Решение Свердловского областного суда от 29 октября 2021 г. N 3а-733/2021
"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 99 ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменск-Уральского городского округа и предоставленные в аренду без торгов, утв. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.12.2020 N 4365"
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 г. по делу N 66а-218/2022 настоящее решение отменено
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
представителя административного истца Демаковой Е.Г.,
представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юдина Александра Евгеньевича о признании не действующим в части приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26 декабря 2020 года N 4365 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов" (в действующей редакции), установил:
26 декабря 2020 года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области принят приказ N 4365 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов" (далее - Приказ, оспариваемый нормативный правовой акт).
Указанным Приказом утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, которые прилагаются к Приказу (т. 1 л.д. 104-109).
Первоначальный текст документа опубликован на "Официальном Интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) 29 декабря 2020 года, N 28835, вступил в законную силу с 1 января 2021 года (т. 1 л.д. 110).
На момент рассмотрения дела судом оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20 апреля 2019 года N 1219 (т. 1 л.д. 186-187), который опубликован на "Официальном Интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) 26 апреля 2021 года, N 30127 (т. 1 л.д. 222).
Пунктом 99 приложения таблицы "Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменского городского округа и предоставленные в аренду без торгов" ставка арендной платы для вида разрешенного использования земельного участка "производственная деятельность" установлена в размере 6,68%.
Юдин А.Е. обратился в Свердловский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований (т. 1 л.д. 205-206) просил о признании не действующим с 1 января 2021 года Приказа (в действующей редакции) в части определения ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменск-Уральского городского округа и предоставленные в аренду без торгов, отнесенные к категории видов разрешенного использования "производственная деятельность" (пункт 99 таблицы), в части величины ставки арендной платы "6,68%" и отнесенные к категории видов разрешенного использования "склады" (пункт 111 таблицы) в части величины ставки арендной платы "6,68%".
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <N > по адресу: <адрес>, который относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Фактическое пользование земельным участком возлагает на Юдина А.В. обязанность вносить плату за пользование земельным участком, размер которой рассчитывается по правилам расчета арендной платы. Полагал, что оспариваемый в части Приказ противоречит статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
По мнению административного истца, увеличение размера оспариваемых ставок арендной платы в 6 раз, при снижении кадастровой стоимости земельного участка, произведено произвольно в отсутствие экономического анализа и оценки фактов, влияющих на уровень доходности земельных участков, вызвано необходимостью обеспечения поступления в бюджет соответствующих уровней доходов от арендной платы в размерах, сопоставимых с уровнем таких доходов в период действия предыдущих результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельных участков (в 2016 - 2020 годах).
Определением суда от 29 октября 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Юдина А.Е. прекращено в части требований о признании не действующим с 1 января 2021 года Приказа (в действующей редакции) в части определения ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменск-Уральского городского округа и предоставленные в аренду без торгов, отнесенных к категории видов разрешенного использования "склады" (пункт 111 таблицы) в части величины ставки арендной платы "6,68%".
Административный истец Юдин А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Демаковой Е.Г. (т. 1 л.д. 188).
В судебном заседании представитель административного истца Демакова Е.Г. требования административного искового заявления и письменного отзыва на возражения административного ответчика (т. 1 л.д. 195-197) поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений на административный иск и дополнений к ним (т. 1 л.д. 33-42, 176-182, 211-215), указал, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Абзацем 1 пункта 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов (утвержден постановлением Правительства Свердловской области) от 20 февраля 2020 года N 82-ПП) определена общая формула расчета годового размера арендной платы, согласно которой, годовой размер арендной платы за земельные участки определяется по формуле:
, где
АП - годовой размер арендной платы (рублей);
АБ - арендная база (рублей);
СтАП - ставка арендной платы за земельные участки;
ПК - понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц;
КР - коэффициент развития.
Из материалов дела следует, что Юдину А.Е. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - нежилые здания с кадастровыми номерами <N >, <N >, <N >, <N >. Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером <N >, категория земель: земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования: "для размещения производственных зданий" по адресу: <адрес>.
Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Юдина А.Е. неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером <N > за период с 1 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года в размере 234805,25 руб., рассчитанного исходя из величины ставки арендной платы "6,68%" "производственная деятельность", возбуждено дело N А60-28364/2021 (т. 1 л.д. 169, 170-171, 172, 173).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом норма (а именно пункт 99 таблицы "Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменского городского округа и предоставленные в аренду без торгов") регулирует отношения с его участием.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Как установлено пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 9 Устава Свердловской области и статье 1 Областного закона от 4 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительство Свердловской области на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Свердловской области, указов и распоряжений Губернатора Свердловской области издает правовые акты, в том числе по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов (утвержден постановлением Правительства Свердловской области) от 20 февраля 2020 года N 82-ПП) исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и утверждение результатов определения кадастровой стоимости таких объектов определяет и утверждает ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов.
В силу пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 2 июля 2015 года N 561-ПП Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области определено областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и утверждение результатов определения кадастровой стоимости таких объектов.
