансгаз". АО "Норильсктрансгаз" - дочернее общество ПАО "ГМК "Норильский никель".
Газоснабжение Норильского промышленного района Красноярского края и города Дудинка осуществляется по межпромысловым газопроводам, двум МГ и шести газопроводам-отводам (далее - ГО) (от пяти ГРС).
Общая протяженность газопроводов на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2020 составляет 1095,9 км. Эксплуатация МГ и ГО осуществляется АО "Норильсктрансгаз". Протяженность МГ в составе РГТС составляет 987,7 км, протяженность ГО - 108,2 км. В собственности АО "Норильсктрансгаз" 100% (1095,9 км) участков.
Кроме того, на территории Красноярского края расположен участок магистрального газопровода "Ванкор - Хальмерпаютинское", предназначенный для транспортировки газа от ЦПС Ванкорского месторождения ПАО "НК "Роснефть" до межпромыслового газопровода, расположенного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Газ, добываемый на Ванкорском месторождении, обеспечивает топливом Ванкорские газотурбинные электростанции (ГТЭС), снабжающие электрической и тепловой энергией только объекты месторождения.
В газоснабжении потребителей Красноярского края МГ "Ванкор - Хальмерпаютинское" не участвует.
Газоснабжение населения на севере края природным газом не проводится, бытовые нужды населения обеспечиваются за счет централизованного электроснабжения и теплоснабжения жилья.
Общий объем потребления природного газа в крае за 2019 год составил 3927,2 млн куб. м, в том числе население - 0 млн куб. м. Доля газопотребления предприятий электроэнергетики и промышленности составила 56% и 40% соответственно. На долю коммунально-бытовых предприятий приходится менее 1% общего газопотребления, менее 4% - прочие потребители.
В составе РГТС Красноярского края линейные компрессорные станции и подземные хранилища газа отсутствуют.
Газоснабжение потребителей в центральных и южных районах края осуществляется по автономным схемам за счет сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ).
СУГом обеспечивается 1 114 населенных пунктов края, в том числе 210,409 тыс. квартир/индивидуальных домов, поставка СУГ осуществляется от 4 газонаполнительных станций, (3 принадлежат АО "Красноярсккрайгаз" и 1 - АО "Терминалнефтегаз").
В 2020 году наибольшую долю рынка занимал АО "Красноярсккрайгаз" по категориям:
реализация СУГ населению края - 77% (12,7 тыс. тонн в год);
реализации СУГ промышленным потребителям и владельцам АГЗС - 43% (9,9 тыс. тонн в год);
реализация СУГ прочим потребителям края - 47% (10,8 тыс. тонн в год);
реализация газа в газобаллонных установках (далее - ГБУ) составляет 4% (0,96 тыс. тонн в год).
В связи с газификацией зерносушилок приоритетным направлением является поставка газа сельскохозяйственным предприятиям, использующим газ в технологических целях, в среднем реализация по данному направлению составляет порядка 1,4 тыс. тонн в год.
Второе место занимает АО "Терминалнефтегаз" - 32%, что в составляет 7,4 тыс. тонн в год, реализация газа промышленным потребителям составляет 28% (6,4 тыс. тонн в год), реализация газа в ГБУ составляет 4% (0,9 тыс. тонн в год), в собственности 1 газонаполнительная станция в городе Красноярске.
Оставшаяся доля рынка распределена между другими предпринимателями.
На территории края только АО "Красноярсккрайгаз" осуществляет централизованное газоснабжение многоквартирных домов через групповые резервуарные установки (1357 многоквартирных домов).
Спектр использования СУГ на территории Красноярского края:
отопление (частные домовладения; малоэтажные поселки; предприятия);
пищеприготовление (многоквартирные дома, частные домовладения; малоэтажные поселки; предприятия питания);
технологические нужды (предприятия);
моторное топливо (автобусы; грузовой транспорт; легковой транспорт);
альтернативное электроснабжение (предприятия).
В 2017 году в Красноярском крае был газифицирован и запущен в эксплуатацию первый объект коммунально-бытовой сферы - котельная, использующая в качестве топлива СУГ (с. Богучаны).
В региональном разрезе по состоянию на 01.01.2020 две трети всего СУГ используется в г. Красноярске и Емельяновском районе. Значимые объемы потребления СУГ имеют место в других крупных городах и районах центральной и южной частей территории Красноярского края - г. Назарово и Назаровском районе, г. Ачинске и Ачинском районе, г. Канске и Канском районе, г. Минусинске и Минусинском районе, а также в ЗАТО г. Зеленогорск.
Газоснабжение СПГ на территории края не осуществляется. По информации, представленной ПАО "ГМК "Норильский никель", компанией планируется реализация проекта по строительству в Норильском промышленном районе завода по производству СПГ мощностью до 42 тыс. тонн СПГ в год в целях перевода на двухтопливное потребление карьерной техники. Срок завершения проектных работ - 2022 год, строительство и ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса - 2023 год.
Уровень газификации Красноярского края природным газом и СУГ оценивается в 18,5% (природным - 17,7%). Уровень газификации СУГ населения оценивается в 0,78%).
2. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы газификации.
В части СУГ программой развития АО "Красноярсккрайгаз" планируется увеличение емкости рынка за счет привлечения новых клиентов, в том числе за счет повышения темпов газификации промышленных и сельскохозяйственных объектов.
К 2031 году планируется достичь следующих значений следующих целевых показателей:
Природный газ:
прирост потребления природного газа в год - 152,7 млн куб. м (5%);
протяженность (строительство) объектов магистрального транспорта - 70 км;
протяженность (строительство) газопроводов-отводов - 13,6 км;
количество (строительство) газораспределительных станций - 4 ед.;
реконструкция объектов транспорта природного газа (газораспределительных станций) - 0 ед.;
протяженность (строительство) межпоселковых газопроводов - 0 км;
протяженность (строительство) внутрипоселковых газопроводов - 0 км;
уровень газификации населения природным газом - 17,7%;
уровень потенциальной газификации населения - 39,3%;
газификация потребителей природным газом:
количество населенных пунктов - 2 шт.;
количество квартир (домовладений) - 0 шт.;
перевод котельных на природный газ - 0 шт.;
сжиженный углеводородный газ (СУГ):
газификация потребителей СУГ:
количество населенных пунктов - 1114 шт.;
количество квартир (домовладений) - 210 409 шт.;
уровень газификации населения СУГ - 0,78%;
потенциальный уровень газификации населения СУГ - 1,3%;
перевод котельных на СУГ - 0 шт.;
сжиженный природный газ (СПГ):
газификация потребителей СПГ:
количество населенных пунктов - 0 шт.;
количество квартир (домовладений) - 0 шт.;
уровень газификации населения СПГ - 0%;
количество (строительство) комплексов производства СПГ - 1 шт. (г.Норильск);
перевод котельных на СПГ - 0 шт;
перевод на природный газ автотранспортной техники - 30 шт.; количество (строительство) автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций - 3 шт.;
бесхозяйные объекты газораспределительной системы:
протяженность и (или) количество бесхозяйных объектов газораспределения, в том числе планируемых к регистрации права собственности на них в установленном порядке газораспределительной организацией Красноярского края - 0 ед.
АО "Норильсктрансгаз" предполагается реализовать следующие крупные мероприятия:
1. Строительство газопровода Пеляткинское ГКМ - Мессояхское ГМ (70 км, 2025 г.).
2. Строительство АГРС-1 для подготовки природного газа, поставляемого ТЭЦ-1 (1 шт., 2023 г.).
3. Строительство АГРС-2 для подготовки природного газа, поставляемого ТЭЦ-2 (1 шт., 2023 г.).
4. Строительство АГРС-3 для подготовки природного газа, поставляемого ТЭЦ-3 (1 шт., 2023 г.).
5. Строительство АГРС-4 для подготовки природного газа, поставляемого котельным г. Дудинка (1 шт., 2023 г.).
6. Строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций: строительство материнской АГНКС (1 шт., выход на проектную мощность - 2023 г.), строительство дочерней АГНКС (1 шт., 2023 г.), строительство второй АГНКС (1 шт., 2025 г.) в Норильском промышленном районе.
Перспективы газификации центральных и южных районов Красноярского края связаны с планами по строительству транзитного газопровода "Сила Сибири-2", присоединением к Единой системе газоснабжения.
3. Описание рисков реализации программы газификации, в том числе недостижения целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации
К числу внешних рисков реализации программы газификации относятся:
изменение законодательства (перераспределение полномочий, изменение сроков введения в действие некоторых законов, ухудшение условий для осуществления предпринимательской деятельности и т. п.);
риски возникновения аварийных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных, что может привести к существенному ухудшению состояния систем коммунальной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях Красноярского края и отвлечению дополнительных финансовых ресурсов;
рост цен на энергоресурсы, рост тарифов на коммунальные услуги, услуги транспортных компаний;
ухудшение инвестиционного климата в регионе.
Для снижения определенной доли внешних рисков планируется:
проведение анализа тенденций развития законодательства, прогнозирование наиболее целесообразных путей его развития;
оптимизация взаимодействия с уполномоченными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований в Красноярском крае, газораспределительными организациями, ресурсоснабжающими организациями, населением края;
оперативное принятие необходимых управленческих решений.
К внутренним рискам относятся:
финансовые риски: ограниченность ресурсов на проведение мероприятий программы газификации, финансирование не в полном объеме, неразвитость механизмов привлечения внебюджетных ресурсов;
информационные риски: этот вид риска выражается в неполноте и неточности предоставления информации о динамике изменения показателей, объемах и качестве оказанных услуг;
социальные риски, характеризующиеся:
а) высоким уровнем тарифов и низкими доходами граждан, отсутствием средств у владельцев квартир и домовладельцев на газификацию;
б) снижением потребления угля в регионе в связи с газификацией промышленных предприятий, жилищно-коммунальных и коммунально-бытовых потребителей, квартир и частных домовладений и высвобождением в связи с этим рабочих мест в угольной промышленности;
в) риски управления, связанные с ошибками управления реализацией программы газификации, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных программой газификации, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию средств, направленных на реализацию мероприятий программы газификации, невыполнению ряда мероприятий программы газификации или задержке в их выполнении.
Для снижения определенной доли внутренних рисков планируется:
оперативное принятие управленческих решений и обеспечение согласованности взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы при ее реализации;
проведение регулярного анализа исполнения мероприятий программы газификации;
своевременная актуализация плана мероприятий программы газификации, в том числе корректировка состава и сроков реализации мероприятий программы.
Управление рисками реализации мероприятий программы газификации будет осуществляться путем координации деятельности участников и соисполнителей программы.
4. Информация об объемах и источниках финансирования реализации программы газификации
Финансирование мероприятий программы газификации планируется за счет собственных средств компаний АО "Норильсктрансгаз", которые предусматривают расширение системы магистральных газопроводов, реконструкцию газопроводов-отводов, а также строительство газораспределительных станций на севере края.
Расходные обязательства федерального и краевого бюджета на реализацию мероприятий программы газификации в период 2022-2031 годов не предусмотрены.
5. Ожидаемый эффект от реализации программы газификации
Целями программы газификации являются:
5.1. Повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций региона, улучшение социально-экономических условий жизни населения Красноярского края.
5.2. Улучшение социально-экономических условий жизни населения Красноярского края.
Для достижения целей программы газификации необходимо решение следующих задач:
5.3. Создание условий для развития сетевого газоснабжения Норильского промышленного района Красноярского края.
5.4. Создание условий для повышения уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Красноярского края.
5.5. Создание условий для улучшения бытовых условий населения за счет внедрения использования газового топлива для бытовых нужд населения Красноярского края.
5.6. Создание благоприятных условий для перевода источников электро- и теплоснабжения населенных пунктов Красноярского края с иных видов топлива на газ.