В силу подпункта 6 части 1 статьи 11 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" (далее - Областной закон от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ) законодательство Свердловской области составляют, в том числе, нормативные правовые акты Свердловской области, принимаемые областными исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 16 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ правовыми актами областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области являются постановления комиссий Свердловской области и приказы иных областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Право областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в пределах их компетенции издавать нормативные правовые акты в случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области, содержится в абзаце первом части 2 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов" оценке регулирующего воздействия подлежат устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Свердловской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Свердловской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проекты следующих нормативных правовых актов Свердловской области, в том числе проекты нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Из представленных в материалы дела документов следует, что проект оспариваемого Приказа прошел процедуру оценки регулирующего воздействия с подготовкой соответствующего заключения.
В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ принятие правовых актов министерств Свердловской области осуществляется путем их подписания руководителем соответствующего областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области.
Оспариваемый нормативный правовой акт подписан исполняющим обязанности Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Зыряновым С.М., на момент принятия оспариваемого Приказа возглавляющим Министерство в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 18 сентября 2017 года N 484-УГ "О членах Правительства Свердловской области".
Частью 1 статьи 103 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ установлено, что все законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат.
Требования к опубликованию нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области содержатся в статье 96 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 96 указанного Областного закона официальным опубликованием правового акта областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области нормативного характера считается первая публикация его полного текста в "Областной газете" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в "Областной газете" и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), а также официально опубликовываются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в течение десяти дней со дня их принятия.
Первоначальный текст документа опубликован на "Официальном Интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) 29 декабря 2020 года, N 28835, вступил в законную силу с 1 января 2021 года (т. 1 л.д. 110).
На момент рассмотрения дела судом оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20 апреля 2019 года N 1219, который опубликован на "Официальном Интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) 26 апреля 2021 года, N 30127.
Проанализировав и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что первоначальная редакция Приказа, а также действующая на момент рассмотрения дела судом редакция (от 20 апреля 2019 года N 1219) приняты в пределах компетенции и полномочий Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, в надлежащей форме, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Проверяя оспариваемую норму на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Действительно федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в установлении платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - Постановление от 16 июля 2018 года N 582), одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Согласно материалам дела оспариваемой нормой установлена ставка арендной платы за земельные участки, на территории Каменск-Уральского городского округа, предоставленные в аренду без торгов, отнесенные к категории видов разрешенного использования "производственная деятельность" в размере 6, 68% на период с 1 января 2021 года.
В обоснование соответствия оспариваемого акта принципу экономической обоснованности административный ответчик представил в материалы дела экономическое обоснование, выполненное специалистами ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - экономическое обоснование) (т. 1 л.д. 43-98).
В рамках подготовки экономического обоснования дано теоретическое заключение о том, что представляет собой понятие "экономическая обоснованность" и "доходность земельного участка", а также ее критерии. Проведен синтез земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований Свердловской области на основании критериев их доходности, группе арендаторов, действующих на период исследования договоров аренды; определен размер экономически обоснованных ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований.
Так, согласно содержанию экономического обоснования расчет ставок арендной платы осуществлялся в следующем порядке:
1) обработка массива данных по земельным участкам, находящимся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на основании истребованной у муниципальных образований информации;
2) анализ действующих и планируемых арендных ставок, предложенных органами местного самоуправления Свердловской области;
3) расчет базовой арендной ставки методом прямой капитализации для сегментов рынка;
4) в рамках определения ставок, расчет интеграционных коэффициентов (коэффициент, учитывающий экономическое состояние муниципального образования, в котором располагается земельный участок; коэффициент, учитывающий отраслевое использование земельного участка; коэффициент, учитывающий локальное местоположение земельного участка);
5) расчет итоговой арендной ставки для каждого вида использования;
6) согласование результатов.
В судебном заседании судом в качестве свидетеля был допрошен начальник отдела подготовки системно-аналитической информации ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" Л., который после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтвердил изложенные в экономическом обосновании выводы, пояснив, что расчет оспариваемой арендной ставки производился несколькими этапами: первым этапом определялась единая базовая арендная ставка двумя методами (на основании анализа поступивших предложений от органов местного самоуправления Свердловской области - т. 1 л.д. 87-89, 198 и методом прямой капитализации - т. 1 л.д. 89 оборот -91, 199). Предварительно у муниципальных образований Свердловской области была запрошена информация по действующим договорам аренды земельных участков и предложений о размере элементов расчета арендной платы и проанализирована поступившая информация (т. 1 л.д. 224, 225-256, т. 2 л.д. 1-58). На втором этапе производилось согласование результатов, полученное двумя методами, а далее производилась корректировка значений базовой ставки по муниципальному образованию.
Свидетель подробно объяснил алгоритм совершаемых операций, обосновав математически получаемый результат оспариваемой ставки арендной платы, пояснил об источниках информации, используемой специалистами ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (л.д. 50 экономического обоснования, л.д. 67 дела).