5.7. Повышение надежности газоснабжения Красноярского края.
5.8. Формирование системы использования природного газа в качестве моторного топлива, развитие сети газозаправочной инфраструктуры в Красноярском крае.
Реализация мероприятия программы газификации обеспечит вклад в экономическое и социальное развитие региона по ряду направлений:
повышение надежности газоснабжения;
повышение надежности топливообеспечения;
улучшение экологической обстановки.
6. Сведения о порядке расчета показателей программы газификации
Для расчета показателей программы приняты следующие данные:
данные участников программы;
данные, содержащиеся в инвестиционных программах участников программы;
данные муниципальных образований края;
официальная публикуемая статистическая информация.
Наименование целевых показателей региональной программы |
Порядок расчета |
Источники информации |
1 |
2 |
3 |
Прирост потребления природного газа в год |
разница между объемом потребления природного газа в текущем и предыдущем годах |
данные участников программы |
Строительство магистральных газопроводов |
фактическое значение |
данные участников программы |
Строительство газопроводов-отводов |
фактическое значение |
данные участников программы |
Строительство ГРС |
фактическое значение |
данные участников программы |
Реконструкция ГРС |
фактическое значение |
данные участников программы |
Строительство межпоселковых газопроводов |
фактическое значение |
данные участников программы |
Строительство внутрипоселковых газопроводов |
фактическое значение |
данные участников программы |
Уровень газификации населения |
приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 308 "Об утверждении Методики расчета показателей газификации" (далее - методика расчета показателя, утвержденная приказом Минэнерго России от 02.04.2019 N 308) |
данные участников программы, официальная публикуемая статистическая информация |
Уровень потенциальной газификации населения |
методика расчета показателя, утвержденная приказом Минэнерго России от 02.04.2019 N 308 |
данные участников программы, официальная публикуемая статистическая информация |
Количество газифицированных природным газом населенных пунктов |
фактическое значение |
данные участников программы |
Количество газифицированных природным газом квартир (домовладений) |
фактическое значение |
данные участников программы |
Уровень газификации населения природным газом |
методика расчета показателя, утвержденная приказом Минэнерго России от 02.04.2019 N 308 |
данные участников программы, официальная публикуемая статистическая информация |
Перевод котельных на природный газ |
фактическое значение |
данные участников программы |
Уровень газификации населения сжиженным углеводородным газом |
методика расчета показателя, утвержденная приказом Минэнерго России от 02.04.2019 N 308 |
данные участников программы, официальная публикуемая статистическая информация |
Строительство комплексов производства сжиженного природного газа |
фактическое значение |
данные участников программы |
Перевод котельных на сжиженный природный газ |
фактическое значение |
данные участников программы |
Перевод на природный газ автотранспортной техники |
фактическое значение |
данные участников программы |
Строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций |
фактическое значение |
данные участников программы |
Достигнутые показатели по каждому году реализации программы определяются исходя из отчетов участников программы.
Показатели программы определяются в натуральных величинах (километрах, единицах, кубические метрах) и процентах.
7. Сведения о потребителях, на которых направлено действие программы газификации, и обоснование их выделения
Потребителями, на которых направлено действие программы газификации, будут являться население, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, предприятия автотранспорта, предприятия электро- и теплоснабжения, промышленные потребители газа, расположенные на территории Красноярского края
8. Описание мер координации деятельности органов исполнительной власти Красноярского края и организаций для достижения целей и ожидаемых результатов программы газификации
Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата программы.
Оперативный контроль за ходом реализации программы обеспечивает министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края имеет право запрашивать любого рода информацию, связанную с использованием средств, направленных на реализацию программных мероприятий.
Для управления реализацией программы газификации министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края осуществляет следующие функции:
сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
контроль над ходом реализации программных мероприятий;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления, а также организаций края, участвующих в реализации программы газификации.
9. Прогнозируемый размер расходов Красноярского края на реализацию программы газификации
Расходные обязательства краевого бюджета на реализацию мероприятий программы газификации в период 2022-2031 годов не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.