В ходе допроса свидетеля суд пришел к выводу о том, что экономическое обоснование содержит подробное описание проведенного исследования, основано на результатах достаточно подробного анализа рынка аренды земельных участков на территории Свердловской области, а также анализа предложений объектов недвижимости (земельных участков) согласно открытым источникам сети Интернет (собрано 1040 объектов-аналогов, расположенных в Свердловской области), содержит обоснование выбранных методов исследования и другие необходимые сведения, подготовлено лицами, обладающими специальными познаниями в рамках исследуемого вопроса.
При подготовке экономического обоснования были учтены поступившие от органов местного самоуправления предложения и замечания по ставкам арендной платы (приложение 7-1 экономического обоснования).
Оценив представленное доказательство по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что данный документ является относимым и допустимым доказательством, подтверждающим проведение органом исполнительной власти субъекта при принятии оспариваемого нормативного правового акта анализа экономических факторов, влияющих на уровень доходности земель категории вида разрешенного использования, в том числе, "производственная деятельность".
Доводы представителя административного истца о неправомерном установлении одинакового коэффициента ставки арендной платы (6,68%) для категории "производственная деятельность" и "склады" не имеют достаточных оснований для вывода о нарушении при утверждении ставки принципа экономической обоснованности определения арендной платы.
Основными принципами, утвержденными Постановлением от 16 июля 2018 года N 582, не исключается возможность установления органом власти субъекта Российской Федерации порядка определения арендной платы с применением одинаковой ставки арендной платы для земельных участков сопоставимой доходности и экономической привлекательности, расположенных в пределах одной зоны, с различными видами разрешенного использования.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), утвержден Приказом Приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (с учетом вносимых изменений), содержание вида разрешенного использования "Промышленная деятельность", код 6.0, определено как "Размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом".
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.1-6.12, то есть "Недропользование" (код 6.1), "Тяжелая промышленность" (код 6.2), "Автомобилестроительная промышленность" (код 6.2.1), "Легкая промышленность" (код 6.3), "Фармацевтическая промышленность" (код 6.3.1), "Пищевая промышленность" (код 6.4.), "Нефтехимическая промышленность" (код 6.5), "Строительная промышленность" (код 6.6), "Энергетика" (код 6.7), "Атомная энергетика" (код 6.7.1), "Связь" (код 6.8), "Склад" (код 6.9), "Складские площадки" (код 6.9.1), "Обеспечение космической деятельности" (код 6.10), "Целлюлозно-бумажная промышленность" (код 6.11), "Научно-производственная деятельность" (код 6.12).
Экономическая деятельность на земельных участках, входящих в группу видов разрешенного использования "производственная деятельность", имеет сходное направление и содержание, включает в себя в частности такие виды деятельности как "Склады" и "Складские площадки".
Имеющимися доказательствами не подтверждается наличие факторов, настолько существенно влияющих на уровень экономической доходности земельных участков в пределах данного вида разрешенного использования, что это не позволяло бы применить к ним одинаковую ставку в размере 6,68%.
Различия в доходности земельных участков, расположенных на территории Каменск-Уральского городского округа, при установлении ставок арендной платы учтены, поскольку порядок определения арендной платы в Свердловской области основывается на кадастровой стоимости земельных участков, которая сама отражает экономическую привлекательность земельного участка с учетом его месторасположения.
Проверив доводы представителя административного истца относительно несоблюдения принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, суд установил, что порядок определения размера арендной платы предусматривает одинаковую формулу ее расчета в отношении всех арендаторов на территории Свердловской области, что свидетельствует об отсутствии противоречия оспариваемой части нормативного правового акта указанному принципу.
Ссылка представителя административного истца на нарушение принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы также несостоятельна, поскольку базовый размер ставки арендной платы является одной из постоянных составляющих формулы для расчета арендной платы и не требует от арендатора самостоятельного исчисления.
Принцип предельно допустимой простоты расчета относится к расчету самой арендной платы, а не ее составляющих.
При этом оспариваемая норма устанавливает не размер арендной платы, а коэффициент, при определении которого с учетом пункта 21 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства от 16 июля 2009 года N 582 (утверждены Приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года N 710) рекомендуется учитывать основания предоставления земельного участка или наиболее распространенные цели использования земельных участков и исключать случаи, когда в результате применения поправочных коэффициентов искусственно уравнивается арендная плата за земельные участки, предоставляемые в аренду по разным основаниям или для разных целей использования.
Таких нарушений при установлении коэффициента не допущено, иного из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах, установление пунктом 99 приложения таблицы "Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменского городского округа и предоставленные в аренду без торгов" ставки арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "производственная деятельность" соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части, следовательно, и для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Юдина Александра Евгеньевича о признании не действующим с 1 января 2021 года приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26 декабря 2020 года N 4365 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов" (в действующей редакции) в части установления величины ставки арендной платы в размере 6,68% применительно к категории вида разрешенного использования земельного участка "производственная деятельность" (пункт 99 таблицы) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
Жейнова С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 29 октября 2021 г. N 3а-733/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 99 ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Каменск-Уральского городского округа и предоставленные в аренду без торгов, утв. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.12.2020 N 4365"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 г. по делу N 66а-218/2022 настоящее решение отменено